В консультации для педагогов - Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, говорится о том, что в жизни человека очень важно уметь понимать чувства других – это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии (понимания чувств другого, сопереживание) заложено изначально. Помните: дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко ошибаютсяВ консультации для педагогов - Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, говорится о том, что в жизни человека очень важно уметь понимать чувства других – это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии (понимания чувств другого, сопереживание) заложено изначально. Помните: дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко ошибаются
Консультация для педагогов
Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать
окружающим.
В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других – это источник
благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии
(понимания чувств другого, сопереживание) заложено изначально. Помните: дети
чувствуют, кто их любит, и действительно редко ошибаются. Настроение мамы четко
улавливается ребенком, правда, реагировать на тревогу он может совсем
противоположным, на первый взгляд, поведением: перевозбуждаться, капризничать,
упрямствовать. Подобное можно расценить, как бы это ни было абсурдным, формой
сопереживания, стремлением «взять на себя» мамины тревоги. Грустные мамины
глаза обязательно поселят в душе ребенка тревогу и беспокойство. Следите за
проявлением своего настроения, занимайтесь «гигиеной» своей души: ребенок
рожден для радости, познания, самореализации. Благоприятный психологический
климат вокруг него поможет ребенку, как цветку, вырасти, благоухать и радовать
окружающих. Радости и печали вы будете делить со своим ребенком. Но и в печали
вы сможете найти свое удовлетворение: в грустные и тревожные минуты ребенок
обратится к вам, самым любимым и близким ему людям, попросит у вас защиты,
помощи, утешения и ласки. Ведь он надеется на вас, уверен, что всегда найдет у вас
понимание, сочувствие, сопереживание, что вы никогда не предадите его!
Главным формирующим фактором в развитии эмпатии, как вы уже поняли,
является сама жизнь, взаимоотношения в семье и с окружающим миром.
Вот лишь несколько упражнений, которые помогут ребенку научиться глубже
понимать чувства и настроения людей.
«Фотография» (для детей с 4 лет)
Рассмотрите с ребенком свой семейный альбом. Показывая фотографии его
самого и близких, расспрашивайте, какое настроение было у них при этом, что они
чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и т. Д. Там, где ребенок
затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделанафотография. Упражнение позволяет ребенку развивать понимание чувств и эмоций,
укрепляет семейные связи и привязанности.
«Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет)
Попросите ребенка: нахмуриться, как:
осенняя туча;
рассерженный человек;
злая волшебница.
Улыбнуться, как:
кот на солнце;
само солнце;
как Буратино;
как хитрая лиса;
как радостный ребенок;
как будто ты увидел чудо.
Позлись, как:
ребенок, у которого отняли мороженое;
два барана на мосту;
как человек, которого ударили.
Испугайся, как:
ребенок, потерявшийся в лесу;
заяц, увидевший волка;
котенок, на которого лает собака;
Устань, как:
папа после работы;
человек, поднявший тяжелый груз;
муравей, притащивший большую муху.
Отдохни, как:
турист, снявший тяжелый рюкзак;
ребенок, который много потрудился, но помог маме;
как уставший воин после победы.
«Глаза в глаза» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: «Глядя только
в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции: «Я грустный,
помоги мне!» «Мне весело, давай поиграем!» «Я не хочу с тобой дружить!» Потом
дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.
«Как ты себя сегодня чувствуешь?» (для детей с 5 лет)Ребенку предлагаются карточки с изображением различных оттенков
настроений. Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его
настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.
«Классификация чувств» (для детей с 5 лет)
Ребенок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим
признакам:
какие нравятся;
какие не нравятся.
Затем необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить,
почему он так их разложил.
«Встреча эмоций» (для детей с 7 лет)
Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить ребенка
представить, как встречаются Разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая
Неприятна. Ведущий (родитель) изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем
они берут карточку из противоположной кучки и так меняются. Интересно
пронаблюдать изменение выражений лица при «встрече эмоций» – это может быть
удивление, смех, отвращение и т.д. – и обсудить, как можно «помирить» эмоции.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь