После формирования правильного артикуляторного уклада звука, вырабатываемого в процессе выполнения артикуляторных упражнений, проводится его автоматизация в различных фонетических условиях произношения. Автоматизацию вновь сформированного звука во всех вариантах дефектного произношения рекомендуется начинать со структуры слогов ГС (гласный - согласный), а затем СГ (согласный - гласный). Такая последовательность работы обусловлена тем, что в структуре слога типа СГ составляющие его звуки по своим артикуляторно-акустическим признакам слиты между собой таким образом, что могут не содержать всех фаз артикуляции (экскурсии, выдержки, рекурсии).
Формирование правильной артикуляции звуков в различных
фонетических условиях произношения.
После формирования правильного артикуляторного уклада звука,
вырабатываемого в процессе выполнения артикуляторных упражнений,
проводится его автоматизация в различных фонетических условиях
произношения. Автоматизацию вновь сформированного звука во всех
вариантах дефектного произношения рекомендуется начинать со структуры
слогов ГС (гласный согласный), а затем СГ (согласный гласный). Такая
последовательность работы обусловлена тем, что в структуре слога типа СГ
составляющие его звуки по своим артикуляторноакустическим признакам
слиты между собой таким образом, что могут не содержать всех фаз
артикуляции (экскурсии, выдержки, рекурсии). Коартикуляция еще более
усиливается в тех случаях, когда основные признаки соседних звуков
образуются действием разных органов. В структуре слогов типа ГС явление
коартикуляции выражено в меньшей степени, и согласный в этой структуре
слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы (Л.Р. Зиндер).
Автоматизация звука в сочетании с любым гласным осуществляется от
слогов к слову, а затем к предложению, с тём чтобы быстрее и естественнее
ввести звук в данной структуре слога в различный по своей сложности
контекст. После автоматизации звука поочередно с различными гласными в
структуре слога типа ГС звук также автоматизируется в речевом материале,
включающем структуру слога СГ.
Комплексы артикуляционной гимнастики построены на основе
выделения упражняемого органа артикуляции (губы, язык и т.д.), а также
фонемных групп (свистящих, шипящих и т.д.)Работа по развитию ручной и артикуляторной моторики осуществляется
по двум направлениям.
1. ФОРМИРОВАНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ.
Основными задачами этого направления логопедической работы
являются:
организация двигательных импульсов, направляемых к определенным
группам мышц, и уточнение состава двигательного акта;
развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических
афферентаций ручных и артикуляторных движений.
В процессе формирования кинетической основы движений руки кистям и
пальцам рук придаются различные позиции, которые ребенок воспроизводит с
закрытыми глазами (или за экраном). При формировании кинестетической
основы артикуляторных движений для развития двигательнокинестетической
обратной связи проводятся специальные упражнения, направленные на
уточнение положения артикуляторных органов во время произнесения
правильно произносимых звуков. При их выполнении постоянно привлекается
внимание детей к возникающим кинестетическим ощущениям. Первоначально
эти упражнения проводятся с опорой на зрительные образы движения, затем
использование дополнительной опоры исключается.
2. ФОРМИРОВАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ.
Основными задачами второго направления логопедической работы
являются:
объединение, обобщение последовательных импульсов в единый,
организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных
двигательных навыков в плавные, серийно организованные двигательные
навыки;
развитие статической и динамической координации движений.Таким образом, аналитический обзор психологопедагогической
литературы по теме показал, что логопедическая работа по формированию
правильного звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии должна
включать в себя следующие разделы:
1. Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата.
2. Формирование правильной артикуляции звуков и их автоматизация в
различных фонетических условиях произношения.
Значительными возможностями в коррекции звукопроизношения могут
обладать специальные упражнения по развитию ручной моторики и моторики
артикуляционного аппарата, что и определило целевую установку данной
работы.
Практика доказала, что уровень речи детей находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений рук и
правильного распределения мышечной нагрузки руки, с сочетанием движений
речевого аппарата и зрительного анализатора.
Особое внимание в коррекционной работе следует обращать на
необходимость четкого выполнения каждого движения, а также на
одновременность и синхронность его выполнения.
Занятия необходимо начинать с артикуляционных упражнений, так как
они активизируют, организуют и включают детей в учебновоспитательную
работу.