Консультация для родителей
Организация музыкальной деятельности в детском саду
Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.
Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей «творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.» развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления. В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности: ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие; музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии; чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживат
Консультация для родителей
Организация музыкальной деятельности в детском саду
умеющую
Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач
музыкального воспитания. Основная цель музыкального
воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и
развитую,
эмоционально воспринимать
содержание музыкального произведения личность, научить
малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.
Кардинальным для педагогики является вопрос о природе
музыкальных способностей: представляют ли они собой
врожденные свойства человека или развиваются в
результате воздействия окружающей среды воспитания и
обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-
психологов, можно отметить, что врожденными могут быть
лишь анатомо-физиологические особенности, то есть
задатки, которые лежат в основе развития способностей. А
музыкальные способности, необходимые для успешного
осуществления музыкальной деятельности, объединяются в
понятие «музыкальность».
Теплов определяет
музыкальность как комплекс способностей «творческое
воображение, внимание, вдохновение, творческая воля,
чувство природы и т.д.» развиваемых на основе задатков в
музыкальной деятельности, необходимых для успешного её
осуществления. В структуру музыкальности включаются три
основные музыкальные способности: ладовое чувство,
которое проявляется при восприятии музыки,
как
эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;
музыкально-слуховое представление, включает в себя память
Б.М.эта способность,
проявляющая в
и воображение,
воспроизведении по слуху мелодии; чувство ритма - это
восприятие и воспроизведение временных отношений в
музыке - это способность активно переживать музыку,
чувствовать эмоциональную выразительность музыкального
ритма и точно воспроизводить его.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего
овладение музыкальной культурой. Формирование основ
музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте.
Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое
воздействие на общее развитие:
формируется
эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок
становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех
музыкального развития зависит от всего педагогического
коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так
как вне музыкальных занятий имеется иные возможности
обогащения детей музыкальными впечатлениями,
разнообразные формы осуществления в музыкальной
деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.
Для полноценного развития комплекса музыкальных
способностей у дошкольников необходима помощь
родителей. Семья - первая социальная общность, которая
закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он
обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с
другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с
родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в
семье самым неблагоприятным образом сказывается на
психологическом развитии ребенка и прежде всего на его
творческих способностях, на эффективности обучения,общения. Поэтому педагоги дошкольного учреждения
должны установить взаимодействие, и совместную работу
для полноценного развития ребенка. Все семьи имеют
разный уровень социальной культуры. В одних с уважением
относятся к музыке, стараются дать детям музыкальное
образование, развить их способности. В других семьях
музыкальное воспитание ставят на задний план.
Важной задачей,
стоящей перед образовательным
учреждением и семьей является формирование восприятия
музыки во взаимосвязи с литературными произведениями,
живописью и театром. Для этого нужно проводить
консультации для родителей, знакомить их с мировым
опытом приобщения детей к восприятию произведений
искусства. Вместе с родителями дети должны принимать
участие в инсценировках, театральных постановках,
литературно-музыкальных композициях.
Помощь семьи, несомненно, необходима в процессе
музыкального воспитания ребенка, но главным здесь
остается детское образовательное учреждение, которое
должно способствовать полноценному развитию личности
ребенка и его музыкальной культуры, направить его таланты
и способности в нужное русло. Чтобы осуществить эти цели,
необходима качественная организация работы педагогов по
музыкальному воспитанию детей.
Для комплексного
музыкального развития детей составляется программа
занятий для каждой возрастной группы в отдельности. В
основании этой программы могут лежать различные
методики, которые выбираются преподавателем на свое
усмотрение, но все они должны быть направлены наразвитие ребенка, вовлекать его в «музыкальный мир». В
программе занятий также должны присутствовать основные
виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-
ритмическое движение, слушание музыки, игры на детских
музыкальных инструментах.
Занимаясь музыкальным
воспитанием, важно также помнить и об общем развитии
детей. Коллектив детского сада также должен сотрудничать
со специалистами музыкальной школы, это пожжет
разработать наиболее эффективную методологию для
проведения занятий по музыкальному воспитанию.
О необходимости систематического музыкального
воспитания детей с раннего возраста говорил В. М. Бехтерев.
В своих работах, посвященных этому периоду детства, он
писал о том, что именно период «первого детства» является
самым благоприятным для развития внимания, ощущений,
чувственной сферы. Вот почему главной целью музыкального
воспитания должно быть развитие музыкального слуха
ребенка в пении и слушании музыки. Должны также
соблюдаться два основополагающих принципа музыкального
воспитания детей: учёт реакции со стороны ребенка и
соблюдение строгой соразмерности в музыкальных
впечатлениях.
Правильно организованное музыкальное воспитание
позволяет детям приобрести навыки в сфере чувств, ума и
воли,
поэтому от детальной разработки вопросов
музыкального воспитания с раннего детства в значительной
мере
зависит нравственно-эстетическое развитие
человеческой личности.творческих способностей.
Музыкальные занятия могут базироваться на игровых
методах и сочетании музыкальной деятельности с другими
направлениями воспитательной работы с детьми, что
обеспечивает общее развитие ребенка в процессе занятий. В
процессе занятий в группах раннего музыкального развития
решаются важнейшие задачи в развитии ребенка. Музыка
оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер
личности ребенка: на формирование его умственных,
физических,
Специально
созданный и подобранный материал создает яркую основу
для занятий.
Целью программы является общее психическое развитие
детей раннего и младшего дошкольного возраста
средствами музыкального воспитания.
Задачи программы:
-способствовать раннему развитию ребенка через
комплексную музыкальную деятельность;
- помочь детям младшего дошкольного возраста в
увлекательной игре войти в мир музыки; ощутить и пережить
ее чувственно;
- создать предпосылки к формированию творческого
мышления;
- способствовать практическому усвоению музыкальных
знаний;
- формирование готовности к дальнейшему обучению;
-развитие навыков общения и соучастия: контактности,
доброжелательности, взаимоуважения;способствующих
- формирование у детей качеств,
самоутверждению личности: самостоятельности и свободы
мышления, индивидуальности восприятия.
Программа должна соответствовать современным
требованиям, включать в себя новые разработки. Она должна
иметь развивающий характер, быть ориентирована на общее
и музыкальное развитие ребенка в процессе овладения им
музыкальной деятельностью. В ней должна быть заложена
возможность как групповой,
так и развивающей
индивидуальной и коррекционной работы с детьми. В
программе должны быть учтены идеи оздоровительного и
развивающего компонента: принцип единства развивающей
и оздоровительной работы с детьми.
Содержание программы должно быть ориентировано на
создание психологического комфорта и эмоционального
благополучия каждого ребенка. Программа оснащена
практическими материалами и пособиями для
индивидуальных и групповых занятий.
В программу по раннему комплексному музыкальному
развитию входят:
1) Подвижные игры и логоритмика, развитие крупной
моторики, развитие координации движений и концентрации
внимания, развитие творческих способностей, формирование
двигательных навыков, коррекция речи в движении
(проговаривание,
формирование
речедвигательных навыков),
выработка слаженности
действий в коллективе, развитие навыков социального
взаимодействия,
развитие совместной продуктивной
деятельности.
подпевание,инсценировки,
2) Развитие мелкой и крупной моторики, развитие моторики
пальцев, кистей рук, с помощью пальчиковых игр происходит
обучение счету.
3) Развитие слуха, голоса, простейшее интонирование
(голоса животных, звуки природы, забавные слоги), развитие
звуковысотного, динамического, тембрального слуха, пение и
движение,
элементарная голосовая
импровизация.
4) Физическое развитие, развитие культуры движений,
оздоровительная работа, укрепление организма ребенка,
формирование мышечного корсета, развитие дыхательной и
сердечно-сосудистой систем.
Развитие координации
движений, концентрации внимания, ловкости, уверенности в
себе. Развитие способностей к двигательному творчеству.
5) Знакомство с музыкальной грамотой, слушание музыки,
обучение игре на шумовых и звуковысотных инструментах,
знакомство с нотами и клавиатурой, обучение игре на
инструментах: металлофоны, ксилофоны, синтезаторы,
фортепиано, знакомство с музыкальными инструментами -
как детскими, так и инструментами симфонического и
народного
иллюстрации),
музицирование, игра в мини-оркестре (дети и родители),
слушание музыкальных произведений,
эмоциональное
переживание музыки в пластических импровизациях.
6) Знакомство с буквами, подготовка к чтению, развитие
речи, сочетание традиционной и авторской методики «Азбука
из пластилина». В процессе лепки и складывания букв из
пластилина развивается мелкая моторика, концентрация
внимания, координация движений, а также происходит
оркестров
(звучание,знакомство с буквами в практической деятельности и
подготовка детей к чтению. В разделе «поем-читаем»
сочетание чтения по слогам и пения (чтения нараспев)
позволяет не только обучать чтению по слогам, но и работать
над голосом и дыханием.
7) Развитие творческих способностей,
воображения,
озвучивание и инсценировка сказок, стихов, пластические
этюды и двигательные импровизации в процессе активного
слушания музыки,
инструментальное музицирование,
импровизации на шумовых и детских музыкальных
инструментах.
8) Звукотерапия, освоение детьми элементарных приемов
снятия психического и мышечного напряжения в процессе
выполнения разнообразных музыкально-терапевтических
упражнений (упражнения на релаксацию, на формирование
правильного дыхания, оздоровительные техники).