Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"
Оценка 5

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
19.06.2017
Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"
Презентация к уроку
Киричкова О.В..docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 (МБОУ СОШ №2) ул. М. Горького, 52,  с.Заветное, Ростовская область 347430, тел. 21­2­16  e­mail: [email protected]                                 Урок по литературе Тема: «Смысл названия произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца». 6 класс                                                      Учитель высшей категории                                                   Киричкова Ольга Владимировна                                                   МБОУ СОШ № 2 с. Заветное 2017 г. Урок  литературы в 6 классе.        Смысл названия  произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Тип урока: обобщающий урок Цели урока: ­воспитание ценностного отношения к людям, к жизни через переосмысление текста и содержания произведения; ­формирование чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части. ­показ   единства   человека   и   природы,   неразрывной   тесной   связи   всего существующего в мире Задачи урока: ­раскрыть смысл названия произведения; ­научить   анализировать   отдельные   эпизоды   и   определять   их   роль   в произведении; ­развивать коммуникативные навыки устной и письменной речи; ­ продолжить обучению исследовательской деятельности, развивать творческие способности каждого ученика.  Ход урока. «Я ведь, друзья мои, пишу о природе,  сам же только о людях и думаю».  (М.М.Пришвин) 1. Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца». (Слайд 1) На   предыдущих   уроках   мы   с   вами   рассматривали   сюжет,   познакомились   со смелыми, заботливыми ребятами, Настей и Митрашей, (Слайд 2 )   прошлись по страницам     Подробно анализировали отдельные эпизоды и определяли их роль в произведении.   сказки­были   М.М.Пришвина   «Кладовая   солнца».   На доске у  меня написан  эпиграф . Как вы понимаете его смысл?  В конце  урока мы ещё обратимся к эпиграфу. 1.Актуализация знаний.  Проверка домашнего задания.    Дома   вы   придумывали   синквейны   на   тему   Митраша,   Настя,   дети.   Давайте зачитаем некоторые из них.  Еще я вас просила найти в словаре значение слова кладовая.  С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. (Слайд 3)   кладовая, ­ой, ж. 1. Помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. К. в даме. Особая к. Эрмитажа. 2. перен., чаще мн. Место, где сосредоточены какие­н. природные ценности.  Лесные кладовые (о местах произрастания грибов, орехов, ягод). Кладовые  морских глубин. Подземные кладовые (о средоточиях полезных ископаемых).  В  каком значении употребляется слово в названии произведения  « Кладовая солнца»?   (в   переносном.     А   какое   изобразительно­выразительное   средство использовано? метафора). (Слайд 4) Как вы думаете? О чём сегодня пойдёт разговор на уроке? Какие цели мы поставим? Знать: какой смысл вкладывал Пришвин в название произведения. Понимать: чему он хотел нас научить.  Обратимся к  стихотворению Рыленкова «Всё в тающей дымке…» (Слайд 3.Изучение новой темы.    5 ) Как вы понимаете слова Н. Рыленкова? Найдите синонимы. Чем лексическое значение   слова   УВИДЕТЬ   отличается   от   лексического   значения   слова ВСМОТРЕТЬСЯ? Увидеть­ просто смотреть Всмотреться ­ напрячь зрение и внимание, чтобы рассмотреть, разобрать. Пришвин   М.М.   умел   очень   внимательно   всматриваться   в   окружающую природу, а затем в своих произведениях щедро раскрывал тайны и красоты  мира для своих читателей.  Не   случайно   главные   герои   произведения,   Настя   и   Митраша,   проходят   путь нравственного взросления именно на природе. Мы тоже  будем учиться видеть, слышать, читать тайные   знаки природы, проникать в её тайны. ­ Попробуем вспомнить ,кто же они, герои произведения? ( Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось, змея, тетерев,  сосна и ель, волк, зайчик) ­ Почему мы включили в этот список растения и животных?  ( Они являются участниками событий, многим даны имена.) ­  Природа в произведении ­   действующее лицо, герой произведения. Давайте  посмотрим, как проявляет себя природа по отношению к людям. Солнце дарит тепло земле, а она отдает его добром людям. Как и чем  делится с человеком природа? (целебные ягоды и травы, грибы и т.д.) Сегодня   на   уроке   мы   с   вами   проведём   исследование.   Что   значит исследовать? (ответы обучающихся). (слайд 6) Давайте  найдем корень этого слова. На доске слова: исследовать, следопыт, следователь. А в слове исследовать есть приставка ис­.Что она обозначает (Слайд 7)из ­ .ис.. — исследовать   (служит для образования глаг. и сущ.) 1) Указывает на направленность движения, действия изнутри, изъятие, извлечение кого , чего л. откуда л.  Она указывает на то, что нужно не только заметить след, идти по следу героев , но и извлечь из этого полезные сведения для себя. А теперь к исследованию! С чего начнём? Пожалуй, с наблюдений.  Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло­сладкой  ягодой клюквой. (Звуки леса , слайд8) Задание. Закройте глаза, представьте себя в лесу. Что нужно знать, идя в лес?  Назовите свои действия. Проверьте себя. (Слайд 9)Ассоциограмма . Итак, дети в предрассветный час пришли в лес. Посмотрим, как Пришвин  описывает природу,  восход солнца, как постепенно меняются краски, становясь более яркими,  живописными.  Задание. Читаем выразительно отрывки.   Мы послушали музыку, увидели изображения художников.  Художник изображает красоту природы при помощи  краски, ракурса, света. У композитора это ритм,  мелодия, а  при помощи чего писатель создает  красоту? (Слово, изобразительные средства). Учитель: Давайте докажем это, поработаем с текстом. Задание:  (  Находим изобразительные средства) Работать будем в 3 –х группах: Задание :Словесное рисование:  ­Скажите, здесь одна картина?­Нет, их несколько, одна сменяет другую. Опишите , какие картины вы видите? ­Какая особенность  здесь раскрывается? ­Природа дана в движении,  записываем: Движущий пейзаж; А теперь сами на минуту станем художниками  слова. Перед вами клоуз­ текст.   Сейчас   вы   попробуете   восстановить   его,   а   потом   мы   сравним   его   с оригиналом Задание: Клоуз текст (вставить прилагательные) Увидели, как трудно быть писателями. ­Итак,   дети   отправились   за   клюквой.   Жанр   этого   произведения   Пришвин определяет так: сказка­быль. Почему?  Объединяемся в 2 группы. Задание: Группа1 называет сказочные мотивы, Группа 2 – черты  реалистического повествования. Примерный ответ Гр1: сказка – это повествование, основанное на вымысле. В  произведении есть сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и  заблудились).В рассказе Пришвина как и в сказке герои стоят перед выбором  пути­испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать. Для сказки  характерны присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки­старушки,  черный ворон. В рассказе как в сказке есть предмет­помощник – это компас. В  сказке добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается благополучно. В  рассказе, как и в сказке, природа предостерегает о приближении опасности  (елочки пугают героя, вороны и сороки трещат, предчувствуя наживу, природа  хмурится, наблюдая за ссорой сестры и брата. Название болота – Блудово – от  слова «заблуждаться», «скитаться в поисках истины». Так и наши герои искали  и нашли истину, преодолев все испытания этого враждебного человеку места.  Как и в сказке, рассказ Пришвина имеет поучительный смысл «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»: надо жить дружно, заботиться друг о друге. Самая большая правда «есть правда вековечной суровой борьбы людей за  любовь». Эту правду герои поняли в конце своего пути­испытания. Примерный ответ Гр2: Быль – это история о том, что действительно было. В  начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую  послевоенную жизнь русских людей. Называет реально существующий город  Переяславль­Залесский и торфяное месторождение, где работают геологи. В  простой и ясной форме Пришвин рассказывает о серьезных естественнонаучных  открытиях: «Солнце отдает свое тепло растениям, умершие и упавшие в болото,  они скапливают эту энергию и образуют горючее вещество – торф. Герои  рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории не потому,  что им помогали волшебные существа и предметы, а потому, что они  прислушивались к советам старших, любили и знали природу, повадки животных. Урок, который вынесли ребята из похода за клюквой, есть главный  закон жизни на земле, залог счастья. (Слайд 10).  Для чего же Пришвин соединил два столь противоположных жанра воедино?  Вывод: автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю, произошедшую с конкретными детьми, но и в более широком,  обобщенном, смысле. Рассказ «Кладовая солнца» заставляет нас задуматься над  многими вопросами: в чем смысл жизни человека, как нужно относиться к  природе и животным, где граница между добром и злом.  ­В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Ученик   читает выразительно два абзаца, начиная со слов: “Лет двести тому назад...” (слайд11 )    Почему образ сосны и ели автор помещает перед появлением детей в лесу?  (Как предупреждение, нужно быть вместе, рядом.) Докажите текстом, что природа предупреждает детей об опасности. Найдите  предупреждения.  («холодная синяя стрелка», «ветер рванул», «сосна простонала», «ель  зарычала»).  ­ Какой прием использует автор, чтобы «оживить, очеловечить» природу? (Олицетворение) ­  Где ещё в тексте вам встретились подобные предупреждения?  ( Травка завыла, ёлочки не пускают Митрашу в елань)  Как автор называет природу? ( Великий храм)  Что хочет сказать нам автор о природе?  ( В замысел писателя входило показать единство человека и природы,  неразрывную связь всего существующего на земле.)  ­   Как   случилось,   что   дружные   ребята   смогли   покинуть   друг   друга   и   пойти разными дорогами? ­ Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?  ­ Как вела себя Настя, оставшись одна? Почему она забыла о Митраше? Настя пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но  потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась  сбором клюквы и забыла о Митраше. Её охватил азарт собирателя и жадность, и  в этой жадности она перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное  лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет  истинно человеческие качества. ­ Что помогло Митраше выбраться из Слепой елани? Терпение, отвага,  решительность,  смелость. ­Насте? ­   Как   ведут   себя   дети   после   встречи?   Почему?   Какие   выводы   делают? М.Пришвин  проводит своих  героев через  испытания, которые  они  выдержали. Каждому   из   нас   придется   решать много   жизненных   задач, идти   своей дорогой или  тропкой, но  самое  главное – это  не  потерять  себя, не  потерять человеческое  достоинство.   Вернемся к эпиграфу: «Я ведь,  друзья  мои , пишу  о  природе. Сам  же  только  о  людях  и думаю»  Что вы теперь можете добавить? Как вы понимаете эти слова? Подходит к концу наше исследование. Давайте подведём итоги. Учитель:  Блудово   болото   называет   автор   “кладовой   солнца”,   в   котором скопились   огромные   запасы   торфа   —   прекрасного   горючего   материала, образовавшегося за многие годы из остатков растений.   Первоначально произведение «Кладовая солнца» называлось «Друг человека».  Почему, по­вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия? В начале сегодняшнего урока мы с вами говорили о значении слова «кладовая». В чем же смысл названия сказки­были? Что есть «кладовая» солнца? Зачитываем ( стр. 170).(Слайд12) ­Только ли торфом богаты леса? ­И палестинка тоже кладовая. Вывод: Вся природа тоже кладовая, она рождена солнцем, живёт благодаря его  теплу.  ­И люди . Они щедры на добро, трудолюбивы, мудры. Разве это  не богатство  земли? Соседи, родители, научившие детей заботиться друг о друге и любить  труд, сами дети, Антипыч. Пришвин говорит и о людях, их душевном богатстве.  Как торф ­ «кладовая солнца»­ то есть жизни, запасов из прошлого, так  человеческая жизнь многих поколений – кладовая душевного тепла,  любви.  Природа добра и мудра, но в ней много загадок. Их надо разгадывать и  относиться к природе с уважением. Она ответит тем же. «Правда человека», по  Пришвину, заключена в единстве человека и природы, в родственном, мудром к  ней отношении. Любите её, цените и берегите! А у нас,  в наших краях есть кладовая солнца? Где же?  Слайды. Я думаю, прочитав это произведение, вы  поняли, как нужно относиться к  природе и животным, не нужно быть легкомысленными и равнодушными. Итоги урока:  Так чему же учит нас Пришвин? Задание на дом. ( Слайд13 )  1. Отрывок наизусть 2.Написать сочинение­миниатюру на тему: «Чему меня учит сказка – быль  М.М.Пришвина?» По желанию: 1.Синквейн : природа 2.Иллюстрации к буклетам  (Слайд14) Рефлексия : Что нового вы узнали для себя сегодня на уроке? Что  пригодится вам в жизни? Оценки

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы 6 класс на тему "Смысл названия произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017