Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Консультация для воспитателей
«Советы по организации самообразования»
Подготовила воспитатель
второй младшей/средней группы
Дмитриева Л.А. Январь 2018г.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в
силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и
воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и
психологических основ обучения и воспитания,
без всесторонней
информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и
профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и
творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому
постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью
каждого педагога дошкольного учреждения.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и
углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и
приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных
требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении
учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой,
решение которой вызывает определённые затруднения или которая является
предметом его особого интереса.
Основными направлениями в системе самообразования педагогов
дошкольного учреждения могут быть:
Осознание ценностей личностноориентированной модели воспитания,
обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
Овладение способами проектирования воспитательнообразовательного
процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях
вариативного образования;
Формирование умения анализировать научнометодическую литературу,
применение полученных знаний на практике, активизация творческих
способностей.
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам
дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научнометодической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии,
анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня.
Тематика самообразования соответствующая опыту и педагогическому
стажу:
Для молодых специалистов:Для опытных, творческиработающих воспитателей:
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в
контексте тенденций развития психологопедагогической науки и социального
заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
одна из годовых задач ДОУ;
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Содержание работы по самообразованию:
Этапы
работы
1.
2.
3.
4.
5.
воспитателя
Формирование
потребности в
самообразовании,
самооценка
подготовленности,
осознание необходимости
в знаниях, постановка
целей и задач
Планирование работы по
самообразованию
Теоретическое изучение
проблемы (знакомство с
предметом, выборочное
изучение, анализ и
самооценка результатов)
Практическая
деятельность (применение
знаний, навыков и умений
на практике: изготовление
пособий и атрибутов,
организация и проведение
практической работы с
детьми)
Подведение итогов
самообразования
Деятельность
старшего воспитателя
Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности
педагога.
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой:
индивидуальные беседы, анкетирование
Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:
• в определении содержания работы по самообразованию;
• в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
• в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма
педагога
Создание условий для работы воспитателя по самообразованию:
• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно
популярной, методической и художественной литературы;
• тематическая подборка и составление картотеки газетных и
журнальных статей;
• видеозаписи;
• оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;
• материалы из опыта работы;
• тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у
коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др.
Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и
других форм воспитательнообразовательного процесса, изучение
практических материалов
Привлечение к проведению индивидуальной или групповой
консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению
открытого просмотра.
Помощь в оформлении результатов самообразования:• выступление по итогам работы и обмену опытом;
• составление картотеки по проблеме;
• игры и пособия;
• советы и рекомендации по проведению воспитательно
образовательной работы;
• составление перспективного плана работы с детьми;
• организация выставки работ детей или педагога по теме
самообразования;
• оформление передового педагогического опыта
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию
докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная
работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения
профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов,
который может быть представлен в форме таблицы:
Фамилия,
имя, отчество
Тема
самообразования
Форма
и срок отчета
В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме
отчитывается.
Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на
педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия.
Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для
педагогов ДОУ. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого
создаются необходимые условия.
Организуются выставки "В помощь
занимающимся самообразованием”, "Это интересно знать”, "Новинки” и др.
Постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической
литературы.
План работы по самообразованию
Воспитатель Ф.И.О. группы №_____МДОУ дс _______
Тема:_________________________________________
Цель, задачи:__________________________________
Раздел плана
Практические выходы (рефераты,
доклады, открытый просмотр, выставка
работ и т.д.)
Сроки
Форма
работы
Литература:
_________________________________________
_________________________________________
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования
многообразны:
работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
участие в работе научнопрактических конференций, семинаров;
ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми,
рост его профессионального мастерства.
Несколько советов занимающимся самообразованием
ВАЖНО, чтобы знания по какомулибо вопросу, приобретаемые из одного
источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляетзанимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать своё
собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время
поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию
или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они
пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в
дискуссиях и т. д.
Анкета «Выявление способности педагогов к саморазвитию»
Уважаемые педагоги определите уровень своего развития, ответив на вопросы
анкеты и обработав результаты.
Цель: выявить способности педагога к саморазвитию.
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера
балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Вопросы:
Я стремлюсь изучить себя.
Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
Я анализирую свои чувства и опыт.
Я много читаю.
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
Я верю в свои возможности.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11.
12.
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные
результаты.
13.
14.
15.
Я получаю удовольствие от освоения нового.
Возрастающая ответственность не пугает меня.
Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.
Обработка анкеты:
Посчитайте общую сумму баллов по анкете:
Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности
в
саморазвитии.
Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует
сложившаяся система развития.
Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадииостановившегося развития.