Данная статья содержит рекомендации для воспитателей по планированию и проведению работы по ознакомлению младших дошкольников с ближайшим окружением в соответствии с ФГОС. Здесь выделены основные задачи, а также методы и способы работы с детьми младшего и среднего возраста по ознакомлению с окружающим миром.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда
закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются
ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других
людей.
Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с
объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения.
Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где
находятся его детский сад, в будущем школа, в которой он будет учиться,
воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней
отношение. Выделены основные задачи патриотического воспитания при
ознакомлении детей младшего и среднего дошкольного возраста с ближайшим
окружением:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу; формирование навыков поведения в
детском саду, на участке, во время прогулок по ближайшим улицам, а
также навыков общения со сверстниками, родителями, сотрудниками
детского сада;
воспитание у детей уважительного отношения к труду взрослых,
знакомство с профессиями, понимание назначения атрибутов
профессиональной деятельности;
формирование бережного отношения к природе и всему живому.
Знакомство дошкольников со страной её историей, родным городом
начинается с детского сада, который является частью социальной
инфраструктуры.
Сад – чрезвычайно важный этап в ознакомлении детей 45 лет с социумом и
в начальном этапе патриотического воспитания. Нами организованы целевые
посещения кухни, медицинского блока, прачечной. Сколько интересных и
необыкновенных для ребенка вещей можно здесь увидеть. Кромепознавательной ценности, экскурсии по саду способствуют более легкой и
быстрой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди,
работающие в детском саду, больше не пугают малыша, они становятся
близкими и понятными ему.
Начиная со второй младшей группы, мы знакомим детей с объектами,
находящимися на территории детского сада. Для закрепления полученных
знаний проводятся игры наиболее доступный вид деятельности, способ
переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
В Программе ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. (Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.) по ознакомлению младших
дошкольников с окружающим миром:
Предметное окружение. Продолжать знакомить детей с предметами
ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды
транспорта), их функциями и назначением.
Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов;
расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко).
Знакомить детей со свойствами материалов (прочность, твердость, мягкость),
со структурой поверхности (гладкая, шероховатая, с узелками). Рассказывать
о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.),
другие созданы природой (камень, шишки). Учить способам обследования
предметов, включая простейшее экспериментирование (тонет — не тонет,
рвется— не рвется). Учить группировать и классифицировать хорошо
знакомые предметы (посуда — мебель; чайная, столовая, кухонная посуда).
Семья. Беседовать с детьми о членах семьи, подчеркивать их заботу друг о
друге.Детский сад. Напоминать имена и отчества некоторых работников детского
сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший
воспитатель и др.). Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с
ними. Стимулировать желание поддерживать порядок в группе, формировать
бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам. Совершенствовать
умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учить
различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого,
желтого и красного сигналов светофора.
Родная страна. Учить детей называть родной город (поселок). Побуждать их
рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском
городке, на даче). В дни праздников обращать внимание детей на красочное
оформление зала детского сада, воспитывать чувство сопричастности к жизни
дошкольного учреждения, страны.
Труд взрослых. Продолжать знакомить с профессиями (медицинская сестра,
повар, воспитатель), обращать внимание на трудовые действия и их результат.
Учить беречь то, что сделано людьми.
Одним из главных методов являются: наблюдение, беседа.
Большое внимание стоит уделить игре как основному виду деятельности
детей, также многие знания закрепляются в процессе трудовой деятельности.
Также имеет большое значение чтение художественной литературы.
Семья: кого мы называем семьёй, родственные отношения, обязанности
каждого члена семьи.
Детский сад: наша большая семья. Воспитатель знакомит детей трудом
сотрудников детского сада: поваром, работниками прачечной, напоминает,что в каждой группе работают воспитатели, няни, объясняет, что делает
медсестра.
Дети посещают помещения других групп. Воспитатель привлекает детей к
заботе о самых маленьких: помочь собрать игрушки, подмести участок и т.д.
Много целевых прогулок можно организовать по участку детского сада.
Подвести детей к тому, что всё сделано руками человека, причём люди
старались, чтобы детям было интересно. Ко всему нужно относиться
бережно.
Родной город. В средней группе детям ещё трудно представить себе
город, их жизнь в основном ограничена тем микрорайоном, где они
живут. Но можно познакомить с близлежащими улицами. Можно познакомить
с основной достопримечательностью – Соборной горой.
Основной метод по ознакомлению с трудом взрослых – наблюдение. В
средней группе проводятся целевые прогулки, целевые посещения и
экскурсии, во время которых желательно привлечь детей к посильному
для них труду.
Знания о труде взрослых закрепляются в сюжетно – ролевых и
дидактических играх.
Предметный мир. Предметы окружают ребёнка всю его жизнь, поэтому
необходимо уделять им большое внимание. В средней группе продолжаем
знакомить детей с названиями различных материалов, из которых
сделаны предметы, а также их свойствами.
Продолжаем знакомить с обобщающими понятиями: посуда, мебель ит.д.