Контрольная работа предназначена для учащихся 10 класса ( профильный уровень- гуманитарный) за 1 полугодие. В работе 2 варианта, спецификация, ответы. Работа дана по учебнику В.В. Бабайцева. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М.: Дрофа , 2011 год
Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие в 10 классе
(по учебнику В.В.Бабайцевой профильный уровень)
1 вариант
Часть А
А 1. Лексикология – наука, которая изучает … состав языка
А) звуковой Б) словарный В) грамматический
А 2. Что называют жаргоном?
А) Жаргон – это выражения из словаря В.И.Даля. Б) Жаргон это стиль речи человека.
В) Жаргон — социальная разновидность речи какойлибо группы людей, объединенных
общностью интересов, общественным положением.
А 3.Орфоэпические нормы регулируют
А) написание слова Б) употребление слова в речи В) произношение
А 4.Отметьте слова, толкование которых дано неправильно
А) Абажур — настенный светильник.
Б) Менталитет — склад ума; мироощущение, мировосприятие.
В) Коммюнике — официальное сообщение по завершении встречи, переговоров
представителей двух и более стран.
Г) Фолиант — подборка наиболее представительных сочинений (чаще стихотворных) разных
авторов
А 5.Отметьте слова, в которых ударение поставлено неправильно
А) христианИн Б) принудИть В) экспЕрт Г) мелькОм
А 6.Выделите из синонимического ряда слова с книжной стилистической окраской
А) идти Б) шествовать В) выступать Г) плестись
А 7.В каком предложении вместо слова ПОСТУПОК нужно употребить ПРОСТУПОК?
А) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ.
Б) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.
В) Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника.
Г) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.
А 8.Определите значение фразеологизма И НАШИМ И ВАШИМ
А) положительная характеристика, употребляется со значением «одновременно и одним, и
другим», помогая разным сторонам
Б) отрицательная характеристика, употребляется со значением «одновременно и одним, и
другим», угождая двум, разным по взглядам, сторонам.
А 9. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?
А) б..режливый, выб..рем, выб..раем Б) соб..рут, в красном б..рете, разб..раться
В) т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять Г) раст..ряться, т..рмометр, раст..рание
А 10.В каком ряду пропущена одна и та же буква?
А) ни..пускать, бе..грамотный, и..вергать Б) ..жигать, и..подтишка, во..хождение
В) ра..двоение, во..соединение, и..бранник Г) мирово..зрение, во..кликнуть, бе..людный
А 11.Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А) заваливший Б) заботливый В) перегородка Г) обиженный
А 12.Найдите сложноподчиненное предложение.
А) Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.Б) В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
В) Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней
полосы России.
Г) В ком добра нет, в том правды мало.
Часть Б
Текст
(1)Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа
будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.
(2)Природа это материал для хозяйства всего человека и зеркало пути каждого из нас
к истине. (3)Стоит только хорошо задуматься о своем пути и потом из себя поглядеть на
природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств.
(4)Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды
дождевой: одна задержалась, другая нагнала её, обе слились в одну и вместе упали на землю.
(5)Так просто! (6)А если задуматься о себе, что переживают люди в одиночку, пока не найдут
друг друга и не сольются, и с этими мыслями станешь исследовать капли в их слиянии, и
окажется у них тоже не так просто капли сливаются.
(7)И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека
и что вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека царя.
(8)В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес. (9)Человек мало
того, что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал
всматриваться в свое изображение.
(10)Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.
(11)Понять себя самого в зеркальном изображении, скорее всего, может только
человек.
(12)История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и всё
будущее наше в том, что еще в этом зеркале он увидит.
(М.М. Пришвин)
Б 1.Запишите номер предложения, в котором сформулирована проблема текста.
Б 2.Запишите номер предложения, в котором сформулирована авторская позиция.
Б 3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите
цифру (ы ), обозначающую (ие ) запятую (ые ) между частями
сложноподчинённого предложения .
Клянусь , (1) правду буду говорить ! Раньше , (2) бывало , (3) он съедал еще головку
сыра , (4) а в тот день как заупрямится : не хочу да не хочу ! Говорит , (5) что
дома обедал .
Б 4.Сколько запятых необходимо поставить в данном предложении:
В очерке называются подлинные имена и фамилии действительные, а не вымышленные места
событий описывается реальная обстановка указывается время действия.
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
Б 5.Выпишите из текста слово (а) с чередующейся гласной в корне.
Ночь стояла над притихшей землей. Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим.Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же
напряженной силой, как и на небе.
Б 6.Выпишите из текста слово, образованное бессуффиксным способом.
Ночь стояла над притихшей землей. Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим.
Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же
напряженной силой, как и на небе.
Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие в 10 классе
(по учебнику В.В.Бабайцевой профильный уровень)
Часть А
2 вариант
А 1. Фонетика – наука, которая изучает … состав языка
А) звуковой Б) словарный В) грамматический.
А 2. Что называют диалектом?
А) Диалект – это выражения из словаря В.И.Даля.
Б) Диалект это стиль речи человека.
В) Диалект — территориальная разновидность русского языка, ограниченная пределами
какойлибо одной местности.
А 3.Лексические нормы регулируют
А) написание слова Б) употребление слова в речи В) произношение
А 4.Отметьте слова, толкование которых дано неправильно
А) Вернисаж — торжественное открытие художественной выставки.
Б) Каталог — подборка наиболее представительных сочинений разных авторов.
В) Рецидив — случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же
рода.
Г) Буклет — издание в виде складывающегося листочка, обычно информативного или
рекламного характера.
А 5.Отметьте слова, в которых ударение поставлено неправильно
а) исчЕрпать Б) газопрОвод В) красивЕе Г) оптОвый
А 6.Выделите из синонимического ряда слова с книжной стилистической окраской
А) безделье б) ленца В) праздность Г) тунеядство.
А 7.В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
А) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с
ВЕЧНОЮ трубкою в зубах сидел у окна.
Б) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и березовыми
лесочками.
В) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.
Г) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.
А 8.Определите значение фразеологизма ПРОПИСАТЬ ИЖИЦУ
А) дать ученику дополнительное задание Б) заставить ученика писать в прописях букву
«ижицу» В) подвергнуть нерадивого ученика телесному наказанию розгами.
А 9. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?
А) впеч..тление, корр..спондент, соб..рутся Б) непрер..каемый, прид..рется, р..ставратор
В) р..портер, выч..таемое, потр..сение Г) просв..щение, р..кордсмен, компл..ментыА 10.В каком ряду пропущена одна и та же буква?
А) и..жарить, бе..законие, чре..мерный Б) во..звание, чере..чур, ..бежать
В) ра..сердить, в..лететь, во..производство Г) ра..считать, и..зябнуть, ..гинуть
А 11.Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А) прочитанный Б) дышащий В) расчесывая Г) пробежка.
А 12.Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А) Я рассказал, где прошло мое детство.
Б) Я поехал туда, где прошло мое детство.
В) Я побывал в городе, где прошло мое детство.
Часть Б
Текст
(1)Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа
будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.
(2)Природа это материал для хозяйства всего человека и зеркало пути каждого из нас
к истине. (3)Стоит только хорошо задуматься о своем пути и потом из себя поглядеть на
природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств.
(4)Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды
дождевой: одна задержалась, другая нагнала её, обе слились в одну и вместе упали на землю.
(5)Так просто! (6)А если задуматься о себе, что переживают люди в одиночку, пока не найдут
друг друга и не сольются, и с этими мыслями станешь исследовать капли в их слиянии, и
окажется у них тоже не так просто капли сливаются.
(7)И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека
и что вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека царя.
(8)В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес. (9)Человек мало
того, что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал
всматриваться в свое изображение.
(10)Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.
(11)Понять себя самого в зеркальном изображении, скорее всего, может только
человек.
(12)История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и всё
будущее наше в том, что еще в этом зеркале он увидит.
(М.М. Пришвин)
Б 1.Запишите номер предложения, в котором сформулирована проблема текста.
Б 2.Запишите номер предложения, в котором сформулирована авторская позиция.
Б 3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите
цифру (ы ), обозначающую (ие ) запятую (ые ) между частями
сложноподчинённого предложения .
Вся Россия по русски говорит , (1) а ты что за бестолочь такая ? Ну назови мне
кого нибудь в нашей семье , (2) чтоб русского не знал ? Эх , (3) бедный твой дед ,
(4) который , (5) семь лет прожив в России , (6) по русски говорил лучше самого
начальника почты Ивана !
Б 4. Сколько запятых необходимо поставить в данном предложении:
Ему нравилось гулять по паркам и лесам под дождём или снегом наблюдать за людьми иптицами и природой.
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
Б 5.Выпишите из текста слово (а) с чередующейся гласной в корне.
Леса росли тут уступами по горным склонам. Когда железнодорожное полотно их пересекало,
поезду сначала приходилось брать большой подъем, сменявшийся с середины отлогим
спуском. Поезд, кряхтя, вползал в чащу и еле тащился по ней, точно старый лесник, который
пешком вел за собой толпу пассажиров, осматривавшихся по сторонам и все замечавших.
Б 6.Выпишите из текста слово, образованное бессуффиксным способом.
Леса росли тут уступами по горным склонам. Когда железнодорожное полотно их пересекало,
поезду сначала приходилось брать большой подъем, сменявшийся с середины отлогим
спуском. Поезд, кряхтя, вползал в чащу и еле тащился по ней, точно старый лесник, который
пешком вел за собой толпу пассажиров, осматривавшихся по сторонам и все замечавших.
Спецификация
контрольной работы по русскому языку
за первое полугодие
10 социальногуманитарный класс
№ Темы
Баллы
А1 Умение определять значение термина
А2
Умение определять значение группы слов, которые считаются ограниченными в
употреблении
А3 Лексические нормы
А4.
А5.
Умение определять лексическое значение слова.
Умение соблюдать орфоэпические нормы.
.
Умение определять слова с книжной стилистической окраской
А6.
Значение фразеологических оборотов.
А7. Умение определять паронимы
А8.
А9. Правописание гласных в корне слова
А10. Правописание приставок на з, с
А11.
Умение определять морфемный состав слова
Умение находить авторскую позицию
Умение определять знаки препинания в сложноподчинённом предложении
А12. Умение определять сложноподчинённое предложение
Б 1. Умение находить проблему текста
Б 2.
Б 3.
Б 4.
Умение определять знаки препинания в простом осложнённом предложении
Б 5. Умение находить слова с чередующейся гласной в корне слова
Б 6.
Умение определять способ образования слова.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1Ответы:
вариан
т
1
2
А
1
Б
А
А
3
А
А
2
4
В В А
Г
В Б Б
В
А
5
Б
Г
Б
В
А
8
А
9
А
7
А
Б
6
1
Б Г Б В Б В Г 1
А
10
А
11
А
12
Б
5
Б
4
Б
3
Б
2
12 5 В блистали разлив
Б
6
В Б В Б А Г Б 1
Б росли
спуском
12 2,
4