С какого возраста нужно воспитывать у ребенка понимание того, что слово - это не только средство общения, но и орудие в его руках, которым он может воспользоваться сообразно своим намерениям, добрым или недобрым, своим нравственным принципам, ведь «нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л. Н. Толстой).
Консультация № 7 Тема: «Сила слова».
С какого возраста нужно воспитывать у ребенка понимание
того, что слово это не только средство общения, но и орудие в
его руках, которым он может воспользоваться сообразно своим
намерениям, добрым или недобрым, своим нравственным
принципам, ведь «нравственность человека видна в его
отношении к слову» (Л.Н. Толстой).
Как только ребенок начинает говорить, взрослые обращают
его внимание на то, «что такое хорошо и что такое плохо».
Однако малыш пока поступает должным образом,
еще не
осознавая этических норм: становление морального сознания
личности процесс длительный.
Глубокое осознание моральных принципов, постепенно превра
щающееся во внутреннюю потребность, наступает, как правило, в
подростковом возрасте, а вот процесс общения ребенка с
взрослым начинается рано.
Современные дошкольники, вступившие в новое тысячелетие,
испытывают недостаток в доброжелательном и теплом
отношении со стороны близких, у которых, к сожалению, не
хватает времени на общение с ними. Нельзя не учитывать также и
то, что есть немало неблагополучных семей, где дети вовсе
обделены лаской родных. Дошкольники воспринимают взрослого
как некий образец, эталон и подражают ему во всем. Нередко,
наблюдая за игрой детей, мы можем догадаться, как общаются ре
бенок и его родители в домашней обстановке. Эмоции детей в
этот период особенно обострены, они испытывают потребность в
уважительном отношении к себе со стороны взрослых.
Однако, несмотря на то, что взрослый, читая книгу или
рассказывая что либо детям, уделяет внимание этическим
оценкам поведения того или иного героя, формируя таким образом
представления и первичные понятия о нравственных качествах
человека, дошкольники в большинстве своем, к сожалению, не
соотносят поступки героев с реальностью: для них это всего лишь
частный случай. Именно поэтому ребёнок, рассуждая о том, что
«обзываться нехорошо», в реальной жизни все таки произносит
обидные слова. Подобное несоответствие не случайно: с однойстороны, взрослые твердят, как следует поступать и говорить, а, с
другой стороны, сами поступают и говорят, нарушая правила
общения. Повседневное поведение окружающих, как дома, так и в
детском саду оказывает огромное влияние на то, какие
нравственные качества будут сформированы у ребенка и какие
речевые средства он будет использовать.
Как показывает практика, многие дети затрудняются вербально
выразить свои чувства в ситуации одобрения, сочувствия,
несогласия, похвалы и др. Поэтому в задачу родителей входит
знакомство дошкольников с различными речевыми средствами,
которыми дети смогут воспользоваться в определенной
ситуации общения.
Приведем лишь некоторые вопросы, которые можно обсуждать
вместе с малышом.
1.О каком слове ты будешь жалеть, если его не удастся вернуть?
2. Вспомни, не обидел ли ты кого нибудь. Не стесняйся
принести извинение! Что ты почувствовал после того, как
извинился? Попробуй представить свое настроение до и после
извинения в цвете или с помощью линий.
3.Какие вежливые слова ты будешь использовать, обращаясь к
кому нибудь с просьбой?
4. Подари кому нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те,
кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?
прощания,
Можно рассматривать и разыгрывать с детьми разные ситуации
общения, которые помогают им выбрать оптимальные речевые
средства для приветствия,
поздравления,
благодарности, извинения, просьбы и пр. Серьезное внимание
необходимо уделять невербальным средствам общения. Очень
важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную
информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоцио
нальные состояния собеседника. Известно, что 65 процентов
информации передается с помощью невербальных средств
общения.
Детей необходимо учить «управлять» своим голосом, объясняя,
что уровень громкости, темп, тон голоса всегда соотносятся с
конкретной коммуникативной ситуацией и видом общения. Еще
Цицерон говорил: голос человека является показателем егоэмоционального состояния; изменений голоса столько, сколько
изменений состояния души.
Целесообразно также проведение специальных речевых разминок,
которые включают дыхательные, артикуляционные. Необходимо
воспитывать в детях такое важное умение, как умение слушать,
помогать осознавать, что слушание это тоже труд, что слушатель
должен быть внимательным и вежливым.
Работа по формированию привычки, потребности
соблюдать норны литературного языка, правила речевого
этикета, бережно относиться к каждому произнесенному слову
должна вестись постоянно,
целенаправленно, методично. На
подобных занятиях взрослые лишь определяют ту или иную
нравственную проблему, в процессе игры знакомятся с речевыми
средствами, разыгрывают и анализируют ситуации общения.
Потребность же будет формироваться вне занятий,
именно
поэтому на взрослых возлагается огромная ответственность
за собственное речевое поведение.
Учитель – логопед:
Журавлёва Л.М.