КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера
Оценка 4.6

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика
Детсад
02.04.2017
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных мной математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возмож¬ностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мыш¬лении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Деятельность с математическим пособием, основанная на активном думании, поиске способов действий, способствует общему интеллектуальному развитию детей, развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Консультация воспитателям по пособию Кюизенера.docx
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера Цели: знакомить педагогов с дидактическим средством – палочками Кюизенера как орудием профессионального труда и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка одновременно, совершенствование педагогического мастерства; развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах математики; совершенствовать умение работать с методической литературой. стимулировать Знакомство с развивающим дидактическим материалом ­ палочками Кюизенера. Основные особенности этого дидактического средства - абстрактность, универсальность, высокая эффективность, т.к. он соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений дошкольников, а также их возрастным возможностям (учитывается природосообразность обучения дошкольников, их особенности усвоения знаний). Математические представления возникают в результате практических действий с предметами и создают предпосылки для общего интеллектуального развития. Но развитие ума проявляется не только в усвоении, но и переработке знаний, в которой участвуют различные виды умственной деятельности - логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. У дошкольников, в основном, мышление наглядно-образное и наглядно- действенное, т.е. в мышлении отражается то, что совершается в практических действиях с конкретными предметами. А работа с палочками позволяет перевести практические (внешние) действия во внутренний план, создать полное, отчётливое и обобщённое представление о понятии (сравнить представление и понятие на примере геометрической фигуры: представление о квадрате складывается на основе внешних признаков – образа и несущественных видовых признаков; понятие о квадрате формируется на основе родового понятия (прямоугольник) и существенных видовых признаков, раскрывающих подлинную природу понятия). С математической точки зрения палочки - множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка (эквивалентность – такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и размера; порядок - следование чисел). Цвет и размер моделируют число и подводят детей к пониманию абстрактных понятий - число, отношение, порядок следования, счёт, измерение, мерка. Само представление о числе на основе счёта и измерения является наиболее правильным и полноценным. Описание комплекта. Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и размеров. Каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением 1 кв.см. Отбор цвета призм не произволен, а связан с определённым соотношением их по величине и преследует цель облегчить использование комплекта. Демонстрация семейств: Палочки 2, 4, 8 образуют красную «семью», 3, 6, 9 – синюю, 5, 10 – жёлтую. Число 7 обозначено чёрным цветом и образует отдельное «семейство». Кубик белого цвета («семейство» белых) – наименьшая палочка длиной 1 см. Кубик целое число раз выкладывается по длине любой палочки. Это единица, число 1. Демонстрация эквивалентности и порядка: Розовая палочка в 2 раза длиннее, чем белая и является числом 2, числу 3 (голуб, пал.) соответствует 3 кубика или белый кубик и розовая палочка и т.д., следовательно, каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см. и имеет значение числа. Существует и плоскостной вариант палочек из цветных полосок картона. Его эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Как можно играть Классификация игр не по возрасту, а по решаемым задачам. Знакомить детей с палочками можно уже с 1,5 лет. Сначала дети манипулируют ими, выстраивают по образцу взрослого дорожки, ворота, заборчики.  Затем можно обратить внимание на цвет: -Какие палочки по цвету? -Покажи красную палочку. -Возьми в каждую руку по одной палочке любого цвета и назови его. Раскладывание палочек в разноцветные коробочки соответствующего цвета.  ИГРА «СПРЯЧЬ ИГРУШКУ». Цель: знакомить с понятиями «высокий», «низкий»; развивать представление о длине палочек. Рассматривают животных, сравнивают по высоте, строят зоопарк - вольер такой высоты, который спрячет это животное. Вывод: все дощечки в одном заборе одного цвета и одинаковой высоты. ❖ Игра «Дорожки для матрёшки» Цель: развивать умение сравнивать предметы по ширине. Самая большая матрёшка в синем сарафане - ей широкую синюю дорожку; поменьше в жёлтом сарафане - ей жёлтую дорожку поуже и т.д. ступенькам, ❖ Дети с удовольствием составляют лесенку и прыгают по знакомясь с последовательностью чисел натурального ряда. -Берём самую короткую палочку, она белая - это единица, число 1. Справа ставим розовую палочку – это число 2 и т.д. до 5. Считаем ступеньки, называем их цвет. Достраиваем вторую сторону и считаем обратно. Выкладывая цветные коврики, знакомятся с составом числа из 2- ух меньших чисел. Берём длинную палочку, а дети две другие – короче, чтобы составленные вместе они были равны длинной палочке. При этом вопросы желательно ставить в общем виде, чтобы пробудить самостоятельную мысль детей (например: Расскажи всё, что знаешь о красной палочке?). Это развивает наблюдательность. Или вопросы проблемного характера (например:   Из   2­ух   палочек   составили,   а   как   из   3­ёх?). Здесь осуществляется принцип осознания процесса познания: главное внимание уделяется не запоминанию, а осознанию: что я знал и что я узнал нового, следовательно, развивается рефлексия, самоанализ, самокритичность как черта личности. Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия . Выкладывая фигуры, обращаем внимание на то, что квадрат сложен из одинаковых палочек (все стороны равны - палочки одинакового цвета), прямоугольник сложен из палочек двух видов (две противоположные стороны одного цвета, две - другого). Считаем стороны, углы - знакомимся со свойствами. Универсальность палочек Кюизенера. Палочки можно использовать на различных занятиях (математика, познавательное развитие, экология, развитие речи, ИЗО). Здесь в процессе моделирования ребёнок замещает конструкцией из палочек реальный предмет с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление. Например: Познавательное развитие – тема «Семья». Экология - «Кто прилетел к кормушке?». Чтобы выложить птиц, нужно вспомнить их строение. ИЗО - составление рамки для аппликации или фото. Развивается эстетическое восприятие на основе эталонов цвета и размера. Развитие речи - для выявления структуры и содержания текста используем наглядные модели. Они соответствуют основным персонажам. Важно, чтобы ребёнок понимал принцип замещения (по цвету, величине). Сначала нужно: Выразительно прочитать Ответить на вопросы Рассмотреть иллюстрации Разыграть сюжет в настольном театре или по ролям После этого использовать модели Палочки Кюизенера представляют собой модель сериационного ряда. Чтобы разыграть сказку «Репка», нужны жёлтый кружок и 6 палочек разной длины для персонажей. Обсуждаем, кого из героев заменяет каждая полоска. По мере прочтения сказки ребёнок раскладывает заместители в нужном порядке. Введение наглядной модели позволяет понять логику сказки (например, до и после моделирования). Можно использовать заместитель на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (красная палочка? - красная Шапочка). На основе соотношения величин (палочки разной длины? – «Теремок») Использование символики цвета («+» герой светлыми тонами, «-» тёмными - Баба Яга, добрый молодец). Усложнить задание можно, предложив выбрать из палочек те, которые нужны для данной сказки. В этой ситуации ребёнок должен мысленно представлять основных героев сказки, знать их характеристики и самостоятельно подбирать модели. -Придумайте, как можно обозначить персонажей сказки «Волк и семеро козлят»? (7 белых, 1 чёрный, голубой (розовый)). На всём протяжении работы с палочками у детей совершенствуются конструктивные умения и развивается моторная сфера. Также работа с палочками является предпосылкой для дальнейшего обучения в школе.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Использование в работе с детьми палочек Кюизенера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017