Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"
Оценка 4.9

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
дефектология
1 кл
28.01.2018
Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"
Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ" помогает родителям детей с нарушенным произношением звуков Ш, Ж, Ч, Щ укрепить мышцы языка, выбрать правильную артикуляционную позу для постановки звука и автоматизации данных звуков в речи ребенка
КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ.docx
КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ (Ш, Ж, Ч, Щ) Одни дети правильно произносят все звуки родного языка уже в 3 года, другие только в 4—5 лет, а у некоторых неправильное произношение остается на всю жизнь. Формирование   правильного   звукопроизношения   составляет   часть общего речевого развития ребенка. Для   того   чтобы   ребенок   все   звуки   произносил   правильно, необходимы в первую очередь следующие условия: а) хороший слух; б) хорошая работа артикуляционного аппарата (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок); в) правильная речь окружающих. Многие считают, что с возрастом, к 6—7 годам, звуки сами по себе будут произноситься  правильно, и не  обращают  внимания  на плохое  их произношение   у   ребенка.   Это   неверно.   Необходимо   активно   помогать процессу формирования звукопроизношения у детей, воспитывая умение правильно воспринимать и произносить все звуки родного языка. Если   ваш   ребенок   пропускает,   заменяет   или   неправильно   произносит шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ, то надо ежедневно или хотя бы через день в течение   трех—пяти   минут   проводить   артикуляционную   гимнастику, которая   будет   способствовать   развитию   движений   губ,   языка   и,   как следствие этого, — появлению правильного звука. Для детей от пяти лет эти занятия можно проводить перед зеркалом, с   помощью   которого   ребенок   будет   контролировать,   правильно   ли   он выполняет   упражнения   артикуляционной   гимнастики.   Эти   упражнения помогут   вашему   ребенку   быстрее   овладеть   правильным   произношением звуков Ш, Ж, Ч, Щ. При работе с детьми дома необходимо учитывать следующее: 1.   Нельзя   принуждать   ребенка   заниматься   артикуляционной гимнастикой, надо заинтересовать, увлечь его, а для этого занятия лучше проводить в форме игры. 2.   Каждое   новое   упражнение   следует   повторять   в   последующих   что   для   отработки   различных   движений занятиях, артикуляционного аппарата недостаточно их однократного выполнения.   помня, 3. Начинать каждое занятие лучше всего с повторения отработанных ранее упражнений, которые ребенок легко выполняет, и только после этого давать одно­два новых упражнения. 4. Все упражнения (то есть движения артикуляционного аппарата) ребенок должен выполнять легко, без напряжения. 5. Некоторые упражнения (указанные ниже) выполняются под счет, который равномерно ведут взрослые. Это необходимо для того, чтобы у ребенка   выработалась   устойчивость   наиболее   важных   положений   губ, языка. 6.   Заниматься   с   ребенком   должен   только   тот,   кто   сам   правильно произносит эти звуки. 7.   При   проведении   артикуляционной   гимнастики   или   вызывании звука не всегда у ребенка сразу может все хорошо получаться, и эго иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить ребенка, вернуться к более   простому,  уже   отработанному   материалу,   указав,   что   раньше   это тоже не получалось, а теперь он уже научился. Приводимые   ниже   описания   артикуляционных   упражнений­игр предназначены   для   родителей.   Ребенок   должен   проводить   их   под руководством   взрослых   и   в   последовательности,   данной   в   описании каждого упражнения. По   мере   усвоения   ребенок   переходит   к   самостоятельному выполнению упражнения, которое называет ему взрослый. Чтобы   артикуляционную   гимнастику   проводить   целенаправленно, занимающийся   с   ребенком   должен   знать   положение   органов артикуляционного   аппарата   при   правильном   произнесении   шипящих звуков. При произнесении Ш, Ж: Губы слегка выдвинуты вперед. Передние зубы (верхние и нижние) сближены, но не соприкасаются, щель между ними 1—2 мм. Язык в форме ковша поднят вверх, т. е. Широкий передний край языка поднят к небу, но не касается его, а образует узкую щель с небом. Боковые   края   языка   прижаты   к   верхним   коренным   зубам   и   не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Теплая воздушная струя, идущая в щель между небом и передним краем языка, легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту. При произнесении звука Ж участвует, кроме того, и голос (вибрацию от колебания голосовых связок вы можете сами почувствовать и дать ощутить ребенку, приложив тыльную сторону руки к передней поверхности шеи). Звук   Ч   состоит   из   двух   звуков   ТЬ   и   ШЬ,   которые   произносятся слитно один за другим. Звук Щ произносится как длительное смягченное «ШЬШЬ­ ШЬ». Итак, мы видим, что для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка (в которых участвуют передний край языка,   боковые   края   языка),   движения   губ,   нижней   челюсти   и   наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют данные упражнения. 1. «ПОСТРОИМ ЗАБОР» Взрослые говорят ребенку, что у нас   во   рту,   как   в   домике,   живет   наш язычок. Чтобы   он   без   дела   не   выходил наружу, зубы образуют забор. Спрячем язык,   построим   из   зубок   забор.   Для этого   надо   улыбнуться,   показав сближенные   верхние   и   нижние   зубы (рис.   1),   и   удерживать   губы   в   данном положении под счет от одного до пяти. Упражнение   вырабатывает   умение   удерживать   губы   в   улыбке, обнажая передние верхние и нижние зубы. 2. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» «Непослушный   у   тебя   язык,   не   умеет   правильно   произносить   все звуки. Пошлепай язык губами, чтобы он слушался тебя». Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот,   свободно   положить   язык   на   нижнюю   губу   и   сказать:   «ПЯ­ПЯ...». Удерживать широкий язык в спокойном состоянии при приоткрытом рте под счет от одного до пяти. Упражнение способствует умению расслаблять мышцы языка. 3. «СДЕЛАЕМ ЯЗЫК ШИРОКИМ, КАК БЛИН НА СКОВОРОДКЕ» Улыбнуться,   приоткрыть   рот   и   положить   широкий   передний   край языка   на   нижнюю   губу   (губу   при   этом   не   поджимать)   и   удерживать   в данном положении под счет от одного до пяти. Вырабатывается,   как   и   предыдущем   удерживать в расслабленном положении. упражнении,     язык   в   умение спокойном, 4. «КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ Улыбнуться, положить   широкий  передний край языка на нижнюю губу (губу при этом не поджимать)   и,   как   бы   произнося   звук   Ф, постараться   сдуть   небольшой   ватный   шарик   на противоположный   край   стола.   Упражнение вырабатывает длительную, непрерывную   воздушную   струю,   идущую посередине языка. плавную,     5. «МАЛЯР» Улыбнуться,   открыть   рот   и   погладить   кончиком языка твердое небо, делая движения вперед — назад (как маляр красит кистью потолок). Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.   укрепляет   мышцы   языка, Упражнение отрабатывает подъем его вверх. 6. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Ребенок должен приоткрыть рот и слизывать широким передним краем языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз (но не из стороны в сторону). Нижней губой не помогать. Вырабатывается   движение   широкого переднего края языка вверх. 7. «ФОКУС» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить   широкий   передний край   языка   на   верхнюю   губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине языка был   желобок   и   сдуть   ватку, положенную   на   кончик   носа. Воздух при этом должен идти посередине   языка,   и   ватка должна лететь прямо вверх. Вырабатывается   подъем языка   вверх,   умение   придавать   языку   форму   ковшика   и   направлять воздушную струю посередине языка. Если при систематических занятиях, проводимых в течение 2—3 месяцев, все   указанные   упражнения   окажутся   недостаточными   для   появления шипящих звуков, следует обратиться к логопеду. Если   нет   возможности   обратиться   к   специалисту,   то   можно попробовать   самим   вызвать   звук   по   подражанию,   обращая   при   этом внимание на правильное положение органов артикуляции у ребенка и не говоря ему, какой звук вы хотите получить. (В противном случае, услышав от вас звук III (или Ж, Ч, Щ), ребенок в силу старых укрепившихся связей даст неправильный, привычный для него звук). Вызывание   звука   можно   провести   примерно   так.   Обращаясь   к ребенку, вы говорите: «Приоткрой рот, подними широкий язык к небу за верхние зубы, но не прижимай его там. сомкни зубы и подуй на язык, как сильный ветер дует и шумит листочками на деревьях Ш. Только не опускай язык,   дуй   подольше.   При   этом   надо   следить,   чтобы   ребенок   не   спеша, точно   выполнял   называемые   вами   движения,   чтобы   струя   воздуха   шла посередине   языка   и   боковые   края   языка   были   прижаты   к   верхним коренным зубам. Если звук у ребенка не получается, не торопитесь его вызывать,  поработайте еще над артикуляционной гимнастикой. Когда у ребенка появится правильный звук Ш и он всегда по Нашей просьбе сможет правильно подражать шелесту листьев, вы можете сказать: «Слышишь, как ты умеешь шуметь, как листья на деревьях, получается у тебя так же, как я длительно произношу звук Ш. Теперь и ты произнеси звук Ш, только не забудь поднять язык наверх и пустить ветерок». Научив   правильно   изолированно   произносить   звук   III,   не   спешите требовать употребления его в самостоятельной речи ребенка, пока это для него невозможно. Постарайтесь сначала соединить звук Ш с гласными А, О, У, И. Для этого можно предложить ребенку послушать рассказ про гусей. «Гуляли дети на лугу, увидели гусей и стали их дразнить. Рассердились гуси, зашипели Ш... и побежали за ребятами. Один гусь ущипнул Петю и зашипел Ш.., а Петя закричал «А..!» (Ш... А..!). Другой гусь ущипнул Катю и зашипел Ш.., а Катя заплакала «О..!» (Ш… О!). А один гусь вырвал клок платья у Оли и зашипел Ш.., а Оля заплакала «У..!» (Ш... У..!). Прибежала мама и прогнала гусей: «Кыш, гуси, кыш». Гуси остановились и зашипели Ш... А маленькому Ване жалко было ребят, он стоял и тихонько плакал «И»   (Ш...   И..!)».   После   прослушивания   рассказа   можно   предложить ребенку повторить за вами слоги ША, ШО, ШУ, ШИ, длительно произнося звук Ш. Научив слитно произносить звуки в слогах ша, шо, шу, ши, можно подбирать   картинки   с   изображением   предметов,   в   названии   которых имеется звук Ш, и правильно называть их сначала самим, голосом выделяя закрепляемый звук (то есть, произнося его несколько длительнее других), а потом попросить ребенка правильно повторить их название. Лучше сначала подобрать картинки, где звук Ш находится в начале слова, в середине, на конце, а подом и в сочетании с другими согласными, например: шапка, шуба, машина, мешок, мышь, ландыш; шкаф, вишни, кошка, ковш  и др. Когда ребенок усвоит правильное называние картинок, составляйте с этими словами фразы, например: У Маши новые шуба и шапка. Мише купили машину. Натапла кладет калоши в мешок. Кошка поймала мышь. Ландыпи — душистый цветок. Маша вешает шубу в шкаф. Паше дали вишни. Маша налила воды в ковш. Подбирайте   для   заучивания   короткие   стихи,   загадки,   где   часто встречается закрепляемый звук, например: Вот детишки Маша, Миша. Маша меньше, Миша выше. Миша Маше что­то пишет. Отгадай, что пишет Миша? Слова, фразы, стихи надо стараться подбирать такие, чтобы в них не было других звуков, которые ребенок произносит неправильно. Научив   ребенка   правильно   произносить   и   употреблять   в   словах, фразах и стихах звук III, вы в таком же плане продолжаете работу над звуками Ж, Ч, Щ. При вызывании звука Ж можно подражать жужжанию жука «Ж...», для звука Ч — подражать кузнечику «Ч, Ч, Ч...», для звука Щ —пошипеть, как змея, «Щ...». Так   постепенно,   в   результате   систематических   занятий   (иногда   в течение  2—3  месяцев)   ребенок   научится   правильно   употреблять   в   речи звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Весь   процесс   подготовки,   вызывания   и   автоматизации   шипящих звуков занимает у детей при регулярной работе 4 — 6, а иногда и более месяцев.

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018