Игрушки для детей от 1 года до 3 лет
ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ
1. Для физического развития:
· обручи;
· спортивное оборудование (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка);
· скамеечки для ходьбы;
· коврики с разной поверхностью.
2. Игрушки для развития предметных действий:
· совочки;
· лопаточки для копания;
· ложечки и тарелочки для кормления кукол;
· молоточки и колышки для забивания;
· удочки с магнитом для ловли рыбок;
· сачки для вылавливания мелких игрушек из тазика с водой.
3. Если Вы иногда позволяете ребенку позабавиться «взрослыми» игрушками - пылесосом, флешками, феном, клубками нитей, то в это время Вы должны сидеть рядом с малышом и рассказывать о каждой вещи, каждой детали, функциональности предметов. Расскажите малышу и об опасности, которую может нанести такая «игрушка». Детям очень нравятся такие «игры», и в эти моменты они послушны и внимательны.
4. Для ребенка не так важно, какая игрушка, для него главное, чтобы она его интересовала. Такой игрушкой обязательно станет та, которую Вы смастерите на глазах у дошкольника, привлекая его к процессу ее создания.
Незатейливую игрушку для развития ребенка 12-15 месяцев можно сделать так: снимите крышку с большой банки или какой-нибудь другой подобной емкости, у которой отсутствуют острые или зазубренные края; покажите ребенку, как прикрепить прищепку на край банки; дайте ему несколько прищепок для этого упражнения, а потом покажите, как бросать прищепки в банку. Эта игра хорошо развивает согласованность глаз и рук.
Можно предложить детям и другую игру-самоделку. В крышке одной из бутылок, желательно сделанной из мягкого пластика, проделайте небольшую дырку. У Вас получится обыкновенная брызгалка. Научите малыша наливать в нее воду, сжав бутылку и погрузив кончик в воду. Разрешите ему вдоволь побрызгаться в ванной, занавесив шторки. Предложите сосчитать, сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку), а потом, выливая воду обратно в стаканчики, спросите: «Будут ли они все заполнены или вода в бутылке останется?». Эти вопросы будут способствовать познавательному развитию ребенка.
5. Для познавательного развития также можно использовать следующие предметы и игрушки:
· пирамидки;
· вкладыши;
· «коробки форм»;
· матрешки;
· простые кубики, картинки с изображением животных, людей, предметов и игрушек (животные – мишка, зайчик, лиса, кошка, собачка; предметы – стул, стол, чашка, ложка; игрушки – кукла, машинка, пирамидка и т. д.);
· сюжетные картинки с изображением действий (девочка играет в куклы, мальчик спит, умывается, кушает и т. д.);
· наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей (например, птичка сидит на дереве, под деревом и летает над деревом), чтобы малыш учился понимать пространственные предлоги.
6. Для развития у ребенка должны быть и самые разные машинки:
· крупные грузовики, куда можно что-то нагружать;
· машинки на веревочке;
· машинки, на которых ребенок может сидеть и ехать, перебирая ногами.
ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
1. Достаточно, если у ребенка будет 2-3 разные куклы:
· тряпичные (высота – до 30 см);
· пластиковые;
· кукла-голыш с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками);
· маленькие «пупсики» в разных позах.
Кукольная утварь, соответствующая размерам кукол:
· набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.);
· коляска, мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик, стол);
· «предметы гигиены» для кукол (расчески, щетки, мыло и пр.);
· «продукты питания» (наборы овощей, фруктов).
2. Наряду с реалистическими игрушками, для детской игры нужны предметы неопределенного назначения, способные стать предметами-заместителями:
· шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров;
· кусочки ткани или поролона и пр.
Крупногабаритные, условные по образу игрушки:
· конь на палочке;
· лошадка-скамейка и др.
3. Игрушечные животные – маленькие и средних размеров, с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью. Атрибуты для разыгрывания сюжетов с ними. Например:
«Помоги ежику собрать грибы»
Цели: научить ребенка различать цвета, познакомить с названием цветов, развивать мелкую моторику.
Оборудование: еж, грибы на липучке, картинки с нарисованными грибами (шляпки у них красные, желтые и оранжевые).
Содержание игры:
Родитель спрашивает, что растет в лесу (деревья, ягоды, грибы), какие животные собирают грибы (белочка, еж). К ребенку приходит еж и просит помочь ему собрать грибы.
1 вариант: родитель показывает ребенку картинку с изображением гриба и говорит, что ребенок должен собрать все грибы такого цвета, какого цвета шляпка на картинке нарисована.
2 вариант: родитель просит детей собрать только те грибы, у которых красная шляпка, желтая шляпка (т. е. по словесной инструкции).
В конце игры необходимо дать оценку деятельности ребенка. Еж благодарит дошкольника за то, что он помог ему собрать грибы. Родитель поощряет малыша: «Смотри, сколько грибов собрал еж, давай скажем, какого они цвета» (ребенок называет цвет). Можно посчитать, каких грибов больше: красных, желтых, оранжевых.
4. Динамические игрушки и различные машинки, разноцветные паровозики. Эти игрушки очень удобно использовать для оживления дидактических игр с малышами.
«Разноцветные поезда»
Цель: научить ребенка различать цвета, развивать мелкую моторику.
Оборудование: 2 поезда, 2 цветных вагона.
Содержание игры:
Родитель говорит: «Чух-чух-чух – вот поезд наш едет, колеса стучат – чух–чух–чух», - и демонстрирует поезда с вагонами. Затем вместе с ребенком рассматривает поезд и вагоны: «Это поезд. А это вагон. У поезда есть колеса, окна. Поезд красного цвета, а вагон - какого цвета? (красного). Поезд и вагон одного цвета. Одинаково». Потом родитель отцепляет вагон от поезда, дает другой поезд и вагон. Просит ребенка прикрепить вагон к поезду: «Собери одинаково. Так, чтобы и вагон, и поезд были одного цвета». В заключение родитель еще раз обращает внимание ребенка на то, что если поезд красного цвета и вагон красного цвета, то «одинаково». Другой поезд синего цвета и вагон синего цвета – «одинаково».
5. Матрешки, пирамидки, кубики и простейшие конструкторы (деревянный и пластмассовый), коробочки форм и вкладыши, коврики-трансформеры.
6. Игрушки-забавы (заводные игрушки и народные игрушки-«дергунчики») и музыкальные игрушки (образные игрушки со звучащими кнопками, металлофон, дудочка, бубен, пианино, барабан и др.).
7. Игрушки-орудия (совочки, лопаточки, молоточки, грабли и т. д.), соразмерные руке ребенка, черпачки, сачки и формочки для игр с песком и водой, снегом, мячи.
Например, можно использовать следующие игры с мячом.
«Скати с горочки»
Цель: научить ребенка действовать с мелкими предметами: переносить их, складывать, прокатывать, ловить.
Оборудование: любые предметы шарообразной формы диаметром 3-8 см (мячи для большого тенниса, резиновые, пластмассовые; шарики для настольного тенниса, от сломанных погремушек, из скомканной бумаги и т. п.), гладильная доска (чтобы создать условия для скатывания и ловли, закрепите один конец доски на стуле).
Содержание игры:
Один скатывает предметы с горки, второй ловит их и складывает в коробочку. Потом участники меняются ролями.
Выполняемые действия можно сопровождать стихотворением:
Шарик с горки покатился
И в коробке очутился.
Мы с тобой его возьмем
И на горку принесем.
«Слепим снежные комочки»
Цели: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы пальцев, учить ребенка бросать малый мяч вдаль.
Оборудование: несколько мягких ярких поролоновых мячей (можно сделать их из поролоновых губок для мытья тела).
Содержание игры:
Эту игру лучше проводить в зимнее время, чтобы ребенок смог предварительно потренироваться в лепке снежков на улице. Дома родитель показывает малышу мячики и предлагает слепить из них «снежки»: «Давай слепим снежные комочки». Мама (папа), сжимая мячик между ладонями, показывает, как лепить «снежок»: «Смотри, комочек мягкий, я могу его сжимать ладошками: вот так – вот так!». Ребенок повторяет движения. Родитель дает возможность малышу слепить еще 3 комочка, а затем предлагает поиграть: «А теперь бросай «снежки» мне, я буду их ловить!». Ребенок бросает мячи-комочки одной рукой. Родитель делает вид, что ловит «снежки», но поймать или удержать их не может: «Как много "снежков". Я их и поймать все не могу! Давай соберем "снежки" и снова поиграем». Родитель с малышом собирают мячи, и игра повторяется.
«Мячи в корзине»
Цель: развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель.
Оборудование: любые маленькие мячи (от большого тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов) или бумажные шары из скомканной бумаги; высокий таз или обклеенная цветной бумагой коробка (в качестве горизонтальной цели лучше использовать корзину большого диаметра, чтобы бросаемые мячи могли в них задерживаться).
Содержание игры:
Необходимо поставить корзину (таз, коробку) на пол и на расстоянии 60–150 см от нее по кругу разложить 4–5 цветных кружочков или выложить круг из длинного шнура. Встав у обозначенного места (цветной кружок, шнур), нужно показать малышу, как можно забросить мячи в корзину.
«Брось в речку»
Цель: научить ребенка метанию вдаль разными руками.
Оборудование: цветной шнур, скотч, простынь (большая пеленка, покрывало или ткань желательно голубоватого оттенка), бумажные шары из скомканной бумаги (они меньше отскакивают от пола, чем упругие мячи).
Содержание игры:
На одной стороне комнаты нужно положить на пол цветные кружочки (шнур) и приклеить полоску скотча – это «берег». В 2–3 метрах от берега расстилается простынь – это «речка». Для метания используются бумажные шары - это «камушки».
Ребенок становится на круг или в любом месте около шнура. Родитель кладет перед ним на пол коробочку с 4–6 мячами и встает напротив с другой стороны корзины, чтобы малыш видел его движения, которые сопровождаются словами:
«Мяч одной рукой возьмем (наклоняются и берут по одному мячу).
И к плечу поднимем (поднимают руку с мячом вверх к плечу).
На корзину поглядим (смотрят на корзину).
Мяч в корзину кинем (бросают мяч в корзину одной рукой)».
Сначала ребенок бросает мячи правой, а потом левой рукой (по 2–3 шт. каждой). Затем взрослый с малышом собирают брошенные мячи в свои коробочки, и игра повторяется. Затем родитель предлагает ребенку достать «камушки» из «речки». Хорошо, если малыш залезет в «речку» и побарахтается в ней: лежа на животе или на спине, подрыгает руками и ногами, изображая купание, перекатывается с боку на бок и т. п. Собрав «камушки», следует вернуться на «берег», и можно повторять игру.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.