Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»
Оценка 4.7

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
русская литература
6 кл
20.06.2017
Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»
Содержание 1. История создания произведения……………………………………3 2. Особенности композиции стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»……………………………………………………………….4 3. Проблематика произведения………………………………………10 4. Жанр стихотворения-поэмы «Железная дорога»……………….11 5. Образная и поэтическая система…………………………………11 6. Значение стихотворения-поэмы для творчества поэта………….15 Литература ………………………………………………………………..17 Стихотворение-поэма «Железная дорога» было написано Н.А. Некрасовым в 1864 году. В основу произведения легли исторические факты. Речь в нем идет о строительстве в 1846–1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург.
некрасов.docx
Нижнетагильский государственный социально­педагогический институт Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения­поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»» Преподаватель: кандидат  филологических наук,  доцент О.В.Свахина Исполнитель: Зулаева  Татьяна Николаевна,  слушатель ЦДПО,  русский язык и литература  2016 г. Содержание 1. 2. История создания произведения……………………………………3 Особенности   композиции   стихотворения­поэмы   Н.А.Некрасова «Железная дорога»……………………………………………………………….4 3. Проблематика произведения………………………………………10 4. Жанр стихотворения­поэмы «Железная дорога»……………….11 5. Образная и поэтическая система…………………………………11 6. Значение стихотворения­поэмы для творчества поэта………….15 Литература ………………………………………………………………..17 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Стихотворение­поэма   «Железная   дорога»   было   написано   Н.А. Некрасовым в 1864 году. В основу произведения легли исторические факты. Речь   в   нем   идет   о   строительстве   в   1846–1851 гг.   Николаевской   железной дороги, соединившей Москву и Петербург. В начале 1842 года Николай I издал указ о начале строительства первой железной дороги в России. Она должна была соединить Москву и Петербург. Все   работы,   которыми   руководил   главный   управляющий   путями   П.   А. 2 Клейнмихель,   завершились   в   рекордно   короткие   сроки.   Уже   в   1852   году дорога   была   запущена.   Русский   поэт,   Некрасов   Николай   Алексеевич, посвятил   этому   событию   одно   из   наиболее   значимых   стихотворений гражданской   направленности.   Вот   только   внимание   его   в   большей   мере привлекают не столько блага, которые давала дорога, позволившая сократить время пути с одной недели до суток, сколько то, какой ценой она досталась России.  Стихотворение   "Железная   дорога"   Некрасова   было   написано   в   1864 году и опубликовано в журнале «Современник». К тому времени железная дорога между Москвой и Петербургом была названа Николаевской, а П. А. Клейнмихель,   отличавшийся   невероятной   жестокостью   по   отношению   к подчиненным   и   компрометировавший   власть,   отстранен   от   должности Александром   II.   Вместе   с   тем   проблема,   которую   поднимает   автор произведения,  в 60­е  годы XIX  века являлась весьма  злободневной.  В  это время развернулось строительство железных дорог в других уголках страны. При этом условия работы и содержания задействованных на работах крестьян мало чем отличались от описанных Некрасовым. Работая над стихотворением, поэт   изучил   ряд   публицистических   документов,   среди   которых   статьи   Н. Добролюбова   «Опыт   отучения   людей   от   пищи»   (1860)   и   В.   Слепцова «Владимирка   и   Клязьма»   (1861)   о   жестоком   отношении   управляющих   к подчиненным,   опубликованные   в   1860­61   годах,   что   расширяет   временные границы   произведения.   Фамилия   же   Клейнмихеля   в   большей   мере   должна была   отвлекать   внимание   цензуры   от   актуальности   темы.   Но   даже   это   не делало   его   менее   обличающим,   что   позволяет   понять   детальный   анализ. «Железная дорога» Некрасова многими современниками воспринималась как смелое обличение существовавших и при Александре II порядков.  Впервые   стихотворение   было   опубликовано   в   1865   году   в   журнале «Современник». Оно имело подзаголовок: «Посвящается детям». Публикация эта   вызвала   недовольство   официальных   кругов,   после   чего   последовало 3 второе предостережение о закрытии журналу «Современник». Цензор нашел в этом   стихотворении   «страшную   клевету,   которую   нельзя   читать   без содрогания».   Направление   журнала   цензура   определяла   так:   «Оппозиция   крайность   политических   и   нравственных   мнений, правительству, демократические   стремления, материализм»[2].    наконец,   религиозные   отрицания   и ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ СТИХОТВОРЕНИЯ­ ПОЭМЫ Н.А.НЕКРАСОВА «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА» Стихотворение   мы   можем   отнести   к   гражданской   лирике.   Жанрово­ композиционная   структура   его   сложна.   Построено   оно   в   форме   разговора пассажиров,  условным  попутчиком  которых  является  сам  автор. Основная тема – раздумья о тяжелой, трагической судьбе русского народа. Некоторые исследователи   называют   «Железную   дорогу»   поэмой,   синтезирующей элементы различных жанровых форм: драмы, сатиры, песни и баллады.  Произведение   состоит   из   4   частей,   объединенных   образами повествователя   (лирического   героя),   генерала   и   его   сына   Ванюши, оказавшихся   вместе   в   вагоне   поезда   Москва­Петербург.   Роль   экспозиции играет   эпиграф,   оформленный   в   виде   диалога   отца   и   сына.   Именно   ответ генерала на вопрос сына о том, кто построил эту железную дорогу, заставил повествователя вмешаться в их разговор. Возникший в результате спор и был положен в основу стихотворения (ниже приводится план) «Железная дорога». Некрасов адресует свое произведение таким же детям, как Ваня. По мысли поэта, они непременно должны знать пусть и горькую, но все же правдивую историю своей страны, так как за ними будущее России.  И   в   первой   части   мы   видим   картины   России,   прекрасный   осенний пейзаж,   начало   стихотворения   «Железная   дорога»   Некрасова   проникнуто чувством восхищения и умиротворения:  Славная осень! Здоровый, ядреный 4 Воздух усталые силы бодрит;  Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит;  Около леса, как в мягкой постели,  Выспаться можно – покой и простор! – Листья поблекнуть еще не успели,  Желты и свежи лежат, как ковер.  Пейзаж этот создан в русле пушкинской традиции:  Октябрь уж наступил – уж роща отряхает  Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.  Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает  В отъезжие поля с охотою своей…  Эти зарисовки выполняют в сюжете произведения функцию экспозиции. Лирический   герой   Некрасова   восхищается   красотой   скромной   русской природы, где все так хорошо: и «морозные ночи», и «ясные, тихие дни», и «моховые   болота»,   и   «пни».   И   как   будто   мимоходом   он   замечает:   «Нет безобразья   в   природе!».  Из   общего   плана   выбивается   лишь   одно   слово, которое заставляет читателя насторожиться: «нет безобразья в природе…». Невольно возникает вопрос: "Тогда где же оно есть?"  Тем самым подготавливаются антитезы, на основе которых построено все стихотворение. Так, прекрасной природе, где все разумно и гармонично, противопоставляет   автор   те   безобразия,  которые   творятся   в  человеческом обществе.  И   это   противопоставление   мы   имеем   уже   во   второй   части,   в   речи лирического героя, обращенной к Ване:  Труд этот, Ваня, был страшно громаден  ­  Не по плечу одному! В мире есть царь: этот царь беспощаден,  Голод названье ему.  Оппонируя генералу, он открывает мальчику правду о строительстве железной дороги. Здесь мы видим завязку и развитие действия. Лирический герой говорит о том, что многие рабочие были обречены на смерть на этом строительстве. Далее мы видим фантастическую картину:  5 Чу! восклицанья послышались грозные!  Топот и скрежет зубов;  Тень набежала на стекла морозные…  Что там? Толпа мертвецов! Как   отмечает   Т.П.   Буслакова,   «реминисцентным   источником   этой картины   является   сцена   танца   «тихих   теней»   в   балладе   В.А.   Жуковского «Людмила» (1808):  «Чу! в лесу потрясся лист.  Чу! в глуши раздался свист.  Слышат шорох тихих теней:  В час полуночных видений,  В доме облака, толпой,  Прах оставя гробовой  С поздним месяца восходом  Легким, светлым хороводом  В цепь воздушную свились…  По   смыслу   два   близких…   эпизода   полемичны.   У   Некрасова художественной   целью   становится   стремление   не   только   представить доказательства,   в   отличие   от   Жуковского,   «ужасающей»   правды,   но пробудить   совесть   читателя»[1].   Далее   образ   народа   конкретизируется   у Некрасова. Из горькой песни мертвецов мы узнаем об их несчастной судьбе: Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной,  Жили в землянках, боролися с голодом,  Мерзли и мокли, болели цингой. Грабили нас грамотеи­десятники,  Секло начальство, давила нужда…  Все претерпели мы, божии ратники,  Мирные дети труда!  Далее   картина   еще   более   конкретизируется   и   нагнетаются   мрачные, ужасающие   впечатления:   мы   видим   детализированный   портрет   одного   из персонажей:  Волосом рус,  Видишь, стоит изможден лихорадкою,  Высокорослый, больной белорус:  Губы бескровные, веки упавшие,  Язвы на тощих руках,  Вечно в воде по колено стоявшие  6 Ноги опухли; колтун в волосах;  Ямою грудь, что на заступ старательно  Изо дня в день налегала весь день… Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:  Трудно свой хлеб добывал человек! В   полной   мере   понять   последствия   невыносимого   труда   и нечеловеческих условий жизни позволяют подробное описание его фигуры и внешности,   а   также   их   анализ   («Железная   дорога»   Некрасова   ­   глубоко реалистическое произведение, показывающее все без прикрас). Упавшие веки и бескровные губы, покрытые язвами тощие руки и опухшие ноги («вечно в воде»), «ямою грудь» и горбатая спина… Автор описывает даже колтун в волосах – признак антисанитарии и постоянной мучительной болезни. А еще однообразные,   доведенные   до   автоматизма   движения.   Здесь   стирается различие   между   мертвым   и   живым,   но   очень   больным   человеком,   каким изображает белоруса Николай Некрасов. Железная дорога в результате для одних становится источником славы, для других – могилой. В ней погребены тысячи   безвестных   замученных   людей.   Так   чувство   восторга,   вызванное красотой природы в 1 части, сменяется описанием жестокой эксплуатации одних людей другими. Здесь   же   лирический   герой   обозначает   свою   позицию.   В   призыве, обращенном   к   Ване,   он   раскрывает   свое   отношение   к   народу.   Огромное уважение   к   труженикам,   «братьям»,   к   их   подвигу   звучит   в   следующих строках:  Эту привычку к труду благородную  Нам бы не худо с тобой перенять…  Благослови же работу народную  И научись мужика уважать.  И   заканчивается   вторая   часть   на   оптимистической   ноте:   лирический герой   верит   в   силу   русского   народа,   в   его   особенную   судьбу,   в   светлое будущее:  Да не робей за отчизну любезную…  Вынес достаточно русский народ,  7 Вынес и эту дорогу железную –  Вынесет все, что господь ни пошлет!  Вынесет все – и широкую, ясную  Грудью дорогу проложит себе.  Эти   строчки   являются   кульминационными   в   развитии   лирического сюжета. Образ дороги здесь приобретает метафорический смысл: это особый путь русского народа, особый путь России. Третья   часть   стихотворения   противопоставлена   второй.   Здесь   отец Вани, генерал, высказывает свои взгляды. По его мнению, русский народ – «варвары»,   «дикое   скопище   пьяниц».   В   отличие   от   лирического   героя,   он настроен скептически. Антитеза присутствует и в содержании самой третьей части.  Паровозный   свисток,   подобно   крику   петуха,   развеял   казавшиеся такими реальными видения (вспоминаются черты баллады, которые удачно использует   в   стихотворении   «Железная   дорога»   Некрасов).   Идея повествователя о великом подвиге, совершенном народом, и рассказ Вани об удивительном сне вызывают у генерала лишь хохот. Для него простые мужики не   больше   чем   пьяницы,   варвары   и   разрушители.   В   его   представлении восхищения   достойны   только   истинные   создатели   прекрасного,   а   это непременно должны быть талантливые одухотворенные люди. Эстет в душе, недавно   видевший   лучшие   творения   искусства   в   Риме   и   в   Вене,   генерал презирает необразованного мужика, ни на что, по его мнению, не способного. В   том   числе   и   на   строительство   железной   дороги.   В   этом   споре   героев отразилось   актуальное   в   середине   века   противостояние   материалистов   и эстетов   о   том,   что   полезнее:   практичность   (т.   е.   глиняный   горшок)   или красота ­ статуя Аполлона (А. Пушкин, «Поэт и толпа»). Отец считает, что подобные истории изначально вредны для сердца ребенка, и просит показать «светлую   сторону»   строительства.   Стихотворение   «Железная   дорога» Некрасова   завершается   рассказом   о   том,  какую   награду   получил   народ   за свою работу.  8 Четвертая   часть   представляет   собой   бытовую   зарисовку.   Это своеобразная   развязка   в   развитии   темы.   С   горькой   иронией,   сатирически лирический   герой   рисует   здесь   картину   окончания   трудов.  Вот   рельсы уложены, мертвые похоронены, больные – в землянках лежат. Пришло время получать награду за труды. Все подсчитали десятники за время работы: «брал ли   на   баню,   лежал   ли   больной».   В   результате   каждый   приказчику   еще   и должен остался. На этом фоне иронично звучат слова лабазника, выкатившего бочку вина: «… недоимку дарю!» Невеселые мысли навевает последняя глава и ее анализ. «Железная дорога» Некрасова – это произведение не только о трудовом подвиге русского народа, но и о его холопской сути, которой ничем не сломать. Замученный, нищий, привыкший к покорности мужик ликовал и «купчину с криком "ура!"» по дороге помчал…  ПРОБЛЕМАТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ Главное   содержание   поэзии   Некрасова   —   любовь   и   сострадание   к простым   людям,   к   народу,   к   русской   земле.   В   своем   стихотворении «Железная дорога» Некрасов затронул актуальную для тех лет проблему — роль   капитализма   в   развитии   России.   На   примере   строительства   железной дороги автор показал, как ценой непосильного труда и жизней сотен простых людей новые общественные отношения утверждались в России. Некрасов не ограничился показом ужасов каторжного труда. Он восхищается трудовым подвигом   людей,   которые   «надрывались   под   зноем,   под   холодом,   с   вечно согнутой спиной, жили в землянках, боролися с голодом, мёрзли и мокли, болели цингой», и все же построили дорогу. Некрасов воспевает народный труд, прославляет «привычку к труду благородную». Он прославлял народное терпение и выносливость, трудолюбие и высокие нравственные качества: «Эту привычку   к   труду   благородную   /   Нам   бы   не   худо   с   тобой   перенять...   / Благослови же работу народную / И научись мужика уважать». И в то же время с душевной болью автор показывает покорность народа, смирившегося 9 со своим положением. Противопоставляет красоту, разлитую в мире природы: «нет   безобразья   в   природе...   все   хорошо   под   сиянием   лунным»,   —   тому «безобразью»,   которое   царит   в   мире   человеческих   отношений,   и   вновь подчеркивает любовь к «родимой Руси  Анализ произведения показывает, что в «Железной дороге» слышится уверенность поэта в светлом будущем русского народа, хотя он и отдает себе отчет в том, что эта прекрасная пора наступит нескоро. А в настоящем в «Железной   дороге»   предстает   та   же   картина   духовного   сна,   пассивности, забитости   и   смирения.   Предпосланный   стихотворению   эпиграф   помогает автору   высказать   свой   взгляд   на   народ   в   полемике   с   генералом,   который называет   строителем   железной   дороги   графа   Клейнмихеля,   а   народ   в   его представлении   ­   это   «варвары,   дикое   скопище   пьяниц».   Некрасов   в стихотворении   опровергает   это   утверждение   генерала,   рисуя   образы подлинных строителей дороги, рассказывая о тяжелейших условиях их жизни и   труда.   Но   поэт   стремится   пробудить   в   юном   Ване,   олицетворяющем молодое поколение России, не только жалость и сострадание к угнетенному народу, но и глубокое уважение к нему, к его созидательному труду. ЖАНР СТИХОТВОРЕНИЯ­ПОЭМЫ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА» «Железная дорога» по размеру небольшое стихотворение. Однако по масштабу событий, по своему духу это стихотворение — настоящая поэма о народе.   Публицистическая   направленность   стихотворения   сочетается   с художественным   изображением   картин   непосильного   труда   рабочих, поэтическое обобщение — с глубоким лиризмом, поэтическое изображение русской осени и природы — с идейной направленностью.  Эпическая   основа   «Железной   дороги»   позволяет   отнести   это произведение к жанру поэмы, хотя объем ее небольшой, и иногда «Железную дорогу»   называют   стихотворением.   Внимание  поэта   привлекла   острая социальная   тема   —   строительство   железных   дорог,   где   процветала 10 безжалостная эксплуатация рабочих, вчерашних крестьян, выгнанных из сел и деревень — «с разных концов государства великого» — голодом и нуждой. ОБРАЗНАЯ И ПОЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Повествование   в   стихотворении   начинается   с   описания   прекрасного осеннего   пейзажа.  Автор   показывает,  что   в   природе  «нет   безобразья»,  все соразмерно.   Изображение   «покоя»   в   природе   противопоставлено   картинам непосильного   труда   и   бесчеловечного   отношения   к   простым   людям. Некрасову   свойственно   в   поэзии   преувеличение.   И   в   стихотворении «Железная дорога» оно присутствует.  Поэт   обращается   к   многообразным   средствам   художественной изобразительности. В самом названии стихотворения эпитет «железная» несет в себе оценочный смысл, то есть дорога, построенная тяжелым трудом. Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к   приему,   достаточно   известному   в   русской   литературе,—   описанию   сна одного из участников повествования. Сон Вани — это не только условный прием, а реальное состояние мальчика, в чьем растревоженном воображении рассказ   о   страданиях,   с   которым   обращается   к   нему   рассказчик,   рождает фантастические   картины   с   ожившими   под   лунным   сиянием   мертвецами   и странными песнями.  Стихотворение написано истинно народным поэтическим языком. Как всегда, «заговорил народ; точнее ­ поэт сам, лично заговорил как русский простолюдин,   языком,   прибаутками,   юмором   крестьянина,   рабочего, наборщика, солдата и проч.» (В.В. Розанов). «Железная дорога» написана в основном   четырехстопным   дактилем,   построение   строки   стихотворения позволяет передать ритмический стук колес идущего поезда. Композиционно произведение делится на четыре части. Оно написано четырехстопным   дактилем,   катренами,   рифмовка   –   перекрестная.   Поэт использует   различные   средства   художественной   выразительности:   эпитеты («ядреный   воздух»,   «в   пору   прекрасную»),   метафору   («Вынесет   все   –   и широкую,   ясную   Грудью   дорогу   проложит   себе…»),   сравнение   («Лед 11 неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит»), анафору («Едет   подрядчик   по   линии   в   праздник,   Едет   работы   свои   посмотреть»), инверсию «Эту привычку к труду благородную»). Исследователи отмечали многообразие   лирических   интонаций   (повествовательную,   разговорную, декламационную)   в   стихотворении.   Однако   все   они   окрашены   песенной тональностью.   Сцена   с   изображением   мертвецов   приближает   «Железную дорогу»   к   балладному   жанру.   Первая   часть   напоминает   нам   пейзажную миниатюру.   Словарь   и   синтаксис   произведения   нейтральны.   Анализируя фонетический строй произведения, отметим наличие аллитерации («Листья поблекнуть еще не успели») и ассонанса («Всюду родимую Русь узнаю…»).  В первой части поэмы содержится описание осеннего пейзажа за окном. Нет сомнений в том, что поэт, размышляя над чем­то важным («думаю думу свою»), все же любуется простотой русского пейзажа. Плеоназм «думаю думу», свойственный разговорной речи, подчеркивает важность   размышлений,   их   глубину,   тревожность,   в   нем   угадывается былинный и народный песенный слог. На   первый  взгляд,  средства  изобразительности,  которыми  пользуется поэт, могут показаться, «затасканными и несвежими» (так их охарактеризовал один из критиков­современников), да и поэтические штампы угадываются и даже   вызывают   легкую   усмешку   у   некоторых   любителей   поэзии…   Но, возможно,   на   выбор   поэта   повлияла   поставленная   им   самим   задача:   речь персонажа должна быть понятной, простой, то есть – народной. Что же, мотив ясен. Не стоит удивляться и тому, что у нашего героя появилось желание «выспаться» — успокаивающий стук колес, мерное покачивание располагает к этому, уводит от тревог и дневных забот. Да и в описании пейзажа нет «высокой   поэтики»   —   все   скромно   и   просто:   «кочи»,   «моховые   болота», «пни»,   «все   хорошо»,   «всюду   родимая   Русь»,   —   звучит   классически,   но сказано к месту. Слово «Русь», упорно звучащее у Некрасова, как­то не очень созвучно с «новой темой» и не вписывается в тему «индустриализации». 12 Вторая   часть   поэмы   –   отличается   от   первой.   Противопоставление   в природы   («нет   безобразия   в   природе»)   и   человеческих   отношений   (тема рабского   труда   и   бесправия   народа   с   одной   стороны,   жажда   наживы, бесчеловечность с другой) «вскрывает» правду и звучит обвинением в адрес тех, кто готов забыть непосильный труд, голод, смерть тысяч крестьян, то, о чем   поэт   «при   лунном   сиянии»   рассказывает   мальчику.   В   этом   рассказе ребенку,   пожалуй,   трудно   отличить   правду   от   видений   из   сна.   «Песня мертвецов»,   вошедшая   во   вторую   часть   поэмы,   подчеркивая   трагизм повествования, звучит как исповедь и как наказ потомкам, а также как упрек тем,   кто   забыл   истинных   строителей   дороги.   В   этой   песне   раскрывается психология   русского   мужика   –   всепокорного,   бесправного,   верящего   в лучшую жизнь. Наверное, выслушав такое откровение, ребенок испугается, но «урок» нравственности, христианского отношения к людям поэт преподал не зря. Сон улетучится, но мысли и чувства уже растревожили юное создание, и разговор не будет забыт. Третья   часть   поэмы   построена   на   диалоге:   Ваня   –   отец­генерал   – попутчик­поэт.   Интересно   и   то,   что   в   этой   беседе   упоминается   кто­то четвертый   –   тот,   кто   сказал   Ванечке   фразу   «Вот   они   –   нашей   дороги строители!..» На этот факт можно было бы не обращать внимания, если бы слово «он» не было бы выделено курсивом. Кто «он»? Воплощение какой силы? Генерала же последние слова сына рассмешили; его резкий хохот и, как ему кажется, неопровержимые аргументы в пользу того, что безграмотный народ способен лишь разрушать, вызваны внутренним недовольством, которое он   всячески   скрывает.   «Варвары!   Дикое   скопище   пьяниц!..»  –   именно   так величает он трудовой народ. Но поэт по­прежнему не вступает с ним в спор. Его   слова   все   так   же   обращены   к   ребенку,   ведь   «урок»   должен   иметь завершение. 13 В   четвертой   части   поэмы   рассказывается   о   том,   как   была   окончена великая стройка. Но и это радостное событие – «светлая сторона» – имеет свои оттенки. Рабочий народ закончил «труды вековые» и что же получил взамен?   –   «каждый   подрядчику   должен   остался».   Сгладить   конфликт «помогает   бочка   вина»,   щедро   выставленная   купчиною,   да   «подаренная» недоимка.   Обман   налицо,   но   «ура»   раздается   все   громче,   дружнее, протяжнее… Скрытый спор между генералом и поэтом заканчивается «вопросом на вопрос».   И   это   не   просто   спор   людей,   чье   мнение   не   совпадает,   это столкновение двух взглядов, двух мировоззрений о роли народа в истории. Авторская   ирония   (ею   пронизана   вся   4­ая   часть)   вызвана   не   только социальной несправедливостью, но и тем равнодушием к собственной участи, какую выказывает русский мужик. ЗНАЧЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ­ПОЭМЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА Новое   произведение   Н.   Некрасова   вызвало   широкий   общественный отклик.   Не   случайно,   один   из   цензоров   назвал   его   «страшной   клеветой, которую нельзя читать без содрогания». А журнал «Современник», первым опубликовавший   текст,   получил   предупреждение   о   закрытии.   Г.   Плеханов вспоминал   о   знакомстве   со   стихотворением   в   выпускном   классе   военной гимназии.   По   его   свидетельству,   первым   желанием   его   и   товарищей   было одно: взять ружье и пойти «сражаться за русский народ»[4].  Анализ произведения явственно доказал, что стихотворение «Железная дорога» остается и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью. Некрасов — один   из   поэтов,   которые   определяют   направленность   искусства   на   долгие годы, на целые периоды его развития. И литература критического реализма, и живопись (художники­передвижники), и в некотором отношении даже русская музыка   —   развивались   под   воздействием   скорбной   и   страстной   поэзии 14 Некрасова.   Сострадание,   обличение   и   протест   проникали   во   все   сферы русской   жизни.   Социальный   характер   русской   культуры   складывался   в значительной степени под влиянием Некрасова.  Н.А.   Некрасов   создал   новый   тип   поэтической   сатиры,   сочетая элегические,   лирические   и   сатирические   мотивы   в   пределах   одного стихотворения, как в «Железной дороге». Некрасов расширил возможности поэтического   языка, включая   в лирику  сюжетно­повествовательное  начало. Он освоил русский фольклор: склонность к песенным ритмам и интонациям, использование параллелизмов, повторов, трехсложных размеров (дактиля и анапеста)   с   глагольными   рифмами.   Некрасов   поэтически   осмыслил пословицы,   поговорки,   народную   мифологию,   но   главное   —   он   творчески перерабатывал фольклорные тексты, раскрывая потенциально заложенный в них   революционный,   освободительный   смысл.   Необычайно   раздвинул Некрасов и стилистический диапазон русской поэзии, используя разговорную речь,  народную   фразеологию,  диалектизмы,  смело   включая   в  произведение разные речевые стили — от бытового до публицистического, от народного просторечия   до   фольклорно­поэтической   лексики,   от   ораторско­ патетического до пародийно­сатирического.  Стихотворение «Железная дорога» было очень популярно среди  современников поэта. Одна из причин того – искренность и горячность чувств лирического героя. Как отмечал К. Чуковский, «у Некрасова… в «Железной  дороге» и злоба, и сарказм, и нежность, и тоска, и надежда, и каждое чувство  огромно, каждое доведено до предела…»[3] 15 ЛИТЕРАТУРА 1. Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. Учебный минимум для абитуриента. М., 2005. 2. Зарчанинов А.А., Райхин Д.Я. Русская литература. Учебник для  средней школы. М., 1964. 3. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1955. 4. http://fb.ru/article/173311/nekrasov­jeleznaya­doroga­analiz­jeleznaya­ doroga­nekrasova­tema­ideya­stihotvoreniya 5. http://referatwork.ru/analiz_proizvedeniya_8_klass/section­10.html 16

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Композиция, проблематика, жанр, образная и поэтическая система стихотворения-поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога»»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017