Консультация для воспитателей «Советы по организации самообразования»

  • Лекции
  • docx
  • 13.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Иконка файла материала консультация советы по организации самообразования.docx
Консультация для воспитателей «Советы по организации самообразования» Подготовила воспитатель  второй младшей/средней группы  Дмитриева Л.А. Январь 2018г. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу   специфики   педагогической   деятельности,   направленной   на   развитие   и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических   основ   обучения   и   воспитания,   без   всесторонней информированности   и   компетентности   в   выдвигаемых   жизнью   и профессиональной   деятельностью   вопросах.   Только   путём   самообразования   и творческих   поисков   педагог   придёт   к   своему   мастерству.   Именно   поэтому постоянное   стремление   к   самосовершенствованию   должно   стать   потребностью каждого педагога дошкольного учреждения. Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению   своих   теоретических   знаний,   совершенствованию   имеющихся   и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение   которой   вызывает   определённые   затруднения   или   которая   является предметом его особого интереса. Основными   направлениями  в   системе   самообразования   педагогов дошкольного учреждения могут быть:  Осознание   ценностей   личностно­ориентированной   модели   воспитания, обучения и развития;  Формирование основ педагогического мастерства;  Развитие умений и конструктивных способностей. Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:  Овладение   способами   проектирования   воспитательно­образовательного процесса   с   целью   повышения   его   эффективности   и   качества   в   условиях вариативного образования;  Формирование   умения   анализировать   научно­методическую   литературу, применение   полученных   знаний   на   практике,   активизация   творческих способностей.  Ознакомление   с   новыми   нормативными   документами   по   вопросам дошкольного воспитания;  Изучение учебной и научно­методической литературы;  Ознакомление   с   новыми   достижениями   педагогики,   детской   психологии, анатомии, физиологии;  Изучение новых программ и педагогических технологий;  Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;  Повышение общекультурного уровня.  Тематика  самообразования  соответствующая   опыту   и   педагогическому   стажу: Для молодых специалистов:Для опытных, творчески­работающих воспитателей: Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого­педагогической науки и социального заказа общества;  Проявление творческого потенциала педагога;  Пропаганда своих достижений;  Развитие исследовательской деятельности. Для педагогов без специального образования:  Овладение методикой работы с детьми;  Адаптация к педагогической деятельности. Тематикой самообразования также может быть:  одна из годовых задач ДОУ;  проблема, которая вызывает у педагога затруднение;  пополнение знаний по уже имеющемуся опыту; Содержание работы по самообразованию: Этапы работы  1. 2. 3. 4. 5. воспитателя Формирование  потребности в  самообразовании,  самооценка  подготовленности,  осознание необходимости  в знаниях, постановка  целей и задач Планирование работы по  самообразованию Теоретическое изучение  проблемы (знакомство с  предметом, выборочное  изучение, анализ и  самооценка результатов) Практическая  деятельность (применение  знаний, навыков и умений  на практике: изготовление  пособий и атрибутов,  организация и проведение  практической работы с  детьми) Подведение итогов  самообразования Деятельность старшего воспитателя Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности  педагога. Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой:  индивидуальные беседы, анкетирование Консультирование и методические рекомендации по разработке темы: • в определении содержания работы по самообразованию; • в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения; • в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма  педагога Создание условий для работы воспитателя по самообразованию: • тематическая подборка и составление картотеки научной, научно­ популярной, методической и художественной литературы; • тематическая подборка и составление картотеки газетных и  журнальных статей; • видеозаписи; • оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»; • материалы из опыта работы; • тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у  коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др. Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и  других форм воспитательно­образовательного процесса, изучение  практических материалов Привлечение к проведению индивидуальной или групповой  консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра. Помощь в оформлении результатов самообразования:• выступление по итогам работы и обмену опытом; • составление картотеки по проблеме; • игры и пособия; • советы и рекомендации по проведению воспитательно­ образовательной работы; • составление перспективного плана работы с детьми; • организация выставки работ детей или педагога по теме  самообразования; • оформление передового педагогического опыта Самообразование   не   должно   сводиться   к   ведению   тетрадей,   написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа   по   самообразованию   должна   стать   стимулом,   как   для   повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности. Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:  Фамилия, имя, отчество Тема  самообразования   Форма  и срок отчета         В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается.   Отчеты   по   самообразованию   могут   заслушиваться   на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой   отчета   руководителей   могут   быть   консультации   или   семинары   для педагогов ДОУ. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются   необходимые   условия.   Организуются   выставки   "В   помощь занимающимся   самообразованием”,   "Это   интересно   знать”,   "Новинки”   и   др. Постоянно   обновляется   и   пополняется   фонд   справочной   и   методической литературы. План работы по самообразованию Воспитатель Ф.И.О. группы №_____МДОУ дс _______ Тема:_________________________________________ Цель, задачи:__________________________________ Раздел плана Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) Сроки Форма работы Литература: _________________________________________ _________________________________________ Подводя   итог,   еще   раз   подчеркнем,   что   формы   самообразования многообразны: ­ работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями; ­ участие в работе научно­практических конференций, семинаров; ­ ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме. Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.  Несколько советов занимающимся самообразованием ВАЖНО,   чтобы   знания   по   какому­либо   вопросу,   приобретаемые   из   одного источника,   дополнялись   сведениями   из   другого   документа.   Это   заставляетзанимающегося   сравнивать,   анализировать,   делать   выводы   и   формировать   своё собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся   для   выступления   на   семинарах,   педагогических   советах,   участия   в дискуссиях и т. д. Анкета «Выявление способности педагогов к саморазвитию» Уважаемые педагоги определите уровень своего развития, ответив на вопросы анкеты и обработав результаты.  Цель: выявить способности педагога к саморазвитию. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл: 5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению; 4 – скорее соответствует, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 – скорее не соответствует; 1 – не соответствует. Вопросы: Я стремлюсь изучить себя. Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами. Возникающие препятствия стимулируют мою активность. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время. Я анализирую свои чувства и опыт. Я много читаю. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам. Я верю в свои возможности. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Я стремлюсь быть более открытым человеком. 11. 12.  Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.  Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные  результаты. 13. 14. 15.  Я получаю удовольствие от освоения нового.  Возрастающая ответственность не пугает меня. Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе. Обработка анкеты: Посчитайте общую сумму баллов по анкете: ­ Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в    саморазвитии. ­ Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует    сложившаяся система развития. ­ Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадииостановившегося развития.