Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.
Но иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. С такими детьми требуется индивидуальная работа по ее развитию, потому что от своевременного формирования речи зависят нормальное речевое общение со сверстниками, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.
Для того чтобы понять, имеются ли у вашего ребенка проблемы в усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы ее становления.
ШАГ ЗА ШАГОМ
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за
шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова
между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать
свои мысли.
Но иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают
трудности в овладении речью. С такими детьми требуется индивидуальная
работа по ее развитию, потому что от своевременного формирования речи
зависят нормальное речевое общение со сверстниками, успешное овладение
грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.
Для того чтобы понять, имеются ли у вашего ребенка проблемы в
усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы ее
становления.
Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом по
овладению речью. До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. Вместо
этого ребенок использует так называемое словопредложение («би би»,
«нямням»). Со второй половины второго года ребенок все чаще говорит
предложения, состоящие уже из 34 слов.
К концу второго года речь малыша становится основным средством
общения, хотя еще и далека от совершенства. Словарь небольшой – от 100 до
300 слов, которые в предложении еще грамматически не связаны между
собой.
В норме к концу третьего года жизни ребенок должен уметь:
произносить большинство звуков родного языка, кроме шипящих, [Р] и
[Л] ;
различать и называть игрушки, мебель, посуду, продукты, некоторые
их свойства;
группировать предметы по форме, цвету, величине;
узнавать и различать по внешнему виду, вкусу некоторые овощи и
фрукты, различать и называть животных, части их тела.
Также в этом возрасте ребенок умеет согласовывать существительные и
местоимения с глаголами, составляет фразы из трех четырех слов. Кроме
того, к 4 годам ребенок уже умеет сопоставлять увиденное им на прогулке с
коротким (два – четыре предложения) речевым описанием показанной ему
картинки.
Все вышеперечисленное поможет вам сориентироваться в
том, насколько развита речь вашего ребенка.Возможно, комуто из родителей все, о чем говорилось
выше, покажется слишком простым – ваш малыш уже знает и
умеет значительно больше. А когото, быть может, огорчит –
ваш ребенок пока отстает.