У большинства детей в возрасте трех лет (а у некоторых детей и раньше) происходит резкий рывок в речевом развитии. По времени произношения первых слов и по темпу пополнения активного словаря дети очень сильно отличаются друг от друга. Прежде, чем вы выясните, каким количеством слов и фраз владеет ваш малыш, попробуйте понять, с какой целью он применяет речевой навык.
Тема: «Речевое развитие трехлетних детей».
Консультация № 3
У большинства детей в возрасте трех лет (а у некоторых детей
и раньше) происходит резкий рывок в речевом развитии. По
времени произношения первых слов и по темпу пополнения
активного словаря дети очень сильно отличаются друг от
друга. Прежде, чем вы выясните, каким количеством слов и фраз
владеет ваш малыш, попробуйте понять, с какой целью он
применяет речевой навык.
не
может
применять разговорные
Обычно мы используем слова для передачи другим людям
какой либо информации или для того, чтобы о чем то
спросить, от чего то отказаться, предпринять какие то
практические действия, в том числе социальные. Если ваш ребенок
пока
навыки для
удовлетворения своих нужд,
то, поверьте, никакой, даже
достаточно большой, словарный запас не принесет ему
ощутимой пользы. И наоборот, если родители убедят своего
малыша в том, что он получит удовольствие от общения с
окружающими, сумеют научить ребенка употреблять уже
знакомые слова в разнообразных жизненных ситуациях, то он,
несомненно, станет более смело пользоваться своим словарным
запасом и постепенно начнет правильно произносить звуки речи.
Возраст от рождения до трех лет является наиболее важным
периодом в жизни ребенка. В развитии детской речи в раннем
возрасте главная роль принадлежит матери. Оттого, насколько
она подготовлена к осознанию и исправлению того или иного
к
речевого нарушения своего ребенка, к его воспитанию,
проведению с ним занятий в домашних условиях, зависят психоло
гический климат в семье, характер личностных отношений и
результаты развития малыша.
Словарный запас трехлетнего ребенка в 34 раза больше словарно
го запаса в более раннем возрасте. Теперь ваш малыш, вероятно,
знает названия многих окружающих его предметов. Он знаком с
различными видами посуды, одежды, обуви, животных и др.
Продолжайте знакомить малыша с частями тела. Существует
множество веселых способов. Можно придумать забавные песенкио руках, ногах и т.д. Пусть ребенок показывает части тела на
себе, на вас и на кукле. Когда вы вместе найдете у куклы глаза, рот
и нос, произнесите слово глаза так, чтобы звук з слышался дольше
других звуков. То же самое проделайте со словами рот, нос. Таким
образом, вы незаметно и без принуждения будете учить малыша
различать звуки речи на слух.
Учите ребенка узнавать на рисунках животных и предметы.
Пробуйте использовать для этого не только свои рисунки или
детские книжки, но и вырезанные из журналов картинки, на
которых изображены животные и разные предметы. Вместе с
малышом наклеивайте картинки в тетрадь или альбом, постепенно
включая другие картинки, менее знакомые вашему ребенку. Так
вы поможете ему лучше запомнить названия предметов и тем
самым увеличить словарный запас.
Используйте детские стишки, потешки и песенки, начало
которых можно произносить или петь громче, чем конец. Можно
спросить у ребенка, как вы будете петь или наигрывать музыку
тихо или громко. Затем поинтересуйтесь у малыша, как вы играли
или пели громко или тихо. Так вы попробуете привлечь его
слуховое внимание, придадите уверенность в самом себе ведь у
такого малыша спросили его мнение.
Вы заметите, как улучшается усвоение ребенком понятий
Ваш малыш уже, наверняка,
«число» и «пространство».
использовал в самостоятельной речи слово «еще» для того, чтобы
получить лишнюю конфету или дополнительный стакан сока,
продолжить ту или иную игру с вами. Также осознается понятие
«один». Теперь ребенок задумается, когда его попросят взять
только одну конфету или показать одну игрушку.
В повседневной жизни бывают моменты, когда малыш может
посидеть спокойно в течение какого то непродолжительного
отрезка времени. Начните чтение сказки или стихов, в которых
есть повторения звуков и рифма. Пусть малыш листает и
рассматривает страницы. Закончив чтение сказки, задайте ребенку
вопросы о героях и событиях. Пусть малыш говорит то, что он
думает, независимо от того, ошибается он или нет. Читайте вы
разительно, используя модуляции голоса и интонации, так высможете передать ребенку свои чувства и тон сказки.
Обязательно пользуйтесь при этом жестами для того, чтобы
поддержать интерес ребенка к прочитанному.
Играя с малышом, используйте несколько звучащих игрушек:
дудочку, бубен, колокольчик погремушку и т.д. Предложите ему
послушать и запомнить звучание игрушек. Затем пусть ваш малыш
только на слух попробует определить, что звучит.
предмета четко проговорите.
Во время слушания попросите ребенка отвернуться в сторону
так, чтобы он не видел звучащую игрушку. Название каждого
звучащего
Затем можно
разнообразить игру. Покажите ребенку хорошо знакомые в
повседневной жизни предметы: ножницы, карандаш, чашку с
водой, пустую чашку. Объясните, что нужно сначала только
послушать то, что вы будете сейчас делать, а потом рассказать о
ваших действиях. Пусть малыш вновь, как и в игре со звучащими
игрушками, повернется спиной к предметам. Переливайте воду
из одной чашки в другую, режьте бумагу ножницами, рвите ее,
мните, постучите ножницами о чашку, проведите несколько раз
карандашом по бумаге, постучите ложкой о чашку с водой и без
нее. После окончания каждого вашего действия помогите малышу
рассказать о том, что он услышал только что. Если же ребенку
такая игра дается с трудом, тогда пусть он сначала увидит своими
глазами все ваши действия с предметами. Понаблюдайте за тем,
как играет ваш малыш. В его игре должны присутствовать
осмысленные сюжетные действия: он кормит куклу, водит ее на
прогулку, укладывает спать. Следующий этап игры исполнение
«ролей»: «Я мама», «Я доктор». А вы, мама и папа, подберите
для игры этих ролей все необходимое (можно сшить малышу
«врачебный» халат, купить чемоданчик с принадлежностями
юного Айболита).
Вот и вся игрушечная наука. Вам она теперь известна, а значит,
вы сумеете со знанием дела преподать ее малышу.Учитель – логопед:
Журавлёва Л.М.