Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 4-5 лет"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 20.09.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал можно использовать на групповых собраниях в детском саду. Эта консультация поможет воспитателю донести до родителей возрастные особенности. Родителям будет проще понять своего ребёнка и его потребности в данном возрасте. Также материал может быть использован в индивидуальной работе с родителями.
Иконка файла материала Консультация для родителей.docx
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4­5 лет» Подготовила:  Брезгулевская Татьяна Николаевна,  воспитатель МКДОУ д/с №13 Возраст   от   четырех   до   пяти   лет  —  период   относительного   затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все   более   сильной   становится   потребность   в   друзьях,   резко   возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:   Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается   в   опеке   взрослых.   Обратная   сторона самостоятельности  — заявление   о  своих  правах,  потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.  Этические   представления.   Ребенок   расширяет   палитру осознаваемых   эмоций,   он   начинает   понимать   чувства   других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то,   что   говорят   ему   взрослые,   а   исходя   из   того,   как   они поступают.  Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную   фазу.   Ребенок   живет   в   мире   сказок,   фантазий,   он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.  Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя   недостаточно   защищенным   перед   большим   миром.   Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение   безопасности.   Но   безудержность   фантазий   может порождать самые разнообразные страхи. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего   лишь   временные   трудности,   которые   сами   уйдут   современем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.  Отношения   со   сверстниками.   У   ребенка   появляется   большой интерес  к  ровесникам, и  он  от  внутрисемейных  отношений   все больше   переходит   к   более   широким   отношениям   с   миром. Совместная   игра   становится   сложнее,   у   нее   появляется разнообразное сюжетно­ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся,   мирятся,   обижаются,   ревнуют,   помогают   друг   другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка,   все   более   выраженной   становится   потребность   в признании и уважении со стороны ровесников. Активная   любознательность,   которая   заставляет   детей   постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать   различные   вопросы.   Но   у   них   еще   недостаточно   развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора   первых   симпатий   и   привязанностей,   более   глубоких   и   осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Сотрудники   дошкольных   учреждений   при   обучении   учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. В настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При   этом   с   детьми   проводятся   тематические   занятия,   на   которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы   безопасности,   развивается   речь,   совершенствуются   гигиенические навыки   и   так   далее.   При   этом   учебный   процесс   строится   на   игре.   Таким образом, педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный   и   привлекательный   для   него   вид   деятельности,   принимая   во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. По ПДД, к примеру, могут проводиться   игровые   занятия,   где   правила   дорожного   движения   даются   встихотворной форме, легкой для понимания и запоминания. Также в этом возрасте   необходимо   расширять   кругозор   ребенка   и   его   знания   об окружающем мире. Говоря   о   воспитании   детей   этого   возраста,   нужно   помнить,   что   на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная   функция   взрослых   сейчас   –   объяснить   как   можно   подробнее   и показать   на   личном   примере.   Ребенок   впитывает   все   как   губка,   с любознательностью   первооткрывателя   тянется   к   новым   знаниям.   Родители должны   внимательно   выслушивать   многочисленные   вопросы   и   отвечать   на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно   теперь   необходимо   закладывать   нравственные   качества, развивать   в   ребенке   доброту,  вежливость,   отзывчивость,   ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться. Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае   тесного   и   доверительного   сотрудничества   семьи   и   дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия.   Взрослые   члены   семьи   должны   обладать   хотя   бы минимальной   подготовкой   в   области   психологии,   чтобы   лучше   понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей   4–5   лет   –   родительское   собрание.   На   нем   воспитатели   и   детский психолог   совместно   с   взрослыми   членами   семьи   могут   наметить   основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы. По   мнению   практикующих   детских   психологов,   семья   играет важнейшую   роль   в   становлении   личности   ребенка.   Отношения   между родителями   –   первое,   что   видит   подрастающий   малыш,   это   тот   эталон, который   он   считает   единственно   верным.   Поэтому   очень   важно,   чтобы   у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители   должны   помнить,   что   именно   в   дошкольном   возрасте развиваются   такие   черты   характера,   как   доброта,   справедливость, правдивость,   закладываются   жизненные   ценности   и   идеалы.   Поэтому   так важно   учитывать   возрастные   особенности   детей   4–5   лет.   Помощь   ввоспитании   отдельных   черт   характера   должна   также   осуществляться   в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель   жизни,   который   помогает   быть   сильным   и   целеустремленным. Отношения   внутри   семьи   –   важнейший   фактор,   оказывающий   влияние   на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.