Контрольная работа за первое полугодие
Фамилия имя__________________________________________
9 класс (обществознание)
ЗАДАНИЕ 1
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Страта; доход; власть; демократия; собственность.
Подчеркните соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Страта; доход; власть; демократия; собственность.
Подчеркните соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Страта; доход; власть; демократия; социальная мобильность.
Подчеркните соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 4
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
Религия; доход; наука; демократия; социальная мобильность.
Подчеркните соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 5
Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Образование служит для передачи знаний и опыта от одних поколений к другим.
Б. В основе образования лежат накопленные людьми культурные традиции, система ценностей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ЗАДАНИЕ 6
Вставьте пропущенные слово (однокоренное)
_________________общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Индивид усваивает _________________ нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом ______________ изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, принимающих решения о выборе целей и средств.
ЗАДАНИЕ 7
Рассмотрите фотографию.
Какая экономическая операция изображена на иллюстрации? _____________________
Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой операции потребителем и кратко поясните каждое из правил.
ПРАВИЛО 1 _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАВИЛО 2__________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 8
Рассмотрите фотографию.
Какой вид политической деятельности осуществляет гражданка, изображенная на иллюстрации? ________________________________________________________________
Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему важно регулярно участвовать в данном виде деятельности.
ПРАВИЛО 1 _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАВИЛО 2__________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 9
14-летнему Ивану родители оформили дебетовую банковскую карту. Теперь они могут перечислять ему денежные средства безналичным способом. Укажите какие преимущества дает такая форма хранения и пользования денежными средствами Ивану. Дайте Ивану один любой совет, что необходимо учитывать при использовании данной карты, чтобы не стать жертвой мошенников.
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 10
Екатерина Александровна получила SMS-сообщение от банка, клиентом которого она является, о переводе определенной суммы денег с её банковской карты на неизвестный ей счёт. Что могло стать причиной этого факта? Как клиенту банка правильно поступить в данной ситуации?
Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 11
Совершеннолетней Анне Ф. пришло СМС−сообщение со следующим текстом: Поздравляем! Вы выиграли новый автомобиль BMW, для получения приза свяжитесь с нами по номеру ***. Позвонив по телефону, Анна узнала, что ей необходимо уплатить небольшую сумму в качестве таможенной пошлины за растаможивание автомобиля и получила номер карты, на которую нужна перевести сумму. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Анны Ф.? Как ей правильно поступить в данной ситуации?
Ответ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 12
Верны ли следующие суждения?
1)
А. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации.
Б. Все социальные роли человека имеют формальный характер.
2)
А. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе.
Б. Причины социального конфликта могут быть связаны с противоречием интересов социальных групп.
3)
А. Все социальные нормы охраняются силой государства.
Б. Социальные нормы по своему характеру могут быть запрещающими, разрешающими и предписывающими.
4)
А. Все социальные нормы имеют формальный характер.
Б. Как правило, социальные нормы фиксируются в нормативных правовых актах.
5)
А. Участниками социального конфликта могут быть значительные по численности группы и общности.
Б. Любой социальный конфликт приводит к разрушительным для общества последствиям.
6)
А. Семья осуществляет биологическое воспроизводство новых поколений.
Б. Семья осуществляет социализацию новых поколений.
7)
А. Племена, народности, нации — это виды этносов.
Б. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и гражданства.
8)
А. Размеры и форма доходов человека характеризуют его статус.
Б. Человек выполняет в обществе различные роли.
9)
А. Семья — это малая группа.
Б. Семья возникла раньше, чем государство.
10)
А. Ссора между приятелями служит проявлением социального конфликта.
Б. Противоречия интересов рабочих и предпринимателей могут вызвать социальный конфликт.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответы запишите в таблицу:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАДАНИЕ 13
Верны ли следующие суждения:
1)
А. Политика связана с участием в делах государства.
Б. Политика — это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами по поводу власти.
2)
А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.
Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.
3)
А. В любом государстве действует разделение властей и система «сдержек» и «противовесов».
Б. Государство обладает исключительным правом издавать законы.
4)
А. Политика выступает в качестве регулятора жизни общества.
Б. Поведение людей в рамках морали определяет законодательство РФ
5)
А. Демократический режим основан на признании прав и свобод человека.
Б. При демократическом режиме периодически происходят свободные выборы в органы государственной власти.
6)
А. Для правового государства характерно наличие развитого гражданского общества.
Б. Главным отличием правового государства является разветвлённая система законодательства.
7)
А. Государство осуществляет не публичную власть в стране.
Б. Государству принадлежит исключительное право взимания налогов и сборов с граждан и фирм.
8)
А. Все современные демократические государства являются республиками.
Б. Передача власти главы государства по наследству присуща монархиям.
9)
А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.
Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.
10)
А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.
Б. Признаком любого государства является разделение властей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответы запишите в таблицу:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАДАНИЕ 14
Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА |
|
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ |
А) обеспечение охраны правопорядка Б) организация работы общественного транспорта В) выплата пенсий, субсидий Г) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров Д) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами |
|
1) социальное обеспечение населения 2) производство общественных благ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
ЗАДАНИЕ 15
Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
|
ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ |
А) свободные выборы в органы государственной власти Б) правовое государство В) обязательная государственная идеология Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества Д) многопартийная система |
|
1) демократический 2) тоталитарный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
ЗАДАНИЕ 16
Кирилл и Николай узнали, что Михаил пригласил к себе в гости на празднование Нового года всех одноклассников, кроме них. Кирилл просто прекратил всякое общение с Михаилом, а Николай попытался через друзей узнать о причинах поступка Михаила. Сравните два способа поведения в межличностном конфликте: уход от конфликтной ситуации и привлечение посредников. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) осознание противоречия интересов
2) поиск пути выхода из конфликта
3) выход без уступок и отстаивания своих интересов
4) участие третьей стороны
|
||||
Черты сходства |
Черты отличия |
|
||
|
||||
ЗАДАНИЕ 17
Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) наступает только за совершённое преступление
2) применяется компетентными органами государства
3) строго регламентируется нормами права
4) влечёт судимость гражданина
|
||||
Черты сходства |
Черты отличия |
|
||
|
||||
ОТВЕТЫ
1
1Понятия: власть, демократия.
2. Смысл понятия:
власть — возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей;
ИЛИ
демократия — политический режим, при котором источником власти является сам народ.
2
Понятия: доход, собственность.
2. Смысл понятия:
доход — денежные средства или материальные ценности, полученные лицом в результате экономической деятельности за определённый период времени;
ИЛИ
собственность— принадлежность экономических благ (материальных или духовных ценностей) определенным лицам — собственникам.
3
Понятия: страта, социальная мобильность.
2. Смысл понятия:
страта — элемент социальной структуры общества, социальная группа, члены которой имеют примерно одинаковый доступ к социально-значимым благам;
ИЛИ
социальная мобильность — изменения положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.
4
Понятия: религия, наука.
2. Смысл понятия:
религия — сфера духовной культуры в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, бога или богов, организованное поклонение им;
ИЛИ
наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на получение объективных, обоснованных и системно-организованных знаний об окружающем мире.
5-3, 6-Мораль.
7 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: оплата покупок банковской картой / безналичная оплата покупок и т.п.;
(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)
2) два правила с пояснениями, допустим:
— закрывать рукой терминал, когда вводится пин-код (это позволит исключить ситуацию, когда мошенники смогут запомнить пин-код и использовать в корыстных целях для кражи денег с карты);
— не передавать данные карты третьим лицам (это исключит возможность использовать данные для снятия денежных средств без вашего ведома).
9- 1. Преимущества, например:
а) возможность совершать покупки дистанционно;
б) безопасное хранение денег, которые невозможно потерять;
в) возможность пополнять баланс карты удаленно, например когда родителей нет рядом и др.
2. Совет, например: ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код посторонним людям; не хранить PIN-код вместе с картой, а запомнить его, либо записать и хранить в надежном месте.
11
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
3 |
2 |
4 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
13
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
14. Ответ: 22121.
15. Ответ: 11221.
16. Ответ: 1234.
17. Ответ: 2314.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.