КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Научитесь слышать звуки»
Оценка 4.8

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Научитесь слышать звуки»

Оценка 4.8
Документация
docx
дефектология
Детсад
15.08.2018
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Научитесь слышать звуки»
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух. 1. Основные термины, используемые в процессе обучения детей грамоте. 2. Советы по развитию фонетико –фонематических процессов. 3. Практические упражнения по развитию фонетико – фонематических процессов. 4.Формирование слогового анализа и синтеза. 5.Формирование языкового анализа и синтеза.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ науч слышать зв.docx
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Научитесь слышать звуки» 1. Основные термины, используемые в процессе обучения детей грамоте. Буква – графический знак, который используется для обозначения на письме звуков. Звук гласный – звук речи, состоящий из голосового тона, образуемый свободным  проходом воздуха, может быть слогообразующим. Звук речи – членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с помощью  движений речевых органов. Звук согласный – звук речи, образуемый с участием голоса и (или) шума, не может быть  слогообразующим. Звук согласный глухой – звук, производимый органами речи без участия голоса,  состоящий из одного лишь немузыкального шума. Звук согласный звонкий – шумный согласный, произносимый с участием голоса. Звук согласный мягкий – согласный, произносимый с малой напряженностью. Звук согласный твёрдый – более низкий, по сравнению с мягким, звук. Предложение – целостная единица речи, которая выражает или сообщает мысль о  некоторой действительности и отношения к ней говорящего. Речь – сложившаяся исторически в процессе деятельности людей форма общения. Речь устная – словесное общение, при помощи языковых средств, воспринимаемых на  слух. Слово – важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов,  свойств; состоит из морфем и служит материалом для построения предложения;  принадлежит к определенной части речи и выражает грамматическое значение. Слог – минимальная единица языкового потока; последовательность речевых движений,  которая образуется единым дыхательным толчком. Слог закрытый – слог, заканчивающийся на согласный. Слог открытый – слог, заканчивающийся на гласный. Слогообразующий – гласный, образующий слог. Текст – законченное в содержательном и структурном отношении речевое произведение,  может быть устным и письменным. Ударный гласный – гласный, отличающийся большей силой, долготой, интенсивностью по сравнению с неударными гласными звуками в составе одного слова. Фонема – минимальная единица звукового строя речи (звук). Фонематический (звуковой) слух – способность человека к анализу и синтезу речевых  звуков, то есть слух, обеспечивающий различение и узнавание фонем, составляющих  звуковую оболочку слова. Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу  звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации  фонем и установлению звуковой структуры слова. Фраза – законченный оборот речи, предложение. Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной  деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению и её хранения. 2. Советы по развитию фонетико –фонематических процессов. Недостатки звукопроизношения сказываются на развитии фонематического слуха, что  затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте. Подобные причины могут привести в дальнейшем к  школьной неуспеваемости – дисграфии и дислексии (нарушениям письма и чтения). Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими  нарушениями речи, строится в два этапа: 1) развитие слухового внимания; 2) формирование функций фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза. Работу по развитию слухового внимания нужно начинать с развития слухового внимания на неречевых звуках – это различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) –  короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые}– неприятные (злые, грубые). С этой целью полезны такие упражнения и игры на развитие слухового внимания:  «Какие звуки нарушают тишину?»  «Кто услышит больше звуков?»  «Назови звуки улицы»  «Голоса животных и птиц»  «Угадай, чей голосок» Основные образовательные задачи по формированию функций фонематического слуха и  навыков звукового анализа и синтеза предполагают:  сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;  научить произносить слова различной слоговой сложности;  научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи. Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей  последовательности: 1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах). 2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом. 3. Различение звука в слове. 4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). 5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие –  шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.). 6. Придумывание слов на определённый звук. Работу по развитию фонематического восприятия можно проводить в форме игровых  упражнений типа «Стой или шагай» (если в слове слышится звук «С», надо стоять, если нет звука «С» ­ шагать), «Хлопни (или подними руку), если услышишь звук» и др. 3. Практические упражнения по развитию фонетико – фонематических процессов Формирование фонематического слуха: 1.Подними руку, если услышишь звук… 2. Придумай слово со звуком … 3. Назови первый (последний) звук в словах … 4. Придумай слова, которые начинаются со звука (заканчиваются звуком) … 5. Подбери букву к картинке … 6. По сюжетной картинке назови слова, начинающиеся со звука (заканчиваются звуком) … 7. Отгадай загадку, назови первый (последний) звук отгадки. 8. Подбери слова со звуком … в начале, середине, конце слова. 9. Посчитай количество звуков в слове (с опорой на проговаривание взрослого, предметные опоры). 10. Подними руку, если услышишь звук … 11. Придумай слова, которые начинаются со звука (заканчиваются звуком) …, со звуком … в середине слова 12.Назови первый (последний) звук в словах … 13. Подбери букву к картинке … 14.Отгадай загадку, назови первый (последний) звук отгадки. 15.Посчитай количество звуков в слове … 16.Игра «Кто больше придумает слов на звук … 17.Игра «Назови животное (транспорт, цветок, овощ, фрукт) на звук …» 18.Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют звук [c]). 19.Игра “Поймай звук”. Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове  слышится звук [c]. Слова: сова, зонт, лиса, лес, коза, слон, жук, коса, ёжик, нос, стакан. Формирование звукового анализа и синтеза  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в  слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?), 2. Придумывание слов с определенным количеством звуков. 3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков:к­о­ш­к­а). 4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить  к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот­грот, пар­парк, Оля­Коля, Толя,  Поля). 5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой­либо другой  звук. (Дом­сом, лом, ком, Том, лом). 6. Образование из звуков данного слова новых слов: ТРАКТОР ­ рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт,  тракт. 7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1­ом, на 2­ом, на 3­ем месте(шуба,  уши, кошка). 8. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков. 9. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить  слово: па­пар, па­парк, па­паром, па­паруса. 10. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве  подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в  определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д. Р У Ч К А рот Уля час кот Аня роза угол чаша каша аист рукав улица чехол корка астра Формирование слогового анализа и синтеза  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в  слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?). 2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов. 3. Составление слов из слогов, данных вразбивку. (Слоги потеряли свое место, надо  помочь им его найти: на­ро­во, ток­ло­мо, ка­сум). 4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных  слогов. (Какое слово получится из слогов: го­ло­ва). 5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову.(Какой  слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово? Пол­ка, пол­ночь…). 6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. 7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных). 8. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается  от написания (лужа, пила, лом, канава). 9. Выделить 1 слог из слов. Объединив слоги в слово назвать новое полученное  слово: малина, шиповник, награда – машина; ромашка, закат – роза. 10. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов. Формирование языкового анализа и синтеза  1. Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в  предложении «Вова читает книгу»? Какое 1? 2? 3?). 2. Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов. 3. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в нем количества  слов. 4. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым  деформированным текстом. (Слова потеряли свое место, нужно помочь им найти его:  дети, мяч, в, играли; высокие, растут, лесу, сосны, в.) 5. Распространение предложений путём увеличения количество слов. (Дети играют. Дети играют на полянке. Дети играют на полянке у пеньков.)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Научитесь слышать звуки»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Научитесь слышать звуки»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Научитесь слышать звуки»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Научитесь слышать звуки»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Научитесь слышать звуки»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Научитесь слышать звуки»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Научитесь слышать звуки»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Научитесь слышать звуки»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Научитесь слышать звуки»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Научитесь слышать звуки»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Научитесь слышать звуки»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Научитесь слышать звуки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2018