Контрольная работа по социальной педагогике.
Содержание
1. Существует достаточно много трактовок термина «социальная педагогика». С чем это связано?
2. Основные принципы социальной педагогики и их требования.
3. Основные функции социального педагога.
4. Кто или что может выступать агентом первичной и вторичной социализации.
5. Различия процесса социализации детей и взрослых.
Заключение
1. Существует достаточно много трактовок термина «социальная педагогика»? С чем это связано?
В научный оборот термин «социальная педагогика» введен немецким педагогом Адольфом Дистервегом (1790 -1866). Время возникновения социальной педагогики как отдельной отрасли научного знания относят к рубежу XIX-XX вв. и связывают с научной деятельностью немецкого философа Пауля Наторпа (1854-1924).
Немецкий педагог и социолог К. Молленхауер сводит смысл социальной педагогики к социальной системе, противостоящей негативным отклонениям от норм поведения. По мнению В. Д. Семенова, социальная педагогика – это наука о воспитательных влияниях социальной среды. Известный российский ученый в области социальной педагогики А. В. Мудрик считает, что «в самом общем виде социальную педагогику можно рассматривать как науку, изучающую социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни». По мнению большинства ученых, социальная педагогика охватывает проблемы, связанные с социальным воспитанием всех членов общества, с социальной работой и социальной политикой. В центре внимания социальной педагогики как науки и практики находится человек с его проблемами и способностью самостоятельно преодолевать возникающие перед ним трудности.
Среди исследователей отсутствует единство в трактовке понятия социальной педагогики, так как её рассматривают с позиций, которые прослеживают два направления: социальное и личностное.
2. Основные принципы социальной педагогики и их требования.
Принцип природосообразности. Человек - природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Это означает, что при определенных условиях может иметь место соответствующая направленность и динамика развития и воспитания конкретного человека.
Требования:
-знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствии с ними всю социально-педагогическую работу;
-изучать и знать не только возрастные и половые индивидуальные особенности, но и ближайшие и перспективные возможности человека - объекта социально-педагогической работы;
-соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы с задатками ребенка, средства их достижения - с его индивидуальными возможностями;
-в работе с детьми, имеющими особые нужды, изучать особенности индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекционно-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования.
Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками.
Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:
-человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы с ним (с ней);
-предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;
-учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в этой работе с учетом изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной деятельности;
-стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для человека в процессе социально-педагогической работы с ним.
Принцип гуманизма. Этот принцип в социальной педагогике означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество.
Основные требования принципа:
-развитие и воспитание направляется в интересах человека и должно способствовать его самосовершенствованию;
-воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности;
-гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволенностью;
-в процессе взаимодействия с ребенком надо обеспечить признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.
Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает.
Принцип личностной обусловленности педагога подразумевает учет следующих рекомендаций:
-объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи требуют учета особенностей личности педагога, способного обеспечить результативность;
-в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настраивать себя на работу с ним (ней) и на прогнозируемый результат;
-в ситуации, когда педагог не обладает возможностями добиться прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его заменить;
-в педагогической деятельности важно оценивать особенности индивидуального стиля воспитательной работы, его достоинства и недостатки, что является основой стимулирования самосовершенствования педагога;
-овладение педагогическим опытом другого лица предусматривает необходимость учета и своеобразия его личности, в какой степени его можно усвоить.
Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога.
Основные требования принципа:
- в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогической деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяется субъект;
-следует дифференцированно подходить к определению субъекта социально-педагогической деятельности;
-специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональной самореализации;
Принцип кулътуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности - в конкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности.
Основные требования принципа:
-приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной (народной) культуре;
-использовать в воспитательной деятельности своеобразие народного воспитания, возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев и пр.);
-начинать социальное воспитание с родного языка, активно включая народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки других народов изучать на фоне родного языка и культуры;
-активно использовать культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, духовные ценности мировой культуры.
Принцип социальной обусловленности.
В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности.
Основные требования:
-организация социально-педагогической деятельности (любая деятельность осуществляется на определенном фоне);
-социально-педагогическая экспертиза работы учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой);
-социально-педагогическая экспертиза технологии, ее соответствие требованиям учреждения;
-социально-педагогическая оценка деятельности специалиста, с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;
Принцип средовой обусловленности.
Он определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности.
Основные требования принципа:
-для каждого воспитательного мероприятия (воздействия) существует наиболее благоприятная, благоприятная (недостаточно благоприятная), неблагоприятная среда;
-с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятельности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать наиболее полное их достижение;
-социальному работнику необходимо уметь прогнозировать влияние среды и стремиться наиболее полно использовать положительные возможности, одновременно максимально снижая или нейтрализуя влияние негативных;
-факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на растущего, впечатлительного, что требует более пристального внимания к ним в процессе профессиональной деятельности;
Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным из них, неизбежно ведет к снижению или непрогнозированности результатов социально-педагогической деятельности.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. -269 с.
3. Основные функции социального педагога.
Деятельность социального педагога направлена на работу с индивидом в его социуме, в личностно-средовом контексте, в сфере общения и окружающей микросреде.
Основные функции:
1. Аналитико-диагностическая функция:
- постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий, жизни детей, семьи, социального окружения;
- выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;
- установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи;
2. Прогностическая функция:
- программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и развития личности;
- определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;
- планирование своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени.
3. Организационно-коммуникативная функция:
- способствование включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности, населения микрорайона;
- установление деловых и личностных контактов;
- накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;
- формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и отношениях со взрослыми.
4. Коррекционная функция:
- осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;
- усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.
5. Социально-профилактическая и реабилитационная функция:
- организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;
- влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;
- организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска.
6. Координационно-организационная функция:
- организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде;
- влияние на разумную организацию досуга;
- включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований.
7. Функция социально-педагогической поддержки и помощи учащимся:
- оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации.
8. Охранно-защитная функция:
- использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;
- содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;
- взаимодействие с органами социальной защиты.
9. Психотерапевтическая функция:
- забота о душевном равновесии ребенка;
- установление доверительных отношений с ребенком, подростком, взрослым;
- оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
- оказание содействия в изменении отношения ребенка, подростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе;
- организация ребенку, взрослому «ситуации успеха».
10. Посредническая функция:
- осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.
В этот перечень можно включить еще одну функцию - самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Это касается и социального педагога.
Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. - М., 2005. - С. 23 - 25
4. Кто или что может выступать агентом первичной и вторичной социализации.
Становление личности человека происходит при помощи так называемых агентов первичной и вторичной социализации и ее институтов.
Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Еще одним немаловажным первичным агентом социализации является школа. Её принципиальное отличие от семьи заключается в том. Что она является нейтральной средой, где отношение к ребенку формируется согласно его реальным качествам. Сеть Интернет, можно назвать первичным агентом социализации, который оказывает мощнейшее воздействие на развитие личности в целом и ее нравственного состояния, в частности.
К агентам вторичной социализации относятся все те, кто
оказывает меньшее влияние на человека, однако непосредственно связан с ним в
процессе жизнедеятельности.
Агенты вторичной социализации - представители администрации
школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства,
сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.
Еще одним важным фактором вторичной социализации
личности является трудовая деятельность человека, обеспечивающая интеграцию
индивида в мир работающих взрослых людей, нахождение своего места в
существующей социальной системе.
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой
половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.
Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М. 2009
5. Различия процесса социализации детей и взрослых.
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте.
Д-р Орвиль Г. Брим утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.
1. Социализация взрослых выражается в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».
4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует в основном мотивацию их поведения.
По теории Р. Гоулд - социализация взрослых не является продолжением социализации детей, но представляет собой процесс преодоления психологических проблем, сложившихся в детстве.
Колесникова, Г. И. Основы специальной психологии и специальной педагогики. Психокоррекция нарушений развития : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Колесникова. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 215 с.
Заключение
Автор книги «Социальная педагогика» П. Наторп в своем учении утверждал:
– педагогика должна, с одной стороны, указать социальные условия, которые бы служили образованию человека, с другой – каково должно быть это образование в отношении к общности, чтобы человек осознал свое отношение к ней, другим людям, группам. Это обоюдное выяснение и составляет содержание социальной педагогики;
– понятие «социальная педагогика» выражает принципиальное признание того факта, что воспитание индивидуума обусловлено социальными принципами (социальными отношениями), точно так же, как придание человеческого (т.е. истинно – человечески – образовательного) уклада социальной жизни зависит от соответствующего такому укладу воспитания индивидуумов, которые должны в этой жизни участвовать.
В деятельности социальный педагог часто решает проблемы социальной работы. В противном случае добиваться действенности социально-педагогической деятельности исключительно трудно.
Например, если у ребенка возникла проблема, которую по своему содержанию следует решать социальному работнику, то социальный педагог также вправе решить ее самостоятельно.
В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педагогика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет. Реализуют они свои цели своими методами и средствами. Именно поэтому в функциональные обязанности социального педагога включаются и функции социальной работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.