Консультация для педагогов - «Углубленная диагностика и коррекция познавательной сферы дошкольников группы риска»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - «Углубленная диагностика и коррекция познавательной сферы дошкольников группы риска», говорится о том, что формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека, виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается, как запоминается и насколько долго помнится.В консультации для педагогов - «Углубленная диагностика и коррекция познавательной сферы дошкольников группы риска», говорится о том, что формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека, виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается, как запоминается и насколько долго помнится.
Иконка файла материала Теория память .doc
«Углубленная диагностика и коррекция познавательной сферы дошкольников группы риска» Виды памяти Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака): 1) объект запоминания, т. е. то, что запоминается. Что же запоминается человеком?   Предметы   и   явления,   мысли,   движения,   чувства.   Соответственно этому   различают   такие   виды   памяти,   как  образная,   словесно­логическая, двигательная,  (моторная)   и  эмоциональная;  2)   степень   волевой  регуляции памяти.   С   этой   точки   зрения   различают  произвольную  и  непроизвольную память;  3) длительность  сохранения в памяти.  В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную  и оперативную память. Короче   говоря,   виды   памяти   различают   в   зависимости   от того,   что запоминается,   как   запоминается   и   насколько   долго помнится. Образная   память  ­  это   запоминание,   сохранение   и   воспроизведение   образов   ранее   воспринимавшихся   предметов   и   явлений   действительности. Различают   подвиды   образной  памяти   ­  зрительную,   слуховую,   осязательную, обонятельную  и  вкусовую.  Зрительная   и  слуховая   память   наиболее   отчетливо проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти   связано   преимущественно   с   различными  видами   профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности, специалистов парфюмерного производства) или наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха.   Словесно­логическая память   выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей,  понятий,    словесных    формулировок.     Мысли   не существуют   вне речи,   вне   тех   или   иных   слов   и   выражений.   Поэтому   и вид  памяти называют не просто логическим, а словесно­логическим.    Запоминание и воспроизведение  смыслового  материала  тесно  связано  с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний. Дети,   особенно   младшего   школьного   возраста,   самостоятельно   выделяют существенные признаки с большим трудом, им необходима помощь учителя. Что касается   деталей,   то   дети  запоминают   и   воспроизводят       их   нередко     очень хорошо, придают им   непропорционально   большое   значение,   особенно   когда эти  детали   обладают   яркой   наглядностью,   конкретностью   и   эмоциональным воздействием. Двигательная   (моторная)  память  проявляется   в   запоминании   и воспроизведении движений и их систем.   Все   люди   обладают   двигательной   памятью.   Однако   проявляется   она   у каждого человека в известной мере по­разному. Эти индивидуальные различия зависят от двух факторов: от  врожденных физических особенностей организма и от степени правильной выучки, упражнений и тренировки в выработке двигательных навыков.  (врожденных   и приобретенных) каждый человек обладает своим  темпом,   стилем   движений   при   В   результате   индивидуальных   особенностейходьбе, письме, в труде, игре, спорте и т. д. Двигательная память развивается раньше других видов па        мяти. У ребенка она проявляется уже в первый месяц жизни  . Вначале дети осваивают узкий круг простейших   движений.   Затем   запоминание   и   воспроизведение   движений расширяется, охватывая все больший круг все более сложных движений. Эмоциональная   память  пережитые   чувства. Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им пря определенных условиях ­ человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх.  —  память   на Эмоциональная     память     имеет     большое     значение     в     формировании личности человека.  Она  позволяет  ему  регулировать поведение в зависимости от   ранее   пережитых   чувств.   Эмоциональная   память  ­  важнейшее     условие духовного     развития     человека.  Если   бы   человек   забывал   чувство   радости   и удовлетворения  от  совершения  благородного  и морального  поступка,  так же как и  угрызения совести, вызванные дурным поступком, то он имел бы  слабое побуждение   к   новому   свершению   благородных   дел   и   воздержанию от дурных, аморальных. Воспроизведение   ранее   пережитого   чувства   возможно   при   определенном условии:   повторном   восприятии   или   припоминании  того,   что   связано   с   ним   в прошлом. Произвольная и непроизвольная память. Эти виды памяти различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели  и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставят специальной цели запомнить и припомнить тот или иной  материал   и   последний   запоминается   как   бы   сам   собой,   без   применения специальных   приемов,   без   волевых   усилий,   то   это   память   непроизвольная.   Так, ученик запоминает интересную книгу, кинофильм, события, произведшие на него большое   впечатление,  интересный   рассказ   учителя.   Однако   запоминается   само собой далеко не все, что надо человеку помнить. Если ставят специальную цель запомнить,   применяют   соответствующие   мнемические   (от   греческого   слова «мнеме»   ­  память)   приемы,  производят   волевые   усилия,   то   это  память произвольная. Непроизвольная память в развитии предшествует произволь        ной. Жизненный опыт   ребенка   вначале   строится   в   основном   на  непроизвольной   памяти   и приобретается   ребенком   без   специального   намерения   запомнить   и   без специальных   усилий.   Однако  в   сознательной,   активной   деятельности,   при усвоении системы знаний, умений и навыков (например, в учении) произвольная память занимает ведущее место. Кратковременная,   долговременная   и   оперативная   память.   Наб­ людениями   и   экспериментальными   исследованиями   последних   лет  установлено существование   двух   основных   с   точки   зрения   длительности   сохранения   видов памяти: кратковременной памяти (КП) и долговременной памяти (ДП). Кратковременная   память  (К.П)   ­   процесс   относительно   ­   не   большой длительности   (несколько   секунд   или   минут),   но   достаточной   для   точного воспроизведения   только   что   происшедших  событий,   только   что   воспринятыхДолговременная   память  предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что­либо вспомнить из воспринятого.        характеризуется   относительной длительностью   и   прочностью   сохранения   воспринятого   материала.  В   ДП происходит   накопление   знаний,   которые   хранятся   обычно  в   преобразованном виде ­ в более обобщенном и систематизированном. Это знания, которые нужны человеку вообще, а не  в данный момент. Поэтому человек каждый момент и не осознает всего, что хранится в его ДП ­ своеобразной «кладовой» его знаний.   (ДП) При кратковременной памяти воспроизведение материала происходит в той «фотографической» форме и последовательности, в  которой он воспринимался, на переработку   материала   просто   нет  времени.   При   долговременной   памяти воспринятый   материал,   как   уже   отмечалось,   реконструируется.   Что   касается механизмов   па      мяти  ,   то   единый   процесс   закрепления   впечатлений   имеет   две   стадии.   Как   полагают   ученые,   на   первой   стадии   (непосредственно   после воздействия   раздражителя)   в   нервной   системе   возникает   первоначальная, кратковременная   электрохимическая   реакция,   которая   не   вызывает   стойких биохимических изменений в нейронах мозга и быстро проходит. Это механизм КП. Если   восприятие   эмоционально   впечатляюще,   очень   ярко   и   сильно   или  если имеют   место   повторения,   то   наступает   вторая   стадия,   возникающая   на   основе первой, — происходит биохимическая реакция. Это механизм ДП. Если первая стадия   закончится   раньше,  чем  наступит   вторая,   запоминания   на   длительный срок не произойдет. Обобщая   все   сказанное,   мы   можем   сделать   следующий   вывод.  Щ   ­   это память,   связанная   с   воспроизведением   материала   в {энный момент,  своего рода     «сиюминутная»     память,     «память­использование».   ДП   ­   это   память,   не связанная   с   воспроизведением  данный   момент,   «глубинная»   память,   «память­ хранение». Вспомнить что­либо — значит перевести это из ДП на уровень КП. Разумеется, и объем  материала, который хранится на  уровне ДП, неизмеримо больше  того,  что  может  воспроизводиться  на   уровне КП. Такое   двухступенчатое   запоминание,   видимо,   имеет   определенный биологический   смысл,   так   как   дает   возможность   отделить  жизненно   важную информацию   от   случайной   и   ненужной.   Важное   и   нужное   обычно   впечатляет, эмоционально   переживается,  повторяется   и   переходит   в   ДП.   Случайное   и ненужное,   как   правило,   не   производит   впечатления,   не   повторяется   и   не переходит  в   ДП.   Конечно,   это   самое   общее   правило,   которое   имеет   много исключений. Помимо   указанных   двух   видов,   выделяется   еще   и   третий   вид  памяти ­ оперативная память  (ОП). Оперативной памятью  (ОП) называют запоминание каких­то  сведений на время,   необходимое   для   выполнения   операции,   отдельного   акта   деятельности. Например, в процессе решения задачи или математического действия необходимо до   получения  результата   удерживать   в   памяти   исходные   данные   и   промежу­ точные   операции,   которые   в   дальнейшем   могут   быть   забыты.  Последнее обстоятельство   очень   важно   ­   использованную   информацию,   утратившую   свое значение,   помнить   нерационально   ­  ведь   ОП   должна   быть   заполнена   новойинформацией, необходимой для текущей деятельности.                                                                         В.А.Крутецкий «Психология», 1986 Индивидуальные особенности памяти В   жизни   можно   наблюдать   значительные   индивидуальные различия в области памяти. Выделяют   различные   типы   памяти   в   зависимости   от   того, что   успешнее   запоминает   человек   и   как  он   предпочитает   запомнить. Во­первых, люди по­разному запоминают различный материал. Одни наиболее хорошо   запоминают   картины,   лица,   предметы,  цвета, звуки. Это представители наглядно­образного типа памяти.  Другие лучше запоминают мысли и словесные формулировки,  понятия,  формулы   и  т. п.  Это представители  словесно­логиче­ ского типа памяти. Третьи одинаково хорошо запоминают и наглядно­образный, и словесно­логический материал. Это представители гармонического типа памяти. Во­вторых,   люди   предпочитают   запоминать   разными   способами.   С   этой точки   зрения   различают   типы   памяти   в   зависимости  от   степени   участия основных   анализаторов   в   процессе   запоминания:  зрительный,   слуховой, двигательный и смешанный (зрительно­слуховой, зрительно­двигательный и слухо­ двигательный) типы. Одни  люди  лучше запоминают зрительно,  другие ­ на  слух,  третьи ­ при помощи  двигательных   ощущений,   четвертые ­ при комбинированном способе.     Наиболее  распространен     смешанный     тип     памяти.     «Чистые»     типы памяти встречаются реже. Существование наглядно­образного типа памяти объясняется  относительным преобладанием   первой   сигнальной   системы,   словесно­логического   типа   ­ преобладанием   второй   сигнальной   системы,   гармонического   типа   ­   равновесием обеих сигнальных систем. Наконец, можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько   развиты   у   него   отдельные   процессы  памяти.   Мы   говорим,   что   у человека   хорошая   память,   если   он  отличается:   1)   быстротой   запоминания,   2) прочностью   сохранения,   3)   точностью   воспроизведения   и   4)   так   называемой готовностью памяти. Под готовностью памяти понимают способность припоминать (как   говорят,   извлекать   из   запасов   памяти)   то,  что   необходимо   в   нужный момент, т. е. быстрое «оживление» нужных связей под влиянием сигналов второй сигнальной системы (словесного побуждения со стороны других людей или внут­ реннего самоприказа).В.А.Крутецкий «Психология», 1986 Возрастные особенности развития памяти у детей Примерно   на   четвертом   месяце   жизни   у   ребенка   начинает проявляться начальная   форма  образной     памяти  ­ узнавание   знакомых   лиц   и   предметов.   В возрасте от одного года  до трех лет развивается   способность   непроизвольного запоминания.   Произвольно  запоминать дети  начинают  с  3 ­ 4­летнего   возраста, во­первых,       в     связи     с     активным       участием       в     играх,       требующих сознательного запоминания каких­либо предметов, действий, слов, и, во­вторых,  в связи   с  постепенным   привлечением   дошкольников   к  посильному   труду   по самообслуживанию   и   выполнению указаний и поручений старших. Ошибочно   считать,   что   дошкольникам   свойственно   лишь   механическое запоминание.   Наоборот,   для   них   более   характерно  осмысленное   запоминание: прежде чем что­нибудь запомнить, дети стараются понять то, что от них требуется. К механическому  запоминанию   они  прибегают   лишь  тогда, когда  затрудняются понять и осмыслить материал. В дошкольном возрасте словесно­логическая память развита еще слабо, основное значение имеет  наглядно­образная   и   эмоциональная память. Виды   памяти   тесно   связаны   друг   с   другом   и   не   существуют   изолированно. Однако,   в   зависимости   от   интенсивности   использования   в   деятельности   каких­либо ситуаций,   возникает   доминирование   определенных   видов   памяти,   обусловленное активностью мышления, восприятия, воображения. В возрасте 3­4­х лет память ребенка является центральной функцией,  которая определяет остальные психические процессы. Мыслить для ребенка в этом возрасте ­ значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Благодаря очень хорошей памяти ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Если раньше ребенок был под властью конкретной ситуации, то теперь его мышление перестает быть наглядно­действенным. Следует учесть, что память у ребенка в этом возрасте непроизвольна: он не ставит перед собой цели что­то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, так как   в   этом   возрасте   доминируют   структуры   правого   полушария   мозга,   которые «отвечают» за зрительно­эмоциональную память. Логические отделы левого полушария еще слабо сформированы. Эмоциональная память уже сформирована и помогает ребенку познавать мир. Этоисторически было очень важно для выживания, и в дальнейшем именно эмоциональная память помогает формированию интуиции.   Ученые выявили, что именно к 3­годам формируется долговременная память, то есть ребенок осознает и помнит себя как личность. У детей четырех­пяти лет память еще непроизвольная, т.е. ребенок еще не умеет ею управлять.   Однако   психические   процессы   уже   достаточно  развиты:   так,   внимание становится   устойчивым,   ребенок   овладевает  приемами   мышления,   воображение позволяет  представлять различные  образы. Все   это  способствует  тому, что  ребенок может учиться управлять своей памятью, т.е. запоминать информацию произвольно, по своему «произволу», «по своей воле». При произвольном запоминании ребенок ставит перед   собой   цель   запомнить   что­либо.   Для   этого   малышу  необходимо   выполнить действия   по   запоминанию   (а   правильнее   было  бы   сказать   ­   по   извлечению определенных образов по своему желанию). При запоминании человек устанавливает максимальное число связей  между разными частями и сторонами запоминаемого материала и своим опытом. В детском возрасте запоминание происходит в процессе игры, рисования, слушания сказок, их пересказа. Чем больше видов деятельности, в которые ребенок включает объект, тем легче он его запоминает.   В   возрасте   четырех­пяти   лет   для   запоминания   особенно  эффективна сюжетно­ролевая   игра.   Так,   играя   в   «магазин»,   ребенок   в  состоянии   запомнить названия пяти­шести предметов, которые ему надо купить. Вообще к этому возрасту ребенок в состоянии удержать в памяти до пяти­шести названий предметов (из 10­15­и), изображенных на картинках. Обычно для этого необходимо, чтобы ребенку было инте­ ресно это занятие. В четыре года, получив поручение от взрослого, малыш, повторив его, передает   это   достаточно   точно   другому   человеку.  А   к   пяти   годам   ребенок   уже способен   запомнить   семь­восемь   предметов   (из   10­15­и),   изображенных   на предъявляемых картинках. Если мы хотим знать нормы развития памяти для детей трех­пяти лет, то следует говорить   о   двух   видах   памяти:   непроизвольной   и   произвольной.   Способность   к непроизвольному,   т.е.   без   усилий   ребенка,   запоминанию   со   временем   утрачивается. Произвольная память — запоминание с определенными усилиями. Умение запомнить и воспроизвести материал со временем возрастает. Дело в том, что произвольная память возможна при освоении ребенком и взрослым определенных мнемотехник, позволяющих поэтапно   восстановить   запоминаемый   материал.   С   возрастом   ребенок   усваивает   эти техники запоминания, учится запоминать. Объем непроизвольной памяти трудно поддается подсчету и контролю, так как он в значительной степени зависит от интереса ребенка к материалу, а значит, нельзя организовать   одинаковые   условия   для   всех  детей,   так   как   интересы   разные,   и проверить это экспериментально. Объем   произвольного  запоминания   легко   поддается   подсчету.  Но   эти   данные ничего не скажут о возможностях ребенка усваивать разнообразный материал, так как он использует оба вида памяти.В.А.Крутецкий «Психология», 1986 А.С.Галанов «Психическое и физическое развитие ребенка  от трех до пяти лет», 2001г. Методики для исследования произвольной памяти  детей 3 – 5 лет Объем   произвольного  запоминания   легко   поддается   подсчету.  Но   эти   данные ничего не скажут о возможностях ребенка усваивать разнообразный материал, так как он использует оба вида памяти: непроизвольную и произвольную. Нормы запоминания могут нам помочь в оценке способности ребенка управлять психологическими процессами.  По мере зрелости психических процессов малыш способен выполнить следующие задания: 1. Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд:   встать со стула,   обойти вокруг стола,   взять книгу,   подойти с ней к двери,  постучать рукой в дверь,   открыть ее и вернуться на место. В 3 года ребенок выполняет 4­5 действий.  В 3,5­4 года — 5­6 действий. 2. Попросите ребенка ответить, с кем он живет, что он кушает на завтрак, во что любит играть, а также назвать 3­4 цвета, свои имя, фамилию и повторить фразы: Сегодня на улице много грязи и луж.Его зовут Валя, он учится в школе. Шура услышала свисток и увидела поезд. Летом в лесу было много грибов и ягод. Затем повторить:  4­7­1; 3­8­6; 2­5­9; 3­4­1­7; 6­1­5­8; 7­2­9­6. В 3 года ребенок повторяет простую фразу из 6 – 7 слов и сочетание из 3 цифр. С 4 лет — повторяет сложные фразы и сочетание из 4 – 5 цифр.  Детям  5 лет уже можно давать стандартный набор на запоминание из 10 слов. В норме они запоминают 6 – 7 слов. А.С.Галанов «Психическое и физическое развитие ребенка  от трех до пяти лет», 2001  Ребенку показывают набор из 10 карточек с изображением простых и знакомых ему   предметов.   Показывая   карточки   по   одной   (время   предъявления   карточки   ­   2 секунды), просят назвать эти предметы. Если ребенок затрудняется назвать какое­либо изображение, эту карточку следует заменить на такую, где изображен объект, хорошо знакомый   ребенку.   Затем,   взяв   карточки   в   руку   и   расположив   их   веером   лицевой стороной к себе, психолого говорит: «Отгадай, какие у меня в руке карточки? Те, что   отгадаешь,   я   отдам   тебе».   После   того,   как   ребенок   отгадает   несколько карточек,   психолог   покажет   ему   оставшиеся   карточки   по   одной   и   снова   попросит назвать их. При необходимости эти действия надо повторить. Начиная с 3 – х лет дети отгадывают 3 – 6 карточек после 6 повторений, с 4 – до 7 карточек, но уже при меньшем количестве повторений, в 5 лет – 8 – 9 карточек. .Ю.Максимова, Е.Л.Милютина «Курс лекций по детской патопсихологии», 2000Рекомендуемые программы и сборники игр  для развития памяти у дошкольников:  Л.Ф.Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей», 1996  Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии», 1995  И.А.Барташникова,   А.А.Барташников   «Учись,   играя»   /тренировка   интеллекта/, 1997  Е.О.Севостьянова   «Хочу   все   знать!»/Развитие   интеллекта   детей   5   –   7   лет. Индивидуальные занятия, игры, упражнения. 1995  Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Помоги принцу найти Золушку», 1994  Серия журналов «Школа для дошколят» ­  «Развиваем память»Материал подготовлен педагогом­психологом ­  Е.М.Бондарь