Консультация "Методы руководства играми детей"
Оценка 4.7

Консультация "Методы руководства играми детей"

Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
дефектология
Детсад
11.05.2018
Консультация "Методы руководства играми детей"
Термин «руководить игрой» обозначающий в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями, используется в единстве с термином «формирование». Основная цель педагога - последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и играющего коллектива. О ценности и необходимости руководить играми детей говорили многие педагоги. Еще Я.А. Коломенский советовал взрослым внимательно относиться к играм детей, разумно руководить ими.
Методы руководства играми детей.doc
Методы руководства играми детей Термин «руководить игрой» обозначающий в педагогической  литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов,  направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими  игровыми умениями, используется в единстве с термином «формирование».  Основная цель педагога ­ последовательно руководить процессом  формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и играющего  коллектива. О ценности и необходимости руководить играми детей говорили многие педагоги. Еще Я.А. Коломенский советовал взрослым внимательно  относиться к играм детей, разумно руководить ими. По мнению Е.И.  Тихеевой, педагог должен отвлекать детей от игр с нежелательным  содержанием, приходить детям на помощь в тех случаях, когда они сами не в  состоянии разрешить возникшие затруднения, обогащать детские впечатления, проводя наблюдения, экскурсии и т. д. Высказывая свою точку зрения, Н.К. Крупская так же подчеркивала  необходимость вдумчивого и серьезного руководства играми детей. Она  отмечала, что нельзя шаблонировать игры, необходимо давать простор  детской инициативе и творчеству. А в самостоятельных играх не следует  навязывать содержание игры. Необходимо отводить опасные игры,  возбуждающие у детей нежелательные чувства. Продолжая идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, придавая огромное  значение игре в воспитании ребенка, обращал внимание на активное  руководство играми со стороны взрослых, так как, по его мнению,  руководство детскими играми направлено на: •   установление правильного соотношения между игрой и трудом в  жизни ребенка; •    воспитание    в    игре    физических    качеств    и    психических,  необходимых для будущего деятеля и работника. В отечественной дошкольной педагогике накоплен богатый опыт  руководства детскими играми (Менджерицкая Д.В., Жуковская Р.И.,  Залогина В.П., Михайленко Н.Я. и др.). Используемые воспитателем приемы  руководства детей условно разделены на две группы:  1  группа ­ на приемы косвенного воздействия, когда руководство игрой осуществляется  путем обогащения знаний детей об окружающей  общественной жизни, обновление игровых материалов и т.д., то есть без  непосредственного вмешательства воспитателя в игру; 2  группа ­ на приемы прямого руководства, это когда воспитатель  целенаправленно влияет на содержание игры, взаимодействия детей в игре,  поведение играющих и т.д., выполняя ролевое   участие в игре, участие в  сговоре детей, разъяснении, помощь, совет по ходу игры и т.д. Обобщая педагогические приемы руководства Н.М. Аксарина впервые  четко показала, что для возникновения и развития игры необходимо: ­    обеспечить детей игровым материалом, актуализирующим их  впечатления об окружающем; ­    проводить соответствующее игре обучение. Эти положения явились основой комплексного метода руководства  игрой, разработанного педагогами и используется в настоящее время в  практике работы ДОУ. Компонентами которого являются: 1.   Активная деятельность детей, направленная на ознакомление с  окружающим; 2.   Обучающие игры; 3.   Своеобразное изменение предметно ­ игровой среды; 4.   Активизирующее общение педагога с детьми в процессе самой игры. Планомерное обогащение практического опыта ­ первый компонент  этого метода. Дети своевременно должны получать впечатления, питающие игру, усваивать смысл действий людей, назначение предметов. В  повседневной жизни и во время специально организованных занятий со   взрослыми дети  должны  рассматривать, обследовать безопасные предметы  обихода. При этом взрослому следует подчеркивать основные свойства  предметов, показывать, как действовать с ними, кратко выделяя словами их  назначение ( чашка ­пить, кровать ­ спать и т.д.).Таким образом взрослый  расширяет запас понимаемых слов, формирует активный словарь, обогащает  практический опыт каждого ребенка. Формы расширения практического опыта могут быть разными: это  могут наблюдение в группе, на участке детского сада, в спальной,  раздевальной комнатах (например, детям предлагается внимательно  посмотреть, как и что они надевают, собираясь на прогулку); индивидуальные поручения ( найти и принести знакомый предмет обихода, игрушку, книг);  наблюдение за простыми действиями взрослых и других детей в быту  ( взрослый кормит детей, укладывает спать, моет посуду; дети одеваются,  кормят рыб); так же используется возможность подключать детей к решению  практических задач и их посильное участие в трудовых действиях взрослых  людей ( уборка игрушек, помощь в накрывании стола). Реальный опыт детей также через разные виды занятий, на которых  закрепляются, расширяются знания о животных, людях, предметах, действиях с ними, смысле и результате этих действий. В основном это занятия по  родному языку и ознакомлению с окружающим, а также игры ­ драматизации  и игры ­ занятия со строительным материалом и др. Таким образом, в процессе ознакомления с окружающим у детей  накапливается и обогащается опыт практической деятельности, возникает  потребность воспроизвести ее в игре. Содержание практического опыта  определены «Программой воспитания и обучения в детском саду». Вторым компонентом комплексного метода руководства являются  обучающие игры, которые служат для перевода реального опыта в игровой, условный план, для усвоения детьми способов воспроизведения в игре  действительности. В дошкольных учреждениях применяются разные виды  обучающих игр. Организовать обучающие игры можно, чтобы дети  эмоционально приобщались к смысловому содержанию игровых задач, вместе  со взрослым учились ставить интересную воображаемую цель, искали способы и средства для ее достижения. Так как игровые задачи вызывают интерес лишь в том случае, когда они опираются на личный опыт деятельности детей( знания, полученные в быту, на прогулке, на специально организованных  занятиях, при просмотре иллюстраций книг, детских телевизионных передач и т.д.). Демонстрируя первые игровые действия, взрослый должен учить детей  переводить реальный опыт в игровой условный план. Для этого воспитатель  предварительно рассматривает игрушки вместе с ребенком, после чего  формирует простую игровую задачу. При этом обращаясь к кукле,  игрушечному животному, он говорит с ними ласково, участливо, как с  живыми существами ( « Кукла пить хочет, дадим Ляле попить»). Без  эмоционального положительного отношения к кукле, к игрушечным  животным дети игровую задачу не принимают. Важно, чтобы взрослый  показывал и называл игровые действия, направленные на решение игровой  задачи, предлагал ребенку самому дать кукле попить, уложить ее спать и т.д.,  в случае необходимости осуществляя игровые действия вместе с ним. Детям, усвоившим способы решения первых игровых задач, следует  усложнить задание: не просто напоить куклу из чашки, которую держал  взрослый, а посадить ее за стол, затем не только покормить куклу за столом, а сначала приготовить обед для нее и т.д. Таким образом. взрослый в  обучающих играх постепенно, расширяя возможности решения игровых задач  в наглядно ­ действенном плане, приобщает детей к планированию игровых  действий, направленных на решение игровой задачи. По мере усвоения игровых задач, решаемых в наглядно — действенном  плане, необходимо демонстрировать новые, более обобщенные способы их  решения с помощью игрушек ­ заместителей, например, вместо тарелки  предложить кукле, которая очень хочет кушать, листок с дерева. Позднее следует демонстрировать детям новые способы решения  игровых задач с использованием нарисованных предметов (взрослый кормит  куклу яблоком, которое нарисовано на клеенке и т.д.). Обучающие игры должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения  знаний. Обучающие игры ­ это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному  содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому.  Благодаря обучающим играм ребенок усваивает новые, более обобщенные  способы отображения действительности. Третий компонент ­ это своеобразное изменение игровой среды, которое происходит с учетом практического и игрового опыта детей. Важно  своевременно расширять не только ассортимент игрушек, разных по тематике, но и своевременно дополнять игровой материал. Детям нужны куклы,  игрушечные животные, сюжетно — транспортные игрушки, строительный  материал, игрушки, отображающие предметы повседневного обихода,  элементарного труда и культуры. Однако не менее важно представить игровой материал с учетом разной степени обобщенности    образа.    Выбор    образа     игрушки    не    может    быть произвольным, он должен исходить из  особенностей игровой деятельности детей, их ориентировки в  функциональном назначении предметной игрушки. Для формирования обобщенных игровых действий особую ценность  представляют предметы ­ заместители. Они приобретают для ребенка игровой смысл лишь в контексте решения игровой ситуации, а вне ее рассматриваются  как посторонние, не имеющие значения для игры предметы. Она должна быть удобна в выполнении игровых действий, соразмерна по величине с другим  игровым материалом. Очень важно, чтобы такая игрушка напоминала  изображаемый предмет общими контурами. В процессе игры надо ставить в такие условия, чтобы он использовал  различные по образному содержанию игрушки. От этого во многом зависит  своевременный переход ребенка к более совершенным способам игровых  действий. Четвертый компонент комплексного метода руководства ­общение  детей со взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть  направлено на формирование прогрессивных для каждого возрастного  периода способов решения игровых задач. Деятельность детей должна  проходить в усложняющихся игровых проблемных ситуациях, опирающихся  на практический и игровой опыт детей. В проблемной ситуации игровая задача продумывается заранее  взрослым. Взрослый при этом побуждает ребенка к самостоятельному  решению задачи. Активизируя прежний опыт и знания детей наводящими  вопросами, советами, педагог вызывает у ребенка эмоциональную  заинтересованность игровой задачей, желания думать, как ее решить в новых  условиях. После того как ребенок усвоит способ решения игровых задач в  подготовленной взрослым игровой ситуации, следует создавать такие  ситуации, которые побуждали бы детей самостоятельно готовить условия для игры. Например, ребенка просят покормить куклу, но посуду он должен взять  сам в знакомом месте хранения игрушек. Вначале за счет внесения разных по  тематике игрушек, создаются для одного ­ двух самостоятельных действий,  затем количество игрушек и действий постепенно увеличивается. Воспитатель в ходе общения с ребенком побуждает его вспомнить  хорошо знакомые практические ситуации и подумать, как поступить с новой  игрушкой. Другие игровые ситуации направлены на то, чтобы ставить детей перед  необходимостью самостоятельно оперировать все более обобщенными  игровыми действиями с помощью предметов ­заместителей и воображаемых  предметов, названных словом. Для развития речи важно, чтобы ребенок не  только принимал и выполнял игровые задачи с предметами ­ заместителями и  воображаемыми предметами, но и сообщал другим, что он собирается делать.  Постепенно у ребенка развивается инициатива в постановке игровых задач,  появляются первые игровые замыслы, обозначенные словом. Воспитателю следует помнить, что любая игра имеет начало, ход игры  или содержание и окончание. Игра начинается с объяснения и с воспоминаний содержания. Затем  идет распределение ролей, определение ведущего. При этом можно  использовать: ­    свободное распределение ролей по принципу, кто кем хочет быть; ­    непосредственное назначение; ­    совместное обсуждение кандидатуры; ­    конкурс на роль; ­    очередность и т.д. При этом учитывается особенности каждого участника игры, с тем,  чтобы исполнение ролей позволяло неактивным, замкнутым детям проявить  активность, смелость; неисполнительным ­ организованным; новичкам  проявить себя, сдружиться со сверстниками. В ходе игры используя приемы прямого и косвенного руководства,  воспитатель умело направляет игру. Дети очень любят, когда с ними играет  воспитатель. Макаренко А.С. так писал о роли воспитателя в них: « И я, как  педагог, должен с ними немножко играть. Если я буду только приучать,  требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не  близкой. Я должен обязательно немного играть ». Воспитатель может и не выполнять роль, а находиться рядом с детьми,  наблюдать за выполнением правил, взаимоотношениями игроков и быть  готовым в любую минуту дать им совет, помочь в подготовке атрибутов,  внести определенный игровой материал. Однако следует при этом помнить,  что очень важный момент в игре ­ преодоление препятствий в достижении  цели, самостоятельный поиск. Отсюда вытекает правило: вмешиваться в  самостоятельные игры следует тогда, когда дети в этом нуждаются. Видя, что воспитанники затрудняются, воспитатель может взять на себя выполнение  главной и второстепенной роли, что позволяет вносить некоторые усложнения в содержание игр, активизировать деятельность пассивных детей,  регулировать взаимоотношения. Поощряя коллективные детей, не следует отрывать их от  индивидуальных : в лото, домино, мозаику, с солдатиками, куклами. В таких    индивидуальных    играх    с    любимыми    игрушками    ребенок обдумывает   каждое   игровое   действие,   а   потом   делится   своими находками с  друзьями. Важным моментом в организации игры является умение вовремя  подготовить ребят к ее окончанию. После окончания игры можно провести  коллективное обсуждение ее. Это дает возможность внести коррективы,  изменить ее направленность, наметить совместные эпизоды, которые детям  хотелось бы разыграть в следующий раз. Обсуждение может происходить как  в форме коллективной беседы, так и в игровой форме. Во время таких  обсуждений, которые проводятся сразу после игры или на следующий день,  дети выражают свое отношение к поведению игроков, вместе выясняют, что  мешало организованно играть, кто проявлял выдумку, творчество, что можно  внести нового. Устанавливается коллективное мнение о выполняемых ролях,  сделанной постройки, применяемом игровом материале, выявляется характер  соблюдения правил. Многие авторы, говоря о готовности воспитателя, сходятся во мнении,  что при организации и управлением детской игрой, он должен помнить и  выполнить ряд общепринятых правил: ­игра должна приносить радость  ребятам, надо не заставлять ребенка играть, а создавать условия для  возникновения интереса, проявление познавательной и творческой  активности; ­ оживлять игру внесением нового содержания и правил, чтением  сказок, рассказа,    изготовление    моделей    и    пусть    дети     фантазируют,  придумывают другие игры, выполняют новые роли; ­ создавать в игре непринужденную обстановку; ­ не сдерживать двигательную активность детей; ­ не навязывать детям игровой материал, предметы, пособия. Пусть они  лежат свободно и хорошо, когда игровые атрибуты дети готовят сами, по  собственной инициативе; ­ хвалить ребенка за успехи, особенно если он впервые успешно усвоил  действия, выполнил ответственную роль; ­ наблюдать, анализировать, как ребенок выполняет правила игры, роли,  игровые действия; ­  строить свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии,  искренне разделять с детьми их радость, успехи, показывать образцы  внимательного    отношения     к    людям,     взаимопомощи,     культуры  поведения. Таким образом, все компоненты комплексного руководства  формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми.  Поэтому использование комплексного метода руководства игровой  деятельностью оказывает благоприятное влияние на развитие игры, а, значит,  и на всестороннее развитие ребенка.

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"

Консультация "Методы руководства играми детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018