Если рассмотреть наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигматизма — межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма — боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин в их возникновении:
■ нарушения в строении артикуляционного аппарата (уве¬личенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса и др.);
■ недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедлен¬ны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утом¬ляются при однообразных движениях и т.д.);
Консультация «Профилактика нарушений звукопроизношения у
детей младшего дошкольного возраста»
Если рассмотреть наиболее часто встречаемые дефекты произношения
звуков у детей, различные виды сигматизма — межзубный, боковой, губно
зубной; варианты ротацизма — боковой, одноударный, можно выявить ряд
общих причин в их возникновении:
■нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык;
укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса и др.);
■недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка
недостаточно развиты, их движения замедленны и однотипны, плохо
дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и
т.д.);
■недоразвитие речевого дыхания.
Почему у детей возникают данные нарушения? И возможно ли
предупредить их возникновение в условиях дошкольного учреждения? Ведь,
как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить.
Поговорим о наиболее целесообразных направлениях в профилактике
нарушений звукопроизношения для детей младшего дошкольного возраста.
Организация полноценной речевой среды
Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих
людей (в основном, взрослых — родителей, членов семьи, педагогов
дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а
затем всё более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на
этот процесс.
Влияние прежде всего выражается в создании
соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная,
чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы;
посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и
акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи
разнообразных дидактических игр и пособий; ведут просветительную работу с
родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся
приноровиться к языку ребёнка и сознательно искажают слова — сюсюкают;
другие недостаточно обращают внимание на общение с ребёнком и заменяют
его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере
способствует формированию правильного
и т.д.,
что также не
звукопроизношения.
Поэтому рекомендации родителям могут быть такого рода:
■ обращаясь к ребёнку, следует не торопясь, достаточно громко и
отчётливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова
интонацией, чётко выделять ударный слог;
■ каждое новое слово должно быть понятным ребёнку, т.е. произнося
его, одновременно надо обратить внимание ребёнка на соответствующий
предмет, явление или действие;
■ неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два
три раза. Правильное добровольное повторение слова ребёнком следует
поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения,
которое ему ещё не по силам, вместо желания говорить может вызвать у
него отвращение к речи.
Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звуко
произношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство
движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший
этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа
по подготовке артикуляционного аппарата.