Консультация «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста»

  • Работа с родителями
  • doc
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Если рассмотреть наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигматизма — межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма — боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин в их возникновении: ■ нарушения в строении артикуляционного аппарата (уве¬личенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса и др.); ■ недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедлен¬ны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утом¬ляются при однообразных движениях и т.д.);
Иконка файла материала Профилактика нарушений.doc
Консультация   «Профилактика   нарушений   звукопроизношения   у детей младшего дошкольного возраста» Если   рассмотреть   наиболее   часто   встречаемые   дефекты  произношения звуков у детей, различные виды сигматизма — межзубный, боковой, губно­ зубной; варианты  ротацизма — боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин в их возникновении: ■нарушения   в   строении   артикуляционного   аппарата   (увеличенный   язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса и др.); ■недоразвитие   артикуляционной   моторики   (мышцы   губ   и   языка недостаточно   развиты,   их   движения   замедленны   и   однотипны,   плохо дифференцируются,   быстро   утомляются   при   однообразных   движениях   и т.д.); ■недоразвитие речевого дыхания. Почему   у   детей   возникают   данные   нарушения?   И   возможно   ли предупредить их возникновение в условиях дошкольного учреждения? Ведь, как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Поговорим   о   наиболее   целесообразных   направлениях  в   профилактике нарушений звукопроизношения для детей младшего дошкольного возраста. Организация полноценной речевой среды      Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей   (в   основном,   взрослых   —   родителей,   членов   семьи,   педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем  всё более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот   процесс.   Влияние   прежде   всего   выражается   в   создании соответствующей   возрасту   детей   активной   речевой   среды:   правильная, чистая   речь   взрослых;   чтение   произведений   художественной   литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.В   условиях   дошкольного   учреждения   педагоги   умело   привлекают   и акцентируют   внимание   детей   на   образцах   правильной   речи  при   помощи разнообразных дидактических игр и пособий; ведут просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребёнка и сознательно искажают слова — сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребёнком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере  способствует   формированию   правильного и   т.д.,   что   также   не звукопроизношения. Поэтому рекомендации родителям могут быть такого рода: ■ обращаясь   к   ребёнку,   следует  не   торопясь,   достаточно   громко   и отчётливо   произносить  каждый звук с соответствующей смыслу  слова интонацией, чётко выделять ударный слог; ■ каждое новое слово должно быть понятным ребёнку, т.е. произнося его, одновременно  надо обратить внимание ребёнка на соответствующий предмет, явление или действие; ■ неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два­ три   раза.  Правильное   добровольное   повторение  слова   ребёнком   следует поощрять.   Излишне   настойчивое  требование   верного   произношения, которое ему ещё не по силам, вместо желания говорить  может вызвать у него отвращение к речи. Как   уже   отмечалось,   основной   причиной   несовершенства   звуко­ произношения   у   детей   дошкольного   возраста   становится   несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата.