Консультация для педагогов "Причины школьной дезадаптации"
Оценка 4.9
Повышение квалификации +1
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
30.03.2019
Предложенный материал поможет педагогам познакомиться с понятием «дезадаптация», причинами и формой проявления школьной дезадаптации, научить приёмам коррекционной работы по исключению дезадаптации в коррекционном учреждении. Материал могут использовать воспитатели, классные руководители, социальные педагоги в работе с детьми девиантного поведения, для проведения профилактических мер по школьной дезадаптации.
консультация 3.docx
Консультация №4
Причины школьной дезадаптации
Цель: Познакомить начинающих воспитателей с понятием «дезадаптация», причинами и
формой проявления школьной дезадаптации, научить приёмам коррекционной работы по
исключению дезадаптации в коррекционном учреждении.
План консультации:
1.
2.
3.
4.
5.
Введение. Что такое «школьная дезадаптация».
Причины школьной дезадаптации.
Формы проявления дезадаптации.
Предупреждение школьной дезадаптации.
Литература для изучения.
Введение
Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все
более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервнопсихических заболеваний и
функциональных расстройств среди детского населения,
требует широких
профилактических мер в системе образования.
Качественная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья,
дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из
совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые,
усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его
интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и, прежде всего, к ее
социальнопсихическому уровню. Так или иначе, поступление в школу всегда связано с
изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального
существования.
В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило,
некоторая совокупность признаков,
свидетельствующих о несоответствии
социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации
школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.
С понятием “школьной дезадаптации” связывают любые отклонения в учебной
деятельности школьников. Эти отклонения могут быть и у психически здоровых детей, и у
детей с различными нервнопсихическими расстройствами (но не у детей с физическими
дефектами, органическими расстройствами, олигофренией и др.). Школьная дезадаптация,
согласно научному определению, – это образование неадекватных механизмов
приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной
деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми,
повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д.
Характерны внешние проявления, на которые обращают внимание педагоги и родители –
это снижение интереса к учёбе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшение
успеваемости, медленный темп усвоения учебного материала, неорганизованность,
невнимательность, медлительность или гиперактивность, неуверенность в себе,
конфликтность и т.д. Одним из основных факторов, способствующих формированию
школьной дезадаптации, являются нарушения функции ЦНС. По данным проведённого
обследования нами выявлена школьная дезадаптация у 30% детей, что в основном
соответствует наличию у данной категории детей минимальных мозговых дисфункций
(ММД). Основными факторами, приводящими к ММД, являлись: отягощённый анамнез,
течение беременности и родов. В дальнейшем проявления ММД характеризовались нарушением речевых функций, внимания, памяти, хотя по общему интеллектуальному
развитию дети находились на уровне нормы или испытывали незначительные когнитивные
трудности в школьном обучении.
На основании выявленных изменений выделены следующие синдромы:
неврозоподобный;
астенический синдром;
синдром гиперактивности с дефицитом внимания.
Таким образом, основная часть детей, страдающих ММД, которая приводит в
дальнейшем к школьной дезадаптации, нуждается в наблюдении и лечении у невролога с
привлечением психологов, педагогов, логопедов и с обязательным включением методов
психологопедагогической коррекции.
Значительные трудности в соблюдении школьных норм и правил поведения испытывают
дети с различными нейродинамическими нарушениями, наиболее часто проявляющимися
синдромом гипервозбудимости, дезорганизующим не только деятельность ребенка, но и его
поведение в целом. У возбудимых моторнорасторможенных детей типичными являются
расстройства внимания, нарушения целенаправленности деятельности, препятствующие
успешному усвоению учебного материала.
Другой формой нейродинамических расстройств является психомоторная
заторможенность. Школьники с этим нарушением отличаются заметным снижением
двигательной активности, замедленным темпом психической деятельности, обеднённостью
диапазона и выраженности эмоциональных реакций. Эти дети также испытывают серьезные
затруднения в учебной деятельности, так как не успевают работать в едином со всеми
темпе, не способные к быстрому реагированию на изменение тех или иных ситуаций, что
помимо учебных неудач препятствует нормальным контактам с окружающими.
Нейродинамические нарушения могут проявляться в форме нестабильности психических
процессов, что на поведенческом уровне обнаруживает себя эмоциональной
неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и,
наоборот, от полного бездействия – к неупорядоченной гиперактивности. Для этой
категории детей достаточно характерным является бурное реагирование на ситуации
неуспеха, иногда приобретающее отчетливо истерический оттенок. Типичным для них
является также быстрое утомление на уроках, частые жалобы на плохое самочувствие, что
в целом приводит к неравномерным достижениям в учебе, заметно снижая общий уровень
успеваемости даже при высоком уровне развития интеллекта.
Психологические трудности дезадаптирующего характера, испытываемые детьми данной
категории, чаще всего имеют вторичную обусловленность, формируясь как следствие
неверной интерпретации учителем их индивидуальнопсихологических свойств.
Факторами, не благоприятно сказывающими на адаптацию ребенка к школе, являются
такие интегративные личностные образования, как самооценка и уровень притязаний.
При неадекватном их завышении дети некритично стремятся к лидерству, реагируют
негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых
либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою
несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит
внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Последствиями
такого конфликта могут стать не только снижение успеваемости, но и ухудшение
состояния здоровья на фоне явных признаков общей социальнопсихической дезадаптации.
Не менее серьезные проблемы возникают и у детей со сниженной самооценкой: их
поведение отличается нерешительностью, конформизмом, крайней неуверенностью в
собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие
инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях. Как показывают исследования причины школьной дезадаптации в основном лежат вне
школы – в сфере семейного воспитания. Поэтому не стоит удивляться, что основным
рекомендациями, которые даются родителям таких детей, когда они обращаются к
психологу, – изменить чтото в своей семье. Часто родители удивлены: при чем тут
семья, когда у ребенка проблемы в школе? Но в томто и дело, что причины возникновения
школьной дезадаптации школьников чаще всего связаны с отношением к ребенку и его
учебной деятельности в семье.
Преодоление любой формы школьной дезадаптации, прежде всего, должно быть
направлено на устранение причин, ее вызывающих.
Причины школьной дезадаптации
Природа школьной неуспеваемости может быть представлена самыми различными
факторами.
Недостатки в подготовке ребенка к школе, социальнопедагогическая запущенность.
Соматическая ослабленность ребенка.
Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.
Двигательные нарушения.
Эмоциональные расстройства.
Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего для
интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от
интеллекта не нуждается в доказательствах.
Формы проявления школьной дезадаптации
Форма дезадаптации
Причины
Первичный запрос
Плохая успеваемость по
всем предметам.
Неорганизованность,
невнимательность,
зависимость от взрослых,
ведомость.
Несформированность
навыков учебной
деятельности.
Неспособность к
произвольной
регуляции внимания,
поведения и учебной
деятельности.
– педагогическая
запущенность;
– недостаточное
интеллектуальное и
психомоторное
развитие ребенка;
– отсутствие помощи
и внимания со стороны
родителей и учителей.
– неправильное
воспитание в семье
(отсутствие внешних
норм, ограничений);
– потворствующая
гипопротекция
(вседозволенность,
отсутствие
ограничений и норм);
– доминирующая
гиперпротекция
Коррекционные
мероприятия
Специальные
беседы с ребенком,
в ходе которых
надо установить
причины нарушений
учебных навыков и
дать рекомендации
родителям.
Работа с семьей;
анализ
собственного
поведения учителей
с целью
предотвратить
возможное
неправильное
поведение. (полный контроль
действий ребенка
взрослыми).
– неправильное
воспитание в семье
или игнорирование
взрослыми
индивидуальных
особенностей детей;
– минимальная
мозговая дисфункция;
– общая соматическая
ослабленность;
– задержка развития;
– слабый тип нервной
системы.
Ребенок не может
выйти за границы
семейной общности –
семья не выпускает
его (у детей, родители
которых используют
их для решения своих
проблем.
– стремление
родителей
"инфантилизировать"
ребенка;
– психологическая
неготовность к школе;
– разрушение
мотивации под
воздействием
неблагоприятных
факторов в школе или
дома.
Неумение
приспособиться к темпу
учебной жизни
(темповая
неприспособленность).
Школьный невроз или
“боязнь школы”,
неумение разрешить
противоречие между
семейными и
школьными “мы”.
Несформированность
школьной мотивации,
направленность на
нешкольные виды
деятельности.
Длительное приготовление
уроков, утомление к концу
дня, опоздания в школу и
т.д.
Работа с семьёй по
преодолению
оптимального
режима нагрузки
ученика.
Страхи, тревожность.
Нет интереса к учебе, "ему
бы играть",
недисциплинированность,
безответственность,
отставание в учебе при
высоком интеллекте.
Необходимо
подключение
психолога –
семейная терапия
или групповые
занятия для детей в
сочетании с
групповыми
занятиями для их
родителей.
Работа с семьей;
анализ
собственного
поведения учителей
с целью
предотвратить
возможное
неправильное
поведение.
знания социальной ситуации развития и жизнедеятельности ребенка;
анализа его ведущего, субъективно неразрешимого и "системообразующего" для
Понимание в этом ключе процесса школьной дезадаптации требует:
школьной
дезадаптации конфликта;
индивидуально
реакций на кризисную ситуацию и личностно значимый конфликт;
оценки этапности и уровня соматофизического и психического развития,
психических и личностных свойств, характера ведущих отношений и особенностей учета факторов, которые выступают как условия провоцирования, дополнительного
углубления или сдерживания процесса школьной дезадаптации.
Предупреждение школьной дезадаптации.
Задачу профилактики школьной дезадаптации решает коррекционноразвивающее
образование, которое определяется как совокупность условий и технологий,
предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию школьной
дезадаптации.
Профилактика школьной дезадаптации заключается в следующем:
Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной
дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития
каждого ребенка.
Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а
психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8
лет).
Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень
умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные
возможности каждого ребенка.
Создание в образовательных учреждениях для детей риска педагогической среды,
учитывающей их индивидуальнотипологические особенности.
Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе
учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени
риска. На организационнопедагогическом уровне такими формами могут быть –
специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим санитарногигиеническим,
психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно
оздоровительного и коррекционноразвивающего характера; коррекционные группы для
занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация
и индивидуализация, групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами
основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии), а также со
специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и
коррекцию недостатков развития школьнозначимых дефицитных функций.
При необходимости использовать консультативную помощь детского психиатра.
Создавать классы компенсирующего обучения.
Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с
родителями.
Освоение педагогами методики коррекционноразвивающего обучения, нацеленного на
здоровьесберегательную учебную деятельность.
Литература:
1. Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников / Педиатрия, 1983, № 5.
2. Диагностика школьной дезадаптации. М.: “Социальное здоровье России”, 1995.
3. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога
/ Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
4. Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших
школьников. М., 1991.
5. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Успенская Т.Ю. Клиникопсихологическое
исследование школьной дезадаптации: её основные причины и подходы к диагностике //
Неврологический журнал. 1998, № 6, с. 13–17 6. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / Вопросы психологии, 1984, №
4.
7. Леснова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных
состояний. М., 1987.
8. Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.
9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ “Сфера”, 1996.
10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
Консультация для педагогов "Причины школьной дезадаптации"
Консультация для педагогов "Причины школьной дезадаптации"
Консультация для педагогов "Причины школьной дезадаптации"
Консультация для педагогов "Причины школьной дезадаптации"
Консультация для педагогов "Причины школьной дезадаптации"
Консультация для педагогов "Причины школьной дезадаптации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.