Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".
Оценка 4.9

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
02.02.2017
Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
Артикуляционная гимнастика первый шаг в коррекции звукопроизношения для детей с ОНР.docx
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.                     Мы   правильно   произносим   различные   звуки   благодаря   хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть,   мягкое   нёбо.   Точность,   сила   и   дифференцированность   движений этих   органов   развиваются   у   ребенка   постепенно,   в   процессе   речевой деятельности.                    Работа по развитию основных движений органов артикуляционного  Цель аппарата   проводится   в   форме   артикуляционной   гимнастики. артикуляционной   гимнастики  ­   выработка   полноценных   движений   и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.                    Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3­4 раза в день по 3­5 минут. Не следует предлагать детям больше 2­3 упражнений за раз.                     При   отборе   упражнений   для   артикуляционной   гимнастики   надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.           Из выполняемых двух­трех упражнений новым может быть только одно, второе   и   третье   даются   для   повторения   и   закрепления.   Если   же   ребенок выполняет   какое­то   упражнение   недостаточно   хорошо,  не   следует   вводить новых   упражнений,   лучше   отрабатывать   старый   материал.   Для   его закрепления можно придумать новые игровые приемы.                     Артикуляционную   гимнастку  выполняют  сидя,  так   как   в  таком положении   у   ребенка   прямая   спина,   тело   не   напряжено,   руки   и   ноги находятся в спокойном положении.                    Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому   ребенок   и   взрослый   во   время   проведения   артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Логопедическая (артикуляторная) гимнастика ­ это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)  Цель артикуляционной гимнастики  заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого,   целью   артикуляционной   гимнастики   является   и   укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для  артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер   дефекта,   В   процессе   нормальную   артикуляцию   звука. артикуляторной   гимнастики   отрабатываются   все   основные   компоненты правильной   артикуляции   звука,   каждый   элемент   тормозит   неправильные   которые   дифференцируются   с   нужными, движения, движениями.    правильными Логопедическая гимнастика показана детям от 2­х лет для профилактики нарушений   звукопризношения   и детей   более   старшего   возраста   для коррекции   нарушений   речи .   Проводить   гимнастику   следует   по   3­5   минут несколько раз в день,  каждый день, перед зеркалом.  При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо  уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным  параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без  сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным  тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом  движений, умением удерживать движение, определенное время, за  переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного  движения к другому, за точной координацией движений языка и губ. При наличии спастичности артикуляционных мышц наблюдается постоянно повышенный тонус мускулатуры языка, губ и лицевой мускулатуры. В таких случаях  статические  (удержание   позы   долго   время)   упражнения недопустимы.   Целесообразно   удерживать   выработанный   артикуляционный уклад на счет 1, 2, 3 и переключать органы речи (язык, губы, небо, щеки и т.д) ребенка   на   другое   движение.  При   гипотонии  артикуляционных   мышц упражнения   направлены   на   их  укрепление,   потому  полезны  статические упражнения на удерживание определенной артикуляционной позиции под счет (от 5 до 10).  Гимнастика для губ и щек:              Надувание обеих щек одновременно.   Надувание щек попеременно.   Втягивание щек в ротовую полость.    Сомкнутые губы вытягивают вперед трубочкой, а затем возвращаются в нормальное положение.     Улыбка:   губы   растягиваются   в   стороны,   плотно   прижимаются   к деснам, обнажаются оба ряда зубов.   Чередование улыбка ­ трубочка.   Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.   Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.   Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются нижние зубы.   Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.   Имитация полоскания зубов.   Нижняя губа под верхними зубами.    Верхняя губа под нижними зубами.  Чередование двух предыдущих упражнений.    Вибрация губ (фырканье лошади).   При выдохе удерживать губами карандаш.   Гимнастика для челюстей:   Опускание и поднимание нижней челюсти.   Движение нижней челюсти вправо.   Движение нижней челюсти влево.   Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.    КОМПЛЕКС   АРТИКУЛЯТОРНОЙ   ГИМНАСТИКИ   ПРИ НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ  НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК  Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя­пя­пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5­10.  Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края  языка касаются углов рта.  ЛОПАТКА  Рот   открыт.   Губы   в   улыбке.   Положить   широкий   передний   край   языка   на нижнюю губу и удерживать его в таком положении по счет от 1 до 5­10. Следить,   чтобы  губы   не   были   напряжены,   не   растягивались   в   широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны  касаться углов рта.  ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ  Рот   открыт.   Губы   в   улыбке.   Широким   передник   краем   языка   облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.  Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы,   нижняя   челюсть   не   «подсаживает»   язык   вверх   ­   она   должна   быть неподвижной.  ИНДЮК  Рот открыт. Губы  в  улыбке.  Производить   широким передним  краем языка движения по верхней губе вперед­назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик   слегка   загнуть,   как   бы   поглаживать   губу.   Сначала   производить медленные   движения,   потом   убыстрять   темп   и   добавить   голос,   пока   не послышатся звуки бл­бл.  Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.  КАЧЕЛИ  Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: •        широкий   язык   поднимается   к   верхней   губе,   затем   опускается   к нижней губе  •        широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой  •          широкий   язык   вставить   между   верхними   зубами   и   губой   ,   затем между нижними зубами и губой  •          широким   кончиком   языка   дотронутся   до   бугорков   (альвеол)   за нижними резцами, затем за верхними  При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.  КИСКА СЕРДИТЬСЯ  Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается.  Следить,   чтобы  кончик   языка   не   отрывался   от   альвеол,   губы   и   нижняя челюсть оставались неподвижными.  ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ИЛИ ЛОШАДКА  Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними   зубами   и   со   щелчком   оторвать.   Сначала   выполнять   движения медленно, постепенно темп убыстрять.  Следить,   чтобы  язык   не   сужался,   губы   не   натягивались   на   зубы,   нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь.  БЕЗЗВУЧНО ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними   зубами   и   беззвучно   отрывать.   Сначала   выполнять   движения медленно, постепенно темп убыстрять.  Следить,   чтобы  язык   не   сужался,   губы   не   натягивались   на   зубы,   нижняя челюсть   не   двигалась,   кончик   языка   не   подворачивался   внутрь   и   не высовывался изо рта.  КОМПЛЕК   АРТИКУЛЯТОРНОЙ   ГИМНАСТИКИ   ПРИ НАРУШЕНИИ   ПРОИЗНОШЕНИЯ   СВИСТЯЩИХ   И   ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Щ, Ж, Ч, Ц  ЛОПАТКА  Рот   открыт.   Губы   в   улыбке.   Положить   широкий   передний   край   языка   на нижнюю губу и удерживать его в таком положении по счет от 1 до 5­10.  Cледить,   чтобы  губы   не   были   напряжены,   не   растягивались   в   широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны  касаться углов рта.  ПИРОЖОК  Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от1 до 5­10.  Следить , чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.  ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Рот   открыт.   Губы   в   улыбке.   Широким   передник   краем   языка   облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.   Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы,   нижняя   челюсть   не   «подсаживает»   язык   вверх   ­   она   должна   быть неподвижной.  ЛЕТЯТ СЕЖИНКИ  Губы   в   улыбке.   Широкий   кончик   языка   положить   на   нижнюю   губу   и удерживая язык в таком положении сдувать ватку на противоположный край стола.  Следить,   чтобы  нижняя   губа   не   натягивалась   на   нижние   зубы.   Щеки   не должны надуваться, воздушная струя должна идти по средней линии языка и была узкой, а не рассеянной.  ПОЧИСТИМ ЗУБКИ  Рот открыт. Губы в улыбке, так чтобы были видны зубы. Кончиком языка «чистим»   передние   нижние   зубы   с   внутренней   стороны,   сначала   делая движения из стороны в сторону, потом сверху вниз.  Следить, чтобы  губы ребенка были не подвижны и находились в положении улыбки.   Язык при движении находился у десен и альвеол, а не скользил по верхнему краю зубов, чтобы он был широким и начинал движения от корней нижних зубов.  ФОКУС Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.  Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.   ЯЗЫК ПЕРЕШАГИВАЕТ ЧЕРЕЗ ЗУБЫ  Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:  •         широким языком дотронутся до верхних зубов с наружной стороны, затем  с внутренней.  •         Широким языком дотронутся до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.  При   выполнении   упражнений  следить,   чтобы  язык   не   сужался,   нижняя челюсть и губы были неподвижны.  КАЧЕЛИ  Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:  •­          широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку  •­           широкий   язык   поднимается   к   верхней   губе,  затем   опускается   к нижней губе  •­           широкий   язык   вставить   между   верхними   зубами   и   губой,  затем между нижними зубами и губой  •­           широкий   кончик   языка   прикасается   к   верхним   резцам,   затем   к нижним •­           широким   кончиком   языка   дотронутся   до   бугорков   (альвеол)   за нижними резцами ,затем за верхними  •­           широким   кончиком   языка   дотронутся   до   альвеол   за   нижними резцам, затем ­ до мягкого неба.  При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.  МАЛЯР  Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад ­ вперед (от зубов к мягкому небу (горлу) и обратно).  Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов   и   не   высовывался   изо   рта,   губы   не   натягивались   на   зубы,   нижняя челюсть не двигалась  ГРИБОК  Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до5­10. язык   будет   напоминать   тонкую   шляпку   грибка,   а  растянутая   подъязычная уздечка ­ его ножку.  Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одно половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.  ГАРМОШКА  Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык всей плоскостью прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении   упражнения   надо   стараться   открывать   рот   все   шире   и  дольше удерживать в таком положении.  Следить,   чтобы  при   открывании   рта   губы   были   в   улыбке   и   оставались неподвижными, а язык не провисал.  ЧАШЕЧКА  Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5­10.  Следить,   чтобы  губы   не   натягивались   на   зубы,   нижняя   челюсть   была неподвижна.    КОМПЛЕКС   АРТИКУЛЯТОРНОЙ   ГИМНАСТИКИ   ПРИ НАРУШЕНИЯЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Р, РЬ  ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ  Рот   открыт.   Губы   в   улыбке.   Широким   передник   краем   языка   облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.  Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы,   нижняя   челюсть   не   «подсаживает»   язык   вверх   ­   она   должна   быть неподвижной.  ИНДЮК Рот открыт. Губы  в  улыбке.  Производить   широким передним  краем языка движения по верхней губе вперед­назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик   слегка   загнуть,   как   бы   поглаживать   губу.   Сначала   производить медленные   движения,   потом   убыстрять   темп   и   добавить   голос,   пока   не послышатся звуки бл­бл.  Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.  КАЧЕЛИ  Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:  •­          широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку  •­           широкий   язык   поднимается   к   верхней   губе,  затем   опускается   к нижней губе  •­           широкий язык вставить между верхними зубами и губой , затем между нижними зубами и губой  •­           широкий кончик языка прикасается к верхним резцам , затем к нижним  •­           широким   кончиком   языка   дотронутся   до   бугорков   (альвеол)   за нижними резцами , затем за верхними  •­           широким   кончиком   языка   дотронутся   до   альвеол   за   нижними резцам, затем ­ до мягкого неба.  При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.  ДОСТАТЬ ЯЗЫКАОМ НОС Рот   открыт.  Губы   в  улыбке.  Широкий   язык   поднять   к   носу   и  опустить   к верхней губе.  Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.  ФОКУС  Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.  Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.  ЯЗЫК ПЕРЕШАГИВАЕТ ЧЕРЕЗ ЗУБЫ  Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:  •         широким языком дотронутся до верхних зубов с наружной стороны,  затем с внутренней.  •        Широким языком дотронутся до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.  При   выполнении   упражнений  следить,   чтобы  язык   не   сужался,   нижняя челюсть и губы были неподвижны.  ЧЬИ ЗУБЫ ЧИЩЕ Рот открыт губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх­вниз.  Следить, чтобы  язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.  МАЛЯР  Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад ­ вперед (от зубов к мягкому небу и обратно).  Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов   и   не   высовывался   изо   рта,   губы   не   натягивались   на   зубы,   нижняя челюсть не двигалась.  ЛОШАДКА  Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный прижат к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать.  Следить, чтобы  губы были в улыбке, нижняя челюсть не подсаживала язык вверх.   ГРИБОК  Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до5­10. язык   будет   напоминать   тонкую   шляпку   грибка,   а  растянутая   подъязычная уздечка ­ его ножку.   Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одно половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире. ГАРМОШКА  Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык всей плоскостью прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении   упражнения   надо   стараться   открывать   рот   все   шире   и  дольше удерживать в таком положении.  Следить,   чтобы  при   открывании   рта   губы   были   в   улыбке   и   оставались неподвижными, а язык не провисал.  ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА  Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними   зубами   и   со   щелчком   оторвать.   Сначала   выполнять   движения медленно, постепенно темп убыстрять.  Следить,   чтобы  язык   не   сужался,   губы   не   натягивались   на   зубы,   нижняя челюсть   не   двигалась, внутрь.                                   кончик   языка   не   подворачивался

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".

Консультация на тему: "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017