Консультация на тему: «Особенности формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями».

  • Работа с родителями
  • doc
  • 02.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как уже отмечалось ранее своеобразное речевое развитие детей с ОНР сказывается на всех компонентах речевой системы. Важность развития связной речи велика, как для осуществления полноценного процесса коммуникации, так и для общего интеллектуального развития, а в частности развития мыслительных операций. Знание закономерностей, специфики связного речевого высказывания позволяет логопеду проводить наиболее эффективную коррекционную работу в данном направлении.
Иконка файла материала Особенности формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями..doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  № 4 «СНЕГУРОЧКА» Сообщение по теме: «Особенности формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями».Подготовила: учитель – логопед                                                                                           Журавлёва Людмила Михайловна.         Как уже отмечалось ранее своеобразное речевое развитие детей с ОНР сказывается на всех   компонентах   речевой   системы.   Важность   развития   связной   речи   велика,   как   для осуществления   полноценного   процесса   коммуникации,   так   и   для   общего интеллектуального   развития,   а   в   частности   развития   мыслительных   операций.   Знание закономерностей,   специфики   связного   речевого   высказывания   позволяет   логопеду проводить наиболее эффективную коррекционную работу в данном направлении. Поэтому хотелось бы более подробно остановиться на своеобразии развития связной речи у детей с ОНР, прежде всего третьего и четвёртого уровня, как более распространенных и имеющих достаточно благоприятный прогноз развития. Но нельзя не отметить специфику развития связной речи у первого и второго уровня.  Связная речь является невозможной для детей с первым уровнем речевого развития, и находятся в зачаточном состоянии. У детей имеются отдельные лепетные слова, которые в разных  случаях  имеют  разное   значение  и  сопровождаются  мимикой  и  жестами. Вне ситуации такая речь непонятна окружающим. Связная   речь   второго   уровня   речевого   развития   характеризуется   недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому «перебору» названий увиденных событий и предметов. Например, составляя рассказ по серии сюжетных картинок «Как дети ухаживали за ежиком", Аня Г. с трудом справилась с заданием. Девочка смогла составить рассказ, лишь опираясь   на   подсказывающие   вопросы   взрослого:   «Дети   мотит   ёдик.   Те   дяли   дома. Потома   молёко.  Он  дял. Теди  дедик  любит» (Дети  смотрит  ёжика. Взяли  его  домой. Потом ­ молоко. Ой взял. Дети ёжик любить). Приведенный пример ярко иллюстрирует бедность   детских   высказываний,   общую   тенденцию   к   перечислению   непосредственно воспринимаемых   предметов   и   действий.   Заметная   недостаточность   грамматическогостроя   языка   еще   более   усиливается   при   усложнении   речевого   материала   или необходимости   использовать   такие   слова   и   словосочетания,   которые   ребенок   редко употребляет в быту. У детей с III уровнем ОНР отмечается специфическое своеобразие связной речи. Их возможности в составлении рассказов, пересказов становятся выше, нежели чем у детей со вторым уровнем речевого развития. Так, в самостоятельной речи дети уже используют не только простые распространенные предложения, но иногда ­ и сложные, могут передать  в   то   же   время   недостаточная основное   содержание   короткого   текста.   Но, сформированность связной речи проявляется весьма ярко и в детских диалогах, и в моноло­ гах.   Об   этом   свидетельствуют   трудности  программирования   содержания   развернутых высказываний и их языкового оформления.           Характерными особенностями  связной речи ребенка с  III  уровнем ОНР  являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов   сюжетной  линии,   заметная   фрагментарность   изложения,   нарушение   логико­ временных и причинно­следственных связей в тексте.              Указанные   специфические   особенности  сопряжены   с   низкой   степенью   самосто­ ятельной активности ребенка при составлении рассказа, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его  замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Наряду с этими ошибками, иллюстрирующими затруднения в программировании самостоятельных высказываний, речь детей характери­ зуется бедностью и однообразием  используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети, в основном, используют короткие, малоинформативные   фразы.  При   построении   предложений часто допускаются грубые ошибки, связанные с  нарушением их структуры (пропуски, перестановки членов предложения),   с   использованием   предлогов  (например,   замена,   отсутствие   сложных предлогов). Часто встречается неправильно оформление связей и отношений слов внутри фразы   и   нарушение   синтаксических   связей   между   предложениями.  В   самостоятельных высказываниях весьма распространены лексические замены, о которых говорилось ранее.Можно говорить об отсутствии у детей навыков контроля и оценки своей связной речи.   Нередко   в   процессе   самостоятельного   высказывания   ребенок  неоднократно возвращается к ранее сказанному, прерывает мысль, не может удержать сюжетную линию повествования, сводит рассказ к простому перечислению объектов или их действий. При­ веденные   ниже   образцы   детской   речи  иллюстрируют   изложенные   ограниченные возможности детей с ОНР. Рассказ ­ описание игрушки. Эта масина. У ей колесы, вообще куглая. Она къютиса, едет, так годит. Масина  такая босая и на ней едет. На доёги едет, на городи едит, везде едит. (Это машина. У ней колёсы, вообще круглая. Она крутится, едет, так гудит. Машина такая большая и на ней едет. На дороге едет, на городе едет, везде едет). Неляляска.   Она   с   музиком,   касятся.  Касная,   на   пувкамах.   Касным   светом   вся. Пувкыи беныя. Газки, йотик, носик, сётка. Она для детёв. (Неваляшка. Она с музыком, качаться. Красная, на пуговках. Красным цветом вся. Пуговки белыя. Глазки, ротик, носик, щёчка. Она для детёв).         Наибольшее количество ошибок в речи таких детей встречается при составлении рассказов по картинкам, сериям картинок и пересказов.               Для   четвёртого   уровня   также   затруднительным   является  передача   логической последовательности,   «застревание»   на   второстепенных  деталях   сюжета   наряду   с пропуском   его  главных событий, повтор отдельных эпизодов   по   нескольку   раз   и   т.д. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети   используют,   преимущественно,   короткие   малоинформативные   предложения.   При этом   рассказчику   сложно  переключиться   на   изложение   истории   от  третьего   лица, включать   в   известный  сюжет   новые   элементы,   изменять   концовку   рассказа   и   проч. Приведенные ниже речевые фрагменты иллюстрируют множественные ошибки. Пересказ сказки «Петушок и бобовое зернышко». Жили были курочка и петушок. Он и заглотил косточку и не может. А курица побежала и говорит: «Дай маселца». А она неможет, говорит: «Дай молока». Не дала. Побежала, потом говорит: «Дай траву». А он дал граблю. И петушок проглотил крошки и закричал. Пересказ   рассказа   Л.   Толстого   «Два  товарища».  Шли   два   товарища.   А   тут   на  них прыгнул медведь. Этот влез на дерево, а этот ­ как умер. И медведь не съел. Только в него смотрел. И не съел.  А на ухо сказал. Он сказал, что тот плохой. Потому что убежали плохие все (23).            Таким образом, специфичность развития связного речевого высказывания у детей   с   ОНР   определяет   необходимость   особого   коррекционного   подхода.   О необходимости   специальной   систематической   работы   по   формированию   детей навыков   связных   высказываний   свидетельствует   и   данные   изучения   состояния связной   речи   учащихся   младших   классов   коррекционной   школы   для   детей   с нарушениями   речи.   К   началу   школьного   обучения   уровень   сформированности лексико­грамматических   средств   языка   у   них   значительно   отстаёт   от   нормы. Самостоятельная связная контекстная речь у младших школьников долгое время   отмечаются   затруднения   в   программировании остаётся   несовершенной, высказываний,   в   отборе   материала,   лексико­грамматическом   структурировании высказываний, нарушение связности и последовательности изложения (Воробьёва В.К.,   Спирова   Л.Ф.,   Бабина   Г.В.   и   др.).   Это   создаёт   детям   дополнительные трудности   в  процессе   обучения.  Все   это   определяет   особую   важность   изучения вопросов   целенаправленного   формирования   связной   речи   у   детей   с   общим недоразвитием речи. Список литературы: 1. Мещерякова Л.В. Формирование связной речи у дошкольников с ОНР // Логопед. – 2005. ­ №6. 2. Сазонова   С.Н.   Развитие   речи   дошкольников   с   общим   недоразвитием   речи (Комплексные   подход):   Учебное   пособие   для   студ.   выш.   пед.   учеб.   заведений   –   М.: Издательский центр «Академия», 2003.3. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Альфа. – 2001.