Театрализованная деятельность способствует развитию:
— психофизических способно¬стей (мимики, пантомимики);
— психических процессов (восприятия, воображения, мыш¬ления, внимания, памяти и др.);
— речи (монолог, диалог);
— творческих способностей (умения перевоплощаться, имп¬ровизировать, брать на себя роль).
Театрализованная деятель¬ность помогает формированию следующих умений и навыков де¬тей:
— разыгрывание стихов, ска¬зок, рассказов, мини-сценок;
— владение куклой, игруш¬кой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчико¬вым и др.);
Содержание театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность способствует развитию:
— психофизических способностей (мимики, пантомимики);
— психических процессов (восприятия,
воображения,
мышления,
внимания, памяти и др.);
— речи (монолог, диалог);
— творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать,
брать на себя роль).
Театрализованная деятельность помогает формированию следующих
умений и навыков детей:
— разыгрывание стихов, сказок, рассказов, минисценок;
— владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (биба
бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);
— амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре,
театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);
— изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов
костюмов.
Принципы театрализованной деятельности
Принципы коррекционной работы с детьми старшего дошкольного
возраста с нарушением зрения, основанной на театрализованной деятельности,
построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной
психологии о том, что личность — это целостная психологическая структура,
которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им
общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В.
Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).
Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы:
1.
Принцип стимуляции познавательной,
исследовательской
деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора,незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней
цели.
2.
Принцип творческой, гуманной направленности педагогического
процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
1.
Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать,
самостоятельно выбирать мотивы и способы
создавать, комбинировать,
действия.
2.
Принцип интегративности, характеризующийся связью:
— театрализованной с другими видами деятельности (речевой,
художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств
(драматическим, изобразительным);
— детского и взрослого искусств;
— театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и
ребенка;
— ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;
— специально организованной и самостоятельной деятельности.
5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и
планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем
использование их для решения творческих задач по этапам:
— ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности,
где доминирует обучение, внесение элементов творчества;
— побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение PI творчество
имеют равноправное значение; самостоятельный поиск решения творческих
задач.
Психологические
механизмы воздействия театрализованной
деятельности.
Отметим два механизма психологической коррекции с помощью
театрализованной деятельности:
— искусство позволяет в своеобразной символической формепереконструировать негативную ситуацию,
способности ребенка;
используя креативные
— под воздействием искусства появляется эстетическая реакция,
изменяющая действие аффекта, т.е. негативные чувства превращаются в свою
противоположность, положительную эмоцию (Л.С. Выготский).
Очень важен в арттерапии креативный принцип, т.е. максимальная
ориентация детей на творчество, развитие психофизических ощущений,
раскрепощение личности. Также учитывается психологическая комфорт
ность, которая предполагает:
— снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;
— раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и
творческой активности;
— развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по
принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей
неизменной любовью);
— преобладание внутренних,
личностных мотивов над внешними,
ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
— включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения
вперед.