Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации поставленных звуков у детей с речевыми недостатками остаётся актуальным. Наиболее высокий уровень закрепления навыков произношения обеспечивает организация работы с привлечением родителей и использование для домашних заданий фонетического дневника.
Фонетический дневник как средство закрепления произносительных
навыков.Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной,
выразительной речи, процесс автоматизации поставленных звуков у детей с речевыми
недостатками остаётся актуальным.
Наиболее высокий уровень закрепления навыков произношения обеспечивает
организация работы с привлечением родителей и использование для домашних заданий
фонетического дневника.
Разработаны различные формы работы с родителями:
знакомство родителей с требованиями логопеда по выполнению домашних заданий;
знакомство родителей с результатами обследования произношения;
индивидуальные консультации логопеда;
открытые индивидуальные занятия для родителей;
выступления логопеда на родительских собраниях;
анкетирование родителей;
задания логопеда родителям (записи в фонетическом дневнике).
Фонетический дневник представляет собой обычную тетрадь, становящуюся
впоследствии наглядным пособием для обучения ребёнка правильной речи.
Использование такого дневника и привлечение родителей к логопедической работе
посредством записей в нём позволяют:
родителям составить представление о занятиях;
создать с помощью ребёнка элементарное наглядное пособие для обучения;
систематизировать материал по изучаемой теме (символы звуков, опорные записи об
их артикуляции, схематические рисунки, речевой материал);
повысить интерес у ребёнка к логопедическим занятиям;
увеличить время и частоту речевых упражнений за счёт домашних заданий, добиться
более быстрого и устойчивого результата.
В дневнике даётся краткое, понятное, доступное для неспециалиста описание
артикуляции звуков; зарисовываются подготовительные упражнения для губ и языка,
развития голоса, дыхания, мелкой моторики пальцев рук, речевого слуха;
схематически зарисовывают символы звуков и картинки для называния,
раскрашивания, запоминания, записывается речевой материал для заучивания. Этот
материал даётся с последовательным усложнением, в соответствии с позиционным
положением звука.
Детям нравится, когда в их тетрадях появляются новые картинки, многие с
удовольствием их раскрашивают, подбирая нужный цвет.
Рисунок создаётся на глазах у ребёнка с одновременным проговариванием и
комментированием. Такой приём способствует развитию внимания, памяти,воображения; пополняет словарный запас, развивает мелкую моторику пальцев рук,
повышает интерес к учебной деятельности.
Домашние задания предварительно отрабатываются индивидуально на занятии
с логопедом, а на следующих проверяются и оцениваются. Дети и их родители
знают, что если оценки нет, значит нужно еще потренироваться в произношении
данного материала; если оценка стоит, значит материал усвоен. Задание считается
усвоенным тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без
предварительной подготовки поиска нужной артикуляции произнести
поставленный звук; назвать картинки; без ошибок повторить предложения,
чистоговорки, стихи; старается не пропускать поставленный звук в
самостоятельной речи.
Ребята радуются каждой полученной пятерке.
Такая форма организации работы дает родителям возможность понять
возникающие у ребенка трудности и требует отработки или уточнения,
повторения.
наглядность,
последовательность, систематичность, индивидуальность для каждого ребенка
таких записей.
Родители отмечают удобство,
доступность,
На каждом этапе работы над звуками рекомендованы различные виды работ.
Подготовительный этап:
артикуляционная гимнастика с зарисовкой или показом на кистях рук
движений губ и языка;
дыхательная гимнастика с зарисовкой или показом схемы на
дифференциацию ротового и носового выхода, использование речевых игр на
дутье с зарисовкой опорных рисунков;
голосовые упражнения с зарисовкой схем на изменение силы и высоты
голоса, длительности звучания; пение слогов с хорошей артикуляцией гласных
звуков и наращиванием количества слогов;
упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук с зарисовкой
картинок, проговариванием стихов совместно с логопедом, отраженно,
самостоятельно;
определение на слух наличия заданного звука, места его в слогах, словах с
графических
знаковсимволов,
помощью цветных сигнальных кружков,
изображений.
Этап постановки звука:
зарисовка знаков – символов разных «песенок»: с – водички, з – комара, ц –
птички – синички;
использование краткой записи об артикуляции звука (губы, язык, воздушная
струя);
многократное повторение названного звука в играх (пароход, самолёт,
жучки), с движениями фонетической ритмики, пальцев рук (например,
соединяя колечки), тактильно – вибрационным контролем, показывая илираскрашивая элементы одного рисунка (например, кружков, из которых
состоит гусеница) или множества одинаковых рисунков (например, целый ряд
цветов).
Этап автоматизации звука:
повторение слогов по подражанию, раскрашивая или показывая картинки;
называние и раскрашивание картинок, определение количества слогов,
запоминание;
показ и называние картинок с заданной позицией звука;
называние слов по памяти с заданным звуком, заданной позицией звука;
составление предложений с данными словами;
разучивание чистоговорок : их дополнение (ра – ра – ра – высокая гора);
работа над ритмом (дирижировать, отстукивать, отхлопывать), над темпом
(произносить медленно, быстро); над силой голоса (говорить тихо, громко,
умеренно, шепотом); заучивание наизусть;
разучивание стихотворений: ответы на вопросы по содержанию, работа над
словесным и логическим ударением, паузами, интонацией, выразительным
чтением стихотворения;
описание предмета;
составление рассказа с данными словами или на данную тему.
Этап дифференциации звуков:
различение на слух оппозиционных звуков в слогах, словах с показом
картинок – символов;
повторение серии слогов (па – па – па, ба – ба – па);
называние картинок парами (почка – бочка); сравнение значений схожих
слов, составление предложений с ними;
заучивание наизусть скороговорок и стихов.
Методические рекомендации родителям для домашних занятий с детьми
при закреплении произносительных навыков.
Уважаемые родители!
Если ваш малыш посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую
речь нельзя исправить за одно и даже два занятия. Для этого потребуется
время и усилия логопеда, ребёнка и его родителей.
Исправление звуков проводится поэтапно:
1 – й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка,
голоса, дыхания);
2 – й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи
специальных приёмов);
3 – й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах,
предложениях);
4 й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей
протекает медленно и требует длительной тренировки.Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного,
чёткого произношения звука в речи, нужно много упражняться.
Потренируйтесь, пожайлуста, дома!
Если звук ещё не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
Если звук поставлен, закрепляйте его: назовите картинки, раскрасьте их,
определите место звука в слове, составьте с данными словами предложения,
выучите с ребёнком речевой материал, записанный в тетради, следите за
звуками в повседневной речи.
Домашние задания проверяются и оцениваются. Если стоит «5» материал
усвоен. Если оценки нет, нужно потренироваться в произношении данного
речевого материала. Обращайте внимание на подчёркнутые ошибки.
Пожалуйста, не забывайте тетради дома в дни занятий. В эти же дни вы
можете получить консультацию у логопеда по интересующим вас вопросам
или соприсутствовать на логопедическом занятии с вашим ребёнком.
Анкета для родителей.
1. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?
2. Какие звуки ваш ребёнок не умеет говорить?
3. Всегда ли вы выполняете с ребёнком задания логопеда?
4. Сколько раз в неделю удаётся позаниматься?
5. Что вам мешает в этом?
6. Пользуйтесь ли вы тетрадью для занятий?
7. Нужна ли она вам?
8. Что она вам даёт?
9. Требуется ли вам для занятий с ребёнком консультация логопеда?
10.Сколько раз вы побывали на консультации логопеда?