На телевидении особый эффект создает разнонаправленное движение слова и изображения. «Слово в переносном значении или фразеологическом употреблении, возникающее порой ассоциативно под влиянием прямого значения, данного в изображении, создает дополнительную к видеоинформации речевую информацию» .
Этот прием широко используется в современной публицистике: рассказ политика о том, как он намерен обустроить Россию, сопровождается показом его похождений за границей, нелепые резиновые фигуры разговаривают голосами самых высокопоставленных чиновников... Такой прием позволяет авторам намного точнее и тоньше выразить свое отношение к субъекту или объекту разговора.
Контрапунктная связь слова и изображения
На телевидении особый эффект создает разнонаправленное движение
слова и изображения. «Слово в переносном значении или фразеологическом
употреблении, возникающее порой ассоциативно под влиянием прямого
значения,
данного в изображении,
создает дополнительную к
видеоинформации речевую информацию»1.
Этот прием широко используется в современной публицистике: рассказ
политика о том, как он намерен обустроить Россию, сопровождается показом
его похождений за границей, нелепые резиновые фигуры разговаривают
голосами самых высокопоставленных чиновников... Такой прием позволяет
авторам намного точнее и тоньше выразить свое отношение к субъекту или
объекту разговора.
6. Экранная метафора
Относительная самостоятельность звукового и зрительного каналов и
возможность противопоставления информации в них позволяют публицистам
широко использовать своеобразный прием экранной метафоры.
Используя метафору в фильме или передаче, всегда можно найти
интересный зрительный эквивалент любому событию. При подготовке
репортажа с первого заседания коллегии городского Совета при вновь
избранном мэре города на словах мэра о том, что он намерен провести
реорганизацию городской администрации, автор перевел камеру на окно, за
которым дворник усердно убирал снег огромной лопатой. В репортаже с
места проведения траурного митинга, посвященного празднику Победы 9 мая,
автор показал возложение венков представителями властных структур, после
чего они ушли, а в суете расходящейся толпы один ветеран пробился к
подножию памятника, положил цветы и долгодолго стоял, глядя на
монумент. Звук в это время был синхронным, и комментарии оказались
излишними.
7. Цифры в телепублицистике
Дикторские тексты на телевидении сплошь и рядом перегружены
цифрами. Как показывает практика, числовая информация на слух
воспринимается очень плохо, ей требуется подкрепление в зрительном ряде.
Можно написать цифры на экране или попытаться найти к ним
зрительный эквивалент. Например, при рассказе о весе слона цифру можно
подкрепить крупным планом ступни этого животного, раздавливающей
толстое дерево...
1 Там же, стр. 197Наглядность цифрам можно придать путем характерных сопоставлений,
неожиданных ассоциаций, как это было сделано М. Роммом в фильме
«Обыкновенный фашизм», где рост националсоциализма измерен числом
сосисок, съеденных на партийных слетах: «Уже в эти годы был съеден
миллион или миллион двести тысяч сосисок, а к 1934 году это количество
дошло уже до двух с половиной миллионов за один слет»2.
Сделаем вывод: то, что мы видим на экране телевизора, называется
комплексным аудиолингвовизуальным сообщением, составными частями
которого являются закадровый комментарий и изображение. Смысл
сообщения выражается не через какойто один из них, а через оба
компонента, что значительно облегчает восприятие информации в
максимально полном объеме.
2 Зак М. Е. «Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры». Москва, 1975 год, стр. 224