Консультация для родителей на тему " Воспитательный потенциал семьи"
Оценка 4.9

Консультация для родителей на тему " Воспитательный потенциал семьи"

Оценка 4.9
Памятки
doc
администрации
Детсад
26.01.2018
Консультация для родителей на тему " Воспитательный потенциал семьи"
Семья, как социальный институт, прошла исторический путь своего развития, в течение которого выделились ее основные функции, которыми и определяется роль семьи на современном этапе. Прежде всего, необходимо отметить общую тенденцию к демократизации в жизни семьи, которая постепенно превратила строгие патриархальные нравы в равноправные отношения между супругами, а также между родителями и детьми. Это произошло прежде всего в результате эмансипации женщин, которая повлекла за собой экономическую независимость женщин от мужчин.консультация
Воспитательный потенциал семьи.doc
Воспитательный потенциал семьи Жизнь семьи зависит от того общества, частью которого она является. В жизни семьи отражается прошлое и настоящее того общества, в котором она существует. В ней же создается будущая жизнь. Ведь семье свойствен целый ряд таких функций, выполнение которых не может взять на себя никакая иная форма общественной структуры.  Семья,   как   социальный   институт,   прошла   исторический   путь   своего развития, в течение которого выделились ее основные функции, которыми и определяется роль семьи на современном этапе. Прежде всего, необходимо отметить   общую   тенденцию   к   демократизации   в   жизни   семьи,   которая постепенно   превратила   строгие   патриархальные   нравы   в   равноправные отношения   между   супругами,   а   также   между   родителями   и   детьми.   Это произошло прежде всего в результате эмансипации женщин, которая повлекла за собой экономическую независимость женщин от мужчин. В полной мере освобождение женщины произошло в современное время.  Многие   изменения,   которые   произошли   в   жизни   семьи,   одновременно явились причиной значительного сокращения количества поколений и числа членов семьи.  В настоящее время наиболее распространена маленькая семья, состоящая из двух поколений — родителей и детей (или одного ребенка). На этом фоне все чаще появляются неполные семьи с одним родителем и ребенком.  Внутренняя   сплоченность   современной   семьи   зависит   в   основном   от причин субъективного порядка. Из них ведущую роль играют семейные связи, основанные на стремлении супругов к гармоничным отношениям в семье и в обществе,  на  взаимопонимании,  уважении, глубоком  и постоянном   чувстве любви. Однако такие отношения требуют правильного воспитания как детей, так и взрослых, большого такта, искренности, а когда надо — и гибкости. Постоянство   чувств,   эмоциональность,   которые   присущи   современному, гармонично   развитому   человеку,   являются   одним   из   важных   условий, необходимых для нормальной семейной жизни как родителей, так и детей.  Ребенок в нашем обществе занимает очень высокое положение. Поэтому воспитательная   функция   семьи   становится   семой   значительной   семейной функцией, обеспечивающей будущее общества.  Ребенок   рождается   в   определенной   конкретной   семье,   становится   ее членом,   частью   данной   общественной   группы.   В   семье   осуществляются основное воспитание ребенка, процесс его постепенного включения в жизнь общества, восприятие нравственных норм, изучение определенных позиций и ролей. В процессе воспитания, формирования личности ребенка постепенно все   большую   роль   начинает   играть   внесемейная   среда:   дошкольные учреждения   и   школа.   Однако   влияние   семьи   имеет   большое   значение   для воспитания   духовных   и   общественных   потребностей   человека.   Серьезное влияние оказывает семья на формирование отношения к окружающей среде, к людям, к труду, к обществу в целом. Кроме того, в семье особенно ярко проявляются черты солидарности и взаимной ответственности.  Ребенок   с   момента   рождения   до   своего   совершеннолетия   проходит сложное   физическое   и   духовное   развитие,   которое   не   ограничивается рамками   только   семейной   среды.   Постепенно   он   включается   в   жизнь общества. А посредником между ребенком и обществом является его семья.  По   мнению   исследователей,   за   тысячелетнюю   историю   человечества сложились две ветви воспитания детей: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Спор,   что   важнее   в   становлении   личности:   семья   или   общественное воспитание   (детский   сад,   школа,   другие   образовательные   учреждения), ведется   давно.   Одни   педагоги   склонялись   в   пользу   семьи,   другие предпочтение общественным учреждениям. Например, Я.А. Коменский назвал материнской   школой   ту   последовательность   и   сумму   знаний,   которые получает   ребенок   из   рук   и   уст   матери.   Уроки   матери   ­   без   перемен   и расписания,   без   выходных   и   каникул.   Чем   многообразнее   и   осмысленнее становится   жизнь   ребенка,   тем   шире   круг   материнских   забот.   Я.А. Коменскому   вторит   другой   педагог   ­   гуманист   Г.   Песталоцци:   семья   ­ подлинный   орган   воспитания,   она   учит   делом,   а   живое   слово   только дополняет   и,   падая   на   распаханную   жизнью   почву,   оно   производит совершенно иное впечатление. В то же время, Роберт Оуэн (английский философ  – утопист) считал семью   одним   из   зол   на   пути   формирования   нового   человека.   Его   идея   о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих   лет   словом   и   делом   подчеркивалась   ведущая   роль   общественного воспитания в формировании личности ребенка. Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно   отказаться   от   семейного   воспитания,   поскольку   его   сила   и действенность   несравнимы   ни   с   каким,   даже   очень   ква­ли4шцированным воспитанием в детском саду или школе. Известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев из всего многообразия окружающего   мира,  который   влияет   на   маленького   ребенка,   выделил   круг интимно­близких малышу людей, к воспитательным воздействиям которых он особенно   чувствителен.   Например,   ребенок   в   первые   годы   жизни   не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой тети» (попутчицы в транспорте,   воспитательницы   другой   группы).   Это   позже,   в   начале подросткового   возраста,   ему   важно   мнение   друга,   приятеля,   его   задевает реплика   прохожего,   а   в   первые   7­8   лет   самое   авторитетное   ­   «Так   мама сказала!», «Так велел папа». Семья формирует личность ребенка, оказывает решающее воздействие на его духовное и физическое развитие, готовит к будущему труду. Обращая внимание   на   важность   воспитательных   функций   семьи,   Н.   К.   Крупская считала, что, если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет   иметь   хорошее   влияние   на   ребенка.   Но   если   семья   ведет   праздную жизнь,   занята   только   погоней   за   удовольствиями,   если   ей   чужды   высокие идеалы, то в ней царит черствый эгоизм и тогда процесс воспитания серьезно нарушается.  В   исследовании   Т.А.   Марковой   [Маркова,   1998]   систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семенного воспитания. На наш взгляд, необходимо их охарактеризовать. 1. Воспитание в семье отличается  глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему   дети   чувствуют   себя   защищенными   от   неизвестности   и   опасностей окружающего   мира.   Здесь   можно   укрыться   в   маминых   объятиях   от подлинных и мнимых страхов, узнать обо всем на свете у дедушки, который «самый,   самый   умный».   Домашнее   тепло   ­   одно   из   условий   счастливого детства. 2.   Воспитание   в   семье   отличается  постоянством   и   длительностью воспитательных   воздействий   матери,   отца,   других   членов   семьи   в   самых разнообразных   жизненных   ситуациях,   их   повторяемостью   изо   дня   в   день. Такое   постоянство   воспитательных   воздействии   благоприятно   для формирующейся нервной системы ребенка, которая вырабатывает ответные действия   на   внешние   раздражители.   Даже   если   по   содержанию,   форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамот­ ны, ребенок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает.  3. Семья обладает объективными возможностями для включений ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную,   воспитательную   в   отношении   других   членов   семьи   и   его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая к случаю, не всегда понимают его необходимость для окружающих людей, то в семье совсем иная картина. Уже у ребенка 1,5­2 лет могут быть постоянные обязанности: вечером уложить игрушки «спать», подать дедушке газету,   поставить   скамеечку   для   ног   перед   креслом   бабушки.   С   3­4   лет ребенку поручают поливку комнатных растений, он сервирует стол, помогает взрослым в уборке. Подражая   близким,   любимым   людям,   следуя   их   «урокам   жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия   с   окружающими   людьми.   Упрямая   мама   будет,   возможно, страдать   от   упрямства   сына,   а   «воинственный»   папа   обрекает   себя   на постоянное выслушивание жалоб учителей типа «дрался на перемене». Не зря многие   великие   педагоги   считали,   что   семейное   воспитание   ­   это   прежде всего, самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми   они   сами   не   обладают,  и   отучить   от   таких,   которые   постоянно демонстрируют. Важный фактор становления личности ­ осознание себя как представителя  определенного пола  и  овладение соответствующим   ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают   особую   роль   семьи   в   данном   процессе.   Ребенок   видит   пример поведения   родителей,   их   взаимоотношений,   трудового   сотрудничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом. Представляя   собой   малую   группу,   своего   рода  «микрокосмос»,  семья наиболее   соответствует   требованиям   постепенного   приобщения   ребенка   к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует   учитывать,   что   семья   ­   не   однородная,   а   дифференцированная социальная   группа.   В   ней   представлены   различные   возрастные   (старшие   и младшие   члены   семьи),   половые   (мужчины   и   женщины),   а   подчас   и   про­ фессиональные «подсистемы» (мама ­ учительница, папа ­ шофер, бабушка ­ медсестра).   Это   позволяет   ребенку   наиболее   широко   проявлять   свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности (А.Г. Харчев, И.В. Гребенников, Ю.П. Азаров). Таким   образом,   современная   наука   подчеркивает  приоритет   семьи   в воспитании   ребенка,   проявляющийся   в   многообразии   форм   воздействия,   в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Консультация для родителей на тему " Воспитательный потенциал семьи"

Консультация для родителей на тему " Воспитательный потенциал семьи"

Консультация для родителей на тему " Воспитательный потенциал семьи"

Консультация для родителей на тему " Воспитательный потенциал семьи"

Консультация для родителей на тему " Воспитательный потенциал семьи"

Консультация для родителей на тему " Воспитательный потенциал семьи"

Консультация для родителей на тему " Воспитательный потенциал семьи"

Консультация для родителей на тему " Воспитательный потенциал семьи"

Консультация для родителей на тему " Воспитательный потенциал семьи"

Консультация для родителей на тему " Воспитательный потенциал семьи"

Консультация для родителей на тему " Воспитательный потенциал семьи"

Консультация для родителей на тему " Воспитательный потенциал семьи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2018