Консультация для педагогов "Ознакомление младших дошкольников с ближайшим окружением"

  • Педсоветы
  • doc
  • 07.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная статья содержит рекомендации для воспитателей по планированию и проведению работы по ознакомлению младших дошкольников с ближайшим окружением в соответствии с ФГОС. Здесь выделены основные задачи, а также методы и способы работы с детьми младшего и среднего возраста по ознакомлению с окружающим миром.
Иконка файла материала Doc12.doc
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда  закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются  ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других  людей.      Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с  объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения.  Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где  находятся его детский сад, в будущем школа, в которой он будет учиться,  воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней  отношение.    Выделены основные задачи патриотического воспитания при  ознакомлении детей младшего и среднего дошкольного возраста с ближайшим окружением:    воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,  детскому саду, улице, городу; формирование навыков поведения в  детском саду, на участке, во время прогулок по ближайшим улицам, а  также навыков общения со сверстниками, родителями, сотрудниками  детского сада;  воспитание у детей уважительного отношения к труду взрослых,  знакомство с профессиями, понимание назначения атрибутов  профессиональной деятельности;   формирование бережного отношения к природе и всему живому.  Знакомство дошкольников со страной её историей, родным городом  начинается с детского сада, который является частью социальной  инфраструктуры.      Сад – чрезвычайно важный этап в ознакомлении детей 4­5 лет с социумом и  в начальном этапе патриотического воспитания. Нами организованы целевые  посещения кухни, медицинского блока, прачечной. Сколько интересных и  необыкновенных для ребенка вещей можно здесь увидеть. Кромепознавательной ценности, экскурсии по саду способствуют более легкой и  быстрой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди,  работающие в детском саду, больше не пугают малыша, они становятся  близкими и понятными ему.      Начиная со второй младшей группы, мы знакомим детей с объектами,  находящимися на территории детского сада. Для закрепления полученных  знаний проводятся игры ­ наиболее доступный вид деятельности, способ  переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.  В Программе ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. (Примерная  общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е.  Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.) по ознакомлению младших  дошкольников с окружающим миром:  Предметное окружение. Продолжать знакомить детей с предметами  ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды  транспорта), их функциями и назначением. Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов;  расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко).  Знакомить детей со свойствами материалов (прочность, твердость, мягкость),  со структурой поверхности (гладкая, шероховатая, с узелками). Рассказывать  о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.),  другие созданы природой (камень, шишки). Учить способам обследования  предметов, включая простейшее экспериментирование (тонет — не тонет,  рвется— не рвется). Учить группировать и классифицировать хорошо  знакомые предметы (посуда — мебель; чайная, столовая, кухонная посуда). Семья. Беседовать с детьми о членах семьи, подчеркивать их заботу друг о  друге.Детский сад. Напоминать имена и отчества некоторых работников детского  сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший  воспитатель и др.). Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с  ними. Стимулировать желание поддерживать порядок в группе, формировать  бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам. Совершенствовать  умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учить  различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого,  желтого и красного сигналов светофора. Родная страна. Учить детей называть родной город (поселок). Побуждать их  рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском  городке, на даче). В дни праздников обращать внимание детей на красочное  оформление зала детского сада, воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны. Труд взрослых. Продолжать знакомить с профессиями (медицинская сестра,  повар, воспитатель), обращать внимание на трудовые действия и их результат. Учить беречь то, что сделано людьми.   Одним из главных методов являются: наблюдение, беседа.  Большое внимание стоит уделить игре как основному виду деятельности  детей, также многие знания закрепляются в процессе трудовой деятельности.  Также имеет большое значение чтение художественной литературы.  Семья: кого мы называем семьёй, родственные отношения, обязанности  каждого члена семьи. Детский сад: наша большая семья. Воспитатель знакомит детей трудом  сотрудников детского сада: поваром, работниками прачечной, напоминает,что в каждой группе работают воспитатели, няни, объясняет, что делает   медсестра.  Дети посещают помещения других групп.  Воспитатель привлекает детей к  заботе о самых маленьких: помочь собрать игрушки, подмести  участок и т.д. Много целевых прогулок можно организовать по участку детского сада.  Подвести детей к тому, что всё сделано руками человека, причём  люди   старались,  чтобы  детям  было  интересно. Ко всему  нужно  относиться   бережно.    Родной  город. В  средней  группе  детям  ещё  трудно  представить  себе   город,  их  жизнь  в  основном  ограничена  тем  микрорайоном, где  они   живут. Но можно познакомить с близлежащими улицами. Можно познакомить  с  основной  достопримечательностью – Соборной  горой.   Основной  метод  по  ознакомлению  с  трудом  взрослых – наблюдение. В   средней  группе  проводятся  целевые  прогулки,  целевые  посещения  и   экскурсии,  во  время  которых  желательно  привлечь  детей  к  посильному   для  них  труду.  Знания  о  труде  взрослых  закрепляются  в  сюжетно – ролевых и   дидактических  играх. Предметный  мир.  Предметы окружают ребёнка всю его жизнь, поэтому   необходимо  уделять  им  большое  внимание. В средней группе продолжаем   знакомить  детей  с  названиями  различных  материалов,  из  которых   сделаны  предметы, а также  их  свойствами. Продолжаем знакомить с обобщающими понятиями: посуда, мебель ит.д.