Консультация "Предметно-игровая среда как условие организации игровой деятельности"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 11.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На современном этапе развития современного образования особое значение придается развивающей среде в ДОУ. Среда развития ребенка - это комплекс материально - технических, санитарке - гигиенических, эргономических, эстетических, психолого - педагогических условий обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Эти условия призваны удовлетворять жизненно - важные потребности человека, обеспечивает его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям - познавательным, эстетическим, общекультурным, потребностям в общении с другими людьми.
Иконка файла материала Предметно.doc
Предметно­игровая  среда как условие организации игровой деятельности. На современном этапе развития современного образования   особое  значение придается развивающей среде в ДОУ.  Среда развития ребенка ­ это  комплекс материально ­ технических, санитарке ­ гигиенических,  эргономических, эстетических, психолого ­ педагогических   условий  обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Эти условия призваны удовлетворять жизненно ­ важные потребности  человека, обеспечивает его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме  того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям ­  познавательным, эстетическим, общекультурным, потребностям в общении с  другими людьми. А это значит, что развивающая среда создает благоприятные условия  для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок  усваивает свойства и признаки предметов ( цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между  людьми; узнает о человеке, животном т растительном мире, временах года и  т.д.; овладевает миром звуков; приобщается к музыкальной культуре;  развивается физически, познает особенности устройства собственного  организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты  собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды  его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой  для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы  самообразования маленького ребенка, При этом развиваются  любознательность и творческое воображение, умственные и художественные  способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности.А значит, создаваемая педагогом развивающая среда должна  соответствовать определенным требованиям, которые являются составной  частью государственного образовательного стандарта дошкольного  образования. С 1996 года таким документом является Временные ( примерные)  требования к деятельности ДОУ, утвержденные приказом Министерства  образования РФ., где один из разделов посвящен среде развития ребенка. Для конкретных ориентиров в организации предметно ­развивающей  среды, Петровским В.А., Стрелковой Л.П., Клариной Л.М., и др. была  разработана Концепция, в которой определены принципы личностно ­  ориентированной модели построения развивающей среды в ДОУ. Первый принцип ­это принцип дистанции, позиции при взаимодействии.  Заключается он в том, что личностно ­ориентированная позиция педагога ­  партнерская. Ее можно обозначить как « рядом», « вместе». При этом  развивающая среда создает условия для соответствующей физической  позиции ­ общения с ребенком на основе пространственного принципа « глаза  в глаза». Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота  которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач. Это  предполагает стремление воспитателя приблизиться, « спуститься» к позиции  ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может « подняться » до позиции воспитателя. Второй принцип — принцип активности, предусматривает возможность  формирования активности у детей и проявление активности взрослых. Они  становятся творцами своего предметного окружения. Это может быть  крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие  геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко  переставляются в процессе преобразования пространства.Одна из стен может стать « рисовальной стеной творчества». На ней  дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая  индивидуальные и коллективные картины. Для самых маленьких детей подойдут живописные коврики со  съемными  элементами  изображений,  которые с  помощью  кнопок,   «липучек», петель с пуговицами могут преобразовываться. Такие действия  ребенка позволяют не только преобразовывать окружающую среду, но и  способствуют развитию мелкой моторики рук и т. д. Третий принцип ­ принцип стабильности ­ динамичности развивающей  среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в  соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом  разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут  передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это  возможность изменения цветовой и звуковой среды; это вариативное  использование предметов, это и полифункциональное использования  помещений. Четвертый принцип ­ принцип комплексирования и гибкого  зонирования тесно связан с принципом стабильности ­ динамичности.  Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно  давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это  позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями  заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг  другу. В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми  могут пользоваться дети : физкультурные, музыкальные, театральные,  лаборатории, « кабинеты», творческие мастерские, конструкторские,  прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный  настрой, то есть становиться « таинственным», « страшным», « магическим»,« волшебным», « фантастическим» и т.д. Важную роль здесь играет  устройство как здания, так и участка. Пятый принцип ­ принцип эмоциональности среды, индивидуальной  комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Он  включает в себя возможность осуществлять разнообразные виды  деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая  обстановка должна иметь свойства при необходимости « гасить» активность,  давать возможность отдохнуть. Помимо уже обозначенных зон активности  уместно вспомнить и о зонах для релаксации. Это « уголки уединения», и  уютная комната с мелкой мебелью и другими элементами, способствующими  отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была « гостиная для взрослых»,  куда имеют доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в  своей нелегкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий  эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их  эмоциональное благополучие. Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное  пространство. Проект среды учитывает создание условий для формирования  и развития полноценного образа « Я ». Этому способствует наличие  разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный  комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в которых  отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его  достижения в рисовании, лепке и т.п. Шестой принцип ­ принцип сочетания привычных и неординарных  элементов в эстетической организации среды основывается на том, что  постижение детьми эстетического начинается с « элементарных кирпичиков»,  своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий и т.д. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «  классические» произведения живописи, а простые, но талантливые этюды,эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку  представление об основах графического языка и о различных культурах ­  восточной, европейской, африканской. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же  содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом,  абстрактном, комическом и т.п. Тогда дети смогут обратить внимание не  только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано,  осваивая начала специфики разных жанров. Седьмой принцип ­ принцип открытости ­ закрытости. Он представлен в нескольких аспектах. Открытость Природе ­ такое построение среды, которое способствует  единству Человек и Природа. Это организация « зеленых комнат». Это  проживание вместе с детьми домашних животных ­ кошек, собак, за которыми дети ухаживают. Открытость Культуре ­ присутствие элементов настоящей « взрослой»  живописи, литературы, музыки. Открытость Обществу ­ обстановка детского сада соответствует сути  понятия « Мой дом», в котором особыми правилами наделены родители.  Открытость своего « Я », собственного мира ребенка. Восьмой принцип ­ принцип учета половых и возрастных различий  детей. Он предполагает построения среды с учетом половых различий,  предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои  склонности в соответствии с принятым в обществе эталонами  мужественности и женственности. Кроме того, следует учитывать возрастные  особенности детей при реализации каждого из принципов. Далее авторы Концепции отметили, что способствующей игре средой  является та, которая дает широкую возможность двигаться, по возможности  не ограничивает ребенка в пространстве и предоставляет всевозможные  предметы для использования в игре, а также организация пространствадолжна предоставлять возможность для многовариативных игр. Такое  пространство будем называть предметно ­ игровой средой. Немного раньше Е.И.Тихеева отмечала, что формы игры и ее  содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в  которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и  помогающего ребенку ориентироваться в ней. Об игровой среде, как об одном из компонентов комплексного метода  руководства игрой дошкольника, в конце 80­х годов прошлого столетия  говорила Е.В.Зворыгина. Она указывала на своевременное изменение игровой  среды, подбор игрушек и игрового материала с учетом практического и  игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и  подбирать их с разной степенью обобщенности образа. Например, поскольку дети принимают на себя различные роли, игровые  уголки уместно дополнить элементами одежды людей, с трудом которых  знакомы. Предметы одежды меняют и характер поведения детей.  Объединяться в игре помогают специальные подобранные крупные игрушки.  Постепенно, за счет внесения соответствующих игрушек, воспитатель  добивается включения в игру большого количества участников. А правильный подбор игрового материала подводит ребенка к инициативному и  самостоятельному определению целей и решению игровых задач. Дошкольники должны иметь возможность по ходу игры подбирать,  менять   игрушку   или   предмет,     ее   замещающий,     конструировать  обстановку для игры с помощью различного материала в соответствии с  выбранной темой, сюжетом игры, самостоятельно использовать собственные  поделки, сооружать нужные для игры постройки, применять в играх  природный материал. Это означает, что предметно ­игровая среда не должна  сковывать инициативу детей при постановке и решении ими игровых задач,  которые возникают по ходу реализации игрового замысла. А значит, в  групповых помещениях и на участке детского сада необходимо иметьдостаточное количество разнообразного игрового материала. Например, это  могут быть: •    многофункциональные   предметы(  разные  по  форме,   размеру,  материалу); •    игрушки, игровая атрибутика, •    полуфабрикаты для изготовления самоделок и игровых атрибутов.  Важным компонентом предметно ­ игровой среды является игрушка. О  педагогическом значении игрушки говорили Крупская Н.К., Макаренко А.С.,  Горький A.M., Флерина Е.А., Усова А.П. и др., отмечая при этом, что    детская   игрушка  ­   это   не   только   продукт   производства   или  произведение  искусства,  а  в  первую  очередь  необходимое  ребенку  средство познания окружающего мира. Д.В.Менджерицкая подчеркивала, что « игрушка должна быть такой,  чтобы с ней можно было активно действовать; должна быть привлекательной,  но простой; должна быть безопасна, отвечать требованиям гигиены, (должна  быть из такого материала, чтобы ее можно было мыть, дезинфицировать)».  Она указывала и на то, что каждая игрушка должна иметь определенное место и время от времени набор игрушек следует пополнять новыми. Важными она  считала игрушки, способствующие развитию движений. Так же, « К игрушке нужно подойти и с точки зрения того, насколько  эта игрушка помогает изучать окружающее, насколько она помогает  активности и самостоятельности ребят»­ отмечала Н.К. Крупская. Говоря о современной игрушке, следует заметить, что многие игрушки  дают возможность с ее помощью развивать отдельные стороны личности  ребенка, приобщать его к некоторым веяниям времени. Достаточно появилось игрушек, которые были бы направлены на развитие познавательного интереса  к окружающему ребенка социальному миру, расширение элементарных  научных знаний о человеке и природе. Но нужно отметить, что преобладают  игрушки, способствующие развитию индивидуалистического поведения удетей. Очень редко встречаются игрушки, требующие от детей совместных  способов действия, которые бы способствовали формированию у детей  навыков общения друг с другом, со взрослыми, навыков действия в  коллективе сверстников. Игровой материал, который позволить обеспечить  игровую деятельность ребенка, может быть предоставлен в предметно­ игровой среде следующим содержанием: это дидактические игрушки,  настольно ­ печатные игры, мелкий и крупный строительные материалы,  мягкие игрушки, игровые атрибуты, атрибуты для театров, элементы  костюмов и т. д. Стремление ребенка к самостоятельности в игре проявляется частью в  том, что он не довольствуется готовыми игрушками, а пытается изготовить их сам. Для такого игрового творчества ребятам необходим бросовый материал  или полуфабрикаты: дощечки, фанера, картон, материал, веревка, колесики и  т.д. Итак, создавая предметно­игровую среду в группе детского сада или на  участке, нужно помнить, что она должна быть уникальна: не содержать    ничего  лишнего,      органично   сочетаться   с   интерьером, отмечаться  универсальностью, чтобы дети и сами, и с воспитателем могли строить,  менять и пополнять ее в соответствии с видами игры, содержанием и  перспективами развития. По мнению Р.Б.Стеркиной, В.И.Логиновой, Л.А.Венгер, которые  занимались проблемой организации развивающей среды в ДОУ, каждый  компонент предметного мира, будь то игрушка, мебель, спортивное  оборудование, предметы интерьера и т.д., должен отвечать канонам хорошего  вкуса; создавать ауру спокойствия и защищенности: удовлетворять  потребностям актуального , ближайшего и перспективного развития ребенка.  Обстановка должна отвечать основным положениям эргономики, быть уютной для детей и взрослых, работающим с ним. Нужно создавать сложное и  безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что­то для себя открыть, применять свою фантазию, становиться героем  придуманных им сюжетов. В соответствии с требованиями к организации предметно ­развивающей  среде , в каждой возрастной группе должны быть созданы условия для  самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах  деятельности ( игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и  др.), для содержания разных материалов для развивающих игр и занятий, а так же для предоставления права выбора деятельности и реализации  индивидуальных интересов и возможностей. Расположение предметов  развивающей среды должно быть рационально логичным и удобным для детей  (например, библиотечку, литературный центр или тихие настольно ­ печатные  игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где уже есть небольшой  столик, пара детских кресел, диванчик, сосредоточены в приятной  композиции живые растения, а сама обстановка располагает к  интеллектуальному отдыху).   Среда должна отвечать возрастным  особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки  (например, для детей третьего года жизни это будет освобожденное,  достаточно большое пространство, где они смогут удовлетворить свою  потребность в активном движении ­ катании, лазании, играх с крупными  двигателями; в группе четвертого года жизни это будет широко развернутый  центр сюжетно ­ ролевых игр, причем с ярко выраженными функциональными  особенностями орудийных атрибутов, у которых что ­ то будет  переключаться, нажиматься, крутиться, и с большим количеством атрибутов,  обозначающих внешний знак роли ­ шлемами, коронами, сумками, веерами и  пр., так как дети этого возраста стремятся быть похожими на взрослых,  приблизиться к их возможностям и быть такими же « большими и важными»;  у детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре  со сверстниками, особенность уединяться, создавать свой мир игры в  укромных уголках, поэтому дети пятого года жизни будут с большимудовольствием использовать созданные уютные домики, красивые дворцы,  военные крепости и др. сооружения, наполненные разным содержанием и  рассчитанные на игру 2­3 детей); должна включать не только стационарную,  но и мобильную мебель: полуфункциональное игровое оборудование («  открытые» ширмы, игровые скамейки со множеством отверстий); « запасник  ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящичках будут сосредоточены  разнообразные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани,  платки, « бабушкины» платья, сумки, элементы разных костюмов и прочие  детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного  возраста. Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а  воспитателям ­ возможность создания для детей сюрпризной игровой  обстановки (сказочного города шутов, мастеров, цирка и пр.). Расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной  среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам  функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в  пространстве; отвечать санитарно — гигиеническим нормативным  требованиям( мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту  ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности,  литературном и пр.); физиологии ребенка ­ это значит, что игровые поля,  центры, зоны важно организовать так, чтобы самим расположением  предметно­развивающей среды определялось положение тела ребенка и он  мог располагаться в ней, сидя на стульях, кубах, на полу, стоя у мольберта,  наборного полотна, мишени и т.д., на коленях у подиума с разнообразными  конструкторами, материалами, макетами. Оформление предметно ­ развивающей среды должно отвечать  требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному  действию в ней.Во всех возрастных группах должно  быть уютное место для отдыха,  которое лучше оформить в спальном помещении, это могут быть подиумы с  мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани или  других материалов, в которых будут размещены цветы, диваны, аквариумы,  будут предложены детям разные успокаивающие игрушки типа « снегопад в  шарике», « плавающие рыбки», картина с « изменяющимся пейзажем». А начиная с трех лет у ребенка в группе должно быть «  неприкосновенное» место, где бы он мог хранить свое личное имущество:   «драгоценные»   украшения,   зеркальце,   открытки,    «замысловатые»  механизмы, болтики, значки, подарки от воспитателей, друзей, принесенные  из дома игрушки и т.д. Следовательно, среда развития — важный компонент дошкольного  образования. И от того, как будет устроена предметное пространство, из  каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий  потенциал и как они расположены, будет зависеть и развитие ребенка в  самостоятельной деятельности. Таким образом, основной формой организации жизни и деятельности  детей в ДОУ является игра. Она требует от ребенка таких качеств как  инициативность общительность, способность координировать свои действия с  действиями сверстников и т.д.. Важность игры для всестороннего развития  требует систематического, умелого влияния на нее. А значит, ведущая роль  принадлежит воспитателю, который должен умело организовать игровую  деятельность в группе детей: ­создать необходимые условия для возникновения и развития игры; ­тактично и вдумчиво руководить ею; ­своевременно обогащать содержание предметно ­ игровой среды с учетом  государственных требований к ее организации и содержанию, поддерживать  интерес ребенка к предметной среде, опираясь на индивидуальныевозможности детей, ориентируясь на зону ближайшего развития, предполагая  неисчерпаемую информативность.