Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"
Оценка 4.9

Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
окружающий мир
Детсад
02.05.2018
Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"
В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.
консультация для воспитателей.docx
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение  ­ детский сад комбинированного вида №3  Барабинского района Новосибирской области Выполнила: воспитатель ВКК Михайловская Ольга Васильевна В   обществе   идет   интенсивное   обсуждение   проекта     федеральных   государственных   обра­ зовательных   стандартов   дошкольного   образования  (ФГОС   ДО),  определяющих   цели   и   задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей.   Документ гласит, что содержание образовательных   областей   направлено   на   формирование   общей   культуры   воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств. Следовало   бы   особо   выделить   проблему   развития   «нравственных   качеств»,   так   как   ранее принятые   ФГОС   были   направлены   на   формирование   общей   культуры,   развитие   физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста. Несомненно,   что   формирование   и   развитие   нравственных   качеств,   происходит   в   процессе нравственного воспитания. Нравственное   воспитание  —  целенаправленный   процесс  приобщения   детей   к   моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.  И чем прочнее сформи­ рованы   эти   качества,   чем   меньше   отклонений   от   принятых   в   обществе   моральных   устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Сам термин   «нравственное   воспитание»   иногда   подменяется   понятиями   «моральное   воспитание», «духовное воспитание», «духовно­нравственное воспитание».  Под этими понятиями подразумевается: — воспитание души ребенка через культуру: игру, сказку, музыку, поэзию, живопись; —воспитание в ребенке сильной духом личности, умеющей найти свое место в современном мире; —строго религиозное воспитание в рамках какой­либо одной конфессии. В жизни практически невозможно отделить одно от другого.  Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не   могут   возникнуть   путем   естественного   вызревания.   Они   формируются   в   процессе целенаправленного   нравственного   воспитания,   которое     осуществляется   прежде   всего   в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.). И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.  Редукция игровой деятельности в дошкольном возрасте приводит к недоразвитию мотивационно­ потребностной   сферы   ребенка,   а   также   произвольности   психических   процессов,   что,   в   свою очередь,   ведет   к   нарушениям   всестороннего   познавательного   и   личностного   развития.   С несформированными   личностными   механизмами   поведения   дети   остаются   зависимыми   от ситуаций и внешних требований взрослого. Установлено, что развитие сюжетно­ролевой игры в дошкольном возрасте  снижается и что   большинство   детей   этого   возраста   остается   на   низком   уровне   игровой подавляющее   деятельности.   Ребенок,   для   которого   непосредственные   указания   и   требования   со   стороны взрослого, служат стимулом (и мотивом), послушания, становится неспособным к самоконтролю своих действий.   Поэтому   такие   дети   остаются   не   готовыми   к   организации   самостоятельной   деятельности. Современные дети затрудняются сочинить сказку, придумать и развернуть сюжет игры, предста­ вить недостающий предмет или просто его заменить.  По уровню развития общения с взрослым современные дети несколько отстают от возрастной нормы.   У   большинства   из   них   в   возрасте   5—6   лет   преобладает   ситуативно­деловая   форма общения,   соответствующая   младшему   дошкольному   возрасту.   Их   интересы   ограничиваются предметными действиями и не выходят за пределы конкретной ситуации. Агрессивность становится нормой жизни для значительной части детей. Это вызывает тревогу у работников   дошкольного   образования   и   общества   в   целом.   Социокультурные   изменения общества повлияли на личностное развитие современного ребенка.  Остается   вопрос:   каковы   приоритеты   и   условия,   обеспечивающие   действенность   средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте? Воспитание   в   ребенке   сильной   личности   невозможно   без   духовно­нравственной   базы. Если   человек   найдет   дело,   дорогое   его   сердцу,   научится   видеть   во   всем   проявление высшего   смысла,   мудрому   отношению   к   человеческим   страданиям   и   испытаниям,   он станет сильной личностью в полном смысле этого слова. Душа   ребенка   удивительно   чутко   реагирует   на   творчество   художников,   поэтов, народное творчество.  Всем известно, что детям нравятся сказки.  Для  них в равной степени привлекательны и развитие   действия,   сопряженное   с   борьбой   светлых   и   темных   сил,   и   ее   чудесный вымысел. Особенно трогает ребенка судьба сказочных героев, поставленных в близкие и понятные   ему   обстоятельства.   Это   становится   поводом   для   размышления   и  темой   для этической беседы. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Поэтому при отборе сказки для рассказывания очень важно раскрыть  ее  духовный  замысел. А  при рассматривании  иллюстраций к  ней  необходимо обратить   внимание   ребенка   на   картины,   отражающие   ситуации  эмоционального неблагополучия сказочного героя. Детей   вначале   привлекает   ситуация,   а   не   эмоциональное   состояние   героя.   Поэтому задача   педагога   заключается   в   акцентировании   внимания   ребенка   на   эмоциональном состоянии   героя   сказки:   его   испуге,   слезах,   позе,   выраженной   обидой,   что   поможет дошкольнику глубже воспринять содержание и смысл сказки.   При   этом   беседа   по   ее   содержанию   должна   строиться   так,   чтобы   ребенок   не констатировал   факты,   а   смог   подумать   о   своих   чувствах,   проанализировать   свои поступки,   действия.   Главное   в   деятельности   воспитателя   должно   заключаться   в   том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный смысл. Нет   нужды   доказывать,   что   ребенок   учится,   играя,   и,   что   игра   является   наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития используют дидактические игры ­ это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель — обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития   чувств   внимания   к   окружающим   людям.   Хорошо,   когда   ребенок   умеет   вести себя   в   обществе.   Но   если   это   только   результат   сформированной   привычки,  общение   с другими   людьми   не   сделает   его   жизнь   содержательной   и   интересной.   В   сложных жизненных ситуациях такое «умение вести себя» исчезает без следа. Совершенно другое дело, когда навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку. Наиболее   существенным   недостатком   в   области   нравственного   воспитания   ребенка выступает   разрыв   между   его   чувствами   и   поведением.   Причины   такого   явления   — формирование   представления   в   отрыве   от   реального   поведения   ребенка,   недооценка взрослыми личного примера и переоценка метода поощрения и наказания, недостаточное использование упражнений в претворении ребенком добрых намерений. Больше   всего   возможностей   в   таких   упражнениях   имеется   в   проблемно­игровых ситуациях,   которые   создает   сам   педагог,   в   сюжетно­ролевых   играх   на   бытовые   темы. Именно   в   игре   отражаются   те   социальные   отношения,   которые   эмоционально затрагивают ребенка. Игра   —   наилучшее   средство   для   реализации   осознанных   ребенком   моральных ценностей,   практики   поведения   и   упражнения   в   гуманном   отношении   друг   к   другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства специалистов дошкольного образования. Почему? Дело в том, что   дети   стали   хуже   и   меньше   играть.   Искажается   и   сама   суть   детской   игры:   она перестала   носить   творческий   характер,   стала   неинтересной,   непривлекательной. Некоторые   родители   воспитанников   воспринимают   игру   как   ненужное   времяпро­ вождение.  Нередко   и   воспитатели,   недооценивая   воспитательную   функцию   игры,   подменяют   ее обучением. Используют игру не в качестве средства для проявления заботы и доброты, накопления   опыта   общения   с   окружающими   взрослыми   и   детьми,   а   лишь   как дидактическое средство для усвоения программного материала. Такой подход к игровой деятельности в дошкольном возрасте не только продвинул ее, а наоборот,  сделал   шаг  назад   по  сравнению с  игрой  детей  в  недавнем  прошлом. Одна  из важнейших   причин   неумения   современных   детей   играть   —   значительное   сокращение круга   ознакомления   с   окружающей   действительностью   и   миром   человеческих   вза­ имоотношений, который ребенок должен отразить в игре.  Игрушка   должна   сопровождать   жизнь   детей,   а   игра   должна   быть   наполнена   соот­ ветствующими ситуациями. Еще А.С. Макаренко рекомендовал наполнять нравственным опытом «канавку», которая находится между нравственными знаниями и поступками. Необходимо   ставить   ребенка   в   ситуации   практического   совершения   реального поступка. Игра для накопления такого опыта — наилучшее средство. Воспитателю  необходимо  позаботиться  о том, чтобы упражнение детей в гуманных по­ ступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие   приемы   воздействия,   которые   способствовали   бы   приобщению   ребенка   к моральным   ценностям   человечества   и   стали   его   внутренней   потребностью.   При   такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество. Следует помнить, что воспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, де­ лать добро искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладываются. Жизнен­ ный опыт ребенка со временем или утвердит его в таком отношении к окружающим, или заставит измениться. Чтобы   современные   дети   научились   играть   и   могли   не   только   поделиться   игрушкой, выполнять   ролевые   действия,   но   и   учитывать   душевное   состояние   сверстника, необходимо учесть следующие условия: знакомить   детей   с   различными   сферами   действительности,   сферой   труда взрослых и их взаимоотношениями; не   только   знакомить   с   правилами   общественного   поведения,   культурой общения и деятельности, но и упражнять  в специально  созданных  педагогом проблемно­игровых ситуациях; использовать   такие   детские   игрушки,   которые   стали   бы   предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства; взрослым необходимо передать детям игровой опыт. Средствами  нравственного воспитания могут быть не только игра, сказка, но и поэзия, жи­ вопись, музыка, театр и др.               Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств. Важно помнить всегда о  том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств  рядом с ними должны быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к  решению данной проблемы. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а,  следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего  Отечества. Одной из основных задач ФГОС ДО  является:  «объединение обучения и  воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно­нравственных и  социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. ФГОС должен помочь  вернуть традиции нравственного воспитания и поставить их на новый уровень в свете  требований современного общества.   Литература: Игра – это всегда какая­то загадка, импровизация, неожиданность, сюрприз //  Современное дошкольное образование. – 2013. ­ № 2.  Шаехова Р.К. ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка //  Управление ДОУ. – 2013. ­ № 9.

Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"

Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"

Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"

Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"

Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"

Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"

Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"

Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"

Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"

Консультация для воспитателей "ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2018