Консультация для педагогов "Речевая агрессия у детей"

  • Работа в классе
  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация для педагогов "Речевая агрессия у детей"Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии - явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи школьных учителей и воспитателей детских садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей. Просмотр содержсобрание
Иконка файла материала классный час.docx
Речевая агрессия у детей (консультация для воспитателей)  Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще  говорят о речевой агрессии ­ явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного  общества и все чаще отмечаемом в речи школьных учителей и воспитателей детских садов, играющих  во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей. Если раньше воспитателя тревожили в большей степени физические проявления детской агрессии (дерется, толкается, кусается), то последнее время особую тревогу вызывает агрессия слова (ругается, дерзит, огрызается, пререкается). Грубый,  неуправляемый, настырный, агрессивный ­ такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях  речевого поведения современных дошкольников.  Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное, обидное  общение.  Необходимо различать агрессивное речевое поведение ­ ситуативные вспышки грубости  («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность ­ как общую  склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится  устойчивой личностной чертой.  Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте  демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии. Так, уже четырехмесячный ребенок, если  ему не давать некоторое время шевелить руками, реагирует криком и гневной мимикой. Средние и  старшие дошкольники активно проявляют словесную агрессию, унижая, оскорбляя, запугивая,  высмеивая друг друга, ссорясь и «выясняя отношения» на повышенных тонах.  Существуют реальные ситуации, демонстрирующие речевую агрессию детей ­ по причине  элементарного неумения цивилизованно, корректно, необидно выражать свои отрицательные эмоции.  Так, пятилетний мальчик неудачно бросает мяч ­ он попадает в лужу. «Чо, дурак что ли?!» ­  презрительно замечает его товарищ по игре. Незамедлительный риторический вопрос мамы «Разве  можно так ругаться?!» натыкается на недоуменное: «А что, скажешь, умный?». Вполне очевидно, что  механическое одергивание («Так нельзя!», «Что говоришь!»), которым преимущественно  ограничивается воспитатель, лиши усугубляет ситуацию, демонстрируя бессилие взрослого и явную  неэффективность подобного воздействия.  Достаточно часто мы склонны недооценивать положительные стороны деятельности ребенка,  неоправданно обобщая его проступки («вечно ты...!»; «Ты всегда...!»).  Возникает «замкнутый круг»: добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию ­ протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло». По данным  психологических исследований, 29 % всех агрессивных актов детей от 3 до 9 лет составляют ответные реакции на агрессию противоположной стороны.  Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно  реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение ­ посильная задача  для цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную  ответственность за свои речевые поступки, ­ особенно необходимая.  Речь воспитателей дошкольных учреждений иногда демонстрирует пренебрежительно­грубое или  повелительно­покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях  («Рисуешь как курица лапой!»); грубых требованиях (Закрыли рты!»; унизительных обращениях к  детям по фамилии, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах («Поставлю в угол!»...).2  Именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия; у детей снижается  самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретные  воспитателем, а потом и перед взрослым вообще.  Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной  ситуации приводит к отчуждению, враждебности. Непониманию. С другой стороны, используя  агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог также не достигает ни  методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и  отсутствие профессионализма.  Речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто  неэффективной с коммуникативной точки зрения. Прежде всего, необходим самоконтроль  воспитателя над собственным речевым поведением.  Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться  посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в  подъезде казались высокими.  Существуют также частные приемы контроля над агрессией слова ­способы речевого воздействия и  эффективного реагирования в конкретных ситуациях.  ­ прямое порицание ­ самый известный прием педагогического воздействия в ситуации негативных  проявлений поведения ребенка.  ­ игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут  непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что воспитатель не реагирует на  грубость, делает вид, что Не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность.  ­ переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий.  ­ метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные  стороны личности ребенка, педагог в определенной ситуации актуализирует (озвучивает, словесно  обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно  задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ «подзадоривания») и другие.  Особую роли в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все  ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим  извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение?  Русский речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения  побуждения, просьбы: форму вопроса («Стоит ли ругаться?»), употребление сослагательного  наклонения («Хорошо бы нам...»), использование не очень сложного намека («Вы мне что­то сегодня  совсем не нравитесь» ­ указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться,  пререкаться).  Иногда мы забываем о таком важном для дошкольника элементе просьбы, как ее обоснование ­  разъяснение, для чего нам необходимо выполнение или невыполнение какого­то действия.  Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают более мягкие  слова или выражения вместо грубых и непристойных.  Со стороны педагога возможны также косвенное информирование, намеки («Мне плохо, когда вы  говорите такие слова»); использование приема «смены адресата» ­ проецирование речевой ситуации  на третьего участника разговора («Другой мальчик поступил бы в этой ситуации так­то..»).  Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости,  бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент  воспитания ребенка в семье.  Автор: Щербинина Ю.В. "Если ребенок грубиян : Советы для взрослых по преодолению детской речевой агрессии ".(М.:  Ювента, 2006)3