Консультация логопеда для воспитателей, работающих с детьми с нарушением речи
Оценка 4.8
Домашнее обучение +4
docx
воспитательная работа +1
Детсад
13.02.2017
Данный материал необходим воспитателям для работы с детьми имеющими нарушения речи.
Тема: "Формирование правильного речевого дыхания у детей 5-7 лет". Консультация состоит из нескольких разделов: 1. Что такое речевое дыхание?
2. Характеристика речевого дыхания при речевых нарушениях.
3. Этапы работы
4. Правила проведения работы.
5. Упражнения для развития дыхания
консульт для воспит. Правильное дыхание.docx
Формирование правильного речевого дыхания
у детей 57 лет.
Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека
играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого
вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть
уверенным в том, что если ребенок задышал, то у него все отлично
будет с речью. Правильное физиологическое дыхание не есть правильное
речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не
только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но
и участвует в образовании звука и голоса. Именно благодаря правильному
речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и
выразительной.
Что такое речевое дыхание?
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий
глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с
одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное
речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии,
но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхание происходить произвольно (человек сам себя контролирует),
неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек
контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность,
длительность и легкость произнесения.
Характеристика речевого дыхания при речевых нарушениях.
Много раз вам приходилось слышать, как малыш разговаривает взахлеб.
Непонятны слова, окончания проглатываются. Деткам в силу некоторых
заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается
говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами.
Создается впечатление, что ребенок задыхается. Ребенку не достаточно в
данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и
короткий выдох.
Если дыхание поверхностное, длительности
выдоха не хватает на произнесение фразы, дошкольник выдыхает весь запас
воздуха на первом слоге, а затем договаривает фразу или слово шепотом.
Нередко изза этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы,
приходится делать паузу в неподходящем месте, иногда даже посередине
слова, что ухудшает понимание высказывания окружающими. При таком
выдохе некоторые дети стараются успеть сказать задуманное без перерыва и на вдохе, темп речи ускоряется настолько, что близкие не понимают, что им
говорят.
Если ребенок делает неравномерный толчкообразный выдох, речь звучит то
громко, то тихо, едва слышно. Из за мышечного напряжения плеч и шеи
ребенок говорит высоким зажатым голосом. Понижение
голоса автоматически ведет к восстановлению дыхания, оно престает быть
ключичным.
Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в
свою очередь приводит к искажению звуков.
Дети дошкольного возраста имеют склонность задерживать дыхание при
выполнении всякого непривычного движения, требующего от них некоторого
усилия и напряжения.
Если ребенок во время речи выдыхает воздух в щеки, то и речь его невнятна
именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку,
например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной
выработке воздушной струи.
Различают 3 типа дыхания: грудное, диафрагменное и смешенное в
зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение,
расширяющее и сжимающие легкие.
Наиболее полезным для речевого процесса является ребернодиафрагменный
тип дыхания. Этот тип дыхания называют еще фонационным.
Дыхательная функция нуждается в тренировке.
Ставить дыхание нужно, позанимавшись снятием мышечных напряжений.
Восстановленное дыхание, переставшее быть ключичным,
ведет автоматически к понижению голоса.
Последовательность работы над постановкой речевого дыхания.
Первый этап. Цель: улучшить функции внешнего дыхания. Дети получают
знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании
должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит
нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Классические
упражнения: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох
через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот; «Бегемотик», «Жемчуг».
Второй этап. Цель: выработать более глубокий вдох и длительный выдох.
Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о
том, что силу выдоха можно тренировать. Применяется тактильный контроль:
наматывание нитки на клубок, поднесение ладони ко рту, движение рукой по
спирали, горке, дорожке. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного
материала. «Футбол», «Листопад», «Снегопад», «Перья», «Шарики», пузыри,
свеча и т.п.
Третий этап. Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха. Внимание
на звучание голоса во время выдоха. Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом
и без него, максимально долго. Сначала гласные, затем – согласные. Берутся
только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Эти игры могут быть
включены в занятия по формированию правильного звукопроизношения.
«Комар», «Жуки», «Рычалки».
Четвертый этап. Развитие речевого дыхания. Сначала дети обучаются на
выдохе говорить слоги, отдельные слова, затем фразы из 2х – 4х слов,
поговорки и скороговорки.
Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе
произнесения текста.
Обучение детей правильному речевому дыханию возможно с помощью
проведения специальных упражнений в виде игровых занятий. Самый
приемлемый вариант – это чередование дыхательных упражнений и других
видов игр. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у
ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и
способствует формированию практических умений. Ребенок попадает в
особый мир сказок, песен, игр, стихов.
Сказка популярный и любимый детьми жанр. В современной педагогике и
психологии сказка рассматривается, как многообразный по своим
возможностям источник развития ребенка. Через сказочные сюжеты и мотивы,
ребенок легче включается в предлагаемый вид деятельности.
Стихи короткие рифмованные строки (ряды), соотносимые и соизмеримые
между собой. Стихи хорошо запоминаются и эмоционально воспринимаются
детьми. В самом стихотворении может содержаться какойлибо сказочный
сюжет, призывающий к игре.
Вспомогательным средством, необходимым для создания позитивного
эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка.
Пение форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат,
укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции
внешнего дыхания. Наблюдается увеличение жизненной емкости легких,
резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и
минутного объема дыхания, а также снижение дыхательных энергозатрат.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
1. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с
ребенком.
2. Заниматься только в проветренном помещении, до еды, 3 раза в день по 5 –
8 минут.
3. В начале обучения осваивается одно упражнение, в каждый следующий
день добавляется еще по одному.
4. Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп
упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
5. Не делать слишком большой вдох.
6. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.
7. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц
нижней части живота.
8. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.
9. Переход от данного этапа работы к другому осуществляется в то случае,
если ребенок правильно, точно выполняет все упражнения данного этапа.
10. Каждый ротовой выдох контролируется движением ваты, положенной на
ладонь, или листом бумаги, поднесенным ко рту ребенка так , чтобы
выдыхаемая воздушная струя не рассеивалась, а строго попадала на него, или
запотеванием зеркала в момент выдоха. С целью повышения эмоционального
фона занятия ватку окрашивают в яркий цвет.
Упражнения для развития дыхания
«Мыльные пузыри»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц
губ.
Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают
им упасть.
«Пузырь» Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя
за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не
лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя
большой круг. По сигналу взрослого «Пузырь лопнул» дети идут к центру
круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху.
«Чья птичка дальше улетит?»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое
детей становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» дети
дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе.
Остальные дети следят чья птичка улетит дальше.
«Бабочка – лети»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой
(листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к
листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка
плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.
«Одуванчики»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Игру можно проводить на даче или в парке. Дети дуют на одуванчики, чтобы
слетели все пушинки.
«Бабочка»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она
полетела (бабочка на ниточке прикреплена к прямоугольной рамке с ручкой).
«Чей кубик поднимется выше?»
Цель: развивать диафрагмальное дыхание.
Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети
делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит,
чей кубик поднимется выше.
«Капитаны» Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация
мышц губ.
Дети сидят полукругом. В центре на маленьком столе большой таз с водой.
Взрослый предлагает детям покататься на кораблике из одного города в
другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался,
нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик
при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «Ппп..». Дуть
следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Вызванный ребенок дует,
сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.
Игры для развития речевого дыхания
Пой со мной!
Цель: развитие правильного речевого дыхания пропевание на одном выдохе
гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "ААА!" Наберите побольше
воздуха вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время
игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию
звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно
увеличивать.
Вот вторая песенка: "УУУ!" Теперь "ООО!", "ИИИ!", "ЭЭЭ!"
Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет
дольше всех на одном выдохе.
Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого
самая длинная песенка.
Звуки вокруг нас
Цель: развитие правильного речевого дыхания пропевание на одном выдохе
гласных звуков А, О, У, Ы.
Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.
В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "АА
А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "ООО!" Самолет в
небе гудит: "УУУ!" А пароход на реке гудит: "ЫЫЫ"! Повторяйте за
мной. Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук
следует долго, на одном выдохе.
Девочки поют
Цель: развитие правильного речевого дыхания пропевание на одном выдохе
гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных АУ, УА, ОУ,
ОИ, ИА и т.д.
Оборудование: картинки с изображением поющих девочек четко
прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И.
Ход игры: подготовьте картинки с изображением лиц поющих девочек. Такие
картинки легко нарисовать, главное условие артикуляция должна быть четко
прорисована.
В игре могут участвовать 24 ребенка. Сначала взрослый показывает детям
картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая
девочка какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть
такой же звук.
После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд, держа в
руках свои картинки, поет тот, на кого покажет взрослый.
Теперь будем петъ общую песенку. Петъ будет тот, на кого я покажу
палочкой. Старайтесь, чтобы песенки были длинными.
Следующий этап игры пропевание сочетаний из двух гласных звуков.
Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:
Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "АААУУУ!" Наберите
побольше воздуха песенка должна получиться длинная. А вот вторая
песенка: "УУУААА!"
Постепенно количество и варианты "песенок" можно увеличивать. Затем эта
же игра повторяется с использованием изображений поющих девочек. Педагог
ставит рядом две картинки: девочка поет И, девочка поет А, и предлагает
угадать, какую песенку поют девочки ИА и повторить ее. Такую игру
сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар гласных звуков
могут быть самыми разными.
Сдуй шарик
Цель: развитие правильного речевого дыхания длительное произнесение на
одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре,
расставьте руки широко в стороны получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой шарик сдувается. В
конце обнимите себя за плечи шарик сдулся.
Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны вот так! Вот какие
большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка,
и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: ФФФ! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут,
а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух
нельзя.
Змейка
Цель: развитие правильного речевого дыхания длительное произнесение на
одном выдохе согласного звука Ш.
Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке.
Змеи шипят: "ШШШ!"
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во
время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
Насос
Цель: развитие правильного речевого дыхания длительное произнесение на
одном выдохе согласного звука С.
Ход игры: предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу
и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при
помощи насоса.
Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но
иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте
возьмем насосы и накачаем колёса вот так! "ССС" работают насосы!
Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть
побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать
его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя.
Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает
следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не
перенапрягались.
Весёлая песенка Цель: развитие правильного речевого дыхания произнесение на одном
выдохе нескольких одинаковых слогов ЛЯЛЯ.
Оборудование: кукла или матрешка.
Ход игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.
Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку:
"ЛЯЛЯЛЯ! ЛЯЛЯЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном
выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные
песенки подряд 69 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
Весёлое путешествие
Цель: развитие правильного речевого дыхания произнесение на одном
выдохе нескольких одинаковых слогов БИБИ, ТУТУ.
Ход игры: предложите малышам подвижную игру.
Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине.
Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки
машина едет и сигналит "БИБИ!" А теперь превратимся в паровозики "ТУ
ТУ!"
Покажите, как едет машинка, походите по комнате, крутя воображаемый
руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в
направлении вперед и назад.
Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе.
Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее
количество слогов: БИБИБИ! ТУТУТУТУ! Следите за тем, чтобы дети не
переутомлялись.
Птицы разговаривают
Цель: развитие правильного речевого дыхания произнесение на одном
выдохе нескольких одинаковых или разных слогов КОКОКО, КУКУ,
КРЯКРЯКРЯ, КУКАРЕКУ, ЧИКЧИРИК.
Ход игры: предложите малышам поиграть в птичек.
Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали
разговаривать. "КОКОКО" говорит курочка. "КУКУ! КУКУ!" кричит
кукушка. "КРЯКРЯКРЯ!" крякает утка. "КУКАРЕКУ!" заливается
петушок. "ЧИКЧИРИК", чирикает воробышек. Побуждайте детей повторять за вами "разговор" птиц. Во время произнесения
звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не
добирая воздух.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 21
г. Шахты Ростовской области
Выполнила: логопед
Алексеева Наталья Юрьевна
Формирование правильного речевого дыхания
у детей 57 лет. 20132014 уч. год
Консультация логопеда для воспитателей, работающих с детьми с нарушением речи
Консультация логопеда для воспитателей, работающих с детьми с нарушением речи
Консультация логопеда для воспитателей, работающих с детьми с нарушением речи
Консультация логопеда для воспитателей, работающих с детьми с нарушением речи
Консультация логопеда для воспитателей, работающих с детьми с нарушением речи
Консультация логопеда для воспитателей, работающих с детьми с нарушением речи
Консультация логопеда для воспитателей, работающих с детьми с нарушением речи
Консультация логопеда для воспитателей, работающих с детьми с нарушением речи
Консультация логопеда для воспитателей, работающих с детьми с нарушением речи
Консультация логопеда для воспитателей, работающих с детьми с нарушением речи
Консультация логопеда для воспитателей, работающих с детьми с нарушением речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.