Консультация для родителей: "Речевая азбука для родителей младших дошкольников."
Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
дефектология
Детсад
14.02.2017
Всегда рассказывайте ребёнку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растёт, цветок цветёт, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.
Главные составляющие красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.
Речевая азбука для родителей младших дошкольнико1.doc
Речевая азбука для родителей младших дошкольников. Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти.
Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык,
делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.
Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя
предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина –
би – би. А вот собака – ав – ав!). Не позволяйте малышу говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребёнку о том, что видите. Помните, что если для вас все
окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно
познакомить. Объясните ему, что дерево растёт, цветок цветёт, зачем на нем пчела.
От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.
Главные составляющие красивой речи: правильность, чёткость, внятность,
умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная
выразительность. Такой должна быть ваша речь.
Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную
струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой
струйкой на лёгкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щёки надувать нельзя)!
Если ребёнку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить
фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а
отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.
Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не
пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет.
Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребёнка, тем
дольше он будет молчать.
«Золотая серединка» вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, то есть к
норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте
его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным
языком, рано изучать иностранный (не зря и двуязычных семьях очень часто у детей
наблюдается общее недоразвитие речи).
Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребёнка, прекрасное
пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что
(кто?) изображён на них; пусть малыш отвечает на вопросы: Где? Кто? Какой? Что
делает? Какого цвета. Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.
Критерии, по которым можно оценить речь ребёнка, родители должны знать.
Например, нормы звукопроизношения таковы:
3 – 4 года – [с], [з], [ц] уже должны правильно произноситься;
4 – 5 лет – [ш], [щ,] [ч],[ ж];
5 – 6 лет – [л], [й];
До 6 – 7 лет допускается замена самого сложного звука [р] более простым звуком или
его отсутствие в речи. Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека,
заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может
привести к возникновению неврозов и заиканию.
Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем
лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию
мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока,
сорока…..», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки,
лепка, застегивание пуговиц.
Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить
занятие и в том случае, если малыш чем – то расстроен или болен. Только
положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность
занятия.
Общее недоразвитие речи часто встречается у тех детей, которые заговорили
поздно: слова – после 2 лет, фраза – после 3. Можно говорить об ОНР, когда у
ребёнка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношения,
ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен
грамматический строй речи.
Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности,
ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно
заикание!).
Режим дня очень важен для маленького ребёнка, особенно гиперактивного.
Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточной сон приводят к
переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и
другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить
саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла,
обладающие успокаивающим действием.
Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во – первых, у него
формируется высокое (готическое) небо, которое влияет на формирование
правильного звукопроизношения. Во – вторых, соска мешает речевому общению.
Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.
Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач,
воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные
речевые нарушения – заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.
Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребёнком,
нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.
Цветы (ромашки, одуванчики) можно использовать для развития речевого
дыхания. Предлагая ребёнку дуть на одуванчик (не раздувая щеки!), вырабатываем
направленную воздушную струю; понюхать ромашку – вырабатываем речевое
дыхание: вдох носом, выдох ртом («Ах, как пахнет!»). Внимание! Детям с аллергией
эти упражнения противопоказаны!
«Часики» упражнение для развития подвижности языка. Ребенок смотрит в
зеркало, рот открыт, язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает
ритм: «тик – так, тик – так!», а ребенок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как легко ребенок выполняет это
упражнение.
Шепотной речи тоже нужно учить. Ребенку тяжело менять силу голоса.
Следите за тем, чтобы малыш не перенапрягал голосовые складки. Крик
противопоказан всем, а особенно детям до 10 – 12 лет, так как их голосовые складки
находятся в стадии формирования.
Щетка (любая), используемая для массажа пальцев, ладошек, стимулирует
развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щетка
поможет очистить язык, а также повысить тонус его мышц.
«Эхо» игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы
произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу
голоса.
Юла, елка, еж, яблоко – эти слова начинаются с йотированных гласных,
сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состоят из двух звуков:
[Ю] = [Й] + [У];
[Я] = [Й] + [А];
[Ё] = [Й] + [О];
[Е] = [Й] + [Э.
Язык – орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и
опускать язык, делать его широким, узким. Достаточно 10 – 15 мин ежедневных
занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с
произнесением звуков.
Консультация для родителей: "Речевая азбука для родителей младших дошкольников."
Консультация для родителей: "Речевая азбука для родителей младших дошкольников."
Консультация для родителей: "Речевая азбука для родителей младших дошкольников."
Консультация для родителей: "Речевая азбука для родителей младших дошкольников."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.