Контроль и анализ учебных достижений школьников на уроках английского языка
Под термином «контроль» подразумеваются разные виды предварительного, текущего, периодического и итогового контроля, которые применяются на всех этапах обучения английскому языку.
В зависимости от места контроля различают следующие его виды.
Вводный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности, о понимании целей изучения иностранного языка, об индивидуальных особенностях, имеющих значение для овладения иноязычной речевой деятельностью в целях общения. Так же он позволяет определить исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.
Нужно отметить, что данный вид контроля не всегда используется, хотя он имеет очень большое значение для успешной работы с разными категориями школьников, также служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом.
Как известно из практики, для изучения иностранного языка очень важно, чтобы у школьников не было значительных пробелов, так как ликвидировать самостоятельно они эти пробелы не смогут. Поэтому в этом случае будет весьма проблематично двигаться с группой вперед.
Есть еще один не маловажный момент. Часто в класс прибывают новые школьники. Для того чтобы они полноценно включились в работу, учитель должен знать их сильные и слабые стороны. Отметки, которые им выставляли в предыдущей школе, не всегда соответствуют действительности, так как отсутствуют объективные способы контроля, единые для всех.
Поэтому при знакомстве с новым классом целесообразно проверить уровень сформированности речевых умений.
На основании данных предварительного контроля вносятся коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить большее внимание.
Текущий контроль является одним из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков . Он помогает выяснить непосредственно в ходе урока, насколько понятно излагаются новые сведения, в какой степени объяснение доступно, как усваиваются элементы нового материал. При выполнени упражнений и заданий поступает информация, т.е. показатели качества действий обучаемых. Эти показатели дают основания для принятия оперативного решения по коррекции хода обучения.
Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью и ее корректировка. Поскольку этот вид контроля будет осуществляться в процессе становления речевых умений, то основным объектом контроля будет степень сформированности языковых умений и навыков.
Текущий контроль в ходе урока необходим, прежде всего для проверки первичного усвоения вновь разучиваемых слов, словосочетаний, грамматических явлений, речевых единиц.
Текущий контроль охватывает и речевые умения.
Другими важными задачами от текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы школьников, активизация их познавательной деятельности, а также определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.
Тематический контроль позволяет определить качество изучения школьников учебного материала по определенным темам. Он предусматривает, как правило, проверку овладения школьниками определенными знаниями, умениями и навыками в результате изучения достаточно большого объема материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках.
Тематический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний, так как он проводится через определенный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. От школьников требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность.
Итоговый контроль – интегрирующий контроль, направленный на проверку конечных результатов обучения, выявления степени овладения школьников системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения иностранного языка. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений у школьников проявляется в большей степени развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки. Контроль данного вида определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой.
В современной педагогической и методической литературе можно встретить следующие формы контроля: устный, письменный, тестирование.
В практике преподавания всё чаще применяется устная проверка, и это надо приветствовать. Однако и понимание читаемого, хотя чтение является умением в области письменной речи, хорошо проверять устным путём. Это занимает меньше времени, чем письменная проверка. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся.
Опрос – это хорошо известная, широко распространенная форма контроля, вариант текущей проверки, органически связанной с ходом урока. Она является наиболее распространенной и адекватной формой контроля знаний школьников.
При устном опросе устанавливается непосредственный контакт, в процессе которого учитель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения школьником учебного материала. Также к положительным сторонам устной формы проверки можно отнести то, что она позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевую автоматизацию, характер остановок, ситуативность речи.
Основу устного контроля составляет монологическое высказывание студентов или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа студентов . Это может быть и рассказ по определенной теме, а также его объяснение или сообщение.
В методике различают различные виды опроса: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный.
Индивидуальный опрос позволяет получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он имеет существенный недостаток: при индивидуальном опросе очень малый охват обучаемых; на уроке при индивидуальном опросе отвечает лишь один , а остальные остаются пассивными. Поэтому следует, спрашивая одного, давать установку остальным таким образом, чтобы этот процесс был обучающим, то есть обеспечивал мобилизацию и активность внимания всех школьников. Школьники могут предложить свой план ответа или исправить те ошибки, которые были допущены при ответе. Нужно рекомендовать школьникам записывать свои замечания по ходу ответа. В этом случае можно будет оценить не только того, кто отвечал, но и того, кто принимал участие в обсуждении ответа.
Также можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановку вопросов школьникам. Если отвечающий испытывает определенные затруднения, то можно предложить остальным школьникам поставить ему вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание, например, пересказа текста.
Для организации коллективной работы группы во время индивидуального опроса можно дать и такое задание, как приведение своих примеров по заданной теме. Но для этого обязательно нужно сделать установку на подобный вид работы.
Даже небольшой по времени индивидуальный контроль, с одной стороны, приводит к относительной пассивности всего коллектива, а, с другой стороны, выступающий имеет возможность практиковаться на уроке в связной устной речи.
Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, охватывающими основной материал. Их содержание должно стимулировать школьников логически мыслить, сравнивать, анализировать, доказывать, подбирать убедительные примеры, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний.
Эта форма контроля является довольно распространенной, причем на одном занятии один и тот же школьник может отвечать неоднократно. Как уже говорилось выше, при таком опросе может иметь место монологическое высказывание одного школьника по теме, по ситуации общения в связи с прочитанным или прослушанным текстом, заранее подготовленное сообщение и так далее. Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы школьников, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления школьников .
Таким образом, индивидуальный опрос – это наиболее подходящая форма контроля подготовленной и неподготовленной монологической (а иногда и диалогической) речи школьников и уровне ее сформированности. В этом и есть основное достоинство индивидуального опроса как формы контроля.
Фронтальный опрос - это такой этап урока, на котором, как правило, учитель опрашивает всех школьников.
Форма контроля может проводиться несколько раз в течение урока. Фронтальный опрос обычно сочетается с повторением пройденного, являясь средством закрепления знаний и умений.
Как форма контроля он имеет определенные достоинства и недостатки. К его положительным качествам можно отнести возможность охвата проверкой одновременно всех школьников, интенсивная активизация их мышления, памяти, внимания, ускоренной речевой реакции, обучающий эффект, а также возможность оценивать (поставить отметки) за один и тот же отрезок времени всех или большинство школьников. При фронтальном контроле все школьники находятся в напряжении, так как знают, что их в любую минуту могут вызвать, поэтому их внимание сосредоточено, а мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведется в классе.
Для того чтобы вовлечь в работу всех школьников, вопросы учителя должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически связанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы школьников в совокупности могли раскрыть содержание темы. С помощью фронтального опроса учитель имеет возможность проверить выполнение домашнего задания, готовность к усвоению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был преподнесен на уроке.
Отдельно хотелось бы выделить такую, наиболее распространенную форму письменного контроля, как тест.
Тесты являются наиболее экономной формой контроля и объективным показателем степени усвоения школьников того или иного языкового материала.
Тесты выполняют две различные функции: контролирующую и обучающую.
К тестам, выполняющим контролирующую функцию, относятся два основных вида: тесты, проверяющие наличие у школьников определенного уровня коммуникативной компетенции и тесты, проверяющие овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдельными речевыми умениями за определенный период обучения. Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому, или иному школьнику. Главная отличительная черта теста - объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию. Тестирование в обучении проводится для выявления 1) уровня достижения в определенном виде деятельности; 2) способностей к определенному виду деятельности; 3) трудностей в овладении тем или иным видом деятельности и возможных способов их преодоления.
В практической деятельности учителям чаще приходится встречаться с тестами первой группы. Такие тесты могут измерять общие умения в речевой деятельности или достижения определенного уровня умений в процессе усвоения конкретного курса обучения.
Тесты могут быть итоговыми или промежуточными (тематическими). Итоговые тесты предназначены, для того чтобы объективно подтвердить достигнутый школьниками уровень обученности. Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.
Тесты могут определять уровень обученности и/или языковой компетенции школьников относительно уровня других школьников (нормо-ориентированный тест) или относительно определенного критерия, например уровня обученности (критериально - ориентированный).
Таким образом, результаты тестирования могут быть использованы для оценки уровня обученности школьников, для отбора их в то или иное учебное заведение, для сертификации их достижений в определенном виде деятельности (по учебному предмету), для распределения по группам обучения в зависимости от достигнутого уровня, для диагностики трудностей обучения.
Учитель английского языка первой квалификационной категории: Хвостова С.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.