Консультация для активизации речи. Приведены примеры игр, в которые можно с пользой играть дома, на кухне, в автомобиле, по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине. Причем проведение игр не требует специальной подготовки, экспериментируйте! И результат не заставит вас долго ждать.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в
ДОУ.
волевого,
Дошкольное детство – является одним из наиболее
значимых периодов в развитии ребёнка, так как именно в
это время закладываются основные качества личности.
Сегодня каждый понимает потребность возрождения и
развития духовных традиций нашего Отечества. Именно в
дошкольном детстве закладываются основы социального,
эмоционального,
познавательного развития,
происходит приобщение к духовным ценностям, развитие
способностей и индивидуальности ребенка.
В настоящее время духовно-нравственное воспитание
становится одним из приоритетных направлений развития
образования и российского общества в целом. Данная
проблема отражена и в задачах Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного
образования. Новые социальные ориентиры, характерные для
нашего общества, обусловили необходимость внесения таких
изменений в образовательный процесс дошкольников,
который бы предусматривал создание условий для освоения
детьми опыта предшествующих поколений, основанного на
патриотизме, духовности и нравственности. В связи со всем
вышеперечисленным педагогами группы было принято
решение о внедрении в работу
детьми
программы «Социокультурные истоки».
с
Дошкольный возраст отличается повышенной
восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок
копирует поведение, используя для этого собственные
наблюдения и умозаключения, подражает взрослым.
Дошкольный возраст — это уникальный период в жизни
человека, когда закладываются основы социального,
эмоционального,
познавательного развития,
происходит приобщение к духовным ценностям, развитие
способностей и индивидуальности ребенка. А мы, как
педагоги дошкольного образования, хорошо понимаем, что
«делает человека человеком именно воспитание».
волевого,
С течением времени ребенок под руководством
взрослого постепенно овладевает принятыми в общественормами и правилами поведения и взаимоотношениями,
присваивает, то есть делает своими, принадлежащими ему
способы и формы взаимодействия, выражения отношения к
людям, к природе, к себе. Чем прочнее сформированы
качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе
моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка
его нравственности со стороны окружающих. Но процесс
становления не ограничивается возрастом, он продолжается
и видоизменяется всю жизнь.
Нравственное воспитание составляет неотъемлемое
содержание педагогического процесса, является его
стержневой основой.
Нравственность можно определить как осознанное и
выработанное личностью убеждение в
необходимости
придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям
и самому себе.
Мораль – это традиционная содержательная форма
общественного сознания и отношений, одобряемая и
поддерживаемая общественным мнением.
Мораль обеспечивает процесс адаптации ребенка к
общественной жизни,
удерживает его в рамках
господствующих норм и правил поведения. Таким образом,
мораль – это отточенный поколениями нравственный закон,
определяющий ценностные основы жизнедеятельности
человека, воспринимаемый им не как догма, а как
осознанная необходимость.
Нравственное воспитание отечественными педагогами
(В.Т. Нечаева, В.И. Логинова, С.А. Козлова) рассматривается
как целенаправленный процесс планомерного воздействия
на формирование у детей нравственных качеств, приучения
детей к выполнению норм и правил поведения,
соответствующих требованиям морали конкретного
общества.
Нравственное развитие, с одной стороны, выступает как
процесс активного освоения нравственных ценностей, как
процесс качественных позитивных изменений в личности под
влиянием многих факторов (социальной среды, воспитания,опыта деятельности), с другой, – нравственное развитие
может быть охарактеризовано и как достигнутый
личностный уровень нравственной воспитанности.
Одной из закономерностей нравственного воспитания
личности является превращение внешних воспитательных
воздействий (знания, понятия, нормы общественного
поведения и собственно нравственное отношение к
окружающей действительности, людям, деятельности,
продуктам труда, к самому себе) в личностные убеждения и
нравственные качества.
Активными средствами нравственного воспитания
является игра, быт, режим жизни и деятельности, общения и
т.д.
В годы дошкольного детства закладываются основы
всех свойств личности. Дошкольный возраст наиболее
благоприятный для формирования нравственных качеств
личности, так как нервная система ребенка пластична
(способность к бесконечной выработке новых временных
связей), ребенок очень легко усваивает нормы, правила
поведения.
Характерной особенностью дошкольника является его
подражательность. Благодаря этому ребенок хорошо
воспринимает окружающую действительность, и у него
формируются свойства личности. Чрезвычайно важной
психологической особенностью является неспособность
ребенка произвольно управлять собой. Если ребенок раннего
возраста не умеет тормозить своим поведением, то начиная
со среднего возраста он уже начинает управлять собой.
Нравственное поведение – это волевое поведение, оно всегда
произвольно и формируется постепенно.
патриотизм)
Основные группы нравственных качеств (гуманизм,
коллективизм,
складываются у детей
дошкольного возраста постепенно в условиях
целенаправленных педагогических воздействий: от самых
простых форм положительного отношения к взрослому,
сверстнику до начальных проявлений патриотизма,гражданственности.
нравственная направленность
вырисовывается уже достаточно определенно.
К концу дошкольного возраста
личности ребенка
Устойчивость и глубина нравственных качеств у ребенка
характеризуется по данным психологических и
педагогических исследований, следующими основными
показателями: выполняет ребенок известные ему нормы и
правила поведения по собственному побуждению или по
совету, указанию, приказанию взрослого; в чем выражается
поведение, отношение, деятельность ребенка в присутствии
взрослых и без них; как ведет себя ребенок, относится к
окружающему, к деятельности в обычных условиях и
измененных, новых.
Нравственное качество включает в себя три основных
компонента: нравственные чувства, привычки нравственного
поведения и нравственные представления.
Высокая восприимчивость, эмоциональная отзывчивость
маленьких детей, обусловленные высокой пластичностью
нервной системы, способствуют формированию характера,
основы которого закладываются впервые 5 лет жизни.
Впечатления, которые ребенок получает в эти годы,
оказываются наиболее глубокими, многие из них остаются в
чувствах и сознании человека на всю жизнь. Предпосылки
для развития нравственных чувств ребенка возникают очень
рано.
В общении со сверстниками у детей формируются
моральные чувства. Сначала возникает сопереживание
радости, а затем уже сопереживание горю. Дети
дошкольного возраста способны испытывать сильное чувство
привязанности в ответ на заботу и ласку.
Поступок, совершенный ребенком и одобренный
окружающими, вызывает у него удовлетворение, стремление
не нарушать правил поведения.
Опыт поступков,
совершаемых в определенных условиях, закрепляется,
образуются привычки. Нравственно значимые мотивы
поведения способствуют их устойчивости и глубине.Формирование нравственных привычек происходит лишь в
условиях благоприятной эмоциональной атмосферы
воспитательного процесса, которая располагает детей к их
приобретению.
Жизненный опыт ребенка мал, и без помощи взрослого
ему трудно, а порой невозможно самостоятельно разобраться
в сложных жизненных ситуациях.
Нравственный опыт ребенка является обязательным
компонентом нравственной привычки.
Под
Воспитание нравственных привычек должно
осуществляться повседневно, в ходе выполнения режима,
невозможно оторвать его от содержания жизни группы, от
событий, которые наполняют ее жизнь.
воздействием
педагогом
воспитательной работы и в процессе взаимоотношений у
дошкольников складываются нравственные представления.
Это представления о доброте, честности, скромности,
трудолюбии и т.д.
проводимой
В результате оценки поведения детей воспитателем,
подчеркивания положительных поступков рождаются
положительные чувства у детей, формируются нравственные
представления, готовность и в дальнейшем поступать
хорошо. Важно, чтобы неодобрение грубых шалостей и
неэтичных поступков отдельных детей вызывало у них
готовность исправить свое поведение. В формировании
нравственных представлений большое значение имеет
побуждение ребенка к объективной оценке своего
поведения.
Формирование у детей дошкольного возраста
представлений о явлении общественной жизни, о событиях
современной действительности и исторического прошлого
представляет особую сложность.
В детском саду важно дать детям такие впечатления,
которые создадут у него образы, радостное ощущение
жизни, пробудят жажду знаний, любви к Родине, к людям.
Исследования убедительно говорят о том, что при умелом
отборе содержания и эмоциональной подаче его детямданная задача успешно решается. При этом необходимо
опираться на уже сформированные у ребенка в его
повседневной практической деятельности элементарные
нравственные привычки поведения и качества,
составляющие основу коллективных взаимоотношений.
Средства
воспитания
социально-нравственного
дошкольников можно объединить в несколько групп.
Первая группа средств условно объединяются в группу
художественных средств – это художественная литература,
изобразительное искусство, музыка, кино, видеофильмы. Эта
группа средств способствует эмоциональной окраске
познаваемых моральных явлений. На ребенка производят
сильные впечатления работы художников, писателей, если
они изображают мир реалистично и понятно дошкольникам
(А.М. Виноградов, Л.Н. Стрелкова, Г.Н. Пантелеев и др.).
Художественные средства наиболее эффективны при
формировании у детей моральных представлений, и
нравственных чувств.
Вторая группа средств – это природа, которая дает
возможность вызывать у детей гуманные чувства, желания
заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи (С.Н.
Николаева, Л.Г. Нисканен, В.Г. Фокина).
Средством
социально-нравственного воспитания
дошкольников является собственная деятельность детей –
это игра, труд, учения, художественная деятельность,
обсуждение. Все виды деятельности необходимы при
воспитании практики нравственного поведения. Общение как
средство нравственного воспитания лучше всего выполняет
задачи корректировки представлений о морали и воспитании
чувств и отношений (М.И. Лисина, А.Г. Рузская).
Четвертая группа средств связана с окружающей
ребенка обстановкой. Атмосфера может быть пропитана
доброжелательностью,
гуманностью или
жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка
обстановка становится средством воспитания чувств,
представлений, поведения, т.е. она активизирует весь
механизм нравственного
воспитания и влияет на
формирование определенных нравственных качеств.
любовью,Одним из эффективных методов нравственного
воспитания является метод использования всех видов
искусства (музыки, живописи, художественной литературы,
кукольных театров и пр.). Искусство влияет на чувства и
сознание детей. Особенно большое значение имеет
художественная литература.
Идейная направленность
детской книги должна отвечать задачам нравственного
воспитания. Книга призвана в конкретных образах
раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра,
честности, мужества, сострадания; формировать правильное
отношение к людям, к самому себе, к своим правам и
обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др. Лучшие
литературные произведения, созданные для детей, без
лишнего дидактизма формируют у ребенка нравственное
отношение к действительности, несут целую программу
позитивных форм поведения, в которых это отношение
проявляется и выражается.
Так, произведения русского фольклора дают детям
уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной
чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…», сказки
«Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк» и др.),
трудолюбия и доброты («Хаврошечка», «Сестрица Аленушка
и братец Иванушка» и др.), дружбы, теплоты в отношениях,
взаимопомощи («Репка», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» и
др.).
Адресуя произведения детям, писатели дают им систему
нравственных ориентиров в сложном, многообразном мире
(например, произведения «Котенок», «Филиппок» Л. Н.
Толстого, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В.В.
Маяковского, «Мойдодыр» К.И. Чуковского, «Рассказ о
неизвестном герое» С.Я. Маршака, «Игрушки» А. Барто и
другие). Книги А. Гайдара, С. Могилевской, Е.
Благининой, С. Баруздина и еще многих писателей,
рассказывая детям о родной стране, о ее людях,
воспитывают гражданские качества, закладывают основы
патриотизма.