Контрольная работа по русскому языку 10 класс

  • Контроль знаний
  • doc
  • 13.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Контрольная работа предназначена для учащихся 10 класса ( профильный уровень- гуманитарный) за 1 полугодие. В работе 2 варианта, спецификация, ответы. Работа дана по учебнику В.В. Бабайцева. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М.: Дрофа , 2011 год
Иконка файла материала контрольная работа по русскому языку.doc
Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие в 10 классе  (по учебнику В.В.Бабайцевой профильный уровень) 1 вариант Часть А А 1. Лексикология – наука, которая изучает … состав языка А) звуковой  Б) словарный  В) грамматический А 2. Что называют жаргоном? А) Жаргон – это выражения из словаря В.И.Даля.   Б) Жаргон­ это стиль речи человека. В) Жаргон — социальная разновидность речи какой­либо группы людей, объединенных  общностью интересов, общественным положением. А 3.Орфоэпические нормы регулируют А) написание слова  Б) употребление слова в речи   В) произношение А 4.Отметьте слова, толкование которых дано неправильно А) Абажур — настенный светильник.    Б) Менталитет — склад ума; мироощущение, мировосприятие.    В) Коммюнике — официальное сообщение по завершении встречи, переговоров  представителей двух и более стран.     Г) Фолиант — подборка наиболее представительных сочинений (чаще стихотворных) разных  авторов А 5.Отметьте слова, в которых ударение поставлено неправильно А) христианИн   Б) принудИть   В) экспЕрт   Г) мелькОм А 6.Выделите из синонимического ряда слова с книжной стилистической окраской А) идти  Б) шествовать  В) выступать   Г) плестись А 7.В каком предложении вместо слова ПОСТУПОК нужно употребить ПРОСТУПОК? А) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ. Б) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ. В) Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника. Г) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной. А 8.Определите значение фразеологизма И НАШИМ И ВАШИМ А) положительная характеристика, употребляется со значением «одновременно и одним, и  другим», помогая разным сторонам Б) отрицательная характеристика, употребляется со значением «одновременно и одним, и  другим», угождая двум, разным по взглядам, сторонам. А 9. В каком ряду во всех словах пишется буква Е? А) б..режливый, выб..рем, выб..раем       Б) соб..рут, в красном б..рете, разб..раться В) т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять      Г) раст..ряться, т..рмометр, раст..рание А 10.В каком ряду пропущена одна и та же буква? А) ни..пускать, бе..грамотный, и..вергать       Б) ..жигать, и..подтишка, во..хождение В) ра..двоение, во..соединение, и..бранник     Г) мирово..зрение, во..кликнуть, бе..людный А 11.Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? А) заваливший   Б) заботливый   В) перегородка   Г) обиженный А 12.Найдите сложноподчиненное предложение. А) Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.Б) В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. В) Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней  полосы России. Г) В ком добра нет, в том правды мало.                                                                            Часть Б Текст  (1)Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.   (2)Природа­ это материал для хозяйства всего человека и зеркало пути каждого из нас к истине.  (3)Стоит только хорошо задуматься о своем пути и потом из себя поглядеть   на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств.    (4)Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды дождевой: одна задержалась, другая нагнала её, обе слились в одну и вместе упали на землю. (5)Так просто! (6)А если задуматься о себе, что переживают люди в одиночку, пока не найдут друг друга и не сольются, и с этими мыслями станешь исследовать капли в их слиянии, и окажется ­ у них тоже не так просто капли сливаются. (7)И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека и что вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека­ царя. (8)В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес. (9)Человек мало того,   что   сам   встал   на   ноги,   он   поднял   вместе   с   собой   зеркало   и   увидел   себя,   и   стал всматриваться в свое изображение. (10)Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя. (11)Понять   себя   самого   в   зеркальном   изображении,   скорее   всего,   может   только человек. (12)История культуры и есть рассказ о том, что увидел   человек в зеркале, и всё будущее наше в том, что еще в этом зеркале он увидит. (М.М. Пришвин) Б 1.Запишите номер предложения, в котором сформулирована проблема текста. Б 2.Запишите номер предложения, в котором сформулирована авторская позиция. Б 3. В  приведённых  ниже  предложениях  пронумерованы  все  запятые . Выпишите    цифру (­ы ),  обозначающую (­ие )  запятую (­ые )  между   частями    сложноподчинённого  предложения .    Клянусь , (1)   правду   буду   говорить !  Раньше , (2)   бывало , (3)   он   съедал  еще головку    сыра , (4)   а   в   тот   день   как   заупрямится :  не   хочу   да   не   хочу !  Говорит , (5)  что   дома  обедал . Б 4.Сколько запятых необходимо поставить в данном предложении: В очерке называются подлинные имена и фамилии действительные, а не вымышленные места  событий описывается реальная обстановка указывается время действия.  А) 1   Б) 2   В) 3   Г) 4 Б 5.Выпишите из текста слово (а) с чередующейся гласной в корне. Ночь стояла над притихшей землей. Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим.Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же  напряженной силой, как и на небе. Б 6.Выпишите из текста слово, образованное бессуффиксным способом. Ночь стояла над притихшей землей. Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим.  Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же  напряженной силой, как и на небе. Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие в 10 классе (по учебнику В.В.Бабайцевой профильный уровень) Часть А 2 вариант А 1. Фонетика – наука, которая изучает … состав языка А) звуковой  Б) словарный  В) грамматический. А 2. Что называют диалектом? А) Диалект – это выражения из словаря В.И.Даля. Б) Диалект­ это стиль речи человека. В) Диалект — территориальная разновидность русского языка, ограниченная пределами  какой­либо одной местности. А 3.Лексические нормы регулируют А) написание слова  Б) употребление слова в речи   В) произношение А 4.Отметьте слова, толкование которых дано неправильно А) Вернисаж — торжественное открытие художественной выставки. Б) Каталог — подборка наиболее представительных сочинений разных авторов. В) Рецидив — случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же  рода. Г) Буклет — издание в виде складывающегося листочка, обычно информативного или  рекламного характера. А 5.Отметьте слова, в которых ударение поставлено неправильно а) исчЕрпать  Б) газопрОвод   В) красивЕе  Г) оптОвый А 6.Выделите из синонимического ряда слова с книжной стилистической окраской А) безделье   б) ленца   В) праздность   Г) тунеядство. А 7.В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ? А) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с  ВЕЧНОЮ трубкою в зубах сидел у окна. Б) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и березовыми  лесочками. В) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность. Г) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам. А 8.Определите значение фразеологизма ПРОПИСАТЬ ИЖИЦУ А) дать ученику дополнительное задание   Б) заставить ученика писать в прописях букву  «ижицу»     В) подвергнуть нерадивого ученика телесному наказанию розгами. А 9. В каком ряду во всех словах пишется буква Е? А) впеч..тление, корр..спондент, соб..рутся    Б) непрер..каемый, прид..рется, р..ставратор В) р..портер, выч..таемое, потр..сение             Г) просв..щение, р..кордсмен, компл..ментыА 10.В каком ряду пропущена одна и та же буква? А) и..жарить, бе..законие, чре..мерный            Б) во..звание, чере..чур, ..бежать В) ра..сердить, в..лететь, во..производство     Г) ра..считать, и..зябнуть, ..гинуть А 11.Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? А) прочитанный  Б) дышащий  В)  расчесывая  Г) пробежка. А 12.Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места. А) Я рассказал, где прошло мое детство. Б) Я поехал туда, где прошло мое детство. В) Я побывал в городе, где прошло мое детство. Часть Б Текст  (1)Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.   (2)Природа­ это материал для хозяйства всего человека и зеркало пути каждого из нас к истине.  (3)Стоит только хорошо задуматься о своем пути и потом из себя поглядеть   на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств.    (4)Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды дождевой: одна задержалась, другая нагнала её, обе слились в одну и вместе упали на землю. (5)Так просто! (6)А если задуматься о себе, что переживают люди в одиночку, пока не найдут друг друга и не сольются, и с этими мыслями станешь исследовать капли в их слиянии, и окажется ­ у них тоже не так просто капли сливаются. (7)И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека и что вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека­ царя. (8)В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес. (9)Человек мало того,   что   сам   встал   на   ноги,   он   поднял   вместе   с   собой   зеркало   и   увидел   себя,   и   стал всматриваться в свое изображение. (10)Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя. (11)Понять   себя   самого   в   зеркальном   изображении,   скорее   всего,   может   только человек. (12)История культуры и есть рассказ о том, что увидел   человек в зеркале, и всё будущее наше в том, что еще в этом зеркале он увидит. (М.М. Пришвин) Б 1.Запишите номер предложения, в котором сформулирована проблема текста.   Б 2.Запишите номер предложения, в котором сформулирована авторская позиция. Б 3. В  приведённых  ниже  предложениях  пронумерованы  все  запятые . Выпишите    цифру (­ы ),  обозначающую (­ие )  запятую (­ые )  между   частями    сложноподчинённого  предложения .    Вся   Россия   по­ русски   говорит , (1)   а   ты   что   за   бестолочь   такая ?  Ну   назови   мне  кого­ нибудь   в   нашей   семье , (2)   чтоб   русского   не   знал ?  Эх , (3)   бедный  твой  дед ,  (4)   который , (5)   семь  лет   прожив  в   России , (6)  по­ русски   говорил  лучше  самого   начальника  почты  Ивана !     Б 4. Сколько запятых необходимо поставить в данном предложении: Ему нравилось гулять по паркам и лесам под дождём или снегом наблюдать за людьми иптицами и природой. А) 1   Б) 2   В) 3   Г) 4 Б 5.Выпишите из текста слово (а) с чередующейся гласной в корне. Леса росли тут уступами по горным склонам. Когда железнодорожное полотно их пересекало, поезду сначала приходилось брать большой подъем, сменявшийся с середины отлогим  спуском. Поезд, кряхтя, вползал в чащу и еле тащился по ней, точно старый лесник, который  пешком вел за собой толпу пассажиров, осматривавшихся по сторонам и все замечавших. Б 6.Выпишите из текста слово, образованное бессуффиксным способом. Леса росли тут уступами по горным склонам. Когда железнодорожное полотно их пересекало, поезду сначала приходилось брать большой подъем, сменявшийся с середины отлогим  спуском. Поезд, кряхтя, вползал в чащу и еле тащился по ней, точно старый лесник, который  пешком вел за собой толпу пассажиров, осматривавшихся по сторонам и все замечавших. Спецификация   контрольной работы по русскому языку за первое полугодие  10 социально­гуманитарный класс № Темы Баллы А1  Умение определять значение термина А2      Умение определять значение группы  слов, которые считаются ограниченными в употреблении А3  Лексические нормы А4.  А5.   Умение определять    лексическое  значение   слова.                                       Умение  соблюдать  орфоэпические  нормы.                                                          .  Умение определять слова с книжной стилистической окраской   А6.  Значение   фразеологических   оборотов.                                                                А7.  Умение определять паронимы А8.  А9.  Правописание гласных в корне слова                                                А10. Правописание приставок на з, с­                                                   А11.  Умение определять морфемный состав слова       Умение  находить   авторскую позицию                                                                        Умение определять знаки  препинания  в  сложноподчинённом предложении        А12. Умение определять сложноподчинённое предложение                                               Б 1. Умение  находить  проблему текста                          Б 2. Б 3. Б 4.  Умение определять знаки  препинания  в простом осложнённом предложении      Б 5. Умение находить слова с чередующейся гласной в корне слова                                Б 6.  Умение  определять  способ  образования  слова.                       1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1Ответы: вариан т 1 2  А  1 Б А А 3 А А 2 4 В В А Г В Б Б В  А 5 Б  Г Б В А 8 А 9 А 7 А Б 6 1 Б  Г  Б  В  Б  В  Г 1 А 10 А 11 А 12 Б 5 Б 4 Б 3 Б 2 12 5  В блистали разлив Б 6 В  Б  В  Б  А Г  Б  1 Б росли спуском 12 2, 4