Консультация для родителей на тему: «Сила слова».

  • Работа с родителями
  • docx
  • 03.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С какого возраста нужно воспитывать у ребенка понимание того, что слово - это не только средство общения, но и орудие в его руках, которым он может воспользоваться сообразно своим намерениям, добрым или недобрым, своим нравственным принципам, ведь «нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л. Н. Толстой).
Иконка файла материала Сила слова.docx
Консультация № 7 Тема: «Сила слова». С   какого   возраста   нужно   воспитывать   у   ребенка   понимание того, что слово ­ это не только средство общения, но и орудие в его руках, которым он может воспользоваться сообразно своим намерениям,   добрым   или   недобрым,   своим  нравственным принципам,   ведь  «нравственность   человека   видна   в  его отношении к слову» (Л.Н. Толстой).          Как только ребенок начинает  говорить, взрослые обращают его   внимание   на   то,   «что   такое   хорошо   и   что   такое   плохо». Однако   малыш  пока   поступает   должным   образом,  еще   не осознавая   этических   норм:  становление   морального   сознания личности ­ процесс длительный. Глубокое осознание моральных принципов, постепенно превра­ щающееся во внутреннюю потребность, наступает, как правило, в подростковом   возрасте,   а   вот   процесс   общения   ребенка   с взрослым начинается рано. Современные   дошкольники,  вступившие   в   новое   тысячелетие, испытывают   недостаток   в   доброжелательном   и   теплом отношении  со   стороны   близких,  у   которых,   к  сожалению,   не хватает времени на общение с ними. Нельзя не учитывать также и то,   что   есть   немало  неблагополучных   семей,  где   дети  вовсе обделены лаской родных.  Дошкольники воспринимают взрослого как некий образец, эталон и  подражают ему во всем. Нередко, наблюдая за игрой детей, мы можем догадаться, как общаются ре­ бенок   и   его   родители   в   домашней  обстановке.  Эмоции   детей   в этот период особенно обострены, они испытывают потребность в уважительном отношении к себе со стороны взрослых.                Однако, несмотря на то, что взрослый,   читая   книгу   или рассказывая  что   ­   либо   детям,   уделяет   внимание  этическим оценкам поведения того или иного героя, формируя таким образом представления и первичные  понятия о нравственных качествах человека,  дошкольники   в   большинстве   своем,   к   сожалению,   не соотносят поступки героев с реальностью: для них это всего лишь частный случай. Именно поэтому ребёнок, рассуждая о том,  что «обзываться нехорошо», в реальной жизни все ­ таки  произносит обидные   слова.   Подобное   несоответствие   не   случайно:   с  однойстороны, взрослые твердят, как следует поступать и говорить, а, с другой   стороны,   сами   поступают   и  говорят,   нарушая   правила общения. Повседневное поведение окружающих, как дома, так и в детском   саду   оказывает   огромное   влияние   на   то,   какие нравственные   качества   будут  сформированы   у   ребенка   и   какие речевые средства он будет использовать. Как показывает практика, многие дети затрудняются вербально выразить   свои   чувства   в   ситуации  одобрения,   сочувствия, несогласия, похвалы и др. Поэтому  в задачу родителей входит знакомство дошкольников с различными речевыми средствами, которыми   дети   смогут   воспользоваться   в   определенной ситуации общения. Приведем лишь некоторые вопросы, которые можно обсуждать вместе с малышом. 1.О каком слове ты будешь жалеть, если его не удастся вернуть? 2. Вспомни,  не обидел ли ты кого ­ нибудь. Не стесняйся  принести извинение! Что ты почувствовал   после  того,   как    извинился? Попробуй представить свое настроение до и после  извинения в цвете или с помощью линий. 3.Какие вежливые слова ты будешь  использовать,  обращаясь  к кому ­ нибудь с просьбой? 4. Подари кому ­ нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?   прощания, Можно рассматривать и разыгрывать с детьми разные ситуации общения,   которые   помогают   им   выбрать   оптимальные   речевые средства   для   приветствия,  поздравления, благодарности,   извинения,   просьбы   и   пр.   Серьезное   внимание необходимо   уделять   невербальным   средствам   общения.  Очень важно, чтобы ребенок мог  адекватно воспринимать несловесную информацию,   отличать   близкие,   но   не   тождественные   эмоцио­ нальные   состояния   собеседника.  Известно,   что   65   процентов информации   передается   с   помощью   невербальных   средств общения. Детей необходимо учить «управлять» своим голосом, объясняя, что  уровень  громкости, темп,  тон   голоса   всегда   соотносятся   с конкретной коммуникативной ситуацией и видом общения. Еще Цицерон   говорил:   голос   человека   является  показателем   егоэмоционального состояния; изменений голоса столько, сколько изменений состояния души. Целесообразно также проведение специальных речевых разминок, которые   включают   дыхательные,   артикуляционные.   Необходимо воспитывать в детях такое важное  умение, как умение слушать, помогать осознавать, что слушание ­ это тоже труд, что слушатель должен быть внимательным и вежливым.                     Работа   по   формированию   привычки,   потребности соблюдать   норны  литературного   языка,   правила  речевого этикета, бережно относиться к каждому произнесенному  слову должна   вестись   постоянно,  целенаправленно,   методично.   На подобных   занятиях   взрослые   лишь  определяют   ту   или   иную нравственную проблему, в процессе игры знакомятся с речевыми средствами,   разыгрывают   и   анализируют  ситуации   общения. Потребность   же  будет   формироваться   вне   занятий,  именно поэтому  на взрослых  возлагается  огромная ответственность за собственное речевое поведение. Учитель – логопед: Журавлёва Л.М.