Консультация "Театрализованные игры в помощь педагогам"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мы много говорим, о том, что игра — это ведущая деятельность ребенка, но часто забываем это. Мы собрали много театральных кукол, персонажей, игрушек, которые помогают в работе. Они помогают решать сложные педагогические задачи. Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи — это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь. И поэтому задача взрослых — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.
Иконка файла материала консультация Театрализованные игры в помощь педагогам.doc
Театрализованные игры в помощь педагогам                                                 Мы   много   говорим,   о   том,   что  игра   —   это   ведущая   деятельность ребенка,   но   часто   забываем   это.   Мы   собрали   много   театральных   кукол, персонажей,   игрушек,   которые   помогают   в   работе.   Они   помогают   решать сложные   педагогические   задачи.  Ребенок  должен  играть  и  тогда,  когда   он преодолевает   трудности,  а  исправление   недостатков  речи — это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь. И поэтому задача взрослых — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.  На первом занятии используется обезьянка Дуся. Это мягкая игрушка около метра высотой, к голове которой пришита тесьма, она надевается  на шею, так чтобы голова игрушки, находилась у взрослого на уровне груди. В голову куклы вшит язык, так чтобы туда помещалась рука. Этим языком мож­ но управлять, разговаривая с детьми, задавая вопросы, а можно проводить артикуляционную   гимнастику,   показывая   детям  несложные   упражнения. Вместо ладошек у Дуси к лапам пришиты перчатки.  Надев их на руки, логопед знакомится детьми.  Логопед. Как тебя зовут?                                                                                Ребенок отвечает.                                                                                                                 А я Дуся. А это Татьяна Борисовна (кукла лапой показывает на взрослого), она воспитатель и т.д.                                                                                       На   следующие   занятия   обезьяна   приходит   к   детям   провести пальчиковую гимнастику или физкультминутку, и тогда не взрослый, а Дуся показывает   упражнения.   Когда   дети   хорошо   освоят   упражнения,   логопед предлагает им самим управлять куклой.                                                                   Таким   способом   решаются   еще  и   сложные   задачи   коррекции поведенческих и коммуникативных нарушений. Даже самый неуверенный всебе или застенчивый малыш с удовольствием выступает перед сверстниками. Если обезьяна уже перестает вызывать бурный интерес у детей, ее прячут на 2 —3 мес, и после перерыва она опять воспринимается с радостью, как старый добрый друг, надолго уезжавший в командировку. После разлуки Дуся приходит к детям с подарками, которые достает из карманов на фартуке, завязанном на её талии: ­ загадки или вопросы (на диагностическом занятии) по изученным темам; ­ отгадки (Дуся загадывает загадку, а отгадку достает из кармана и дарит тому, кто правильно ответил); ­ картинки (дается задание придумать по ним предложения); ­ фишки для словесных игр; ­ «пятерки» (раздаются в  конце занятия всем детям, но тот,  у кого больше фишек, получает большую «пятерку», а у кого меньше — маленькую; Дуся успокаивает ребенка, гладит его по голове рукой в перчатке: На следующем занятии и твоя пятерка подрастет, старайся).  Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, автор изготовил дидактическую куклу Кузя, которая используется при   коррекции   артикуляционных   расстройств.   Это   мягкая   игрушка   — головоног, у нее огромная голова, рот с зубами, подвижный язык, как у Дуси, и тоненькие, едва заметные ручки и ножки. С ее помощью можно модифи­ цировать прием показа положения языка с помощью кисти руки.  Эта игрушка очень эффективна при работе со слабослышащими детьми. Объяснить   им   с   помощью   Кузи,   как   произносится   звук  [к]   или   [х]   не составляет   труда.  Манипулируя   языком   Кузи,   можно   демонстрировать артикуляционные движения, уклады, изменения тонуса мышц. При этом дети могут ощупать язык игрушки, подключая к работе тактильный анализатор. Работая   с   Кузей,   можно   заметить   еще   одну   закономерность:   если   у ребенка   не   получается   какое­то   упражнение   выполнить   языком,   оно   не получается и рукой. И если вначале научить его делать это упражнение рукой,вставленной   в  рот   игрушки,  то   выполнять   его   языком   ребенку  становится легче.  При   воспитании   у   детей   фонематического   восприятия   используется кукла   Кряква,   которая   при   нажатии   на   клюв   издает   крякающий   звук. Воспитатель надевает куклу на руку и дает ребенку различные задания на развитие фонематического слуха или звукового анализа.  Воспитатель. Когда услышишь звук [ш] в слове — «крякни». (Называет слова.) Ребенок «крякает» куклой, когда услышит в слове заданный звук. «Крякни», когда услышишь что звук  [ш] стоит в конце слова (в начале, се­ редине). Ребенок выполняет задание. Посчитай, сколько звуков я произнесла, и столько раз «крякни». (Про­ износит как отдельные звуки, так и целые слова.) Ребенок  считает  и «крякает» уточкой столько  раз, сколько  услышит звуков. При   работе   над   дифференциацией   звуков   используются   театральные этюды. Ребенок берет в руки двух персонажей: в левую — жука (кусочек поролона с усами и ножками из проволоки), а в правую — муху (палочка с прикрученным кусочком проволоки в виде мухи) и говорит за персонажей только отдельными звуками, в данном случае [ж] и [з]. Воспитатель. Летела муха. Ребенок. Зззззззз. Воспитатель. А навстречу жук. Ребенок. Жжжжжж. Воспитатель. Поздоровались, жук говорит мухе... Ребенок. Жжжжжж. Воспитатель. А муха жуку...Ребенок. Зззззззз. Воспитатель. Жук спрашивает у мухи: «Как дела?». Ребенок (с соответствующей интонацией). Жжжжжж. Воспитатель. А муха отвечает: «Хороши мои дела». Ребенок. Зззззззз. Разговор мухи и жука продолжается долго, логопед сочиняет разные   а   ребенок   слушает   внимательно   и   только   озвучивает диалоги, дифференцируемыми   звуками.   Разговаривать   между   собой  могут   разные персонажи: лев — ррр и индюк — ллл, курица — ко­ко и гусь га­га. При   работе   над   постановкой   речевого   дыхания   с   большим   успехом используется   приспособление   «Волшебный   ободок».   Это  обыкновенный девичий ободок, к которому прикручена толстая проволока на расстоянии 15— 20 см. К концу проволоки привязано несколько ниточек новогоднего дождика. Надевая   ободок   на   ребенка,  воспитатель   предлагает   отправиться   в  полет. Самое   замечательное   в   этом  приспособлении   то,   что   ни   заставлять,   ни поправлять   ребенка   не   нужно,   он   сам   занимает   верное   положение   при дыхании. Поскольку, если наклонить или поднять голову неправильно, дождик располагается  либо слишком близко,  либо   слишком   далеко   от   губ   и  тогда «запустить самолет или ракету в полет» невозможно. Для  развития мелкой моторики и мышления у детей с нарушениями речи было придумано такое пособие: на кусок фанеры (размером 10x30 см) прикреплено   четыре   верхние   части   от   пол­литровых   пластиковых   бутылок разного цвета (розового, синего, зеленого и желтого) с такими же пробками. Внутри каждой бутылки лежит такой же платочек. На первом занятии задача ребенка состоит в том, чтобы открыть крышки, вытащить платочки, закрутить крышки, потом опять открутить, сложить платочки в соответствующие бу­ тылки и закрутить соответствующей крышкой. На следующем занятии задача усложняется: нужно навести порядок с платочками и крышками, не видя на­ чального варианта. Затем перед ребенком выкладывается схема, на которойбольшим кругом обозначается цвет бутылки, квадратом — цвет платочка, а маленьким   кругом   —   цвет   крышки.   Требуется   собрать   бутылки   в   со­ ответствии   со   схемой.   Например:   в   синюю   бутылку   вложить   красный платочек и закрутить зеленой крышкой, в желтую бутылку — синий платочек, закрутить красной крышкой и т.д. На каждом  занятии ребенку предлагается новая   схема.   Для   самостоятельной   игры   детям   можно   предложить   самим составить схему и самим скомпоновать бутылки по заданию товарища. При обучении рассказыванию используется другое интересное  пособие — «Колобок». Оно выполнено в виде панно из ткани,  натянутой на твердую основу (фанера, картон или пластик). Сверху наклеены объемные косички, имитирующие разные дорожки. По краям дорожки выставляются персонажи сказки«Колобок». Ребенок должен, прокатывая маленький мячик по дорожкам разными пальцами правой или левой руки, рассказывать сказку. Прокатывая «колобка» по воображаемому лесу, дети могут не  только рассказывать   знакомую   сказку,   но   и   придумывать   веселые   истории   о   его приключениях. С помощью этого пособия развиваются мелкая моторика, про­   правильное странственная   ориентировка, конструирование  фразы,  автоматизация   поставленных   звуков.   Сопровождая  грамматические   формы, речь движениями рук, на панно можно выставлять знакомых героев, мелкие игрушки и сочинять диалоги между персонажами. Таким образом, целенаправленная работа по коррекции речи у детей стимулируется   при   использовании   игровых   приемов   и   способствует   более быстрому и успешному исправлению этих недостатков. Играя, лечим! Как   известно,   произношение   звуков   тесно   связано   с   дыханием. Правильное   речевое   дыхание   обеспечивает   нормальное   звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения   плавности   речи   и   интонационной   выразительности.   И   мы,логопеды дошкольных учреждений, уделяем пристальное внимание формиро­ ванию   речевого   дыхания   у   детей   как   базы   для   правильного   развития   не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.  Дыхательная   гимнастика   влияет   не   только   на   формирование   пра­ вильного   речевого   дыхания,   но   и   способствует   профилактике   и   лечению заболеваний   лор­органов.   Мы   дали   каждому   упражнению   название,   и придумали   четверостишие.   Теперь   ребятишки   с   огромным   удовольствием выполняют эту полезную дыхательную гимнастику. Хотим  поделиться своей «изюминкой». Дятел Пестрый дятел тук да тук,  Слышим мы знакомый звук.  Это с той зеленой ели  Раздается громкий стук. Погладить   нос   (боковые   части   носа)   от   кончика   к   переносице   — сделать   вдох.   На   выдохе   постучать   по   крыльям   носа   указательным пальцем (5—6 раз)                                    Василек Распустился наш цветок —  Ярко­синий василек.  Ну пойдем скорей гулять,  Аромат его вдыхать! Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.   Бычок Вышел на лужок бычок  С черным пятнышком бочок.  Ты уж не бодайся,С нами занимайся! Сделать   вдох   носом.   На   выдохе   протяжно   тянуть   звук   [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Замочек Дверь с тобой мы закрываем,  На замочек запираем.  Не успели мы закрыться,  Кто­то в дверь уже стучится. При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на  крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопро­ тивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям  носа.             Гномик Наш веселый добрый гном  Часто размышляет. Звуки «ба­бо­бу» и «гм­м­м»  Вслух он повторяет. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по  крыльям носа произнести «ба­бо­бу» и «гм­м­м».                  Шарик Будто шариком играем:  Наш животик мы сдуваем.  Дружно все вдохнули:  Шарик наш надули. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно  сделав резкий выдох через нос (3—4 раза).   Доктор Горлышко свое мыДоктору покажем.  Чтобы все увидел —  «А­а­а» ему мы скажем. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести «а­а­а» (5—6 раз).