Сенсорное развитие ребёнка является важным фактом становления не только познавательной сферы, он и его личности. Дифференцированность, полнота, тонкость ощущений и восприятий создает информационную основу психики, является условием глубины и тонкости переживаний и помогает лучше чувствовать и воспринимать других людей.
Известна чувствительность ребенка на новое, неожиданное, способность замечать и зрительно запечатлевать детали, образы, имеющие эмоциональную значимость.
Младший дошкольный возраст считается сензитивным для речевого развития. Языками общения могут быть язык музыки, язык изобразительного искусства, язык запахов и т.д. Развитие различных языков, опирающееся не только на слуховые ощущения и восприятия, но и на зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные, требует высокой отзывчивости, ответчивости ребенка к соответствующим воздействиям.
Сенсорное развитие ребёнка
Сенсорное развитие ребёнка является важным фактом становления не
только познавательной сферы, он и его личности. Дифференцированность,
полнота, тонкость ощущений и восприятий создает информационную основу
психики, является условием глубины и тонкости переживаний и помогает
лучше чувствовать и воспринимать других людей.
Известна чувствительность ребенка на новое, неожиданное, способность
замечать и зрительно запечатлевать детали, образы, имеющие эмоциональную
значимость.
Младший дошкольный возраст считается сензитивным для речевого
развития. Языками общения могут быть язык музыки, язык изобразительного
искусства, язык запахов и т.д. Развитие различных языков, опирающееся не
только на слуховые ощущения и восприятия, но и на зрительные,
обонятельные, вкусовые, осязательные, требует высокой отзывчивости,
ответчивости ребенка к соответствующим воздействиям.
Ребенок склонен делать то, что имеет для него смысл, это остается в его
памяти, в его опыте. Ребенок ответчив, но не вынуждаем, не задан извне или
изнутри. Соответственно, развитие ребенка протекает тогда, когда
взаимодействие с миром переживается ребенком как событие, при этом
происходит взаимное развертывание и взаимопроникновение личного мира
ребенка и мира социума и культуры друг в друга. В процессе освоения и
обыгрывания сказки ребенок понимает мир, «преломляет» события и явления
сквозь призму сказочных образов и смыслов, структурирует, оформляет свою
картину мира. Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные
представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О.
Декроли, Е. И. Тихеева и другие. О. Декроли считал, что сущность
педагогического процесса состоит в удовлетворении интересов ипотребностей ребёнка. Поэтому сенсорное воспитание детей строится в
соответствии с детскими потребностями, интересами.
Для того чтобы ребенок начал усваивать эталоны и способы
обследования, он должен быть к этому подготовлен. Умение рассматривать,
воспринимать предметы и явления формируется успешно, если дети
понимают, зачем это нужно, понимают смысл своих действий, а затем
используют свои представления в практической деятельности.
Известно, что в дошкольном возрасте одним из значимых видов
деятельности становится восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный
возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный
жанр. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время
загадочна. "В некотором царстве, в некотором государстве..." или "В те
далекие времена, когда животные умели разговаривать...", и ребенок уже
покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых
сказкой. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить
логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какимито логическими
рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его
напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается,
незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.
Исследования Н.Я. Большуновой показывают, что сенсорные эталоны
формы, величины формируются у детей значительно эффективнее и быстрее,
когда обучение организовано средствами сказки.
Но в современной педагогике использование сказки как средство
сенсорного развития детей дошкольного возраста остаётся менее всего
разработанными и изученными, что предопределяет актуальность темы
работы нашего коллектива «Сказка как средство сенсорного развития детей
дошкольного возраста».
Цель работы: использование возможностей сказки в сенсорном развития
детей дошкольного возраста.Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1.
Проанализировать основные подходы к проблеме
сенсорного развития в психологопедагогических исследованиях.
2.
Выявить особенности сенсорного развития у детей
дошкольного возраста в разные возрастные периоды.
3.
Определить возможности сказки как средства сенсорного
развития.
4.
Рассмотреть пути организации сказки как средства
сенсорного развития детей дошкольного возраста.