В консультации для педагогов - Игры на преодоление страха темноты у детей, говорится о том, что многие дошкольники боятся темноты: не заходят в темную комнату, просят побыть с ними или включить свет. Что делать с такими детьми? Как научить их ориентироваться в темноте и перестать ее бояться? Ответ прост: играйте с такими детьми в игры в темноте. Вот, какие игры в темноте предлагают французские психологи:В консультации для педагогов - Игры на преодоление страха темноты у детей, говорится о том, что многие дошкольники боятся темноты: не заходят в темную комнату, просят побыть с ними или включить свет. Что делать с такими детьми? Как научить их ориентироваться в темноте и перестать ее бояться? Ответ прост: играйте с такими детьми в игры в темноте. Вот, какие игры в темноте предлагают французские психологи:
Консультация для педагогов
Игры на преодоление страха темноты у детей
Многие дошкольники боятся темноты: не заходят в темную комнату, просят побыть с
ними или включить свет. Что делать с такими детьми? Как научить их ориентироваться
в темноте и перестать ее бояться? Ответ прост: играйте с такими детьми в игры в
темноте. Вот, какие игры в темноте предлагают французские психологи:
Прогулки с детьми на улице, участке после наступления темноты. Дети,
освоившиеся с неярким освещением улицы, легче привыкнут к такому освещению
и в помещении.
Поиграть вместе с детьми в полутемной комнате с приоткрытой дверью – пусть
по сюжету игры наступит ночь, и путешественникам, застигнутым врасплох,
придется искать дрова для костра в темноте (это могут быть и кубики, и
подушки). А как интересно ночью вести машину! От такой игры не отказываются
ни мальчики, ни девочки.
Принесите в спальню один или два карманных фонарика. Зажгите их и закройте
чемнибудь вроде коробки изпод обуви (в случае необходимости можно
приподнять коробку) и закройте дверь в спальню. Фонарик – прекрасное средство
ориентирования в пространстве, которое к тому же помогает ребенку развивать
навыки управления собственными движениями, ведь ребенок должен научиться
чётко направлять пучок света и удерживать его. Можно предложить следующие
игры с фонариком:
Взяв в руку фонарик, быстро вращать им – получается чтото вроде маленькой
мельницы.
Освещать пространство перед собой, сзади себя, над собой, опускаясь вниз, сидя
на корточках, ползая на четвереньках и т.д.
Создавать на полу нечто вроде улитки – поднимая фонарь, уменьшать круг света;
опуская увеличивать его.
Вместе с детьми подойдите к зеркалу. "Наведите " фонарик на свою ногу, руку,
подбородок, ухо и предложите ребятам, глядя на ваше отражение, осветить то жесамое у себя. Погримасничайте с детьми перед зеркалом, освещая лица
карманным фонариком.
Устройте с детьми несложный "театр теней": поместив фонарик за развешенную
простыню, зайдите за неё и попросите ребят угадать, какие движения вы делаете,
затем предложите комуто из детей показывать движения за простынёй, а
остальным угадать.
Кроме игр с карманным фонариком, по мере привыкания детей к играм в полутемной
комнате в ней можно организовать и другие игры:
1. Потанцуйте с детьми в полутёмной комнате с приоткрытой дверью или в свете луча
фильмоскопа, настольной лампы, фонарика двигаясь под музыку и без неё; под
медленные и быстрые мелодии; под музыку, прерываемую короткими моментами
тишины; при неподвижном источнике света (лежит на полу) и при подвижном
освещении (отвожу источник освещения в сторону от детей) и т.д.
2. Проведите ту же игру "Жмурки", но в полутемной комнате.
3. Игра "Что в углу?". Выключаем свет и под слова стихотворения А.Л.Кушнир "Что
в углу?" определяем, что висит в углу:
Что виднеется в углу?
С чёрной тенью на полу,
Непонятное, немое,
Не пойму и сам какое,
Человек или предмет?
Ах, скорей зажгите свет!
Вдруг оно сейчас подскочит,
Утащить меня захочет?
Вдруг, издав ужасный стон,
Побежит за мной вдагон?
Схватит? Стащит одеяло?
Свет зажгли – мне стыдно стало.
Я ошибся. Виноват.
Это – дедушкин (нянечкин) халат!Произнося текст стихотворения, дети стараются изобразить и пережить все чувства и
эмоции, о которых говорится в стихотворении.
4. Игра "Страшный зверь". Играем с 4х лет.
Выбираем кошку, храброго (предпочтительно из тех детей, кто боится темноты) и
трусливого мальчика и в полутёмной комнате обыгрываем стихотворение В.Семерина
"Страшный зверь":
Прямо в комнатную дверь,
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки,
И усы топорщатся,
У него горят зрачки –
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лоснится,
Может это львица?
Может быть волчица?
Глупый мальчик крикнул:
Рысь!
Храбрый мальчик крикнул:
Брысь!
5. Придумать вместе с детьми сказку про мальчика, девочку или про игрушечного
мишку, которые боялись темноты. Пусть героям сказки будет очень стыдно за свой
страх, и они изо всех сил постараются его преодолеть, а вместе с героями сказки будут
преодолевать свой страх и дети. Если малыш почувствует, что он не одинок в своём
страхе, ему легче "раскрыться". Скажите, что любимая игрушка или герой боятся
темноты больше, чем он. Тогда, успокаивая любимца, ребенок почувствует себя
сильнее и старше и сможет справиться со своим страхом.
В конце можно предложить детям порисовать на темы ночи и сна, вместе сочинить
колыбельные песенки, мастерить кроватку для куклы – трусишки, которая тоже боится
темноты. Такие игры способствуют тому, что негативные эмоции ребенка и чувства
страха останутся лишь в играх и на бумаге, а в жизни ребёнок будет жизнерадостным исмелым даже в кромешной темноте!
У старших дошкольников и младших школьников большая часть страхов лежит в
области учебной деятельности: боязнь "быть не тем", страх сделать ошибку, боязнь
получить плохую оценку (своей работе, поведению), боязнь конфликта со
сверстниками. Такие страхи не только лишают ребенка психологического комфорта,
радости учения и общения со сверстниками и взрослыми, но и способствуют развитию
детских неврозов. Выяснить эти страхи и откорректировать их можно также с помощью
игр, рисунков, занятий сказкотерапией и определенных методик. Приведем примеры:
1. Метод неоконченных предложений. Используется для диагностики страхов в
различных сферах общения и деятельности ребенка:
Когда я думаю о детском саде (школе) …
Когда я иду в детский сад (школу, лес)…
Когда воспитатель задает вопрос, я…
Когда я получаю плохую оценку своей работы (поступка) …
Когда я отвечаю у доски …
В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания
ребенка, которые так важно знать воспитателю.
2.Рисование на темы: "В детском саду", "В школе", "На улице", "Во дворе", "Семья",
"Мой страх", "Что мне снилось страшное" или "Чего я боюсь ночью", "Чего я боюсь
днем", "Что было со мной самое плохое или самое хорошее". Тема "Кем я хочу стать"
предлагается после прорисовки всех выше названных тем способствует повышению
уверенности детей в своих силах и вносит в настроение детей оптимистическую струю.
Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а наоборот, снижает
напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунках детей страх уже во
многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается
меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе всё это снимает
аффективнотравмирующее звучание страха в психике ребенка и способствует его
эмоциональному благополучию.Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь