Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
окружающий мир
Детсад
02.05.2018
В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.
консультация для воспитателей.docx
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №3
Барабинского района Новосибирской области
Выполнила: воспитатель ВКК
Михайловская Ольга Васильевна
В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных обра
зовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), определяющих цели и задачи
дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают
всестороннее личностное и познавательное развитие детей. Документ гласит, что содержание
образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников,
развития их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.
Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее
принятые ФГОС были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств, происходит в процессе
нравственного воспитания.
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным
ценностям человечества и конкретного общества.
Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и
утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформи
рованы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев
наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Сам
термин «нравственное воспитание» иногда подменяется понятиями «моральное воспитание»,
«духовное воспитание», «духовнонравственное воспитание».
Под этими понятиями подразумевается:
— воспитание души ребенка через культуру: игру, сказку, музыку, поэзию, живопись;
—воспитание в ребенке сильной духом личности, умеющей найти свое место в современном мире;
—строго религиозное воспитание в рамках какойлибо одной конфессии.
В жизни практически невозможно отделить одно от другого.
Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству,
не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе
целенаправленного нравственного воспитания, которое
осуществляется прежде всего в
содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании,
восприятии сказки и др.). И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он
впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше
он задумывается над смыслом жизни.
Редукция игровой деятельности в дошкольном возрасте приводит к недоразвитию мотивационно
потребностной сферы ребенка, а также произвольности психических процессов, что, в свою
очередь, ведет к нарушениям всестороннего познавательного и личностного развития. С
несформированными личностными механизмами поведения дети остаются зависимыми от
ситуаций и внешних требований взрослого.
Установлено, что развитие сюжетноролевой игры в дошкольном возрасте снижается и что
большинство детей этого возраста остается на низком уровне игровой
подавляющее
деятельности. Ребенок, для которого непосредственные указания и требования со стороны
взрослого, служат стимулом (и мотивом), послушания, становится неспособным к самоконтролю
своих действий.
Поэтому такие дети остаются не готовыми к организации самостоятельной деятельности.
Современные дети затрудняются сочинить сказку, придумать и развернуть сюжет игры, предста
вить недостающий предмет или просто его заменить.
По уровню развития общения с взрослым современные дети несколько отстают от возрастной
нормы. У большинства из них в возрасте 5—6 лет преобладает ситуативноделовая форма
общения, соответствующая младшему дошкольному возрасту. Их интересы ограничиваются
предметными действиями и не выходят за пределы конкретной ситуации.
Агрессивность становится нормой жизни для значительной части детей. Это вызывает тревогу у
работников дошкольного образования и общества в целом. Социокультурные изменения
общества повлияли на личностное развитие современного ребенка.
Остается вопрос: каковы приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств
нравственного воспитания в дошкольном возрасте? Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовнонравственной базы.
Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление
высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он
станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов,
народное творчество.
Всем известно, что детям нравятся сказки. Для них в равной степени привлекательны и
развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный
вымысел. Особенно трогает ребенка судьба сказочных героев, поставленных в близкие и
понятные ему обстоятельства. Это становится поводом для размышления и темой для
этической беседы. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить
никакими другими словами. Поэтому при отборе сказки для рассказывания очень важно
раскрыть ее духовный замысел. А при рассматривании иллюстраций к ней необходимо
обратить внимание ребенка на картины, отражающие ситуации эмоционального
неблагополучия сказочного героя.
Детей вначале привлекает ситуация, а не эмоциональное состояние героя. Поэтому
задача педагога заключается в акцентировании внимания ребенка на эмоциональном
состоянии героя сказки: его испуге, слезах, позе, выраженной обидой, что поможет
дошкольнику глубже воспринять содержание и смысл сказки.
При этом беседа по ее содержанию должна строиться так, чтобы ребенок не
констатировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои
поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя должно заключаться в том,
чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный смысл.
Нет нужды доказывать, что ребенок учится, играя, и, что игра является наилучшим
средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития используют
дидактические игры это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует
отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения,
главная цель — обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача
развития чувств внимания к окружающим людям. Хорошо, когда ребенок умеет вести
себя в обществе. Но если это только результат сформированной привычки, общение с
другими людьми не сделает его жизнь содержательной и интересной. В сложных
жизненных ситуациях такое «умение вести себя» исчезает без следа. Совершенно другое
дело, когда навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего
уважения к другому человеку.
Наиболее существенным недостатком в области нравственного воспитания ребенка
выступает разрыв между его чувствами и поведением. Причины такого явления —
формирование представления в отрыве от реального поведения ребенка, недооценка
взрослыми личного примера и переоценка метода поощрения и наказания, недостаточное
использование упражнений в претворении ребенком добрых намерений.
Больше всего возможностей в таких упражнениях имеется в проблемноигровых
ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетноролевых играх на бытовые темы.
Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально
затрагивают ребенка.
Игра — наилучшее средство для реализации осознанных ребенком моральных
ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится
предметом беспокойства специалистов дошкольного образования. Почему? Дело в том,
что дети стали хуже и меньше играть. Искажается и сама суть детской игры: она
перестала носить творческий характер, стала неинтересной, непривлекательной.
Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное времяпро
вождение.
Нередко и воспитатели, недооценивая воспитательную функцию игры, подменяют ее
обучением. Используют игру не в качестве средства для проявления заботы и доброты,
накопления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как
дидактическое средство для усвоения программного материала.
Такой подход к игровой деятельности в дошкольном возрасте не только продвинул ее, а
наоборот, сделал шаг назад по сравнению с игрой детей в недавнем прошлом. Одна из
важнейших причин неумения современных детей играть — значительное сокращение
круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих вза
имоотношений, который ребенок должен отразить в игре.
Игрушка должна сопровождать жизнь детей, а игра должна быть наполнена соот
ветствующими ситуациями. Еще А.С. Макаренко рекомендовал наполнять нравственным
опытом «канавку», которая находится между нравственными знаниями и поступками.
Необходимо ставить ребенка в ситуации практического совершения реального
поступка. Игра для накопления такого опыта — наилучшее средство.
Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных по
ступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать
такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к
моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой
целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.
Следует помнить, что воспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и
противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, де
лать добро искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладываются. Жизнен
ный опыт ребенка со временем или утвердит его в таком отношении к окружающим, или
заставит измениться.
Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой,
выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника,
необходимо учесть следующие условия:
знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда
взрослых и их взаимоотношениями;
не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой
общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом
проблемноигровых ситуациях;
использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом
нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;
взрослым необходимо передать детям игровой опыт. Средствами
нравственного воспитания могут быть не только игра, сказка, но и поэзия, жи
вопись, музыка, театр и др.
Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет
довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств. Важно помнить всегда о
том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств
рядом с ними должны быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к
решению данной проблемы.
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а,
следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего
Отечества. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из
важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. ФГОС должен помочь
вернуть традиции нравственного воспитания и поставить их на новый уровень в свете
требований современного общества.
Литература:
Игра – это всегда какаято загадка, импровизация, неожиданность, сюрприз //
Современное дошкольное образование. – 2013. № 2.
Шаехова Р.К. ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка //
Управление ДОУ. – 2013. № 9.
Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"
Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"
Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"
Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"
Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.