Консультация для педагогов - Игры на преодоление страха темноты у детей

  • Игры
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - Игры на преодоление страха темноты у детей, говорится о том, что многие дошкольники боятся темноты: не заходят в темную комнату, просят побыть с ними или включить свет. Что делать с такими детьми? Как научить их ориентироваться в темноте и перестать ее бояться? Ответ прост: играйте с такими детьми в игры в темноте. Вот, какие игры в темноте предлагают французские психологи:В консультации для педагогов - Игры на преодоление страха темноты у детей, говорится о том, что многие дошкольники боятся темноты: не заходят в темную комнату, просят побыть с ними или включить свет. Что делать с такими детьми? Как научить их ориентироваться в темноте и перестать ее бояться? Ответ прост: играйте с такими детьми в игры в темноте. Вот, какие игры в темноте предлагают французские психологи:
Иконка файла материала ---Консультация для педагогов -Игры на преодоление страха темноты у детей.docx
Консультация для педагогов Игры на преодоление страха темноты у детей Многие дошкольники боятся темноты: не заходят в темную комнату, просят побыть с  ними или включить свет. Что делать с такими детьми? Как научить их ориентироваться  в темноте и перестать ее бояться? Ответ прост: играйте с такими детьми в игры в  темноте. Вот, какие игры в темноте предлагают французские психологи:  Прогулки с детьми на улице, участке после наступления темноты. Дети,  освоившиеся с неярким освещением улицы, легче привыкнут к такому освещению и в помещении.  Поиграть вместе с детьми в полутемной комнате с приоткрытой дверью – пусть  по сюжету игры наступит ночь, и путешественникам, застигнутым врасплох,  придется искать дрова для костра в темноте (это могут быть и кубики, и  подушки). А как интересно ночью вести машину! От такой игры не отказываются  ни мальчики, ни девочки.  Принесите в спальню один или два карманных фонарика. Зажгите их и закройте  чем­нибудь вроде коробки из­под обуви (в случае необходимости можно  приподнять коробку) и закройте дверь в спальню. Фонарик – прекрасное средство ориентирования в пространстве, которое к тому же помогает ребенку развивать  навыки управления собственными движениями, ведь ребенок должен научиться  чётко направлять пучок света и удерживать его. Можно предложить следующие  игры с фонариком:  Взяв в руку фонарик, быстро вращать им – получается что­то вроде маленькой  мельницы.  Освещать пространство перед собой, сзади себя, над собой, опускаясь вниз, сидя  на корточках, ползая на четвереньках и т.д.  Создавать на полу нечто вроде улитки – поднимая фонарь, уменьшать круг света; опуская ­ увеличивать его.  Вместе с детьми подойдите к зеркалу. "Наведите " фонарик на свою ногу, руку,  подбородок, ухо и предложите ребятам, глядя на ваше отражение, осветить то жесамое у себя. Погримасничайте с детьми перед зеркалом, освещая лица  карманным фонариком.  Устройте с детьми несложный "театр теней": поместив фонарик за развешенную  простыню, зайдите за неё и попросите ребят угадать, какие движения вы делаете,  затем предложите кому­то из детей показывать движения за простынёй, а  остальным ­ угадать. Кроме игр с карманным фонариком, по мере привыкания детей к играм в полутемной  комнате в ней можно организовать и другие игры:  1. Потанцуйте с детьми в полутёмной комнате с приоткрытой дверью или в свете луча  фильмоскопа, настольной лампы, фонарика двигаясь под музыку и без неё; под  медленные и быстрые мелодии; под музыку, прерываемую короткими моментами  тишины; при неподвижном источнике света (лежит на полу) и при подвижном  освещении (отвожу источник освещения в сторону от детей) и т.д. 2. Проведите ту же игру "Жмурки", но в полутемной комнате. 3. Игра "Что в углу?". Выключаем свет и под слова стихотворения А.Л.Кушнир "Что  в углу?" определяем, что висит в углу: Что виднеется в углу? С чёрной тенью на полу, Непонятное, немое, Не пойму и сам какое,  Человек или предмет? Ах, скорей зажгите свет! Вдруг оно сейчас подскочит,  Утащить меня захочет? Вдруг, издав ужасный стон, Побежит за мной вдагон? Схватит? Стащит одеяло? Свет зажгли – мне стыдно стало. Я ошибся. Виноват. Это – дедушкин (нянечкин) халат!Произнося текст стихотворения, дети стараются изобразить и пережить все чувства и  эмоции, о которых говорится в стихотворении. 4. Игра "Страшный зверь". Играем с 4­х лет. Выбираем кошку, храброго (предпочтительно из тех детей, кто боится темноты) и  трусливого мальчика и в полутёмной комнате обыгрываем стихотворение В.Семерина  "Страшный зверь": Прямо в комнатную дверь,  Проникает страшный зверь! У него торчат клыки, И усы топорщатся, У него горят зрачки – Испугаться хочется! Хищный глаз косится,  Шерсть на нем лоснится, Может это львица? Может быть волчица? Глупый мальчик крикнул:  Рысь! Храбрый мальчик крикнул:  Брысь! 5. Придумать вместе с детьми сказку про мальчика, девочку или про игрушечного  мишку, которые боялись темноты. Пусть героям сказки будет очень стыдно за свой  страх, и они изо всех сил постараются его преодолеть, а вместе с героями сказки будут  преодолевать свой страх и дети. Если малыш почувствует, что он не одинок в своём  страхе, ему легче "раскрыться". Скажите, что любимая игрушка или герой боятся  темноты больше, чем он. Тогда, успокаивая любимца, ребенок почувствует себя  сильнее и старше и сможет справиться со своим страхом. В конце можно предложить детям порисовать на темы ночи и сна, вместе сочинить  колыбельные песенки, мастерить кроватку для куклы – трусишки, которая тоже боится темноты. Такие игры способствуют тому, что негативные эмоции ребенка и чувства  страха останутся лишь в играх и на бумаге, а в жизни ребёнок будет жизнерадостным исмелым даже в кромешной темноте! У старших дошкольников и младших школьников большая часть страхов лежит в  области учебной деятельности: боязнь "быть не тем", страх сделать ошибку, боязнь  получить плохую оценку (своей работе, поведению), боязнь конфликта со  сверстниками. Такие страхи не только лишают ребенка психологического комфорта,  радости учения и общения со сверстниками и взрослыми, но и способствуют развитию  детских неврозов. Выяснить эти страхи и откорректировать их можно также с помощью игр, рисунков, занятий сказкотерапией и определенных методик. Приведем примеры: 1. Метод неоконченных предложений. Используется для диагностики страхов в  различных сферах общения и деятельности ребенка: Когда я думаю о детском саде (школе) … Когда я иду в детский сад (школу, лес)… Когда воспитатель задает вопрос, я… Когда я получаю плохую оценку своей работы (поступка) … Когда я отвечаю у доски … В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания  ребенка, которые так важно знать воспитателю. 2.Рисование на темы: "В детском саду", "В школе", "На улице", "Во дворе", "Семья",  "Мой страх", "Что мне снилось страшное" или "Чего я боюсь ночью", "Чего я боюсь  днем", "Что было со мной самое плохое или самое хорошее". Тема "Кем я хочу стать" ­  предлагается после прорисовки всех выше названных тем способствует повышению  уверенности детей в своих силах и вносит в настроение детей оптимистическую струю. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а наоборот, снижает  напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунках детей страх уже во  многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается  меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе всё это снимает  аффективно­травмирующее звучание страха в психике ребенка и способствует его  эмоциональному благополучию.Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь

Посмотрите также