Консультация "Создание положительного эмоционального климата в группе"

  • Педсоветы
  • docx
  • 20.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эмоциональное благополучие ребенка зависит от микроклимата, сложившегося в социальной среде, в которой он растет. В частности, речь идет об периоде адаптации ребенка к детскому саду. О методах и приемах, которые помогут наладить в группе благоприятный, положительный эмоциональный климат. Использование игр, сближающих детей друг с другом и воспитателем, народного фольклора.
Иконка файла материала Создание положительного эмоционального климата.docx
ООО «УМНИКИ И УМНИЦЫ – 2» Республика Башкортостан, г. УФА «СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ» Воспитатель: Ныркова Светлана ВладимировнаОдной из главных задач в условиях общественного и семейного воспитания является психофизическое благополучие ребенка, в том числе защита и укрепление его здоровья.      Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, это состояние полного   физического   (соматического),   душевного   (психологического)   и   социального благополучия. Здоровье на 50% определяется образом жизни.      Основу здорового образа жизни составляют: ­ рациональное питание; ­ оптимальный двигательный режим; ­ закаливание; ­ личная гигиена; ­ отсутствие вредных привычек; ­ положительные эмоции;          Все это говорит о том, что душевное (эмоциональное) и духовное (познавательное) благополучие     маленького   ребенка   является   таким   же   неотъемлемым   показателем   его здоровья, как и физическое благополучие.           Эмоциональное   (душевное)   благополучие   ребенка   зависит   от   микроклимата, сложившегося в социальной среде, в которой он растет. Эта среда должна формировать у малыша чувство защищенности, внутренней свободы и доверия к окружающему миру. Это чувство способен дать ребенку только взрослый – любовью, заботой, вниманием, участием в его жизни.      Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной   деятельности   педагога.   Эмоции   являются   центральным   звеном» психической жизни ребенка. Эмоции   –   выполняют   регулирующую   и   охранную   функции;   способствуют   раскрытию потенциальных   творческих   способностей;   побуждают   к   определенным   поступкам, окрашивают   поведение   в   целом;   помогают   приспособиться   к   ситуации;   сопровождают общение и все виды деятельности; являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.       В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития,   к   которым   относятся   эмоциональная   неустойчивость,   враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с  окружающими.      Но в тоже время, соответствующим образом организованная работа  по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить эти проблемы.       Самым сложным и ответственным моментом является поступление ребенка в детский сад.   В   его   жизни   происходят   большие   перемены,   которые   далеко   не   всегда   бывают радостными и желанными. Изменение образа жизни малыша приводит к нарушению его эмоционального состояния. Это проявляется в напряженности, беспокойстве, сказывается на   сне,   аппетите,   снижается   интерес   к   окружающему   миру,   падает   уровень   речевой активности. Естественно, что на фоне эмоционального неблагополучия снижается уровень физического благополучия (дети чаще болеют).          Поэтому, решающим условием нормального эмоционального развития, основой его благополучия,   успехов   в   познавательном   и   личностном   развитии   –   являются доброжелательные, открытые отношения с воспитателем и со сверстниками.       В группе в течение всего дня должен присутствовать положительный эмоциональный климат.   Приходя   утром   в   детский   сад,   дети   чувствуют,   что   их   здесь   ждут,   им   рады. Воспитатель   должен   знать   индивидуальные   особенности   каждого   ребенка   и   подобратьснимается   психическое   напряжение.         Взрослым   –   игры   помогают   завоевать   симпатии   детей,   их   доверие,   разумное необходимый особый подход (обратить внимание на внешний вид, если ребенок пришел с игрушкой обыграть ситуацию, кого­то заинтересовать поручением, просьбой и т.д.)      Во время адаптационного периода большое внимание уделяется игровой деятельности. В   частности,   используются   игры,   сближающие   детей   друг   с   другом   и   с   воспитателем. «Солнышко   и   дождик»,   «Раздувайся   пузырь»,   «Карусели»,   «Чей   голосок?»,   «Давайте поздороваемся», «Подарки» ­ эти игры, строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном   участии   каждого   ребенка,   соперничество   друг   с   другом   не   допустимы, содержания и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания.           Традиционные   народные   игры   без   преувеличения   можно   назвать   «витаминами» эмоционального благополучия. Под яркой, забавной, привлекательной формой общения скрываются неограниченные психотерапевтические и психокоррекционные возможности.      Детская игра, как палочка­выручалочка, защищает детскую душу от напора ежедневных переживаний. Ребенок не просто играет, а рассказывает миру о том, что его радует или беспокоит. Игра дает возможность вести себя не так как надо, а так как хочется, нарушая все   мыслимые   и   немыслимые   запреты.   Таким   образом,   осуществляется   мощная психоэмоциональная   разрядка,   В   играх, сопровождающихся   криками,   топанием,   резкими   движениями,   ребенок   временно освобождается от переполняющих его эмоций.   послушание, ведь именно игры делают детей открытыми для общения.           Большую   помощь   в   установлении   эмоционального   контакта   взрослого   и   ребенка оказывает народный фольклор. Для любого режимного момента можно подобрать потешку, приговорку,   попевку,   пословицу,   загадку.   Народный   фольклор   погружает   ребенка   в светлый, уютный и добрый мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу, помогает расти доброжелательными.       Использовать народный фольклор можно практически во всех режимных моментах и жизненных   ситуациях.   Например,   малыш   проснулся   :   «Вот   проснулся   петушок,   встала курочка …», «На кота потягушки, на дитя порастушки; во время умывания: «Водичка, водичка …».          Один из самых сложных моментов – дневной сон. Как сделать процесс засыпания и пробуждения приятным и безболезненным? Как снять у ребенка напряжение и возбуждение от   насыщенного   разнообразной   деятельностью   дня.   Можно   рассказать   сказку,   можно включить   спокойную   тихую   музыку,   можно   использовать   прием   «живые   картинки»   ­ забавные, знакомые детям по сюжету сказочные персонажи, размещенные на фланелеграфе. Перед   сном   или   после   сна   воспитатель   начинает   рассказывать   сказку   или   читать стихотворение, соответствующие содержанию «живых картинок», размещая их в нужном положении.   Например,   «Спать   пора,   уснул   бычок,   лег   в   коробку   на   бочок»   (ставится картинка бычка с закрытыми глазами), «Сонный мишка лег в кровать» (мишка лежит в кроватке,   укрытый   одеялом),   «Слоник   тоже   хочет   спать,   хобот   опускает   слон,   видит сладкий дивный сон» (картинка слоника с закрытыми глазами), «Наши детки тоже спят, тихо   носики   сопят.   Мягкие   подушки   согревают   ушки.   Глазки   закрываются,   сказки начинаются.»   Просыпаются   дети   также   вместе   со   сказочными   героями.   Процесс укладывания и пробуждения с героями сказок для малышей проходит гораздо спокойней.           Используя   различные   методы   и   приемы,   необходимо   создать   благополучную эмоциональную обстановку в группе. Чтобы дети с удовольствием приходили в детский сад, с уважением и заботой относились друг к другу, охотно откликались на предложения воспитателя.   А   от   эмоционального   климата   в   группе   зависят   и   хорошее   самочувствие ребенка, и его успехи в познавательном и личностном развитии.