учитель МАОУ «СОШ № 76» г. Перми
Филина Елена Ильинична
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ « ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ».
КАРТОЧКА 1.
Списать, согласовать стоящие в скобках прилагательные с существительными. Обозначить графически окончания прилагательных. Составить схему первого предложения. Разобрать одно прилагательное морфологически.
Солнце только что поднялось из-за верхушек (огромный сосновый ) бора и осветило (просторный моховое ) болото .Оно поросло ( частый ) березняком. Вся земля покрыта ( мягкий зеленый ) мхом, а на бугорке (целый ) заросли черники. Нагнешь кустик и рвешь одну (спелый ) чернику за другой.
КАРТОЧКА 2.
1. Дописать окончания прилагательных, объясняя графически выбор орфограмм.
Горяч… чай, с ближн… мельницы, свеж… следами, коротк… ночами, син… сугробами, на весен… солнце, от ласков… лучей, дальн… лесом.
2. Синтаксический разбор предложения: Последние лучи солнца скрылись за далеким горизонтом.
КАРТОЧКА 3.
Озаглавьте текст. Найдите в первом предложении и выпишите однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Подберите синонимы к слову странник. Выпишите из текста имена прилагательные и разберите одно морфологически.
Для всех странников, всех любителей неба, душистых трав и бездонной воды Паустовский открыл страну со сказочным названием Мещера. Эта страна удивительна…
Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки густого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь вдруг: падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху взлетают тетерева. Копны снега, болотные кочки с крупной дробью пахучих ландышей. Луна в реке, черного цвета озера, грибы с телячью голову и крики птиц, названия которых не знаешь…
( по В.Пескову.)
КАРТОЧКА 4.
Спишите, обозначьте графически окончания прилагательных. Разберите одно прилагательное морфологически.
Волшебн… песни, ветер свеж.., средь стройн... берез, в лунн… сиянии, в холодн… воду, из син… вод, ароматн… ландыш, в глубок… овраге, в пахуч… хвое, серебрит… паутину, в зимн… ночи, пирог горяч.., на весен… солнышке.
КАРТОЧКА 5.
Спишите. Обозначьте графически окончания прилагательных. Разберите одно прилагательное морфологически.
Зимн… леса, мягк… снегом, хлеб горяч.., холодн… ветром, син… платка, удивительн… тишиной, в прозрачн… воде, из мелк… песчинок, в дальн… дорогу, желт… цветами, гибк… ветви, в крошечн… домике.
КАРТОЧКА 6.
Составить словосочетания с прилагательными, оканчивающимися на –ому,-ему, -ого, -его, -ым, -им, -ую, -юю, -ой, -ей, -ые, -ие.
Может ли прилагательное иметь окончания –ово, -ии, -ом(-ем) ?
КАРТОЧКА 7.
Образовать прилагательные с помощью суффиксов –тельн-, -н-, -ист-, -лив-, -чив-, -еньк-.
Разобрать одно прилагательное морфологически.
КАРТОЧКА 8.
1. Вставить пропущенные буквы. Объяснить графически выбор орфограммы.
Маленьк… остров в лесу. Липов… гора. Пахнет дымом,сер… прошлогодн… листьями. Пока таскаем мешки, луна из красн… пятака превращается в золот… монету. Вдоль тропинки к темн… одинок… дому загораются желт… огоньки. Это ива при лунн… свете зажгла фонари крупн… пушист… цветов.
2. Отметить, какие языковые средства подчеркивают принадлежность текста к художественному стилю.
КАРТОЧКА 9.
Вставить прилагательные, сделать вывод о их роли в тексте.
Фонарь «летучая мышь» висит на крючке. Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго – на Прорве слишком много помех: то за кустом начинает кричать коростель, то с гулом ударит рыба, то оглушительно выстрелит в костре прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнет загораться зарево, и луна взойдет над просторами земли.
КАРТОЧКА 10.
Напишите сочинение-миниатюру « Весенний лес».
КАРТОЧКА 11.
Опишите изображенный на открытке пейзаж.
КАРТОЧКА 12.
Подберите эпитеты к существительным, которые часто встречаются в русских народных сказках.
Образец: Добрый молодец.
СОЛНЦЕ, НОЧКА, КОНЬ, ЛЕС, ТРАВУШКА, ГОРЫ, ВОДА, ДОРОГА, МОРЕ.
КАРТОЧКА 13.
Опишите изображенный на открытке пейзаж.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.