Консультация для родителей: "Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста."
Оценка 4.7
Документация
docx
родителям
Детсад
22.04.2019
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у детей речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения к сверстникам и взрослым, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
влияние дидактичес. игры.docx
Влияние дидактической игры на развитие речи детей
дошкольного возраста.
«Игра это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи
детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у
детей речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношения к сверстникам и взрослым, тем активнее осуществляется
его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к
окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это
игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитатель
одновременно является и учителем и участником игры. Он и учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом,
дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и
игровое (занимательное). Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать
такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Кроме того, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она
активизирует психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, способствует развитию творческих
способностей, вызывает у ребят живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал
увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс
усвоения знаний. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется
правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические
задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах, явлениях в
природе и в общественной жизни. Так развивается монологическая речь ребенка.
Уникальность дидактической игры состоит так же в том, что это универсальное средство, которое может
включать в себя несколько образовательных областей. Например, дидактическая игра «Поезд», где детям
предлагается двигаться за воспитателем, выполняя его поручения и издавая звуки поезда, затрагивает области:
«Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Познание». Дидактическая игра «Составь рассказ по
картинке», направленная на активное использование слов в речи, составление сложных предложений («Безопасность»,
«Здоровье», «Коммуникация», «Познание»). Дидактическая игра «Оркестр», в которой детям предлагалось отгадать
загадку о музыкальном инструменте, кто первый отгадает тот получает инструмент, таким образом получается
оркестр. Данная игра интегрирует в себе образовательные области «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Труд».
Дидактические игры можно проводить со всей группой, с подгруппой детей, индивидуально с каждым ребенком.
В работе по развитию речи детей можно использовать следующие игры:
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. В
этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой
деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с
предметами, игрушками, словесные поручения (например «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)
Игры – предположения («что было бы, если… »). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая
требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся
слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность
к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний,
заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и
мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на
содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр
должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный
материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать
умственным возможностям детей.
В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи:
формирование словаря: «Чудесный мешочек», где детям необходимо было назвать предмет, опираясь на его
признаки и наоборот, описать признаки предмета; «Кто больше скажет о профессии» (учить соотносить
существительное с глаголом) ; «Скажи наоборот» (учить детей подбирать слова с противоположным значением) ;
«Выполни команду» (развивать внимание, умение выделять признаки предмета) и др.
развитие звуковой культуры речи: дидактическая игра «Музыкальные инструменты», в которой дети
отгадывали музыкальный инструмент по его звучанию; «Кто лучше слышит», где детям предлагалось разделиться на две команды, одна команда отворачивалась, а другая начинала издавать различные звуки (шуршание бумаги, ударить в
барабан и др., задача первой команды отгадать все звуки, затем команды меняются местами. Также были подобраны
чистоговорки, артикуляционные гимнастики «В гости к бабушке и дедушке», «Заборчик», «Часики», «Лошадка»,
направленные на развитие артикуляционной моторики и др.
развитие грамматического строя речи: «Разноцветный сундучок» дети вынимают из сундучка картинки или
предметы и описывают какой это предмет; в игре «Где наши ручки? » дети учатся образовывать формы родительного
падежа множественного числа существительных; дидактическая игра «Прятки» учит детей правильно использовать в
речи предлоги с пространственным значением. Детям предлагалось найти игрушку, в ответах использовать предлоги,
другой вариант игры: воспитатель, используя предлоги, говорит детям, где нужно искать спрятанный предмет.
для развития связной речи (монологической и диалогической) можно использовать дидактические игры
«Назови, что сделал умейка» составление предложений. «Составь рассказ по картинке», «Что было бы если? », где
детям предлагалось подумать и сказать свое мнение по поводу какихлибо высказываний, например «Что было бы
если бы все дети ели только одни конфеты? ». Сюжетнодидактические игры. В которых дети выполняют
определенные роли: роль доктора и пациента в игре «Больничка», продавца и покупателя в игре «Магазин» и др. В
этих играх дети не только учатся свободно общаться друг с другом, также они узнают культуру речи, правила и нормы
поведения.
Консультация для родителей: "Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста."
Консультация для родителей: "Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.