Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
Детсад
12.02.2019
Дошкольники проявляют интерес к окружающим предметам. явлениям в частности к элементарному экспериментированию.Дети любят изучать, познавать новое и не изведанное. В процессе игры. во время прогулок, во время приёма пищи ребёнок может рассматривать. пробывать на вкус . почувствовать запах. И первыми помощниками в новом и тайном будут для них родители.
конс.-для-родит.-исследов.-деят..docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
"Незабудка"
Консультация для родителей:
«Организация детского экспериментирования в
домашних условиях»
Автор: Воспитатель Тищенко Т.Н. Ребёнок – дошкольник является исследователем, «проявляя живой
интерес кразного рода исследовательской деятельности, в частности к
элементарному экспериментированию».Детское экспериментирование
претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного
развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской
деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку,
сон.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют
показать связи между живым и неживым в природе. Исследования
предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?
». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые
знания о том или ином предмете. Эта деятельность «направлена на реальное
преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и
связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные
во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности
дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем
ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного
нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения
на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С
готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и
рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре,
музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много
будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о
себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок
окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым
нововведениям.
Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий
развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных
интересов ребёнка.
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию.
Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные
проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для
развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов,
ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные
материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для
этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и
конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например,
ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о
свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: «Что быстрее растворится?» морская соль, пена для ванн,
хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она
готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования
между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей,
низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску
налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают,
какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные
баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды,
сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами
ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались
без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо
обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите
ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет
действовать, что будет делать? Не вмешивайтесь и не подсказывайте.
Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него
ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб
и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Домашняя лаборатория.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность
дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за
ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на
возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать простые правила:
доступность и техника безопасности вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста
«Спрятанная картина»
Цель: узнать, как маскируются животные. Материалы: светложелтый мелок,
белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге.Накрыть
картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет не чистый, он
содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные
часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что
помогает им спрятаться от хищников.
«Мыльные пузыри»
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей. Материалы: жидкость для
мытья посуды, чашка, соломинка. Процесс: Наполовину наполните чашку
жидким мылом.Доверху налейте чашку водой и размешайте.Окуните
соломинку в мыльный раствор.Осторожно подуйте в соломинку. Итоги: У вас
должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды
соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет
мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома.
Тема: «Лед – вода»
Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте
лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за
превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко
противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето.
Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой),
то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед
превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же
все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака).
Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от
ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.
Тема: «Твердое – жидкое»
При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит
по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости.
Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может
быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно
только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.
Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его
внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше
(лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед
твердый и превращается в воду.
Тема: «Жидкое – твердое»
Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно
использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами
положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим
контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем –
превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с
ребенком за отвердением парафина.Пусть ребенок вместе с вами положит в
морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за
превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не
затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под
вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем –
превращается в жидкую воду».
Тема: «Испарение»
Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды
во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит,
понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на
три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная
(появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).
Тема: «Выпаривание соли»
Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды.
Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не
видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде,
потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения
соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль
размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).
Тема: «Конденсация»
Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное
стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной
водой).
Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на
небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло
или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды.
Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это
газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар,
соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в
воду.
Тема: «Свойства веществ»
Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в
различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме
и т.д.
Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того
как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку
соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен.
Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.
Тема: «Воздух и его свойства»
Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку –
свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как
из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки
воздуха выходят в воде из игрушки.
Тема: «Воздух вокруг нас» Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух
двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его
чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.
Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли чтонибудь в стакане. Переверните
стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли чтото в стакане. Затем
опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку
наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с
ребенком проведенные опыты.
Тема: «Два апельсина»
Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать.
Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится
на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много
пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».
Тема: Разный «характер» у яиц
Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот
способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и
не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести.
Попробуйте объяснить, что в вареном яйце есть постоянный центр тяжести
(как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток
являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а
двигается.
Тема: «Чистый лед»
Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.
Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный,
хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и
сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у
ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед
тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И
ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего
кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте
малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая,
освобождается от солей и сахара.
Тема: «Куда делась вода?» Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого
ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик,
завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй
конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть
малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком
или почитайте ему. Через 2030 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну.
Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же
делась вода?
Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к
пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем
сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть
он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а
потом выдергивает пробку.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе
возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности,
направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой
информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В
процессе организации познавательно экспериментальной деятельности
предполагалось решение следующих задач:
создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка
средствами экспериментирования;
развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования,
установление причинноследственной зависимости;
умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления;
создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при
формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении
итогов и словесном отчёте об увиденном.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с
формированием элементарных математических представлений. Во время
проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять,
сравнивать, определять форму, размеры. Всё это придаёт математическим
представлениям реальную значимость.
Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной
деятельности играют родители. Абсолютно правы те, кто поддерживает
познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно
выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений,
действительности.
Следуйте совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в
окружающем мире чтото одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда чтото
недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к
тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально
исследовательской активности детей.
«Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно –
исследовательской деятельности дошкольников»
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых
впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. –
ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и
материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях
мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это
интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности
ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса
к этому виду деятельности.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца,
эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша
положительная оценка для него важнее всего.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и
самостоятельность ребёнка.
Если у Вас возникает необходимость чтото запретить, то обязательно
объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или
как можно.
В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному
краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности.
Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые,
отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все
поступки, совершенные при них в отношении живых существ.
Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка
и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить
животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых
существах.
Источники этих знаний художественная литература, рисунки, диафильмы, а
самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям
рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся
малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на
прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать
на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей
нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом,
бабочками и т.д.
Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку
или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными. Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в
становлении личности ребенка.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Это
поможет воспитателям определить уровень организации развивающей
среды в семье.
Спасибо за сотрудничество!
1. Подчеркните предметы развивающей среды, которые есть у Вас дома.
а. книги о живой природе
б. книги с волшебными сказками
в. журналы по интересам
г. цифры, буквы
2. Проводите ли с ребенком совместные наблюдения за животными и
растениями? (да нет)
3. Читаете вместе познавательные книги, журналы? (да нет) 4. Приносите домой интересные вещи, книги? (да нет)
5. Знакомите ребенка со своими увлечениями? (да нет)
6. Заботитесь вместе о домашнем животном или комнатном растении? (да нет)
7. Какие формы помощи педагогов по развитию познавательной активности
ребенка хотели бы получить? (лекции, памятки)
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.