Российский государственный профессионально - педагогический университет
Институт лингвистики
Кафедра германской филологии
Контрольная работа №1
По дисциплине
«Методика написания и правила оформления научной работы»
Вариант 2
Брянцевой С.А.
Группа:ЗИА-211С
Форма обучения: заочная
Екатеринбург
2012
Задание №1
Научно-исследовательская подготовка будущего учителя иностранного языка.
Дайте классификацию исследовательских умений учителя иностранного языка
Ответ:
В плане научно-исследовательской подготовки студентов в данной системе предусматривается формирование следующих познавательных (гностических) умений учителя иностранного языка:
Составлять библиографию.
Вскрывать противоречия в суждениях собеседника.
Выделять и строить цели научного исследования.
Делать небольшие сообщения на научные темы.
Формулировать проблему.
Формулировать гипотезу.
Читать и анализировать несложные научные статьи.
Обосновано излагать свою точку зрения.
Написать общую рецензию на научную статью.
http://1september.ru/
Система научно-исследовательской работы в подготовке будущего учителя
Киреева Зухра Ромазановна, преподаватель английского языка
Бастракова Валентина Владимировна, преподаватель английского языка
Задание 2
Методы научного исследования
Охарактеризуйте эмпирическо -теоретические методы исследований.
Ответ:
Метод — это подход к изучаемому материалу, его, систематизация и теоретическое осмысление
Эмпирические факты образуют эмпирический базис, на который опираются научные теории.
Внутреннюю структуру эмпирического уровня образуют по меньшей мере два подуровня: а) непосредственные наблюдения и эксперименты, результатом которых являются данные наблюдения; б) познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам.
Деятельностная природа эмпирического исследования на уровне наблюдений наиболее отчетливо проявляется в ситуациях, когда наблюдение осуществляется в ходе реального эксперимента. По традиции эксперимент противопоставляется наблюдению вне эксперимента. Отметим, что сердцевиной эмпирического исследования является эксперимент – испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях.
Рассматривая теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза, теория и закон, выступающие вместе с тем как формы, "узловые моменты" построения и развития знания на теоретическом его уровне.
Проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа.
Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим - от менее глубоких к более глубоким. Проблемы возникают, по его мнению, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при столкновении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями.
Наряду с теоретическими, существуют и практические проблемы.
Гипотеза - форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез: а) одни из них становятся истинной теорией, б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.
Таким образом, Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.
В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.
Кроме средств, которые связаны с организацией экспериментов и наблюдений, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Они функционируют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимодействуют собственно эмпирические термины и термины теоретического языка.
признаки |
Эмпирический |
теоретический |
базирование |
на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. |
отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. |
средства |
Эмпирические объекты - это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. |
теоретические термины, смыслом которых являются теоретические идеальные объекты. Их также называют идеализированными объектами, абстрактными объектами или теоретическими конструктами. |
Методы исследовательской деятельности |
описание, сравнение, измерение, реальное наблюдение, реальный эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт (от лат. factum - сделанное, свершившееся).. |
идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами, который как бы замещает реальный эксперимент с реальными объектами; особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др
|
Специфика предмета |
ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. . |
происходит выделение сущностных связей в чистом виде.
Задача теории как раз и заключается в том, чтобы, расчленив эту сложную сеть законов на компоненты, затем воссоздать шаг за шагом их взаимодействие и таким образом раскрыть сущность объекта
|
Итак, эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию. В реальности эти два слоя познания всегда взаимодействуют.
Задание 3
Структура научной работы. Элементы исследования.
Перечислите основные требования, предъявляемые к научным гипотезам.
Ответ:
Гипотеза - форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез: а) одни из них становятся истинной теорией, б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.
Крупный британский философ, логик и математик Алфред Уайтхед подчеркивал, что систематическое мышление не может прогрессировать, не используя некоторых общих рабочих гипотез со специальной сферой приложения. Такие гипотезы направляют наблюдения, помогают оценить значение фактов различного типа и предписывают определенный метод. Поэтому, считает Уайтхед, даже неадекватная рабочая гипотеза, подтверждаемая хотя бы некоторыми фактами, все же лучше, чем ничего. Она хоть как-то упорядочивает познавательные процедуры. Указывая на важное значение гипотез для прогресса научного познания, британский ученый отмечает, что "достаточно развитая наука прогрессирует в двух отношениях. С одной стороны, происходит развитие знания в рамках метода, предписываемого господствующей рабочей гипотезой; с другой стороны, осуществляется исправление самих рабочих гипотез".
Наука нередко вынуждена принимать две или более конкурирующие рабочие гипотезы, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Поскольку такие гипотезы несовместимы, то, по мнению Уайтхеда, наука стремится примирить их путем создания новой гипотезы с более широкой сферой применения. При этом выдвинутая новая гипотеза должна быть подвергнута критике с ее же собственной точки зрения.
Таким образом, Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется (верифицируется) соответствующими опытными фактами (в особенности экспериментом), получая характер истины. Гипотеза является плодотворной, если может привести к новым знаниям и новым методам познания, к объяснению широкого круга явлений.
Выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам. Например, ни одна гипотеза не может быть плодотворной, если она противоречит закону сохранения и превращения энергии.
2. Гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута. Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты. Но если какой-либо факт не объясняется данной гипотезой, последнюю не следует сразу отбрасывать, а нужно более внимательно изучить прежде всего сам факт, искать новые - более лучшие и достоверные факты.
3. Гипотеза не должна содержать в себе противоречий, которые запрещаются законами формальной логики. Но противоречия, являющиеся отражением объективных противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе (такой, например, была гипотеза Луи де Бройля о наличии у микрообъектов противоположных - корпускулярных и волновых - свойств, которая затем стала теорией).
4. Гипотеза должна быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективистского, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности. Но это условие не отменяет активности субъекта в выдвижении гипотез.
5. Гипотеза должна быть приложимой к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально была выдвинута.
6. Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения: либо прямо - непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагается данной гипотезой (например, предположение Леверье о существовании планеты Нептун); либо косвенно - путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытной проверки (т.е. сопоставления следствий с фактами). Однако второй способ сам по себе не позволяет установить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность.
Развитие научной гипотезы может происходить в трех основных направлениях. Во-первых, уточнение, конкретизация гипотезы в ее собственных рамках. Во-вторых, самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование новой гипотезы. В этом случае происходит не усовершенствование старой системы знаний, а ее качественное изменение. В-третьих, превращение гипотезы как системы вероятного знания - подтвержденной опытом - в достоверную систему знания, т.е. в научную теорию.
Гипотеза как метод развития научно-теоретического знания в своем применении проходит следующие основные этапы:
1. Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных фактов и уже имеющихся в науке законов и теорий. Если такая попытка не удается, то делается дальнейший шаг.
2. Выдвигается догадка, предположение о причинах и закономерностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его возникновении и развитии и т.п. На этом этапе познания выдвинутое положение представляет собой вероятное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным. Чаще всего выдвигается несколько предположений для объяснения одного и того же явления.
3. Оценка основательности, эффективности выдвинутых предположений и отбор из их множества наиболее вероятного на основе указанных выше условий обоснованности гипотезы.
4. Развертывание выдвинутого предположения в целостную систему знания и дедуктивное выведение из него следствий с целью их последующей эмпирической проверки.
5. Опытная, экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий. В результате этой проверки гипотеза либо "переходит в ранг" научной теории, или опровергается, "сходит в научной сцены". Однако следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует в полной мере ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Эта ситуация особенно характерна для научных революций, когда происходит коренная ломка фундаментальных концепций и методов и возникают принципиально новые (и зачастую "сумасшедшие", по словам Н. Бора) идеи.
Решающей проверкой истинности гипотезы является в конечном счете практика во всех своих формах, но определенную (вспомогательную) роль в доказательстве или опровержении гипотетического знания играет и логический (теоретический) критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.
В формировании гипотезы существенную роль играют принятые исследователем идеалы познания, картина мира, его ценностные и иные установки, которые целенаправленно направляют творческий поиск.
Задание 4
Поиск информации и подготовка научной работы.
Укажите документальные источники информации.
Ответ:
Основными источниками материала для лингвистических ра¬бот являются тексты, словари и опрос информантов.
Успехи лексикографии привели к тому, что в лексикологиче¬ских работах, особенно в тех случаях, когда обследованию подлежат
большие массивы слов, сбор материала по словарям дает основную массу фактов и словари считаются вполне надежным источником. В большинстве работ, однако, материал, собранный по словарю, в дальнейшем проверяется и дополняется текстовым материалом. Изучая большие группы или высокочастотные слова, исследовате¬ли собирают более трех тысяч примеров.
Полные выборки накапливаются к концу работы, а приблизи¬тельная наметка проблематики и стратегии работы осуществляется на сравнительно небольших предварительных выборках.
Собранный корпус примеров всегда учитывается при оценке достоверности, хотя, конечно, и с учетом адекватности и последова-тельности применения методики. Достаточность выборки зависит от типа и частотности объекта. Так, для анализа функционирова¬ния в тексте шести слов неполной предикации потребовалось не¬сколько тысяч примеров, поскольку для этих шести слов приходи¬лось учитывать весьма разнообразные связи. В работе же об автор¬ских неологизмах уже само отыскивание их представляло нелегкую задачу, и собранные 560 случаев позволили сделать интересные и обоснованные выводы.
Для того чтобы охарактеризовать английскую лексику со значе¬нием лица, Н.К. Карпухина собрала по «Большому Оксфордскому словарю» свыше 7000 слов, и такая цифра давала ей возможность обобщить и смоделировать эту группу и не была чрезмерно боль¬шой.
Вполне возможно, что когда лексикографии с помощью ЭВМ удастся сделать словари нового типа, в которых будут содержаться все сведения о данном языке, в том числе и синтаксические, то и работы по синтаксису можно будет основывать на данных слова¬рей. А пока синтаксические работы делаются по материалам тек¬стов.
Многие американские ученые считали возможным исследовать язык на основе придуманных примеров. Однако отсутствие объек¬тивных данных или, точнее, ограничение данных интуицией уче¬ного были одной из причин недолговечности этих теорий.
Основным источником материала для советских англистов слу¬жат оригинальные тексты: художественные, научные, газетные, публицистические, рекламные и т.д. Если в задачу работы не вхо¬дит изучение национальной вариативности тех или иных явлений, то для английского языка целесообразно проводить исследования в пределах какого-либо одного варианта - британского, американско¬го или, может быть, австралийского, - хотя в настоящее время есть
76
77
I
тенденция некоторого их сближения благодаря средствам массовой коммуникации.
Изучение вариативности английского, немецкого, французско¬го, испанского и португальского языков, которые в разных странах приобретают статус национальных языков и, точнее, националь¬ных вариантов, формируется теперь в отдельную и очень важную отрасль языкознания, получившую название вариантологии (см. работы А.И. Домашнева, Е.А. Реферовской, Г.В. Степанова).
Как уже сказано выше, источником материала могут быть и ин-форманты.
С информантами работают преимущественно представители психолингвистики, в других отраслях языкознания к ним обраща¬ются мало и преимущественно только для дополнительной про¬верки.
Источник материала должен строго соответствовать поставлен¬ной задаче. Большие группы лексики изучаются по словарям, ва-лентность тех или иных единиц-по текстам, но существуют в этом плане и некоторые предрассудки, против которых нужно пре-достеречь. Некоторые считают, что изучать особенности разговор¬ной коммуникации и ее психолингвистические проблемы можно по диалогам в романе или по драматургическому тексту. Это — заблуждение: в художественной литературе речь преобразована и препарирована в соответствии со стоящими перед писателем худо-женственными задачами и не может служить документальным и до-статочно объективным отображением реальной коммуникации. Разговорную коммуникацию следует изучать с помощью инфор¬мантовносителей и записей на пленку.
Комбинированное использование источников разных типов увеличивает достоверность: результаты, полученные на лексико¬графическом материале, могут проверяться на текстах или с по¬мощью информантов. Следует помнить, что очень многое зависит от постановки эксперимента, при котором интуиция исследователя может заменяться интуицией информанта.
Задание 5
Оформление научных работ
Проиллюстрируйте оформление ссылок и сносок в научной работе.
Ответ:
Оформление сносок:
- сноски (на литературу) печатаются внутри статьи в квадратных скобках после цитаты, (сначала указывается номер источника, а затем, после запятой - номер страницы; см. пример оформления сносок):
- сноски на несколько источников с указанием страниц разделяются между собой точкой с запятой;
- Примеры оформления сносок и ссылок:
- сноска на один литературный источник с указанием страниц: [3,121].
- сноски на разные литературные источники с указанием страниц: [6,56; 12, 58].
Графики и таблицы помещать в текст в виде объектов, картинки - как рисунки или как объекты WORD. (Уделите этому особое внимание!). Подпись к графикам и рисункам представляются отдельным текстом (выравнивание по ширине внизу объекта)
После текста статьи обязательно указывается дата (число месяц и год) отправки рукописи в издательство.
ОФОРМЛЕНИЕ ССЫЛОК
Ссылки на источники, а также все поясняющие сноски даются на последней странице текста статьи. Ссылки помещаются в квадратные скобки [ ] номер источника, страница.
Пример
Список литературы
1. Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 1991.
2. Кузнецов, И.Н. Методика научного исследования-Мн.,1997
3. http://www.nauka-filosofia.info
4. http://www.naukaplus.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.