Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра». Содержание материала в доступной и понятной форме, поможет расширить представления педагогов о сюжетно-ролевой игре. План консультации: цель сюжетно-ролевой игры, роль воспитателя в организации игры, предметы-заменители в сюжетно-ролевой игре. Может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования и другими.Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра»
Консультации
для родителей
Консультация для родителей
«Сюжетноролевые игры в жизни детей»
Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни
ребенка. И если вы думаете, что игра всего лишь развлечение и пустое
времяпровождение – вы глубоко ошибаетесь. В процессе игры ребенокобучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего
полезного происходит в развитии ребенка.
Существуют несколько видов игровой деятельности.
Это
индивидуально предметная, которая возникает в раннем возрасте от полугода
до двух лет, предметно подражательная, которая проявляется на втором году
жизни и сюжетноролевая. Вот о сюжетноролевых играх мы и поговорим
ниже.
Что такое сюжетноролевые игры?
Сюжетноролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя
роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному
сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное
представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят
своего персонажа со стороны.
Сюжетноролевые игры занимают свое место в жизни ребенка тогда,
когда он научится использовать предметы не только лишь по их
непосредственному назначению, но и в соответствии с сюжетом игры. В
процессе у ребенка появится желание копировать действия взрослых,
он научится взаимодействовать с другими детьми в игре, или взрослыми.
Изначально сюжетноролевая игра проявляется в обычном подражании
взрослого ребенком. Малыш самостоятельно пылесосит, варит суп,
укладывает игрушки спать, чтото ремонтирует. Через некоторое время
ребенок начинает обыгрывать знакомые ему жизненные ситуации: «посещение
больницы», «поход в магазин» и т.д.
На этом этапе в сюжетноролевую игру добавляется диалог
действующих лиц. Здесь очень кстати будет помощь родителя. Если вы будете
помогать малышу в игре, то уже к двум с половиной годам ребенок будет
самостоятельно играть в сюжетноролевые игры вместе со своими игрушками.
Далее идет усложнение игры за счет появления сюжета – объединение
нескольких ситуаций. Например, сюжетом может быть поездка на природу –
сначала ребенок соберет необходимые вещи, после сядет в транспорт, на
месте распакует свои сумки, может взять удочку и порыбачить, или чтотоеще в подобном духе. Дети начинают договариваться о правилах игры –
развивается деловое общение. В 45 лет дети не только обыгрывают
повседневные ситуации, но и добавляют в игру сюжеты из сказок,
мультфильмов, книг.
Дети постарше легко включаются в сюжетноролевую игру, но даже это
не означает, что взрослый может оставаться на заднем плане и пустить все на
самотек. Если родитель не будет предоставлять ребенку новые ситуации для
игры, то ребенок может остановиться в развитии и перестать проявлять
самостоятельность. Проявление творчества и самостоятельности в сюжетно
ролевых играх показывает уровень развития мышления ребенка.
Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми
старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей
предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами
конструируют предметноигровую ситуацию в зависимости от выбранной
темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.
Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на
игрушки и предметы, их заменяющие. Основное требование к игрушке
заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмерность по
величине с другим игровым материалом. Очень важно, чтобы такая игрушка
напоминала изображаемый предмет общими контурами. Так, кукла может
быть сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик,
вместо тарелки можно предложить кружок картона и т. п. При правильном
руководстве игрой дети трехлетнего возраста не только с увлечением
используют предложенные взрослым предметызаместители, но и сами заранее
выбирают и договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это
тарелка»). Иногда наделяют игрушкузаместитель ролью («Давай это будет
папа, а это дочка»). Дети 45 лет осуществляют игровые действия тоже чаще
всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и
словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом
возрасте особое значение приобретают предметыатрибуты: всевозможныешапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки,
отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии.
Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник
или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача
и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко
снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей
должны быть свои папы и мамы.
Для ребенка 67лет главное уже не в выполнении ролевых действий с
помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие
роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно
меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она
должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней
жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение
космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.
Таким образом, сюжетноролевые игры учат ребенка согласовывать
свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные
личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя
в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью,
готовой к решению жизненных ситуаций.
Консультация для родителей
«Значение театра в жизни ребенка»
Волшебный край!» так когдато назвал театр великий русский
поэт А. С. Пушкин.
Хочется добавить это волшебный край, в котором ребенок
радуется, играя, а в игре он познает мир.
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра
лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный
мир ребёнка.На первых порах главную роль в театрализованной деятельности
берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и
потешки. Но, уже начиная с 34 летнего возраста дети, подражая взрослым,
самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в
свободной деятельности.
Домашний театр это совокупность театрализованных игр и
разнообразных видов театра.
Для домашнего пользования доступны кукольный, настольный,
теневой театры.
Родители могут организовать кукольный театр, используя
имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных
материалов, например, папьемаше, дерева, картона , ткани , ниток, старых
носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно
привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать
их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой
воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком.
Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике
нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте
указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка:
набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой
или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте
рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и
куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с
другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом
примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать
декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное
сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте,
сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от
крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественноговкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной
деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно,
создание домашнего кукольного театра настолько развивающая и
многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.
Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать
от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских
спектаклей.
Домашние постановки помогают удовлетворить физический и
эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки,
проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и
общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их
публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей:
развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются
физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того,
занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия,
смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух,
интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у
них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски,
звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются
вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ,
малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность
театрализованных игр дают возможность использовать их в целях
всестороннего воспитания личности.
Родители могут также стать инициаторами организации в домашней
обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры
забавы, игрыдраматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай»,
«Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующимразыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть
большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в
семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и
содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества.
А самое главное навыки, полученные в театрализованных играх,
представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.Консультации для
воспитателей
Консультация для воспитателей
«Сюжетноролевая игра»
1. Цель сюжетноролевой игры
2. Роль воспитателя в организации игры
3. Предметызаменители в сюжетноролевой игре
Уважаемые педагоги, всем известно, что ведущая деятельность
дошкольника – это игра.
Задумайтесь, с помощью чего можно определить мировосприятие
ребёнка, его отношение к родителям и близким, а также воспитывать и
обучать его? Конечно же, с помощью игры. Именно в игре дети имеют
наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать свои знания
и умения. Через игру, а именно, через сюжетноролевую игру ребёнок входит
в мир взрослых.Строите космический корабль, лечите плюшевого мишку, готовите
наивкуснейший обед – всё это сюжетноролевые игры. Для дошкольника они –
необходимый и очень важный этап в развитии. Ребёнок создаёт игру на основе
эпизодов из жизни и собственной фантазии.
Сюжетноролевая игра полезна для социализации. В ней ребёнок
готовит себя к самым разным ситуациям, которые вскоре появятся в период
школьной жизни.
В дошкольном возрасте у ребёнка только одна возможность побыть
взрослым – в ролевой игре. С помощью ролевой игры ребёнок познаёт мир
человеческих отношений.
Итак, сюжетноролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка,
его реальная жизнь в обществе сверстников.
Немаловажную роль в организации и поддержании игровой
деятельности, внесения в неё творчества, создание интереса к игре,
несомненно, принадлежит воспитателю.
Для того, чтобы правильно организовать сюжетноролевую игру надо
помнить три простых правила:
Вопервых, игра не должна строиться на принуждении, это свободное
проявление воли ребёнка.
Вовторых, игра – это творческий процесс, не стоит загонять ребёнка
в какие бы то ни было жёсткие рамки.
Втретьих, старайтесь, чтобы игра менялась и имела своё развитие, но
при этом не стоит чрезмерно бояться повторов: если ребёнок, «ставший
поваром», второй день жарит блины – не страшно, он просто запоминает и
тренирует полученный навык.
Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или
перевести её в другое русло.
Если вы замечаете, что ребёнок уже несколько недель играет в одну и ту
же ролевую игру, например, в больницу, при этом игра не имеет развития, и он
прокручивает одни и те же сюжеты – плюшевый мишка получает слишком
много лекарства – пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить
игру, изменить игровую ситуацию, добавить новых героев, например.Превратитесь, скажем, в главного врача и отправьте ребёнкаврача на помощь
больному в другую страну. Покажите, где она находится на карте, помогите
построить корабль или машину… вот так постепенно вы вовлечёте ребёнка в
новую ситуацию. А потом тихонечко отходите и дайте ему самому развивать
игру.
Воспитатель должен создать условия для развития игрового сюжета,
создать предметноигровую среду с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей дошкольника.
Сюжетноролевая игра будет успешной только в том случае, если
педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность
последовательно и систематически, а не от случая к случаю.
Итак, организуя игру, воспитатель должен активно использовать методы
и приёмы обучения детей игровым действиям. Влияние воспитателя на выбор
игры, игровые действия заключаются в том, что он поддерживает интерес к
игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры,
самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог
разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Воспитатель
нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на
равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми и позволяет ему
реализовывать поставленные задачи.
Участвуя в игре, воспитателю надо стараться контролировать своё
поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, стараться
принимать любые детские замыслы. Всё это гарантирует свободу,
непринуждённость и удовольствие ребёнка от игры.
Игра выполняет свои функции лишь тогда, когда является
самостоятельной деятельностью детей, поэтому воспитатель организует
сюжетноролевую игру так, что они используют все доступные им игровые
средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, детям
обеспечивается независимый от взрослых мир детства.
Чтобы дошкольники могли играть в сюжетноролевые игры, они должны
получить знания о многообразии профессий в современном мире. На основепредставлений о трудовых обязанностях, содержании труда, материалы и
предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий,
результат труда. С этой целью, воспитатель использует непосредственное
общение детей с людьми разных профессий (по возможности, знакомит с
профессиями родителей (учитель, строитель, водитель, машинист, врач,
парикмахер и т. д.). Это позволяет расширить познавательное пространство
детей. Также, проводит просмотр видеофильмов, фотографий и т.д.
Когда у детей есть достаточно представлений о предметном мире,
сюжетноролевая игра протекает интересно, длительно, у детей меньше
разногласий, когда есть чёткие представления о предметах и профессиях
людей.
Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности
возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать
сюжетноролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого,
происходит полноценное развитие ребёнка.
В реализации своих игровых замыслов дошкольники используют слово,
собственные действия и предметызаменители.
Остановимся подробней на предметахзаменителях.
Итак, для осуществления замысла ребёнку необходимы игрушки,
различные предметы, которые помогают ему действовать согласно своей роли.
Так, врач должен иметь белый халат и шапочку, учительница указку и доску,
водитель – сидит за рулём, моряк носит бескозырку и матроску и т. д.
Игровые атрибуты способствуют сохранению сюжета, его развёртыванию,
поиска детьми новых поворотов в игре. С их помощью детям легче выполнять
ролевое поведение, сохраняя её в течение игры. Особенно важно
использование предметоватрибутов на первых этапах развития сюжетно
ролевой игры, когда сюжет и ролевое поведение детей неустойчивы, требуют
внешней организации. Взрослый оборудует игровые комнаты, группируя
предметыатрибуты согласно любимых сюжетов игр детей: для игры «в
больницу, почту, семью, магазин, парикмахерскую, кафе» и т. д.С укреплением способности ребёнка действовать в мысленном плане (в
старшем дошкольном возрасте) значения атрибутов снижается, зато
расширяется использование заменителей.
Если поблизости нет нужных игрушек, ребёнок заменяет один предмет
другим. Стремясь подражать жизни взрослых, ребёнок не всегда обладает
соответствующими предметами, используемыми взрослыми в различных видах
своей деятельности. Некоторые из этих «нужных» в игре предметов является
для дошкольника недосягаемыми, а иногда и запрещёнными: иглы для
инъекций в игре в больницу, машинка парикмахера и т. д. В таких ситуациях
дошкольник сначала по подсказке взрослого, а затем и самостоятельно
находит доступное для его возраста решения, используя заменители. Вместо
медицинских игл тоненькие палочки, вместо ножа – пластмассовая лента.
Воображение ребёнка достраивает недостающие в реальном предмете
свойства так, как это необходимо для игры.
Способность использовать в игре предметызаменители, наделять их
воображаемыми признаками являются одной из характерных особенностей
детского творчества. Благодаря замене предметов происходит изменение в
структуре связей между ними, между действием и словом, у дошкольника
формируется способность отделять конкретную вещь от способа её
использования, предмет от его названия.
С возрастом способность ребёнка выполнять действие замещения
распространяется на все больший круг предметов, используемых в игре. У
старшего дошкольника вся игра часто происходит с использованием только
заменителей. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не
должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает
интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения.
Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметызаменители
можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная
бумага, легко разорвать на мелкие кусочки – салат; свернуть в трубочку –
термометр; нарисовать узор – скатерть, салфетка, коврик. Каждая такаяигрушка ценна тем, что её делает ребёнок. Поэтому, уместно в каждой группе
иметь например, ящик, а в нём различные коробочки, лоскутки, палочки,
ленты, бантики, кусочки ткани и меха и другой материал, который может
потребоваться в игре. С возрастом дети самостоятельно изготавливают
игрушки, стараясь, чтобы они были максимально похожими на реальные
предметы. Важным при этом является помощь взрослых.
Ну и в завершении, хотим прочитать вам стихотворение шотландского
писателя и поэта Роберта Льюиса Стивенсона «На одеяле»:
Когда я целых две недели
Лежал простуженный в постели,
Игрушки в руки мне давали,
И я играл – на одеяле.
Глядел, не отрывая глаз,
Как, выполняя мой приказ,
Солдаты скачу на заре
К крутой подушечной горе.
На одеяле вырастал
То моря разъярённый вал,
То город – несколько домов
Меж одеяльных двух холмов.
А я, как всемогущий джинн,
Лежал спокоен, недвижим.
Парил в мечтаньях над страной,
Шутя сооружённой мной.
Здесь прекрасно показано, как богата фантазия ребёнка, как мало ему
надо для того, чтобы получилась игра.