Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".
Оценка 5

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
математика
Детсад
20.11.2018
Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".
Под математическим развитием дошкольников следует пони¬мать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование элементарных математических представле¬ний — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).
Консультация для воспитателей по ФЭМП.docx
Консультация для воспитателей   Методические основы  ФЭМП у дошкольников. Подготовила: старший воспитатель МКДОУ Бутурлиновский д/с №1 ЧЕРНЫХ Т.А. Под   математическим   развитием   дошкольников   следует   понимать   сдвиги   и изменения   в   познавательной   деятельности   личности,   которые   происходят   в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование   элементарных   математических   представлений   —   это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики). Задачи методики математического развития как научной области   1.Научное обоснование программных требований к уровню формирования математических представлений у дошкольников в каждой возрастной группе. 2.Определение содержания математического материала для обучения детей в ДОУ. 3.Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств,  методов и разнообразных форм организации работы по математическому развитию детей. 4.Реализация преемственности в формировании математических представлений в  ДОУ и в школе. 5.Разработка содержания подготовки высокоспециализированных кадров,  способных осуществлять работу по математическому развитию дошкольников. 6.Разработка методических рекомендаций родителям по математическому  развитию детей в условиях семьи. Цель математического развития дошкольников • Всестороннее развитие личности ребенка. • Подготовка к успешному обучению в школе. • Коррекционно­воспитательная работа. Задачи математического развития дошкольников 1. Формирование   системы   элементарных   математических представлений. 2. Формирование предпосылок математического мышления. 3. Формирование сенсорных процессов и способностей. связанной речи. 5. Формирование начальных форм учебной деятельности. 4.Расширение и обогащение словаря и совершенствование Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ      1.«Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. 2. «Величина»:  представления о различных величинах, их  сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени). 3.«Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских  и объемных), их свойствах и отношениях.  4. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно  себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на  плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку),  ориентировка в движении. 5. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели,  месяцах и временах года; развитие «чувства времени». Значение обучения дошкольников математике Обучение ведет развитие, является источником развития. Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентиро­ ваться на «зону ближайшего развития». Упорядоченные   представления,   правильно   сформированные  первые   понятия  служат   залогом   дальнейшего Вовремя   развитые   мыслительные   способности, успешного обучения детей в школе. Психологические исследования убеждают, что в процессе  обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка. С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные   способности   детей,   научить   их   самостоятельно,   осознанно   получать знания и использовать их в жизни. Обучение   в   повседневной   жизни   носит   эпизодический   характер.   Для математического   развития   важно,   чтобы   все   знания   давались   систематически   и последовательно. Знания в области  математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей. Важно   организовать   накопление   опыта   ребенка,   научить   его   пользоваться эталонами   (формы,   величины   и   др.),   рациональными   способами   действия   (счета, измерения, вычислений и др.). Учитывая   незначительный   опыт   детей,   обучение   идет   преимущественно индуктивным  путем:   сначала   накапливаются   с   помощью   взрослого   конкретные знания,   затем   они   обобщаются   в  правила   и   закономерности.   Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ. Для   осуществления   грамотного   обучения   дошкольников,   их  математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы. Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП 1. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) .Источником  элементарных  математических представлений является окружающая реальная действительность,  которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со  взрослыми и под их обучающим руководством. В основе познания  маленькими детьми  качественных  и  количественных признаков   предметов и явлений лежат сенсорные  процессы (движение глаз, прослеживающих  форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной  перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться  представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах  предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении,  количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является  чувственной основой для математического развития. При формировании элемен­ тарных математических представлений у дошкольника мы опираемся  на различные  анализаторы  (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно  развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных  действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем  сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры  величин и др.). 2.Развитие мышления . Мышление   —   процесс   сознательного   отражения   действительности   в представлениях и суждениях. В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления: • наглядно­действенное; • наглядно­образное; • словесно­логическое. Логические  Примеры заданий  операции Анализ (разложение целого  на составные части) дошкольникам — Из каких геометрических  фигур составлена машина? Синтез (познание целого в  единстве и взаимосвязи его  — Составь дом из  геометрических фигур частей) Логические операции Примеры заданий  Сравнение (сопоставление  — Чем похожи эти предметы? дошкольникам для установления сходства и  различия) Конкретизация (уточнение) — Что ты знаешь о  (формой) — Чем отличаются  эти предметы? (размером) треугольнике? — Как можно одним словом  назвать квадрат,  прямоугольник и ромб? Поставь матрешки по росту Обобщение (выражение  основных результатов в  общем положении) Систематизация  (расположение в опреде­ ленном порядке) Классификация  — Разложи фигуры на  (распределение объектов  по группам в зависимости  две группы. — По  какому признаку ты это  от их общих признаков) Абстрагирование  сделал? — Покажи предметы круглой  (отвлечение от ряда  свойств и отношений) формы 3.Развитие памяти, внимания, воображения . Что включает в себя  понятие «память» ? Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как   называется   эта   фигура?»),   воспроизведение   («Нарисуй   круг!»),   узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»). Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение   всякой   деятельности.   Для   активизации   внимания   решающее   значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати  одно яблоко. К ней пришла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девочками. Внимательно посмотрите , как я это буду делать!»). Образы   воображения   формируются   в   результате   мысленного   конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»). 4.Развитие речи Математические   занятия   оказывают   огромное   положительное   влияние   на развитие речи ребенка: • обогащение   словаря   (числительные,   пространственные предлоги и наречия,  математические термины, характеризующие форму, величину и др.); • согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два  зайчика, пять зайчиков»); • формулировка ответов полным предложением; • логические рассуждения. Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется. 5. Развитие специальных навыков и умений. На математических занятиях у детей формируются специальные  навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет,  вычисление, измерение и др. 6. Развитие познавательных интересов . Значение познавательного интереса: • активизирует восприятие и мыслительную деятельность; • расширяет кругозор; • способствует умственному развитию; • повышает качество и глубину знаний; • способствует успешному применению знаний на практике; • побуждает самостоятельно приобретать новые знания; • меняет характер деятельности и связанные с ней переживания (деятельность  становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной,  результативной); • оказывает положительное влияние на формирование личности; • оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию,  повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой); Пути возбуждения интереса к математике: связь новых знаний с детским опытом; • • открытие новых сторон в прежнем опыте детей; • игровая деятельность; • • словесное возбуждение; стимуляция. Психологические предпосылки интереса к математике: • создание положительного  эмоционального отношения  к педагогу; • создание положительного отношения к занятиям. Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП: • объяснение смысла выполняемой работы  («Кукле негде спать.  Давайте  построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте  померяем!»); • работа с любимыми привлекательными объектами  (игрушками, сказками,  картинками и др.); • связь с близкой детям ситуацией  ( «У Миши день рождения.  Когда у вас день  рожденья, кто к вам приходит? К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол  для  праздника ?» ); • интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование,  аппликация и др.); • посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в  конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления  трудностей)', положительное отношение к деятельности детей (заинтере­ сованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность);  побуждение инициативы и др. Принципы обучения математике • Сознательность и активность. • Наглядность. • Деятельностный подход. • Систематичность и последовательность. • Прочность. • Постоянная повторяемость. • Научность. • Доступность. • Связь с жизнью. • Развивающее обучение. • Индивидуальный и дифференцированный подход. • Коррекционная направленность и др. Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно­познавательной  деятельности 1.Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения,  практических действий): а)словесный   (объяснение,   беседа,   инструкция,   вопросы и др.); б)наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.); в)практический (предметно­практические и умственные действия, дидактические  игры и упражнения и др.). 2.Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала  детьми, — путем активного запоминания, путем самостоятельных размышлений или  проблемной ситуации): а) иллюстративно­объяснительный; б) проблемный; в)эвристический; г)исследовательский и др. 3.Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при  подаче и усвоении учебного материала): а)индуктивный (от частного к общему); б)дедуктивный (от общего к частному). 4.Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности  учебно­познавательной деятельности детей): а)работа под руководством педагога, б)самостоятельная работа детей. Особенности практического метода: выполнение разнообразных предметно­практических и умственных действий; • • широкое использование дидактического материала; • • возникновение математических представлений в результате действия с  дидактическим материалом; выработка специальных математических навыков (счета, измерения,  вычислений и др.); • использование   математических   представлений   в   быту, игре, труде и др. Особенности наглядного метода Виды наглядного материала: • демонстрационный и раздаточный; • сюжетный и бессюжетный; • объемный и плоскостной; • специально­счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.); • фабричный и самодельный. Методические требования  к  применению  наглядного материала: • новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала; • по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно­плоскостной и  бессюжетной наглядности; • одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного  материала; • новый наглядный материал лучше показать детям заранее... Требования к самодельному наглядному материалу: • гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой,  бархатная бумага  используется только для демонстрационного материала); эстетичность; • • реальность; • разнообразие; • однородность; • прочность; • логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.); • достаточное количество... Особенности словесного метода Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок. Требования к речи воспитателя: • эмоциональная; • грамотная; • доступная; • четкая; • достаточно громкая; • приветливая; • • в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый,  многократные повторения; в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных  ситуаций,  темп достаточно быстрый,  приближающийся к ведению урока в  школе... Требования к речи детей: грамотная; • • понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает  ответ и просит повторить);   полными предложениями; • с нужными математическими терминами; • достаточно громкая... Приемы ФЭМП 1. Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний). 2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе). 3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения,  выявления и устранения ошибок). 4. Вопросы к детям. 5. Словесные отчеты детей. 6. Предметно­практические и умственные действия. 7. Контроль и оценка. Требования к вопросам воспитателя: точность, конкретность, лаконизм; • • логическая последовательность; • разнообразие формулировок; • небольшое, но достаточное количество; • избегать подсказывающих вопросов; • умело пользоваться дополнительными вопросами; • давать детям время на обдумывание... Требования к ответам детей: • краткие или полные в зависимости от характера вопроса; • на поставленный вопрос; • самостоятельные и осознанные; точные, ясные; • • достаточно громкие; • грамматически правильные... Что делать, если ребенок отвечает неправильно? (В   младших   группах   необходимо   исправить,   попросить   повторить   правильный ответ   и   похвалить.   В   старших   —   можно   сделать   замечание,   вызвать   другого   и похвалить правильно ответившего.) Формы работы по математическому развитию дошкольников Форма Занятие Задачи Время Дать, повторить,  Планомерно, регулярно,  Охват детей Группа или подгруппа  Ведущая роль Воспитатель ( или  закрепить и сис­ тематизировать  знания, умения и  навыки систематично  (длительность и регу­ (в зависимости от воз­ раста и проблем в  дефектолог) лярность в соответствии с  программой) развитии) Дидактическая игра Закрепить, при­ На занятии или вне  Группа, подгруппа,  Воспитатель и дети менить, расширить  ЗУН Уточнить ЗУН и  устранить пробелы Индивидуальная работа занятий один ребенок На занятии и вне  занятий Один ребенок Воспитатель Досуг  (математический Увлечь математикой,  подвести итоги 1—2 раза в году Группа или несколько  групп Воспитатель и другие  специалисты утренник,праздник, викторина и т. п.) Самостоятельная Повторить, при­ Во время режимных  Группа, подгруппа,  Дети и воспитатель деятельность менить, отработать  ЗУН процессов, бытовых  ситуаций, повседневной  один ребенок деятельности Средства ФЭМП 1. Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка,  фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.). 2. Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы,  строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись  считать» и др.). 3. Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и  упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)... ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ 1. Организация занятий по математике в дошкольном учреждении. 2. Примерная структура занятий по математике. 3. Методические требования к занятию по математике. 4. Способы поддержания хорошей работоспособности детей на занятии. 5. Формирование навыков работы с раздаточным материалом. 6. Формирование навыков учебной деятельности. 7.Значение и место дидактических игр в математическом развитии  дошкольников. Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду. Примерная структура традиционных занятий 1. Организация занятия. 2. Ход занятия. 3. Итог занятия. 1. Организация занятия Занятие начинается не за столами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет   их   внешний   вид,   привлекает   внимание,   рассаживает   с   учетом индивидуальных   особенностей,   учитывая   проблемы   в   развитии   (зрения,   слуха   и др.). В   младших   группах:   подгруппа   детей   может,   например,   рассаживаться   на стулья полукругом перед воспитателем. В   старших   группах:   группа   детей   обычно   рассаживается   за   парты   по   двое, лицом   к   воспитателю,   так   как   проводится   работа   с   раздаточным   материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности. Организация   зависит   от   содержания   работы,   возрастных   и   индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре. Начало   занятия   должно   быть   эмоциональным,   заинтересовывающим, радостным. В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты. В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации. В   подготовительных   группах,   организовывается   работа   дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе). 2. Ход занятия Примерные части хода математического занятия 1. Математическая разминка (обычно со старшей группы). 2. Работа с демонстрационным материалом. 3. Работа с раздаточным материалом. 4. Физкультминутка (обычно со средней группы). 5. Дидактическая игра. Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач. В   младшей   группе:   в   начале   года   может   быть   только   одна   часть   — дидактическая игра; во второй половине года — до трех частей (обычно работа с демонстрационным   материалом,   работа   с   раздаточным   материалом,   подвижная дидактическая игра). В   средней   группе:   обычно   четыре   части   (начинается   регулярная     работа   с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка). В старшей группе: до пяти частей. В подготовительной группе: до семи частей. Внимание   детей   сохраняется:   3­—4   минуты   у   младших   дошкольников,   5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части. Виды физкультминуток: 1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно  дышать) — обычно проводится во 2­й младшей и средней группах. 2.Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше  выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе. 3.С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой  умственной нагрузки) — чаще применяется в подготовительной группе. 4.Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная,, для глаз и др.) —  регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии. Замечание: • если занятие подвижное, физкультминутку можно не проводить; • вместо физкультминутки можно проводить релаксацию. 3. Итог занятия Любое занятие должно быть законченным. В   младшей   группе:   воспитатель   подводит   итог   после   каждой   части   занятия. («Как   хорошо   мы   поиграли.   Давайте   соберем   игрушки   и   будем   одеваться   на прогулку».) В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог,  приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что  играли?»).  В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы  сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных. Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание). Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов  обучения) 1. Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по  формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи. 2. Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются  для данного занятия. 3.На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи,  остальные на повторение и закрепление. 4.Знания даются систематично и последовательно в доступной форме. 5. Используется разнообразный наглядный материал. 6. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью. 7.Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется  дифференцированный подход к отбору заданий. 8.Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение. 9.Вся работа имеет развивающую, коррекционно­воспитательную  направленность. 10. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине  недели. 11. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими  большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию). 12. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по  разным методикам, если задачи сочетаются. 13. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии,  выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания. Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии • Словесная активизация. • Чередование различных видов деятельности. • Смена наглядного материала. • Физкультминутки и релаксация. • Трудный новый материал дается через 3—5 минут от начала занятия до 15 — 18­й минуты. • Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со  второй половины второй младшей группы, к концу средней группы данный  навык должен быть сформирован в полной мере) • Бережное отношение к наглядному материалу. • Самостоятельная подготовка раздаточного материала к занятию. • Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по  одному предмету. • Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя. Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы,  к концу старшей группы  он должен быть сформирован) • Соблюдать дисциплину на занятии. • Сидеть, сохраняя правильную осанку. • Тихо вставать и садиться, подходить к доске. • Поднимать руку, только когда знаешь ответ. • Отвечать, только когда тебя спросят. • Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям. • Внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не  повторяясь (дети быстро учатся замечать чужие ошибки, необходимо это  правильно использовать). • Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его. • Выполнять задания самостоятельно после указания воспитателя. • Владеть навыками работы с раздаточным и демонстрационным материалом и  др. Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников Игра занимает в жизни ребенка одно из главных мест. В дидактической игре,   ребенок   обличенной   в   игровую   форму, благодаря   обучающей   задаче, непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их. Виды игр Названия игр Задача математического развития Строительные «Построим кукле  домик», «Чья  Закрепить умение сравнивать предметы по величине. Повторить названия и признаки геометрических фигур башня выше?» Подвижные «Найди свой  Закрепить знания о геометрических фигурах. Повторить  домик», «Гаражи», «Найди секрет» состав чисел из двух меньших. Закрепить умение  ориентироваться в движении Настольно­пе­ «Собери  Повторить названия и свойства геометрических фигур.  чатные машину», «Кто  где живет?»,  Закрепить умение определять положение предметов  относительно друг друга. Закрепить умение составлять и решать «Придумай  задачу» арифметические задачи Словесные «Продолжи  Закрепить умение сравнивать предметы по длине, ширине,  предложение»,  «Назови соседей» высоте. Повторить последовательность дней недели (частей  суток). Закрепить знание числового ряда Сюжетные Театрализо­ ванные «Магазин»,  «Ателье»,  «Угостим кукол чаем» «Репка»,  «Теремок»,  «Веселый счет» Закрепить знание денежных знаков. Выработать навыки  измерительной деятельности. Закрепить умение устанавливать  взаимно­однозначные соответствия Закрепить знание количественного и порядкового счета.  Повторить цифры Дети играют в самые разнообразные игры. Все виды дидактических игр являются  эффективным средством математического развития детей, проводятся как на  занятиях, так и вне их во всех возрастных группах, используются в индивидуальной  работе. Игровые приемы: сюрпризный момент, правила, соревнование, инициатива,  поиск и др. В процессе дидактических игр и игровых упражнений решаются все виды задач: * образовательные (дать или  повторить математические знания, сформировать или  закрепить умения, выработать навыки); *  развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.); *  воспитательные  (вырабатывать   личностные   качества   —   самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, любознательность и др.).

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей "Методические основы ФЭМП у дошкольников".

Консультация для воспитателей  "Методические основы  ФЭМП у дошкольников".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2018