Консультация для родителей на тему: "Фонетический дневник как средство закрепления произносительных навыков."
Оценка 5
Работа с родителями
doc
дефектология
Детсад
14.02.2017
Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации поставленных звуков у детей с речевыми недостатками остаётся актуальным. Наиболее высокий уровень закрепления навыков произношения обеспечивает организация работы с привлечением родителей и использование для домашних заданий фонетического дневника.
Фонетический дневник как средство закрепления произносительных навыков.doc
Фонетический дневник как средство закрепления произносительных
навыков. Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной,
выразительной речи, процесс автоматизации поставленных звуков у детей с речевыми
недостатками остаётся актуальным.
Наиболее высокий уровень закрепления навыков произношения обеспечивает
организация работы с привлечением родителей и использование для домашних заданий
фонетического дневника.
Разработаны различные формы работы с родителями:
знакомство родителей с требованиями логопеда по выполнению домашних заданий;
знакомство родителей с результатами обследования произношения;
индивидуальные консультации логопеда;
открытые индивидуальные занятия для родителей;
выступления логопеда на родительских собраниях;
анкетирование родителей;
задания логопеда родителям (записи в фонетическом дневнике).
Фонетический дневник представляет собой обычную тетрадь, становящуюся
впоследствии наглядным пособием для обучения ребёнка правильной речи.
Использование такого дневника и привлечение родителей к логопедической работе
посредством записей в нём позволяют:
родителям составить представление о занятиях;
создать с помощью ребёнка элементарное наглядное пособие для обучения;
систематизировать материал по изучаемой теме (символы звуков, опорные записи об
их артикуляции, схематические рисунки, речевой материал);
повысить интерес у ребёнка к логопедическим занятиям;
увеличить время и частоту речевых упражнений за счёт домашних заданий, добиться
более быстрого и устойчивого результата.
В дневнике даётся краткое, понятное, доступное для неспециалиста описание
артикуляции звуков; зарисовываются подготовительные упражнения для губ и языка,
развития голоса, дыхания, мелкой моторики пальцев рук, речевого слуха;
схематически зарисовывают символы звуков и картинки для называния,
раскрашивания, запоминания, записывается речевой материал для заучивания. Этот
материал даётся с последовательным усложнением, в соответствии с позиционным
положением звука.
Детям нравится, когда в их тетрадях появляются новые картинки, многие с
удовольствием их раскрашивают, подбирая нужный цвет.
Рисунок создаётся на глазах у ребёнка с одновременным проговариванием и
комментированием. Такой приём способствует развитию внимания, памяти, воображения; пополняет словарный запас, развивает мелкую моторику пальцев рук,
повышает интерес к учебной деятельности.
Домашние задания предварительно отрабатываются индивидуально на занятии
с логопедом, а на следующих проверяются и оцениваются. Дети и их родители
знают, что если оценки нет, значит нужно еще потренироваться в произношении
данного материала; если оценка стоит, значит материал усвоен. Задание считается
усвоенным тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без
предварительной подготовки поиска нужной артикуляции произнести
поставленный звук; назвать картинки; без ошибок повторить предложения,
чистоговорки, стихи; старается не пропускать поставленный звук в
самостоятельной речи.
Ребята радуются каждой полученной пятерке.
Такая форма организации работы дает родителям возможность понять
возникающие у ребенка трудности и требует отработки или уточнения,
повторения.
наглядность,
последовательность, систематичность, индивидуальность для каждого ребенка
таких записей.
Родители отмечают удобство,
доступность,
На каждом этапе работы над звуками рекомендованы различные виды работ.
Подготовительный этап:
артикуляционная гимнастика с зарисовкой или показом на кистях рук
движений губ и языка;
дыхательная гимнастика с зарисовкой или показом схемы на
дифференциацию ротового и носового выхода, использование речевых игр на
дутье с зарисовкой опорных рисунков;
голосовые упражнения с зарисовкой схем на изменение силы и высоты
голоса, длительности звучания; пение слогов с хорошей артикуляцией гласных
звуков и наращиванием количества слогов;
упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук с зарисовкой
картинок, проговариванием стихов совместно с логопедом, отраженно,
самостоятельно;
определение на слух наличия заданного звука, места его в слогах, словах с
графических
знаковсимволов,
помощью цветных сигнальных кружков,
изображений.
Этап постановки звука:
зарисовка знаков – символов разных «песенок»: с – водички, з – комара, ц –
птички – синички;
использование краткой записи об артикуляции звука (губы, язык, воздушная
струя);
многократное повторение названного звука в играх (пароход, самолёт,
жучки), с движениями фонетической ритмики, пальцев рук (например,
соединяя колечки), тактильно – вибрационным контролем, показывая или раскрашивая элементы одного рисунка (например, кружков, из которых
состоит гусеница) или множества одинаковых рисунков (например, целый ряд
цветов).
Этап автоматизации звука:
повторение слогов по подражанию, раскрашивая или показывая картинки;
называние и раскрашивание картинок, определение количества слогов,
запоминание;
показ и называние картинок с заданной позицией звука;
называние слов по памяти с заданным звуком, заданной позицией звука;
составление предложений с данными словами;
разучивание чистоговорок : их дополнение (ра – ра – ра – высокая гора);
работа над ритмом (дирижировать, отстукивать, отхлопывать), над темпом
(произносить медленно, быстро); над силой голоса (говорить тихо, громко,
умеренно, шепотом); заучивание наизусть;
разучивание стихотворений: ответы на вопросы по содержанию, работа над
словесным и логическим ударением, паузами, интонацией, выразительным
чтением стихотворения;
описание предмета;
составление рассказа с данными словами или на данную тему.
Этап дифференциации звуков:
различение на слух оппозиционных звуков в слогах, словах с показом
картинок – символов;
повторение серии слогов (па – па – па, ба – ба – па);
называние картинок парами (почка – бочка); сравнение значений схожих
слов, составление предложений с ними;
заучивание наизусть скороговорок и стихов.
Методические рекомендации родителям для домашних занятий с детьми
при закреплении произносительных навыков.
Уважаемые родители!
Если ваш малыш посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую
речь нельзя исправить за одно и даже два занятия. Для этого потребуется
время и усилия логопеда, ребёнка и его родителей.
Исправление звуков проводится поэтапно:
1 – й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка,
голоса, дыхания);
2 – й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи
специальных приёмов);
3 – й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах,
предложениях);
4 й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей
протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного,
чёткого произношения звука в речи, нужно много упражняться.
Потренируйтесь, пожайлуста, дома!
Если звук ещё не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
Если звук поставлен, закрепляйте его: назовите картинки, раскрасьте их,
определите место звука в слове, составьте с данными словами предложения,
выучите с ребёнком речевой материал, записанный в тетради, следите за
звуками в повседневной речи.
Домашние задания проверяются и оцениваются. Если стоит «5» материал
усвоен. Если оценки нет, нужно потренироваться в произношении данного
речевого материала. Обращайте внимание на подчёркнутые ошибки.
Пожалуйста, не забывайте тетради дома в дни занятий. В эти же дни вы
можете получить консультацию у логопеда по интересующим вас вопросам
или соприсутствовать на логопедическом занятии с вашим ребёнком.
Анкета для родителей.
1. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?
2. Какие звуки ваш ребёнок не умеет говорить?
3. Всегда ли вы выполняете с ребёнком задания логопеда?
4. Сколько раз в неделю удаётся позаниматься?
5. Что вам мешает в этом?
6. Пользуйтесь ли вы тетрадью для занятий?
7. Нужна ли она вам?
8. Что она вам даёт?
9. Требуется ли вам для занятий с ребёнком консультация логопеда?
10.Сколько раз вы побывали на консультации логопеда?
Консультация для родителей на тему: "Фонетический дневник как средство закрепления произносительных навыков."
Консультация для родителей на тему: "Фонетический дневник как средство закрепления произносительных навыков."
Консультация для родителей на тему: "Фонетический дневник как средство закрепления произносительных навыков."
Консультация для родителей на тему: "Фонетический дневник как средство закрепления произносительных навыков."
Консультация для родителей на тему: "Фонетический дневник как средство закрепления произносительных навыков."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.