Контрольная работа
Оценка 4.9

Контрольная работа

Оценка 4.9
docx
11.02.2022
Контрольная работа
Чем отличается живой организм от неживого.docx

Контрольная работа

Вариант 1

1.     Чем отличается живой организм от неживого?

2.     Что вам известно об энергии?

3.     Чем отличаются питание растений от питания грибов и животных?

4.     Что такое почвенное питание растений?

5.     Что такое фотосинтез?

6.     Роль растений в природе и в жизни человека?

7.     Чем питаются грибы?

8.     Что такое пищеварение?

9.     Назовите известных всеядных вам животных

10. Назовите известных вам хищных растений.

11. Что такое гетеротрофное питание?

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Вариант 2

1.     Что такое обмен веществ?

2.     Что такое питание?

3.     Чем отличаются органические вещества от неорганических?

4.     Зачем нужно вносить в почву удобрения?

5.     Что такое хлорофилл?

6.     Каких животных называют растительноядными?

7.     Назовите известных плотоядных вам животных

8.     Чем питаются бактерии?

9.     На какие два вида делят организмы по способу питания?

10. Что такое почва?

11. Откуда организмы получают необходимые питательные вещества.?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочный план по биологии в 5 классе.

Дата____________

Учитель: Бельтоева М.С.

Тема урока: Химический состав клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

Задачи:

- образовательные: знать о химическом составе клетки, а также о роли органических и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки;

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические вещества в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, подсолнечник, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля.

Основные термины и понятия: химические вещества клетки - неорганические и органические; минеральные соли; органические вещества; белки; углеводы; жиры. 

 

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: приветствует учащихся, проверяет их подготовку к уроку. Создает позитивный настрой:

Все расселись по местам, никому не тесно, 

По секрету скажу вам: "Будет интересно!” 

 

2. Мотивация

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и внутри нас.

Пожалуйста, ответьте мне еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.

Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Химический состав клетки»

-Откройте свои тетради и запишите тему урока.

Вопросы перед параграфом

 

3. Актуализация пройденного материала.

-Мы уже знаем, что природу изучать можно различными методами.

Назовите их, пожалуйста (моделирование, наблюдение, эксперимент).

-Можете ли вы по тому оборудованию, которое вы видите на своих партах, предположить, какой же метод мы сегодня применим для изучения веществ клетки? (Эксперимент)

-Давайте вспомним последовательность действий при эксперименте. (Постановка цели, проведение опыта, получение результатов оценивание результатов и их объяснение)

 

4. Актуализация нового материала.

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

Оказывается, кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав - клетки всех организмов состоят из одних и тех же химических элементов.

Из 118, имеющихся в природе химических элементов,  в  составе клеток можно найти 80. Но их содержание в клетке различно.

Ребята, скажите, каких химических элементов больше всего в клетке?

Ответы учащихся.

Но большинство этих элементов встречается в клетке в   виде химических веществ.

Все вещества клетки можно разделить на две группы .

Назовите их…

Заполните схему в тетради «Вещества клетки» вещества клетки

Неорганические  вещества – это  вода  и  минеральные  соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из  воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.( схема оформляется по ходу изучения)

 Роль воды в клетке:

1.      Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.

2.      Определяет физические свойства клетки - объем, упругость.

3.      Являясь хорошим растворителем, участвует в химических реакциях, протекающих в клетке.

Минеральные  соли составляют  около 1% массы  клетки, но их значение  очень велико: соли натрия и калия обеспечивают раздражимость, соли кальция придают прочность костной ткани, раковинам моллюсков.

Цель моего эксперимента – доказать, что растения содержат минеральные соли. Объектом исследования были семена подсолнечника. После их сжигания осталась зола. Я доказала, что в состав растений входят минеральные вещества (соли).

Органические вещества -  Эти вещества содержатся  только   в живых  организмах. К этим  веществам  относят  белки,  жиры,  углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов.

-Как вы думаете  каких веществ  в клетках  больше  органических или  неорганических?  

Кто из  вас  прав, мы  должны разобраться.

Что образуется при сжигании сухих веток, дров? Как изменяется масса при сжигании?

После горения останется зола, ее образуется мало, она легкая (ответы детей).

Правильно, зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках растений. При горении сгорели только органические вещества. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.

Роль углеводов в клетке:

1.      Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.

2.      Запаса питательных веществ (гликоген, крахмал)

3.      Опорная (хитин) и защитная функции (клетчатка)

Роль жира в клетках:

1. Источник энергии и воды

2. Теплоизоляция

3.Защитная

 Роль белков в клетке:

1.Транспорт кислорода.

2.Сокращение мышц.

3. Защита от инфекций.

4.Свертывание крови.

 

 5. Закрепление знаний (по эталону)

Вставьте пропущенные слова.

В состав семян входят  … и  … вещества.

К органическим веществам клетки относятся …, …, … и …  .

Неорганические вещества клетки – это  … и …  .

В присутствии йода крахмал …  .

Много крахмала в семенах таких растений, как …  .

Много белка в семенах таких растений, как …   .

Масличными культурами являются  … 

Взаимопроверка.

 

6. Рефлексия

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало

фразы из рефлексивного экрана на доске:

·         сегодня я узнал…

·         было интересно…

·         было трудно…

Собрать рефлексивные карточки с оцениванием детей

 

7 . Подведение итогов с помощью стихотворения:  

Из элементов химических состоят вещества.

И в клетках различных творят чудеса.

Кипит там работа.

Идут превращения,

Названье таким превращеньям -  явления.

И создают вещества органические,

Процессы те сложные, по сути химические.

 

8. Выставление отметок с комментированием.

 

9. Домашнее задание

Параграф №7

Заполнить таблицу

по желанию: Написать рассказ или сказку про вещества клетки.

Проверь себя!  

 

10. Заключительный этап

Урок сегодня был удачный, 
Не прошёл для вас он зря. 
Вы все очень постарались. 
Вам понравилось, друзья? 

-И мне очень понравилось с вами работать, ребята. Спасибо вам большое. Желаю вам успехов в учебе.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочный план по биологии (внеурочная деятельность) в 6 классе.

Дата____________

Учитель: Бельтоева М.С.

Тема урока: Отличительные особенности растительного организма.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о растительном организме и его процессах жизнедеятельности.

Задачи:

Образовательные: показать особенности строения и жизнедеятельности растительных организмов, рассмотреть их многообразие в природе.

Развивающие: развивать познавательную активность обучающихся к предмету, продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации, умение сравнивать, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся, способствовать повышению информационной культуры учащихся.

Воспитательные: продолжить формировать бережное отношение к живой природе, воспитать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

 

Ход урока:

Организация класса.

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку (школьные принадлежности, посещаемость).

 

Актуализация знаний.

Приветствие. Определение готовности к уроку.

На Земле более 2-х млн. видов живых организмов, принадлежащих к разным царствам живой природы.

Вспомните и назовите основные царства живой природы

Ответьте на вопрос: к какому царству вы отнесете представленные на слайде объекты? Далее демонстрация слайда № 2 (одноклеточная и многоклеточная водоросль, мох, папоротник, древесное цветковое растение).

Ответьте на вопрос: почему вы отнесли эти организмы к царству Растения?

Т.к. вы отнесли эти разнообразные на вид организмы к одной группе (царству Растения) значит, они все обладают какими-то общими признаками? Попробуйте сформулировать тему урока.

 

Изучение нового материала.

Для начала давайте определим для себя, что мы уже знаем о растениях, и что хотелось бы узнать на уроке. 

Ребята, скажите, что же такое растение? (слушаю варианты).

Растение – это разнообразная и многочисленная группа организмов, представляющая собой царство органического мира – царство Растения.

Растения имеют свои отличительные особенности.

Растения способны поглощать энергию солнечного света для осуществления фотосинтезе – процесс создания органических веществ их неорганических.

Растения способны обогащать воздух кислородом.

Растения не способны к активному передвижению по земной поверхности.

Особенности строения растительных организмов.

Растения разнообразны по строению и образу жизни. Низшие растения (водоросли), растения, тело которых не расчленено на органы, отличаются простым внутренним строением, не имеющие специализированных тканей. Высшие ( моховидные, плауновидные, голосеменные и др), растения, тело которых расчленено на органы.

У растений различают вегетативные и генеративные органы.

Вегетативные органы (корень, побег, состоящий из стебля, листьев и почек). Эти органы обеспечивают процессы минерального питания, фотосинтеза, дыхания и вегетативное размножение.

Генеративные органы (цветок, семена, шишка) выполняют функции, связанные с половым и бесполым размножением.

 

Процессы жизнедеятельности растительных организмов.

Характеризую каждый процесс, примеры учащиеся записывают в тетрадь.

Дыхание – это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма живых организмов и способствующий поддержании гомеостаза.

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических.

Газообмен в листе происходит по закону диффузии (взаимного проникновения вещества).

Транспирация - процесс испарения воды листьями. Процесс необходим для нормальной жизнедеятельности организма.

Минеральное питание – это совокупность процессов, поглощения, передвижения и усвоения растениями химических элементов, получаемых из почвы в форме ионов минеральных солей.

Транспорт веществ в высших растениях осуществляется в идее восходящего и нисходящего потов. Флоэма, ксилема ,Ситовидные трубки, сосуды.

Рост и развитие. Регуляция этих процессов осуществляется фитогормонами – это биологические активные химические соединения.

Размножение. Половое и бесполое. Каждый из видов размножения характеризую, привожу примеры.

 

Повторение изученного.

Сейчас мы будем представлять результаты работы группы. В это время остальные группы слушают и записывают в тетрадь признаки растений.

Я буду фиксировать их на доске.

1. Особенности строения растительной клетки

- имеют пластиды, содержащие пигменты;

- имеют клеточную стенку, которая состоит из целлюлозы;

- имеют крупные вакуоли, заполненные клеточным соком;

2. Особенности питания растений.

- являются автотрофами, т.е. самостоятельно создают органические вещества

3. Особенности роста растений

- имеют неограниченный рост

4. Двигательная активность

- не способны к активному движению

 

 

Закрепление.

Закрепление, осуществляется в форме ответов на вопросы.

1 . По строению растения делятся на (… и ...)

2. Слоевище это?

3. Органы растения бывают (… и …)

4. Какие процессы жизнедеятельности растений вы знаете?

5. Фотосинтез это?

6. Транспирация это?

7. Типы размножения растений?

8. Назовите отличительные особенности растительных организмов

 

Рефлексия

Подумайте, все ли удалось вам  в ходе урока? Выберите из приведенных  на слайде вариантов то, что соответствует вашему состоянию (слайд № 4) и поднимите стикер соответствующего цвета.

Домашнее задание:

из предложенных заданий два задания на выбор обязательно.

1. Создать словарь терминов по данной теме.

2. Сделать сравнительную характеристику грибной и растительной клетки по следующему плану:

Признак

клетки

грибная

растительная

Клеточная стенка

Крупная вакуоль

Хлоропласты

Способ питания

3. Подготовить сообщение по одной из тем:

- роль растений в природе;

- растения, занесенные в Красную книгу Алтайского края (любое на выбор);

- растения, используемые человеком.


 

Контрольная работа Вариант 1 1

Контрольная работа Вариант 1 1

Поурочный план по биологии в 5 классе

Поурочный план по биологии в 5 классе

Учитель: приветствует учащихся, проверяет их подготовку к уроку

Учитель: приветствует учащихся, проверяет их подготовку к уроку

Определяет физические свойства клетки - объем, упругость

Определяет физические свойства клетки - объем, упругость

Рефлексия Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

Рефлексия Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

Поурочный план по биологии (внеурочная деятельность) в 6 классе

Поурочный план по биологии (внеурочная деятельность) в 6 классе

Приветствие. Определение готовности к уроку

Приветствие. Определение готовности к уроку

Транспорт веществ в высших растениях осуществляется в идее восходящего и нисходящего потов

Транспорт веществ в высших растениях осуществляется в идее восходящего и нисходящего потов

Клеточная стенка

Клеточная стенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2022