Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Оценка 5

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
Детсад
12.02.2019
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Дошкольники проявляют интерес к окружающим предметам. явлениям в частности к элементарному экспериментированию.Дети любят изучать, познавать новое и не изведанное. В процессе игры. во время прогулок, во время приёма пищи ребёнок может рассматривать. пробывать на вкус . почувствовать запах. И первыми помощниками в новом и тайном будут для них родители.
конс.-для-родит.-исследов.-деят..docx
Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  детский сад "Незабудка" Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Автор: Воспитатель  Тищенко Т.Н. Ребёнок – дошкольник  является исследователем, «проявляя живой  интерес кразного рода исследовательской деятельности, в частности к  элементарному экспериментированию».Детское экспериментирование  претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного  развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку,  сон. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования  предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?  ». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые  знания о том или ином предмете. Эта деятельность «направлена на реальное  преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и  связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные  во время проведения опытов, запоминаются надолго. Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности  дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем  ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного  нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С  готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и  рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре,  музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о  себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок  окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым  нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий  развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных  интересов ребёнка.  В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию.  Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные  проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для  развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов,  ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные  материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для  этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и  конечно, некоторые научные знания.                                                                    Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например,  ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о  свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: «Что быстрее растворится?» ­ морская соль,  пена для ванн,  хвойный экстракт, ­ кусочки мыла и т.п. Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она  готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования  между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей,  низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску  налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные  баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды,  сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами  ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались  без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо  обратится к справочной литературе. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите  ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет  действовать, что будет делать? Не вмешивайтесь и не подсказывайте.  Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него  ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб  и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Домашняя лаборатория. Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность  дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за  ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним за­дач и находить ответы на  возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать простые правила:  доступность и техника безопасности вас и вашего ребёнка. Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста «Спрятанная картина» Цель: узнать, как маскируются животные. Материалы: светло­желтый мелок,  белая бумага, красная прозрачная папка из пластика. Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге.Накрыть  картинку красным прозрачным пластиком.                                                              Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет ­ не чистый, он  содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные  часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что  помогает им спрятаться от хищников. «Мыльные пузыри» Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей. Материалы: жидкость для  мытья посуды, чашка, соломинка. Процесс: Наполовину наполните чашку  жидким мылом.Доверху налейте чашку водой и размешайте.Окуните  соломинку в мыльный раствор.Осторожно подуйте в соломинку. Итоги: У вас  должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды  соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет  мыльному раствору растягиваться в тонкий слой. Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома. Тема: «Лед – вода»                                                                                                     Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте  лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за  превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко  противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето.  Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой),  то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед  превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же  все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака).  Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно про­вести в начале и в конце зимы, добиваясь от  ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени. Тема: «Твердое – жидкое»                                                                                         При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит  по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости.  Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может  быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно  только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая. Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его  внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше  (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед  твердый и превращается в воду. Тема: «Жидкое – твердое» Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно  использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами  положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим  контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем –  превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с  ребенком за отвердением парафина.Пусть ребенок вместе с вами положит в  морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за  превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не  затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под  вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем –  превращается в жидкую воду». Тема: «Испарение» Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды  во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит,  понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на  три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная  (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение). Тема: «Выпаривание соли» Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды.  Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не  видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде,  потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения  соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль  размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная). Тема: «Конденсация» Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное  стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной  водой). Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на  небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло  или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды.  Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это  газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар,  соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в  воду. Тема: «Свойства веществ» Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в  различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д. Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку  соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен.  Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал. Тема: «Воздух и его свойства» Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку –  свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как  из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки  воздуха выходят в воде из игрушки. Тема: «Воздух вокруг нас» Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух  двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его  чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим. Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что­нибудь в стакане. Переверните  стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что­то в стакане. Затем  опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку  наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с  ребенком проведенные опыты. Тема: «Два апельсина» Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать.  Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится  на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много  пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке». Тема: Разный «характер» у яиц Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот  способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и  не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести.  Попробуйте объяснить, что в вареном яйце есть постоянный центр тяжести  (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток  являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается. Тема: «Чистый лед» Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода. Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный,  хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и  сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у  ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед  тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И  ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего  кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте  малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая,  освобождается от солей и сахара.                                                                             Тема: «Куда делась вода?» Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого  ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик,  завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй  конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть  малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком  или почитайте ему. Через 20­30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же  делась вода? Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к  пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем  сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть  он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а  потом выдергивает пробку. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности,  направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой  информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В  процессе организации познавательно ­ экспериментальной деятельности  предполагалось решение следующих задач: ­ создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка  средствами экспериментирования; ­ развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; ­ развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования,  установление причинно­следственной зависимости; ­ умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления; ­ создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при  формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении  итогов и словесном отчёте об увиденном. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с  формированием элементарных математических представлений. Во время  проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять,  сравнивать, определять форму, размеры. Всё это придаёт математическим  представлениям реальную значимость. Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной  деятельности играют родители. Абсолютно правы те, кто поддерживает  познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно  выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений,  действительности.  Следуйте совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что­то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни  заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что­то  недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к  тому, что он узнал». Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально­ исследовательской активности детей. «Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно –  исследовательской деятельности дошкольников» ­ Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых  впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. ­ Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. –  ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.  ­ Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и  материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях  мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это  интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности  ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса  к этому виду деятельности. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца,  эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша  положительная оценка для него важнее всего. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и  самостоятельность ребёнка. Если у Вас возникает необходимость что­то запретить, то обязательно  объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или  как можно. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному  краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности.  Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые,  отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все  поступки, совершенные при них в отношении живых существ. Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка  и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить  животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых  существах. Источники этих знаний ­ художественная литература, рисунки, диафильмы, а  самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям  рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся  малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на  прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать  на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей  нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом,  бабочками и т.д. Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными. Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в  становлении личности ребенка. Анкета для родителей Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Это  поможет воспитателям определить уровень организации развивающей  среды в семье. Спасибо за сотрудничество! 1. Подчеркните предметы развивающей среды, которые есть у Вас дома. а. книги о живой природе б. книги с волшебными сказками в. журналы по интересам г. цифры, буквы 2. Проводите ли с ребенком совместные наблюдения за животными и  растениями? (да нет) 3. Читаете вместе познавательные книги, журналы? (да нет) 4. Приносите домой интересные вещи, книги? (да нет) 5. Знакомите ребенка со своими увлечениями? (да нет) 6. Заботитесь вместе о домашнем животном или комнатном растении? (да нет) 7. Какие формы помощи педагогов по развитию познавательной активности  ребенка хотели бы получить? (лекции, памятки)

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2019