МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
Оценка 4.8

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

Оценка 4.8
Документация +1
doc
администрации +1
Взрослым
10.04.2018
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
В ходе реализации педагогической деятельности, большое значение уделяется мониторингу образовательного процесса. Отслеживание результатов деятельности обучающихся в образовательных учреждениях стало необходимым в связи с требованиями к качеству образования. Учитывая отсутствие образовательных стандартов в дополнительном образовании, основным критерием результата является полнота и качество реализации дополнительных общеразвивающих программ. Материалы представленные в программе мониторинга позволяют выявить уровень освоения результатов учебной деятельности.
Мониторинг.doc
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА  ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ  ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ (программа мониторинга) Материал подготовил:  Белова А.В., методист высшей квалификационной категории 2 Содержание 3 10 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………. 1.МОНИТОРИНГ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО   ПРОЦЕССА,   КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ   АСПЕКТ   ВЫЯВЛЕНИЯ   ДИНАМИКИ РУЗУЛЬТАТОВ  ОБУЧЕНИЯ………………………………………………… 8 1.1. Алгоритм   проведения   мониторинга   образовательного   процесса   в отделении художественно­эстетического образования……………………....... 1.2. Структура   и   описание   мониторинга   образовательного   процесса   в отделении художественно­эстетического образования.………………………... Модуль   1.   Мониторинг   результатов   освоения   дополнительной общеразвивающей программы обучающимся ..………………………………… Модуль   2.   Мониторинг   личностного   развития   обучающегося   в   процессе освоения им дополнительной общеразвивающей программы………………… Модуль   3.   Психолого­педагогическая   диагностика   ребенка   в   процессе освоения им дополнительной общеразвивающей программы…………………. Модуль   4.   Мониторинг   степени   удовлетворённости   детей   и   родителей качеством предоставляемых услуг………………………………………………. 17 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...…………………………… 18 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………… 20 ПРИЛОЖЕНИЕ   1   Мониторинг   результатов   освоения   дополнительной общеразвивающей программы…………………………………………………… 20 ПРИЛОЖЕНИЕ   2   Мониторинг   личностного   развития   обучающегося   в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы …………. ПРИЛОЖЕНИЕ 3  Карта обучающегося ……………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ 4   Анкета для родителей ……………………………………... ПРИЛОЖЕНИЕ 5  Анкета для обучающихся в детском творческом  коллективе ………………………………………………………………………… 27 23 24 26 9 10 11 15 3 Пояснительная записка Качество   и   результативность   работы   учреждения   дополнительного образования зависит от кадрового потенциала, профессионально­педагогической компетентности и творческой активности педагогов. Именно педагоги системы дополнительного   образования   (СДО)   становятся   ключевыми   фигурами современного   развивающего  вариативного  образования   и   воспитания. Педагогические   кадры   СДО   представлены   на   сегодняшний   день   широким спектром   профессионалов   из   различных   отраслей   народного   хозяйства, образования и культуры. Специалисты различных областей знаний обогащают его среду истинным духом своих профессий, создавая картину реальной жизни и погружая в атмосферу творчества определённого направления.  Актуальность   мониторинга.  В   последнее   время   большое   значение уделяется   мониторингу   образовательного   процесса   в   ходе   реализации педагогической   деятельности.   Отслеживание результатов   деятельности обучающихся   в   образовательных   учреждениях   стало   необходимым   в   связи   с требованиями к качеству образования. Учитывая отсутствие образовательных стандартов   в   дополнительном   образовании,   основным   критерием   результата является   полнота   и   качество   реализации   дополнительных   общеразвивающих программ.   Исходя   из   этого,   мониторинг   в    системе   дополнительного образования   представляет   собой   сложный   процесс.   Во­первых,   большинство результатов   полученные   обучающимися   трудно   определить,   т.к.   для   их фиксации нужны специальные измерения, описания, характеристики, параметры в   их   использовании   (отсутствие   стандартных   диагностических   методик).   Во­ вторых,   дополнительное   образование   детей,   должно   быть   комплексным, интегрирующим   результаты   обучения,  воспитания   и   развития   ребёнка.   Как следствие, актуальным становится наличие программы мониторинга в детском 4 объединении,   основным   инструментом   которой   будет   диагностика образовательного процесса.  Объект   мониторинга  –   участники   образовательного   процесса (обучающиеся, родители, педагоги). Предмет   мониторинга  –   возможности   совершенствования   качества образовательного процесса. Цель  мониторинга  –   создание     непрерывной   диагностической   системы контроля качества образовательного процесса с возможностью прогнозирования перспективных направлений развития. Задачи:  Проанализировать   теоретические   источники   литературы,   посвящённые изучению содержания, специфики, структуры мониторинга.  Проанализировать   и   обобщить   имеющийся   опыт   проведения   мониторинга образовательного процесса с целью выявления положительных и отрицательных сторон.  Определить   эффективность   образовательного   процесса   и   его   влияние   на формирование   ключевых   компетенций   обучающихся   (знаний,   умений   и навыков).   Подготовить   вариант   пакета   диагностических   методик   и   материалов, применяемых в ходе мониторинга. Гипотеза:  если моделировать предстоящий мониторинг, организовывать и управлять им, а также анализировать осуществлённую систему мониторинга, то в   результате   получим   возможность   эффективно   отслеживать   результаты обучения,   что   в   свою   очередь   будет   способствовать   формированию   более качественного образовательного процесса. Новизна  мониторинга заключается в том, что:  выделены и описаны условия, факторы и структурные механизмы мониторинга образовательного процесса; 5  разработан и описан пакет диагностических методик и материалов для педагогов отделения художественно­эстетического образования по проведению мониторинга образовательного процесса. Практическая   ценность.  Полученный   в   ходе   проведения   мониторинга   поддающийся   количественным   позволяет   проследить   динамику   и   эффективность комплекс   качественных   показателей, измерениям, образовательного   процесса,   что   в   дальнейшем   способствует   переходу   от рефлексивного управления процессов к прогностическому. Качественно   проследить   динамику   образовательного   процесса,   а   именно,   организовывать   и своевременно   формулировать   педагогические   задачи, контролировать   целенаправленный   обоснованный   процесс   развития   личности   в условиях   творческого   объединения,   возможно   путём   использования   программы мониторинга. Организация   и   проведение   мониторинга.  Мониторинг   в   отделении художественно­эстетического   образования   осуществляют   педагоги   ДО   на уровне творческого коллектива (детского творческого объединения), а также другие   специалисты,   обладающие   соответствующей   квалификацией   и компетенцией (методист, психолог и др.). В   ходе   работы   с   обучающимися,   педагогам   необходимо   отследить социально­психологические   изменения   в   коллективе,   в   межличностных отношениях,   формирование   жизненной   позиции   и   ценностных   ориентаций воспитанников. Чтобы определиться в какой части необходимо скорректировать свою педагогическую деятельность, он должен регулярно производить анализ результатов,   сопоставляя   полученный   продукт   с   целью   деятельности.   В педагогической   теории   и   практике   измерение   и   оценка   результатов образовательного   процесса   всегда   остаются   в   центре   внимания,   так   как   они лежат в основе определения эффективности педагогической деятельности.  6 Организация   и   проведение   мониторинга   педагогической   деятельности педагога   дополнительного   образования   представляет   собой   систему педагогических   методов   и   средств   изучения   состояния   образовательного   личностного   развития   обучающихся   в   процессе   освоения процесса. Таким образом, мониторинг содержит следующие аспекты:   результаты   освоения   дополнительной   общеразвивающей   программы обучающимся (уровень освоения программного материала);  результаты   дополнительной общеразвивающей программы1;  психолого­педагогический результат (уровень сформированности и развития креативной, эмоционально­волевой и ценностно­мотивационной сфер личности);  уровень   удовлетворённости   детей   и   родителей   деятельностью   отделения образовательного учреждения. В ходе проведения мониторинга используются диагностические таблицы, которые   позволяют   наглядно   представить   набор   основных   знаний,   умений   и практических   навыков,   которыми   необходимо   овладеть   обучающемуся   в результате обучения по программе. Выстроить систему важнейших личностных качеств,   которые   формируются   у   ребёнка   за   период   его   обучения   по определённой   программе   и   во   время   общения   с   педагогом   и   сверстниками. Возможность использования таблиц позволяет определить уровни выраженности каждого   измеряемого   показателя   у   разных   обучающихся,   а   так   же   степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям. Ожидаемые   результаты.  В   процессе   подготовки   к   организации   и проведению   мониторинга   образовательного   процесса,   педагоги   отделения получат пакет необходимых диагностических материалов и методик; разработка оптимальной   мониторинговой   структуры   позволит   улучшить   и   упростить 1   «Мониторинг   результатов   обучения   ребенка   по   дополнительным   образовательным   программам»,   «Мониторинг   личностного   развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы». Данные методики определения эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей разработаны Н. В. Кленовой, Л. Н. Буйловой, сотрудниками РГПУ им. А. И. Герцена и ГОУ «СПб ГДТЮ» 7 процесс отслеживания и анализирования полученных результатов, направленных на повышение качества образовательного процесса. Последовательность апробации мониторинга.  I. Подготовительный этап:  изучение литературы;  изучение имеющегося педагогического опыта; II. Практический этап:  подбор   и   разработка   инструментария   для   проведения   мониторинга (диагностические методики, таблицы). III. Аналитический этап:  систематизация и анализ полученной информации;  разработка рекомендаций и предложений на последующий период. Риски в ходе апробации программы мониторинга:  неготовность   педагогов   изменить   традиционную,   сложившуюся   систему мониторинга.  необъективность   оценивания, обучающихся.  Некорректное использование предложенных форм мониторинга.   продвижения   успешности   рейтинга, Минимизация рисков:  консультирование   педагогов   по   вопросам   организации   и   проведения мониторинга образовательного процесса в творческом коллективе;  проведение  семинаров­практикумов для педагогов;  контроль над организацией и качеством проведения всех этапов мониторинга образовательного процесса в творческом коллективе. 8 1.  МОНИТОРИНГ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО   ПРОЦЕССА,   КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ   АСПЕКТ   ВЫЯВЛЕНИЯ   ДИНАМИКИ РУЗЕЛЬТАТОВ  ОБУЧЕНИЯ. Термин «Мониторинг» происходит от латинского «monitor», что означает напоминающий,   надзирающий.   Понятие   не   имеет   точного,   однозначного толкования,   т.к.   применяется   в   разных   сферах   научно­практической   Изначально   данное   понятие   активно   применялось   в деятельности. экологической  сфере, т.к. обозначало наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В   последнее   время   данный   термин   получил   более   широкое   применение. Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким­либо процессом с целью выявления   его   соответствия   желаемому   результату   или   первоначальным предположениям.  На   сегодняшний   день,   термин   «мониторинг»   широко   используется   во многих   отраслях   науки,   в   том   числе   педагогике   и   психологии.   А.С. Белкин определяет  мониторинг  как  непрерывное  научно­обоснованное  диагностико – прогностическое   отслеживание   образовательного   процесса.   Мониторинг допустимо   рассматривать   как   процесс   отслеживания   состояния   объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося   сбора   данных,   представляющих   собой   совокупность определенных   ключевых   показателей.   С   методологической   точки   зрения мониторинг   следует   рассматривать   как   универсальный   тип   деятельности, 9 индифферентный к предметному содержанию. Мониторинг необходим, когда в построении какого­либо процесса важно постоянно отслеживать происходящие в   реальной   предметной   среде   явления,   с   тем,   чтобы   включать   результаты текущих наблюдений в процесс управления.  Мониторинг   имеет   ряд   отличительных   особенностей   представляющих целостную систему, в которой реализуется множество функций. Основными функциями мониторинга являются: 1. Непрерывность (постоянный сбор данных). 2. Диагностичность   (наличие   критериев,   с   которыми   можно   соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса). 3. Информативность   (включение   в   состав   критериев   для   отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах). 4. Обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс). Данные полученные в ходе проведения мониторинга, обеспечивают педагога дополнительного   образования   необходимой   и   достаточно   подробной, достоверной информацией, для дальнейшего выбора адекватной и оптимальной модели обучения (управления). 1.1. Алгоритм проведения мониторинга образовательного процесса. Проведение   мониторинга   образовательного   процесса   заключается   в выполнении следующих действий:  Диагностика   результатов   освоения   программного   материала   и отслеживание личностного развития обучающихся в течение учебного года, в 10 рамках проведения промежуточной и итоговой аттестации (см. Приложение 1, 2).    Заполнение карты обучающегося. Карта позволяет ввести систему контроля каждого обучающегося и отслеживать динамику его образовательных результатов   по   отношению   к   нему   самому,   начиная   от   первого   момента взаимодействия   с   педагогом.   Такой   способ   оценивания,   а   именно   сравнение воспитанника не столько с другими детьми, сколько с самим собой,  позволяет выявить   его   собственные   успехи   по   сравнению   с   исходным   уровнем,   и   в дальнейшем позволяет стимулировать и развивать мотивацию обучения каждого ребенка (см. Приложение 3).   Обработка   и   анализ   полученных   данных.   Анализ   результатов предполагает   сравнение   показателей,   сопоставление   входных   и   итоговых показателей каждого этапа. Данные мониторинга документально фиксируются и оформляются в виде таблицы, с использованием графиков и диаграмм.  1.2.  Структура и описание мониторинга образовательного процесса. Предлагаемая структура мониторинга образовательного процесса состоит из 4 модулей и выглядит следующим образом:  Модуль   1.  Мониторинг   результатов   освоения   дополнительной общеразвивающей программы обучающимся.  Модуль 2.   Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы.  Модуль   3.  Психолого­педагогическая   диагностика   обучающегося   в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы.  Модуль 4. Мониторинг степени удовлетворённости детей и родителей деятельностью отделения образовательного учреждения. 11 Модуль   1.   Мониторинг   результатов   освоения   дополнительной общеразвивающей программы обучающимися. 1. Обученность по отдельным отраслям знания:  Теоретическая подготовка ребенка.  Практическая подготовка ребенка. 2. Сформированность общеучебных умений и навыков:  Учебно­интеллектуальные умения.  Учебно­коммуникативные умения.  Учебно­организационные умения и навыки. Модуль   2.   Мониторинг   личностного   развития   ребенка   в   процессе освоения им дополнительной общеразвивающей программы. Развитие   личностных   качеств   ребенка   должно   быть   предусмотрено   в каждой   общеразвивающей   программе.   На   развитие   личности   ребенка   влияет множество   факторов,   в   том   числе   общение   с   педагогом   дополнительного образования.  Отследить динамику развития личностных качеств обучающегося возможно по  следующим показателям:  Организационно­волевые качества.  Ориентационные свойства личности.  Поведенческие характеристики. В   таблице   1   приводится   значение   показателей,   критериев,   степень выраженности показателей и их значение. Показатели Фиксируют то, что оценивается. Это те требования, которые  предъявляются к обучающемуся в процессе освоения  программного материала. Содержание показателей  12 Таблица 1 Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Баллы составляют те ожидаемые результаты, которые заложены  педагогом в программу. Содержат совокупность признаков, на основании которых  даётся оценка показателей и устанавливается степень  соответствия реальных знаний, умений, навыков ребёнка  требованиям, заданным программой. Включает перечень возможных уровней освоения ребёнком  программного материала и общеучебных умений и навыков  от минимального до максимального. Даётся краткое  описание каждого уровня в содержательном аспекте. Применяются для удобства оценивания выделенных уровней  и обозначаются соответствующим количеством баллов Методика личностного развития позволяет выявить  как основные, так и   Параметры   личностных индивидуальные   особенности   обучающихся. характеристик   легко   наблюдаемы   и   контролируемы,   доступны   для   анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов (см. таблицу 2).  Расшифровка оцениваемых качеств и их характеристика Таблица 2 Оцениваемое качество 1 Терпение I блок. Организационно­волевые качества Характеристика оцениваемого Примечание качества 2 3 Данный параметр поддаётся  направленному формированию, а  также изменению у каждого  обучающегося. При оценивании  уровня, наивысший балл  присваивается за осознанную  выдержку, т.е. у обучающегося  хватает ресурсов выполнять задания,  без дополнительных внешних  побуждений. Таким образом, терпение и воля  являются наиболее важными  показателями саморегуляции и  самоорганизации воспитанника,  т.к. они вырабатываются путём  постоянного контроля ребёнка за собственным поведением.  Обязательным условием  развития терпения и воли  13 Воля Высокий балл рекомендуется ставить  в том случае, когда обучающийся  способен выполнять конкретную  деятельность за счёт собственных  волевых возможностей, без внешних  побуждений со стороны как педагога,  так и родителей.  является мотивация, которая  может быть связана с желанием  обучающегося показать степень  своей взрослости,  самостоятельности, что в свою  очередь, будет способствовать  его самоутверждению в  обществе. Поэтому необходимо  учитывать, что развитие  терпения и воли идёт  одновременно с формированием  у ребёнка адекватной  самооценки. Важным условием  воспитания данных показателей  является создание ситуации  успеха.  Самооценка II блок. Ориентационные качества Представление ребенка о своих  достоинствах и недостатках и  одновременно характеристика  уровня его притязаний. Педагогу очень важно выявить у  обучающихся уровень  самооценки, поскольку это  составляет основу для  индивидуально ориентированной  работы в группе. Завышенная самооценка  нередко ведет к  самоутверждению через  стремление подчинить себе  других детей, господствовать  над ними. Заниженная сама  является препятствием для  нормального общения, ибо такие  дети часто испытывают в  окружении сверстников чувство  неуверенности в себе,  скованность, тревожность. Заниженная самооценка означает  неразвитость положительного  представления о самом себе, неверие  в свои силы, а значит, отсутствие  внутреннего стимула к развитию,  поскольку ребенок не видит своих  достоинств, на основе которых можно совершенствоваться. Такие дети  требуют к себе особого внимания,  постоянной похвалы за самые  минимальные достижения.  Нормальная самооценка означает, что  у ребенка сформировано адекватное  представление о своих достоинствах и недостатках, соединяющее  положительные представления  личности о себе с достаточной мерой  самокритичности. Именно этот ее  уровень является действенным  стимулом саморазвития личности. Завышенная самооценка может  появиться как в результате  неумеренных похвал ребенка, так и  вследствие неадекватной оценки им  собственной одаренности, которую он воспринимает как превосходство над  другими. Этот тип самооценки —  самый сложный сточки зрения  развития личности, так как он либо  лишает ребенка стимула к развитию  (ибо создает в его сознании иллюзию  14 Интерес к занятиям Конфликтность  достижения положительного  предела), либо порождает у него  стремление добиться лидерства в  группе любой ценой, в том числе за  счет других детей. Такие дети, как  правило, трудно управляемы, нередко агрессивны, почти не способны к  работе над собой. Роль внешнего  стимула к их саморазвитию может  сыграть наличие в группе достойного  конкурента. По статистике большинство детей  начинает заниматься в студии, как  правило, под влиянием родителей и не всегда заинтересованы в этом сами.  Поэтому в таблице выделяются три  уровня интереса к занятиям у  обучающихся:  интерес навязан извне;  интерес периодически  стимулируется извне;  интерес поддерживается  самостоятельно. Наивысший балл ставится в том  случае, когда интерес  поддерживается ребенком  самостоятельно. В процессе занятий ребенку  предоставляются возможности  развить собственный интерес к  выбранному делу. Легче это  сделать при наличии природных  задатков к конкретному виду  деятельности. Но даже в том  случае, если таковые у ребенка  отсутствуют, то с помощью воли, терпения и достижения  определенных результатов  (успехов) интерес можно  сформировать и развивать далее. III блок. Поведенческие качества Отношение обучающегося к  конфликтам в группе и тип  сотрудничества являются  результатом воспитания и  обусловлены природными задатками.  Они фиксируют авторитетность в  группе, его коммуникативные  качества, степень саморегуляции и  дисциплинированности. Выделенные в таблице критерии данного блока  могут быть дифференцированы по  степени управляемости со стороны  самого ребенка и выражаться  соответствующими оценками в  баллах. Снижение до минимума  возможности конфликтов в  группе и максимально развить  желание и умение детей  участвовать в совместной  деятельности является одной из  задач педагога. В случае возникновения  конфликта в группе педагогу  необходимо соблюдать  несколько правил, следование  которым поможет в разрешении  конфликта. 1. Нельзя загонять конфликт  вглубь (не обращать на него  внимания, ограничиваться  чтением нотаций  конфликтующим сторонам, сразу становиться на сторону одного  ребенка).  15 2. При поиске причины  конфликта стараться быть  объективным и непредвзятым, не искать изначально виноватого.  3. Помнить, что при всем  разнообразии причин конфликта  его «организатором»  (источником) является тот, кто  претендует на превосходство над другими. Непосредственно же  спровоцировать конфликт и в  итоге окажется его жертвой  может совершенно другой  ребенок. 4. Преодоление конфликта —  это, прежде всего, преодоление  стремления отдельных детей  подчинить себе других, в каких  бы формах это ни проявлялось. 5. Профилактика конфликтов  состоит в том, чтобы выявлять  детей, ориентированных на  власть, и ограничивать их  попытки подчинять себе других. Совместная деятельность связана с распределением функций  между ее участниками, а  следовательно, предполагает  определенное умение ребенка  как подчиняться  обстоятельствам, считаться с  мнением других, в чем­то  ограничивать себя, так и  проявлять инициативу,  совершенствовать общее дело. Сотрудничество Способность обучающегося  принимать участие в общем деле. В  таблице выделены несколько уровней  сотрудничества — от стремления  избежать включения в совместную  деятельность до творческого  отношения к ней. Модуль 3.  Психолого­педагогическая диагностика ребенка в процессе освоения им дополнительной общеразвивающей программы. На   начальном   этапе   при   зачислении   ребёнка   в   студию   или   творческий коллектив, а так же в ходе обучения по программе, осуществляется психолого­ педагогическая диагностика. Данная процедура выполняется с целью выработки 16 индивидуальной педагогической стратегии дальнейшего развития обучающегося. Результаты   диагностики,   полученные   в   ходе   промежуточной   аттестации, используются для корректировки содержания работы по обеспечению развития воспитанника   и   позволяют   сделать   этот   процесс   осознанным   и целенаправленным. Психологический   мониторинг   образовательного   процесса   позволяет   не только  выявить   своеобразие  развития  обучающихся, но и  вовремя  проводить просветительскую работу с родителями и педагогами.  В ходе проведения психологического мониторинга выделяются следующие уровни: 1. Уровень   развития   ценностно­мотивационной   сферы   личности обучающихся. 2. Уровень развития эмоционально­волевой сферы личности обучающихся. 3. Уровень развития креативной сферы личности обучающихся. В процессе отбора психодиагностических методик учитывались следующие параметры:  Доступность методики для выбранного контингента.  Валидность, надёжность  и объективность методики.  Возможность   количественной   и   качественной   обработки   полученных результатов.  Применимость методики для групповых исследований. Для проведения психологического мониторинга образовательного процесса применяется комплекс методик представленных в таблице 32.  Методический инструментарий психолого­педагогической диагностики обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы 2 В ходе психологического мониторинга могут быть использованы диагностические методики других авторов. 17 Таблица 3 Характеристика субъекта Название и автор методики 1. 2. Шкалы 3. Уровень развития ценностно­ мотивационной сферы  личности обучающихся Уровень развития  эмоционально­волевой сферы личности (это самооценка,  тревожность, самоконтроль,  саморегуляция) Уровень развития креативной сферы личности Мотивация успеха и боязнь  неудачи» (МУН) опросник Позитивная мотивация,  негативная мотивация Автор: А.А. Реан Тест­опросник «Исследование  волевой саморегуляции» Авторы: А.В. Зверькова и Е.В.  Эйдмана  Методика диагностики  направленности учебной  мотивации Автор: Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики  самооценки психических  состояний Автор: Г. Айзенк Методика определения шкалы  личностной и ситуативной  тревожности  Авторы: Ч. Д. Спилберг ­ Ю. Л.  Ханин Методика изучения личностных  креативных способностей Автор: Е.Е. Туник Методика «Тип мышления»  (модификация Г.В. Резапкиной) общая шкала (В) и индексы  по субшкалам  «настойчивость» (Н) и  «самообладание» (С) Внешняя и внутренняя  мотивация Тревожность, фрустрация,  агрессивность, ригидность Ситуативная тревожность  (СТ); личностная  тревожность (ЛТ) любознательность (Л); воображение (В); сложность (С); склонность к риску (Р).  Типы мышления: предметно­ действенное (ПД); абстрактно­ символическое (АС);  словесно­логическое (СЛ);  наглядно­образное (НО);  креативное (К). Модуль 4. Мониторинг степени удовлетворённости детей и родителей качеством предоставляемых услуг. Дополнительное образование детей представляет собой  широкий комплекс условий   обучения.   Для   измерения   качества   дополнительного   образования 18 недостаточно   статистических   показателей,   даже   очень   подробных   и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. По своей природе качество образования – это объективно­ субъективная характеристика условий обучения человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок   своего   обучения.   Некоторые   объективные   составляющие   качества образования   могут   быть   более  актуализированы   в   сознании   человека,   другие совсем не актуальны в силу опыта или ценностных предпочтений. Субъективные оценки важны в силу того, что могут быть дифференцированы  по регионам, социальным   и   демографическим   группам   и   позволяют   составить   объёмную картину   образовательных   потребностей   общества.   Поэтому   качество образования – это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной  системы)  многообразным  потребностям,  интересам  личности, общества, государства [6].  Для   изучения   степени   удовлетворённости   родителей   качеством образовательных услуг, используются следующие материалы:  анкета для родителей (см. Приложение  4); анкета   для   обучающихся   в   детском   творческом   коллективе   (см.  Приложение 5). 19 Список используемой литературы 1. Аннекова   Н.В.,  Худин   А.Н.,  Шамова   Т.И.  Формирование   нормативно­ правовой компетентности педагогических кадров [Текст]: учебно­методическое пособие / Т.И. Шамова. – Москва: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с. 2. Байбородова   Л.В.,   Изучение эффективности воспитательной системы школы [Текст]: учебно­методическое пособие / Л.В. Байбородова, С.Л. Паладьев, Е.Н. Степанов. – Псков: ПОИПКРО, 1994. – 94 с.   Паладьев   С.Л.,   Степанов   Е.Н. 3. Белова   С.Н.,   Ильина   И.В.,   Шамова   Т.И.   Современные   средства оценивания   результатов   обучения   в   школе   [Текст]:   учебное   пособие   /   С.Н. Белова,   И.В.   Ильина,   Т.И.   Шамова.   –   М.:   Педагогическое   общество   России, 2007. – 192 с. 4. Силина, С. Н. Из истории оценки знаний студентов педагогических вузов России   в  XIX  веке   [Текст]   /   С.   Н.   Силина,     А.   С.   Белкин   //   Стандарты   и мониторинг в образовании. – 2000. –    № 4. – С. 53­55. 5. Белкин, А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса в вузе   [Текст]   /   А.   С.   Белкин   //   Материалы   российской   научно­практической конференции / Шадрин. гос. пед. ин­т. – Шадринск, 2000.  6. Капустин   Н.П.,   Управление образовательными   системами   [Текст]:   учебное   пособие   /   Т.И.   Шамова.   – Москва: ВЛАДОС, 2002. – 320 с.   Третьяков   П.И.,   Шамова   Т.И. 7.   Попова   Г.П.,   Размерова   Г.А.,   Ремчукова   И.Б.   Мониторинг   качества учебного   процесса.   Принципы,   Анализ   Планирование   [Текст]:   методическое пособие:   /   Г.П.  Попова,   Г.А.  Размерова,   И.Б.   Ремчукова.   –   Ростов   на   Дону: Учитель, 2007. – 124 с. 8.  Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://dic.academic.ru/ 9. Астарханцева   С.В.   Комплексный   мониторинг   качества   обучения народному   художественному   творчеству   в   системе   ДОД   //   Дополнительное образование, 2007, №3, с.16 10. Астраханцева   С.В.   Педагогический   мониторинг   в   УДОД   как управленческая проблема // Дополнительное образование, 2007, №2, с.13 11. Воспитательный   процесс:   изучение   эффективности   /   Под   ред.   Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с. 12. Журкина   А.Я.  Мониторинг   качества   образовательной   деятельности   в учреждении   дополнительного   образования   детей   //   Приложение   к   журналу «Внешкольник», Выпуск №11. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72 с. 20 13. Клёнова   Н.В.,   Буйлова   Л.Н.   Методика   определения   результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2005, №1, с.18 14. Клёнова   Н.В.,   Буйлова   Л.Н.   Методика   определения   результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2004, №12, 17 с.18 15. Клёнова   Н.В.,   Буйлова   Л.Н.   Методика   определения   результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2005, №1, 17 с.18 16. Колмогорцева   Т.А.   Педагогический   мониторинг   как   механизм управления качеством образования // Дополнительное образование, 2003, №7, с.17 17. Кульневич, С.В., Иванченко, В.И. Дополнительное образование детей: методическая служба / С.В. Кульневич, В.И. Иванченко. – Ростов н/Д.: Учитель, 2005. – 324 с. 18. Кульневич,   С.В.,   Тончарова,   В.И.,   Лакоценина,   Т.П.   Организация   и содержание   методической   работы   /   С.В.   Кульневич,   В.И.   Тончарова,   Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д.: Учитель, 2004. – 288 с. Список ресурсов удалённого доступа 1. Информационный   портал   «Учительская   копилка»:   [сайт] www.uchkopilka.ru   2. Информационный портал «Дополнительное образование»: [сайт]  URL:  http:// www.     http://dopedu.ru/ (дата обращения 05.10.2017).  / (дата обращения 05.10.2017).  URL:  http:// 3. Информационно­методический   журнал   «Внешкольник»:   [сайт]  URL:  http: //vneshkolnik.su/  (дата обращения 05.10.2017). 4. Дополнительное   (внешкольное   образование)   «Внешкольник.   РФ»:   [сайт] http://dop­obrazovanie.com/  (дата обращения 05.10.2017). 21 Приложение 1 Мониторинг результатов освоения дополнительной  общеразвивающей программы обучающимися 22 Показатели Критерии Степень выраженности показателя Баллы 1. 2. Теоретическая подготовка обучающегося 3. Теоретическая знания (по разделам учебно­ тематического плана программы) Владение специальной терминологией Вывод Соответствие  теоретических  знаний  обучающегося  программным  требованиям Осмысленность и  правильность  использования  специальной  терминологии  Уровень теоретической подготовки ребенок овладел менее чем ½ объема знаний,  предусмотренных программой объем усвоенных знаний составляет более ½ ребёнок освоил практически весь объем знаний,  предусмотренных программой за конкретный  период ребенок, как правило, избегает употреблять  специальные термины ребенок сочетает специальную терминологию с  бытовой специальные термины употребляет осознанно в  полном соответствии с их содержанием Базовый (минимальный) Оптимальный (средний) Высокий (максимальный) Практическая подготовка обучающегося 4. 1 5 10 1 5 10 2­6 7­14 15­20 1 5 10 1 5 10 1 5 10 Практические умения и навыки, предусмотренные программой  (по разделам учебно­ тематического плана программы) Владение специальным оборудованием и оснащением Творческие навыки Вывод Соответствие  практических  умений и навыков  программным  требованиям Отсутствие  затруднений в  использовании  специального  оборудования и  оснащения   Креативность в  выполнении  практических  заданий  Уровень практической подготовки ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных  умений и навыков объем освоенных умений и навыков составляет  более ½ ребенок овладел практически всеми умениями и  навыками, предусмотренными программой за  конкретный период ребенок испытывает серьезные затруднения при  работе с оборудованием работает с оборудованием с помощью педагога работает с оборудованием самостоятельно, не  испытывает особых трудностей ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие  практические задания педагога выполняет в основном задания на основе образца выполняет практические задания с элементами  творчества Базовый (минимальный) Оптимальный (средний) Высокий (максимальный) 3­10 11­22 23­30 Основные компетенции обучающегося Учебно­интеллектуальные  Подбирать и анализировать специальную литературу Самостоятельность  в подборе и работе с литературой Использование компьютерных источников информации Самостоятельность  в пользовании  компьютерными  источниками  информации испытывает серьезные затруднения при работе с  литературой, нуждается в постоянной помощи и  контроле педагога работает с литературой с помощью педагога или  родителей работает с литературой самостоятельно, не  испытывает особых трудностей обучающийся испытывает серьезные затруднения  при работе с литературой, нуждается в  постоянной помощи и контроле педагога работает с литературой с помощью педагога или  родителя работает с литературой самостоятельно, не  испытывает особых трудностей Коммуникативные  Слушать  и слышать педагога, принимать во внимание других людей Адекватность  восприятия  информации,  идущей от педагога 23 объяснения педагога не слушает,  учебную  информацию не воспринимает; испытывает  серьезные затруднения в концентрации внимания,  с трудом слушает и слышит педагога, воспринимает  учебную информацию при  напоминании и  1 5 10 1 5 10 1 5 Приложение 2 Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы  Показатели  Критерии Степень выраженности показателя Баллы 1. Организационно­волевые качества Способность переносить  (выдерживать) известные  нагрузки в течение  определенного времени,  преодолевать трудности Способность активно  побуждать себя к  практическим действиям  Терпение Воля Вывод Терпения хватает менее чем на ½  занятия Терпения хватает более чем на ½  занятия Терпения хватает на все занятие  Волевые усилия ребенка побуждаются  извне Иногда – самим ребенком Всегда – самим ребенок  Низкий  Средний  Высокий  Уровень сформированности  организационно­волевых  качеств  2. Ориентационные качества Самооценка  Интерес к занятиям Способность оценивать себя  адекватно реальным  достижениям  Осознанное участие ребенка в  освоении образовательной  программы  Вывод Уровень сформированности  ориентационных качеств  Завышенная  Заниженная  Нормальная  Интерес к занятиям продиктован  ребенку извне Интерес периодически поддерживается  самим ребенком Интерес постоянно поддерживается  ребенком самостоятельно  Низкий Средний Высокий 3. Поведенческие качества Конфликтно сть Способность занять  определенную позицию в  конфликтной ситуации  Тип  сотрудничес тва  Вывод Умение воспринимать общие  дела как свои собственные  Уровень сформированности  поведенческих качеств  Заключение Результат личностного  развития обучающегося Периодически провоцирует конфликты Сам в конфликтах не участвует,  старается их избежать  Пытается самостоятельно уладить  возникшие конфликты  Избегает участие в общих делах Участвует при побуждении извне Инициативен в общих делах  Низкий Средний Высокий Низкий Средний 24 1 5 10 1 5 10 до 3 4­15 16­30 1 5 10 1 5 10 до 2 3­10 11­20 1 5 10 1 5 10 до 2 3­10 11­20 0­7 8­37 (сумма всех выводов) Высокий 38­70  25 Приложение 3 Карта обучающегося Фамилия, имя ребенка______________________________________   Название детского творческого объединения  __________________ Название программы ______________________________________  Ф.И.О. педагога Модуль   1.  Мониторинг   результатов   освоения   дополнительной   общеразвивающей программы обучающимися. Показатели Первый год обучения Второй год обучения Третий год обучения аттестация аттестация аттестация Промежуточная Итоговая Промежуточная Итоговая Промежуточная Итоговая Периоды проведения мониторинга Теоретическая знания  Владение специальной  терминологией Практические умения и навыки,  предусмотренные программой  Владение специальным  оборудованием и оснащением Творческие навыки Подбирать и анализировать  специальную литературу Использование  компьютерных  источников информации Слушать  и слышать педагога, принимать во  внимание других людей Выступать перед аудиторией Участвовать в дискуссии,  отстаивать свою точку зрения Организовать свое рабочее место Планировать и организовать  работу, распределять учебное  время Аккуратно, ответственно  выполнять работу Соблюдения в процессе  деятельности правила  безопасности 26 Модуль   2. дополнительной общеразвивающей программы  Мониторинг   личностного   развития   обучающегося   в   процессе   освоения   им Периоды проведения мониторинга Показатели Первый год обучения аттестация Второй год обучения аттестация Третий год обучения аттестация Промежуточная Итоговая Промежуточная Итоговая Промежуточная Итоговая Организационно­волевые качества Терпение Воля Самооценка Интерес к занятиям Конфликтность Тип сотрудничества Ориентационные качества Поведенческие качества 27 Приложение 4 Анкета для родителей Уважаемые родители! В целях повышения качества образовательного процесса, просим вас заполнить анкету как можно скорее.  Нам очень важно ваше мнение! 1. В какой степени Вы удовлетворены качеством обучения вашего ребёнка? вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить 2. В какой степени Вы удовлетворены организацией образовательного процесса? вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить 3.  В какой степени Вы удовлетворены уровнем информированности о деятельности отделения художественно­ эстетического   образования   ГАОУ   СО   «Дворец   молодёжи»   посредством   информационно­коммуникационных технологий (Интернет)? вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить 4.  В какой степени Вы удовлетворены состоянием материально­технического оснащения на занятиях, которые посещает ваш ребёнок? вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить 5. В какой степени Вы удовлетворены профессионализмом педагогов, работающих с вашим ребёнком? вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить 6. Как Вы относитесь к платным занятиям (к сбору денежных средств в виде пожертвований)? вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить 7.  В какой степени Вы удовлетворены платными услугами, предоставляемыми в художественно­эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи»? вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить 8.   В   какой   степени   Вы   удовлетворены   санитарно­гигиеническими   условиями   в   творческом   коллективе,   где занимается ваш ребёнок? вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить 9. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями педагогов с обучающимися? вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить 10. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями педагогов с родителями? вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить 11. В какой степени Вы удовлетворены получаемой информацией о ребёнке? 28 вполне удовлетворен скорее удовлетворён скорее неудовлетворён совершенно неудовлетворён затрудняюсь ответить Приложение 5 Анкета для обучающихся отделения художественно­эстетического образования ГАОУ СО «Дворец молодёжи» в детских творческих объединениях   Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты! Заполняя анкету, у тебя появится возможность поразмышлять о себе, а мы в свою очередь,   постараемся   дать   рекомендации   педагогам,   чтобы   твоя   творческая   жизнь   в коллективе стала ещё интереснее и разнообразнее. Мы надеемся на твою искренность! 1. Сколько тебе лет? ________________________ 2. Как долго ты посещаешь занятия _______________ 3. Как ты узнал о творческом коллективе? _________________________________________ 4. Вызывает   ли   у   тебя   интерес   занятия   в   творческом   коллективе?   (отметить   вариант, который тебе ближе всего). a) всегда; b) только тогда, когда это касается лично меня; c) иногда; d) свой вариант ответа ____________________________________________ 5. Пропускаешь ли ты занятия в творческом коллективе?  По каким причинам? _________________________________________________________________ 6. Что   больше   всего   тебя   привлекает   в   творческом   объединении?   (выбери   несколько вариантов ответов)? a) возможность интересно провести свободное время; b) возможность развивать свои таланты и потребности; c) здесь меня всегда выслушают и поймут; d) здесь я нашёл (нашла) новых друзей; e) свой вариант ответа______________________________________________________ 7. Продолжи фразу. Творческий коллектив для тебя – это __________________________ _________________________________________________________________________ 8. Какие   изменения   произошли   в   тебе   за   тот   период,   пока   ты   посещаешь   творческое объединение? a) научился (лась) свободно общаться с людьми; b) развил (ла) в себе новые таланты; c) свой вариант ответа _________________________________________________ 9. Как у тебя складываются взаимоотношения с педагогами в творческом коллективе? _______________________________________________________________________ 10. Ты уже определился с выбором профессии для себя? a) Да b) нет 11. Помогают ли тебе занятия в творческом коллективе определиться с выбором профессии? Каким образом?_____________________________________________________________ 12. Планируешь   ли   ты   и   дальше   посещать   занятия   в   детском   творческом   коллективе? ___________________________________________________________________________ 29 13. Какие проблемы тебя волнуют на данный момент? (расставь цифры от 1 до 8). Распредели проблемы   по   степени   значимости   для   себя.     Например,     если   тебя   сейчас   волнуют трудности в учёбе, то поставь букву «г» напротив 1 и так распредели все проблемы. a) конфликты с родителями; b) конфликты с учителями в школе; c) конфликты со сверстниками; d) трудности в учёбе; e) трудности в организации и проведении свободного времени; f) одиночество; g) страх за своё будущее; h) не хватает денег свой вариант ответа_______________________________________ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 14. Чего тебе не хватает для полного счастья? a) любви и понимания; b) денег на карманные расходы; c) заботы родителей; d) хороших друзей; e) интересного увлечения. 15. Продолжи фразу. На данный момент я хочу добиться в жизни_______________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 16. На какого актёра, героя книги, знаменитого человека ты бы хотел быть похожим?  17. Какие качества в нём тебе больше всего нравятся? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Спасибо! 30

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018