Эмоциональное благополучие ребенка зависит от микроклимата, сложившегося в социальной среде, в которой он растет. В частности, речь идет об периоде адаптации ребенка к детскому саду. О методах и приемах, которые помогут наладить в группе благоприятный, положительный эмоциональный климат. Использование игр, сближающих детей друг с другом и воспитателем, народного фольклора.
ООО «УМНИКИ И УМНИЦЫ – 2»
Республика Башкортостан, г. УФА
«СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
КЛИМАТА В ГРУППЕ»
Воспитатель: Ныркова Светлана ВладимировнаОдной из главных задач в условиях общественного и семейного воспитания является
психофизическое благополучие ребенка, в том числе защита и укрепление его здоровья.
Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, это состояние
полного физического (соматического), душевного (психологического) и социального
благополучия. Здоровье на 50% определяется образом жизни.
Основу здорового образа жизни составляют:
рациональное питание;
оптимальный двигательный режим;
закаливание;
личная гигиена;
отсутствие вредных привычек;
положительные эмоции;
Все это говорит о том, что душевное (эмоциональное) и духовное (познавательное)
благополучие маленького ребенка является таким же неотъемлемым показателем его
здоровья, как и физическое благополучие.
Эмоциональное (душевное) благополучие ребенка зависит от микроклимата,
сложившегося в социальной среде, в которой он растет. Эта среда должна формировать у
малыша чувство защищенности, внутренней свободы и доверия к окружающему миру. Это
чувство способен дать ребенку только взрослый – любовью, заботой, вниманием, участием
в его жизни.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений
профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном»
психической жизни ребенка.
Эмоции – выполняют регулирующую и охранную функции; способствуют раскрытию
потенциальных творческих способностей; побуждают к определенным поступкам,
окрашивают поведение в целом; помогают приспособиться к ситуации; сопровождают
общение и все виды деятельности; являются показателем общего состояния ребенка, его
физического и психического самочувствия.
В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального
развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность,
агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с
окружающими.
Но в тоже время, соответствующим образом организованная работа по эмоциональному
развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить
и даже полностью устранить эти проблемы.
Самым сложным и ответственным моментом является поступление ребенка в детский
сад. В его жизни происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают
радостными и желанными. Изменение образа жизни малыша приводит к нарушению его
эмоционального состояния. Это проявляется в напряженности, беспокойстве, сказывается
на сне, аппетите, снижается интерес к окружающему миру, падает уровень речевой
активности. Естественно, что на фоне эмоционального неблагополучия снижается уровень
физического благополучия (дети чаще болеют).
Поэтому, решающим условием нормального эмоционального развития, основой его
благополучия, успехов в познавательном и личностном развитии – являются
доброжелательные, открытые отношения с воспитателем и со сверстниками.
В группе в течение всего дня должен присутствовать положительный эмоциональный
климат. Приходя утром в детский сад, дети чувствуют, что их здесь ждут, им рады.
Воспитатель должен знать индивидуальные особенности каждого ребенка и подобратьснимается психическое напряжение.
Взрослым – игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие, разумное
необходимый особый подход (обратить внимание на внешний вид, если ребенок пришел с
игрушкой обыграть ситуацию, когото заинтересовать поручением, просьбой и т.д.)
Во время адаптационного периода большое внимание уделяется игровой деятельности.
В частности, используются игры, сближающие детей друг с другом и с воспитателем.
«Солнышко и дождик», «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Чей голосок?», «Давайте
поздороваемся», «Подарки» эти игры, строятся на отношениях игрового партнерства при
добровольном участии каждого ребенка, соперничество друг с другом не допустимы,
содержания и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания.
Традиционные народные игры без преувеличения можно назвать «витаминами»
эмоционального благополучия. Под яркой, забавной, привлекательной формой общения
скрываются неограниченные психотерапевтические и психокоррекционные возможности.
Детская игра, как палочкавыручалочка, защищает детскую душу от напора ежедневных
переживаний. Ребенок не просто играет, а рассказывает миру о том, что его радует или
беспокоит. Игра дает возможность вести себя не так как надо, а так как хочется, нарушая
все мыслимые и немыслимые запреты. Таким образом, осуществляется мощная
психоэмоциональная разрядка,
В играх,
сопровождающихся криками, топанием, резкими движениями, ребенок временно
освобождается от переполняющих его эмоций.
послушание, ведь именно игры делают детей открытыми для общения.
Большую помощь в установлении эмоционального контакта взрослого и ребенка
оказывает народный фольклор. Для любого режимного момента можно подобрать потешку,
приговорку, попевку, пословицу, загадку. Народный фольклор погружает ребенка в
светлый, уютный и добрый мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу,
помогает расти доброжелательными.
Использовать народный фольклор можно практически во всех режимных моментах и
жизненных ситуациях. Например, малыш проснулся : «Вот проснулся петушок, встала
курочка …», «На кота потягушки, на дитя порастушки; во время умывания: «Водичка,
водичка …».
Один из самых сложных моментов – дневной сон. Как сделать процесс засыпания и
пробуждения приятным и безболезненным? Как снять у ребенка напряжение и возбуждение
от насыщенного разнообразной деятельностью дня. Можно рассказать сказку, можно
включить спокойную тихую музыку, можно использовать прием «живые картинки»
забавные, знакомые детям по сюжету сказочные персонажи, размещенные на фланелеграфе.
Перед сном или после сна воспитатель начинает рассказывать сказку или читать
стихотворение, соответствующие содержанию «живых картинок», размещая их в нужном
положении. Например, «Спать пора, уснул бычок, лег в коробку на бочок» (ставится
картинка бычка с закрытыми глазами), «Сонный мишка лег в кровать» (мишка лежит в
кроватке, укрытый одеялом), «Слоник тоже хочет спать, хобот опускает слон, видит
сладкий дивный сон» (картинка слоника с закрытыми глазами), «Наши детки тоже спят,
тихо носики сопят. Мягкие подушки согревают ушки. Глазки закрываются, сказки
начинаются.» Просыпаются дети также вместе со сказочными героями. Процесс
укладывания и пробуждения с героями сказок для малышей проходит гораздо спокойней.
Используя различные методы и приемы, необходимо создать благополучную
эмоциональную обстановку в группе. Чтобы дети с удовольствием приходили в детский
сад, с уважением и заботой относились друг к другу, охотно откликались на предложения
воспитателя. А от эмоционального климата в группе зависят и хорошее самочувствие
ребенка, и его успехи в познавательном и личностном развитии.