Консультация "Формирование правильной артикуляции звуков в различных фонетических условиях произношения"

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 04.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

После формирования правильного артикуляторного уклада звука, вырабатываемого в процессе выполнения артикуляторных упражнений, проводится его автоматизация в различных фонетических условиях произношения. Автоматизацию вновь сформированного звука во всех вариантах дефектного произношения рекомендуется начинать со структуры слогов ГС (гласный - согласный), а затем СГ (согласный - гласный). Такая последовательность работы обусловлена тем, что в структуре слога типа СГ составляющие его звуки по своим артикуляторно-акустическим признакам слиты между собой таким образом, что могут не содержать всех фаз артикуляции (экскурсии, выдержки, рекурсии).
Иконка файла материала Формирование правильной артикуляции звуков в различных.doc
Формирование правильной артикуляции звуков в различных фонетических условиях произношения.           После   формирования   правильного   артикуляторного   уклада   звука,   вырабатываемого   в   процессе   выполнения   артикуляторных   упражнений, проводится   его   автоматизация   в   различных   фонетических   условиях произношения.   Автоматизацию   вновь   сформированного   звука   во   всех вариантах дефектного произношения рекомендуется начинать со структуры слогов ГС (гласный ­ согласный), а затем СГ (согласный ­ гласный). Такая последовательность работы обусловлена тем, что в структуре слога типа СГ составляющие   его   звуки   по   своим   артикуляторно­акустическим   признакам слиты   между   собой   таким   образом,   что   могут   не   содержать   всех   фаз артикуляции   (экскурсии,   выдержки,   рекурсии).   Коартикуляция   еще   более усиливается   в   тех   случаях,   когда   основные   признаки   соседних   звуков образуются действием разных органов. В структуре слогов типа ГС явление коартикуляции выражено в меньшей степени, и согласный в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы (Л.Р. Зиндер).           Автоматизация звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, а затем к предложению, с тём чтобы быстрее и естественнее ввести   звук   в   данной   структуре   слога   в   различный   по   своей   сложности контекст. После автоматизации звука поочередно с различными гласными в структуре слога типа ГС звук также автоматизируется в речевом материале, включающем структуру слога СГ. Комплексы   артикуляционной   гимнастики   построены   на   основе выделения   упражняемого   органа   артикуляции   (губы,  язык   и  т.д.),  а  также фонемных групп (свистящих, шипящих и т.д.)Работа по развитию ручной и артикуляторной моторики осуществляется по двум направлениям.  1. ФОРМИРОВАНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ.             Основными  задачами  этого   направления   логопедической   работы являются:             ­ организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц, и уточнение состава двигательного акта;              ­   развитие   кинестетического   анализа   и   синтеза,   кинестетических афферентаций ручных и артикуляторных движений.        В процессе формирования кинетической основы движений руки кистям и пальцам рук придаются различные позиции, которые ребенок воспроизводит с закрытыми   глазами   (или   за   экраном).   При   формировании   кинестетической основы артикуляторных движений для развития двигательно­кинестетической обратной   связи   проводятся   специальные   упражнения,   направленные   на уточнение   положения   артикуляторных   органов   во   время   произнесения правильно произносимых звуков. При их выполнении постоянно привлекается внимание детей к возникающим кинестетическим ощущениям. Первоначально эти упражнения проводятся с опорой на зрительные образы движения, затем использование дополнительной опоры исключается.  2. ФОРМИРОВАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ.              Основными  задачами  второго   направления   логопедической   работы являются:              ­   объединение,   обобщение   последовательных   импульсов   в   единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных   навыков   в   плавные,   серийно   организованные   двигательные навыки;        ­ развитие статической и динамической координации движений.Таким   образом,   аналитический   обзор   психолого­педагогической   литературы по теме показал, что логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии должна включать в себя следующие разделы:  1. Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата.  2. Формирование правильной артикуляции звуков и их автоматизация в  различных фонетических условиях произношения.         Значительными возможностями в коррекции звукопроизношения  могут обладать специальные упражнения по развитию ручной моторики и моторики артикуляционного   аппарата,   что   и   определило   целевую   установку   данной работы.                  Практика   доказала,   что   уровень   речи   детей   находится   в   прямой зависимости   от   степени   сформированности   тонких   движений   рук   и правильного распределения мышечной нагрузки руки, с сочетанием движений речевого аппарата и зрительного анализатора.                    Особое   внимание   в   коррекционной   работе   следует   обращать   на необходимость   четкого   выполнения   каждого   движения,   а   также   на одновременность и синхронность его выполнения.           Занятия необходимо начинать с артикуляционных упражнений, так как они активизируют, организуют и включают детей в учебно­воспитательную работу.