КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика
Детсад
02.04.2017
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных мной математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возмож¬ностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
В мыш¬лении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Деятельность с математическим пособием, основанная на активном думании, поиске способов действий, способствует общему интеллектуальному развитию детей, развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Консультация воспитателям по пособию Кюизенера.docx
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
Использование в работе с детьми палочек Кюизенера
Цели: знакомить педагогов с дидактическим средством –
палочками Кюизенера как орудием профессионального труда и
инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка
одновременно,
совершенствование
педагогического мастерства; развивать творческий потенциал
педагогов,
их компетентность в вопросах математики;
совершенствовать умение работать с методической литературой.
стимулировать
Знакомство с развивающим
дидактическим материалом
палочками Кюизенера.
Основные особенности этого дидактического средства -
абстрактность, универсальность, высокая эффективность, т.к. он
соответствует специфике и особенностям элементарных
математических представлений дошкольников, а также их
возрастным возможностям (учитывается природосообразность
обучения дошкольников, их особенности усвоения знаний).
Математические представления возникают в результате
практических действий с предметами и создают предпосылки
для общего интеллектуального развития. Но развитие ума
проявляется не только в усвоении, но и переработке знаний, в
которой участвуют различные виды умственной деятельности -
логическое мышление, наблюдательность, различные виды
памяти, воображение.
У дошкольников, в основном, мышление наглядно-образное
и наглядно- действенное, т.е. в мышлении отражается то, что
совершается в практических действиях с конкретными
предметами. А работа с палочками позволяет перевести
практические (внешние) действия во внутренний план, создать
полное, отчётливое и обобщённое представление о понятии (сравнить представление и понятие на примере геометрической
фигуры: представление о квадрате складывается на основе
внешних признаков – образа и несущественных видовых
признаков; понятие о квадрате формируется на основе родового
понятия (прямоугольник) и существенных видовых признаков,
раскрывающих подлинную природу понятия).
С математической точки зрения палочки - множество, на
котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и
порядка (эквивалентность – такое же число обозначает каждая
палочка одинакового цвета и размера; порядок - следование
чисел). Цвет и размер моделируют число и подводят детей к
пониманию абстрактных понятий - число, отношение, порядок
следования, счёт, измерение, мерка. Само представление о
числе на основе счёта и измерения является наиболее
правильным и полноценным.
Описание комплекта.
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных
цветов и размеров. Каждая палочка представляет собой
прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением 1
кв.см. Отбор цвета призм не произволен, а связан с
определённым соотношением их по величине и преследует цель
облегчить использование комплекта.
Демонстрация семейств:
Палочки 2, 4, 8 образуют красную «семью», 3, 6, 9 – синюю,
5, 10 – жёлтую. Число 7 обозначено чёрным цветом и образует
отдельное «семейство». Кубик белого цвета («семейство»
белых) – наименьшая палочка длиной 1 см. Кубик целое число раз выкладывается по длине любой палочки. Это единица, число
1.
Демонстрация эквивалентности и порядка:
Розовая палочка в 2 раза длиннее, чем белая и является
числом 2, числу 3 (голуб, пал.) соответствует 3 кубика или белый
кубик и розовая палочка и т.д., следовательно, каждая
следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см. и имеет
значение числа.
Существует и плоскостной вариант палочек из цветных
полосок картона. Его эффективность ничуть не меньше, чем у
палочек.
Как можно играть
Классификация игр не по возрасту, а по решаемым задачам.
Знакомить детей с палочками можно уже с 1,5 лет. Сначала
дети манипулируют ими, выстраивают по образцу взрослого
дорожки, ворота, заборчики.
Затем можно обратить
внимание на цвет:
-Какие палочки по цвету?
-Покажи красную палочку.
-Возьми в каждую руку по одной палочке любого цвета
и назови его. Раскладывание палочек в разноцветные
коробочки соответствующего цвета.
ИГРА «СПРЯЧЬ ИГРУШКУ». Цель: знакомить с понятиями «высокий», «низкий»;
развивать представление о длине палочек.
Рассматривают животных, сравнивают по высоте, строят
зоопарк - вольер такой высоты, который спрячет это животное.
Вывод: все дощечки в одном заборе одного цвета и одинаковой
высоты.
❖ Игра «Дорожки для матрёшки»
Цель: развивать умение сравнивать предметы по ширине.
Самая большая матрёшка в синем сарафане - ей широкую
синюю дорожку;
поменьше в жёлтом сарафане - ей жёлтую дорожку поуже и
т.д.
ступенькам,
❖ Дети с удовольствием составляют лесенку и прыгают по
знакомясь с последовательностью чисел натурального ряда.
-Берём самую короткую палочку, она белая - это единица,
число 1. Справа ставим розовую палочку – это число 2 и т.д. до
5. Считаем ступеньки, называем их цвет. Достраиваем вторую
сторону и считаем обратно.
Выкладывая цветные коврики, знакомятся с составом числа
из 2- ух меньших чисел. Берём длинную палочку, а дети две
другие – короче, чтобы составленные вместе они были равны
длинной палочке. При этом вопросы желательно ставить в
общем виде, чтобы пробудить самостоятельную мысль детей
(например: Расскажи всё, что знаешь о красной палочке?). Это развивает
наблюдательность. Или вопросы проблемного характера
(например: Из 2ух палочек составили, а как из 3ёх?). Здесь
осуществляется принцип осознания процесса познания: главное
внимание уделяется не запоминанию, а осознанию: что я знал и
что я узнал нового, следовательно, развивается рефлексия,
самоанализ, самокритичность как черта личности. Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их
свойства, сходства и различия
.
Выкладывая фигуры, обращаем внимание на то, что квадрат
сложен из одинаковых палочек (все стороны равны - палочки
одинакового цвета), прямоугольник сложен из палочек двух
видов (две противоположные стороны одного цвета, две -
другого). Считаем стороны, углы - знакомимся со свойствами.
Универсальность палочек
Кюизенера.
Палочки можно использовать на различных занятиях
(математика, познавательное развитие, экология, развитие речи,
ИЗО). Здесь в процессе моделирования ребёнок замещает
конструкцией из палочек реальный предмет с помощью
творческого воображения, на основе которого формируется
творческое мышление.
Например:
Познавательное развитие – тема «Семья».
Экология - «Кто прилетел к кормушке?». Чтобы выложить
птиц, нужно вспомнить их строение.
ИЗО - составление рамки для аппликации или фото.
Развивается эстетическое восприятие на основе эталонов цвета
и размера.
Развитие речи - для выявления структуры и
содержания текста используем наглядные модели. Они
соответствуют основным персонажам. Важно, чтобы ребёнок
понимал принцип замещения (по цвету, величине).
Сначала нужно: Выразительно прочитать
Ответить на вопросы
Рассмотреть иллюстрации
Разыграть сюжет в настольном театре или по ролям
После этого использовать модели
Палочки Кюизенера представляют собой модель
сериационного ряда.
Чтобы разыграть сказку «Репка», нужны жёлтый кружок и
6 палочек разной длины для персонажей. Обсуждаем, кого из
героев заменяет каждая полоска. По мере прочтения сказки
ребёнок раскладывает заместители в нужном порядке.
Введение наглядной модели позволяет понять логику сказки
(например, до и после моделирования).
Можно использовать заместитель на основе цвета,
характерного для внешнего вида персонажа (красная палочка? -
красная Шапочка).
На основе соотношения величин (палочки разной длины? –
«Теремок»)
Использование символики цвета («+» герой светлыми
тонами, «-» тёмными - Баба Яга, добрый молодец).
Усложнить задание можно, предложив выбрать из палочек
те, которые нужны для данной сказки. В этой ситуации ребёнок
должен мысленно представлять основных героев сказки, знать
их характеристики и самостоятельно подбирать модели.
-Придумайте, как можно обозначить персонажей сказки
«Волк и семеро козлят»? (7 белых, 1 чёрный, голубой
(розовый)).
На всём протяжении работы с палочками у детей
совершенствуются конструктивные умения и развивается моторная сфера. Также
работа с палочками
является предпосылкой для дальнейшего обучения в школе.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.