Консультация для педагогов «Мальчишки и девчонки – они такие разные»
Оценка 5
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
12.09.2018
(Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ)
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становление самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя, как представителя определенного пола. Необходимость гендерной социализации назрела уже давно. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Поэтому главным направлением при внедрении гендерного подхода в дошкольном учреждении является дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.гендерноевоспитание в условиях ДОУ
konsultaciya_gender.docx
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№ 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово»
Консультация для педагогов
«Мальчишки и девчонки – они такие разные»
(Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ) Составитель:
Морева Татьяна Николаевна
2018г.
Цель: углубить знания педагогов о формировании у детей гендерной
принадлежности в условиях ДОУ.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становление самосознания
ребенка, важным компонентом которого является осознание себя, как
представителя определенного пола. Необходимость гендерной социализации
назрела уже давно. Под «гендером» понимается социальный пол человека,
формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя
психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами
(мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения
называются гендерными.
Поэтому главным направлением при внедрении гендерного подхода в
к
дошкольном учреждении является
подход
воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
дифференцированный
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого
педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те
уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
В результате анализа психологопедагогических исследований, было
установлено, что именно в период дошкольного детства у детей, происходит
принятие гендерной роли:
к возрасту 23 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо
мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям
становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся
мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не
изменится.
При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки
нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового
восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и
для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на
зрительном восприятии. В продуктивной деятельности важно создавать условия для того, чтобы
девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно
или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей
рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки
мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.
При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка,
лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо
помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее
публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии
других детей, родителей и т.п… Для мальчиков наиболее значимым является
указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться,
чистить зубы, конструировать чтото и т.п. Каждый приобретенный навык,
результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на
его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым
достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что
добившись результата в какомто виде деятельности, они так счастливы этим,
что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им
утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со
стороны воспитателя.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в
игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили,
которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям
– женщинам ближе тихие игры девочек на семейнобытовые темы. Мальчики
очень любят подвижные и более эмоциональные игры, что на самом деле не
является проявлением агрессии и создает у детей положительный
эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность
мальчиков в таких играх и резко прерывают их, лишая детей радости, которую
они при этом испытывают. Шумные, наполненные движением игры мальчиков
вызывают у воспитателей опасения, так как они считают, что такого рода игры
являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а,
следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В
результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно
сказывается на их личностном развитии.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной
педагогической задачей является преодоление разобщенности между детьми
и организации совместных игр,
в процессе которых дети могли бы
действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Где
мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Организация
таких игр может быть построена, через театрализованную деятельность. Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с
организацией предметнопространственной среды.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития
личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального
опыта. Предметнопространственная среда не только обеспечивает разные виды
активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и
является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных
особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть
перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их
усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных,
индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
С учетом ФГОС в детском саду можно использовать гендерную
принадлежность, через непосредственно – образовательную деятельность:
участие в конкурсах «Есть такая профессия – Родину защищать»,
«Знакомство с русским народным костюмом», «Пожар», «Русские богатыри –
защитники Отечества», «Будем в Армии служить»
Беседы «Кто я: мальчик или девочка?», «Чем мы похожи и чем
отличаемся?»… «Мои достоинства», «Мои таланты», «Мои недостатки»…
Словесные игры «Мир без тебя», «На какого сказочного героя я похож
(похожа)?», «Что умеют руки мальчиков?», «Что умеют руки девочек?»…
Тренинги и педагогические ситуации «Обратись ко мне по имени»,
«Поможем девочкам», «Волшебная ромашка», «Снежный ком из ласковых
имен», «Комплименты»…
Чтение художественной литературы Памятка для педагогов и родителей при общении с мальчиками и девочками
∙ Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с
присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и
даже любить их надо поразному. Но обязательно очень любить.
∙ Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они
такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников –
мальчиков.
∙ Не забывайте, что мальчики и девочки поразному видят, слышат, осязают, по
разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное поразному
осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы
взрослые.
∙ Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина –
девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с
ними – неверно и бесполезно.
∙ Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности
выполнения вашего задания.
∙ Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту,
включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее
рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы
он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
∙ С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип
выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно
учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по
дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке),
подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
∙ Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для
мальчиков.
∙ Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность чтото понять или
сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет
хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в какихто областях, он будет знать, и уметь
больше вас. ∙ Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и
тревожность мальчиков.
∙ Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, –
бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала
разберитесь, в чем ошибка.
∙ Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут
долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал,
и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
Консультация для педагогов «Мальчишки и девчонки – они такие разные»
Консультация для педагогов «Мальчишки и девчонки – они такие разные»
Консультация для педагогов «Мальчишки и девчонки – они такие разные»
Консультация для педагогов «Мальчишки и девчонки – они такие разные»
Консультация для педагогов «Мальчишки и девчонки – они такие разные»
Консультация для педагогов «Мальчишки и девчонки – они такие разные»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.