Контрольная работа предназначена для учащихся 10 класса ( профильный уровень- гуманитарный) за 1 полугодие. В работе 2 варианта, спецификация, ответы. Работа дана по учебнику В.В. Бабайцева. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М.: Дрофа , 2011 год
контрольная работа по русскому языку.doc
Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие в 10 классе
(по учебнику В.В.Бабайцевой профильный уровень)
1 вариант
Часть А
А 1. Лексикология – наука, которая изучает … состав языка
А) звуковой Б) словарный В) грамматический
А 2. Что называют жаргоном?
А) Жаргон – это выражения из словаря В.И.Даля. Б) Жаргон это стиль речи человека.
В) Жаргон — социальная разновидность речи какойлибо группы людей, объединенных
общностью интересов, общественным положением.
А 3.Орфоэпические нормы регулируют
А) написание слова Б) употребление слова в речи В) произношение
А 4.Отметьте слова, толкование которых дано неправильно
А) Абажур — настенный светильник.
Б) Менталитет — склад ума; мироощущение, мировосприятие.
В) Коммюнике — официальное сообщение по завершении встречи, переговоров
представителей двух и более стран.
Г) Фолиант — подборка наиболее представительных сочинений (чаще стихотворных) разных
авторов
А 5.Отметьте слова, в которых ударение поставлено неправильно
А) христианИн Б) принудИть В) экспЕрт Г) мелькОм
А 6.Выделите из синонимического ряда слова с книжной стилистической окраской
А) идти Б) шествовать В) выступать Г) плестись
А 7.В каком предложении вместо слова ПОСТУПОК нужно употребить ПРОСТУПОК?
А) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ.
Б) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.
В) Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника.
Г) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.
А 8.Определите значение фразеологизма И НАШИМ И ВАШИМ
А) положительная характеристика, употребляется со значением «одновременно и одним, и
другим», помогая разным сторонам
Б) отрицательная характеристика, употребляется со значением «одновременно и одним, и
другим», угождая двум, разным по взглядам, сторонам.
А 9. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?
А) б..режливый, выб..рем, выб..раем Б) соб..рут, в красном б..рете, разб..раться
В) т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять Г) раст..ряться, т..рмометр, раст..рание
А 10.В каком ряду пропущена одна и та же буква?
А) ни..пускать, бе..грамотный, и..вергать Б) ..жигать, и..подтишка, во..хождение
В) ра..двоение, во..соединение, и..бранник Г) мирово..зрение, во..кликнуть, бе..людный
А 11.Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А) заваливший Б) заботливый В) перегородка Г) обиженный
А 12.Найдите сложноподчиненное предложение.
А) Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели. Б) В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
В) Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней
полосы России.
Г) В ком добра нет, в том правды мало.
Часть Б
Текст
(1)Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа
будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.
(2)Природа это материал для хозяйства всего человека и зеркало пути каждого из нас
к истине. (3)Стоит только хорошо задуматься о своем пути и потом из себя поглядеть на
природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств.
(4)Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды
дождевой: одна задержалась, другая нагнала её, обе слились в одну и вместе упали на землю.
(5)Так просто! (6)А если задуматься о себе, что переживают люди в одиночку, пока не найдут
друг друга и не сольются, и с этими мыслями станешь исследовать капли в их слиянии, и
окажется у них тоже не так просто капли сливаются.
(7)И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека
и что вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека царя.
(8)В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес. (9)Человек мало
того, что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал
всматриваться в свое изображение.
(10)Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.
(11)Понять себя самого в зеркальном изображении, скорее всего, может только
человек.
(12)История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и всё
будущее наше в том, что еще в этом зеркале он увидит.
(М.М. Пришвин)
Б 1.Запишите номер предложения, в котором сформулирована проблема текста.
Б 2.Запишите номер предложения, в котором сформулирована авторская позиция.
Б 3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите
цифру (ы ), обозначающую (ие ) запятую (ые ) между частями
сложноподчинённого предложения .
Клянусь , (1) правду буду говорить ! Раньше , (2) бывало , (3) он съедал еще головку
сыра , (4) а в тот день как заупрямится : не хочу да не хочу ! Говорит , (5) что
дома обедал .
Б 4.Сколько запятых необходимо поставить в данном предложении:
В очерке называются подлинные имена и фамилии действительные, а не вымышленные места
событий описывается реальная обстановка указывается время действия.
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
Б 5.Выпишите из текста слово (а) с чередующейся гласной в корне.
Ночь стояла над притихшей землей. Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же
напряженной силой, как и на небе.
Б 6.Выпишите из текста слово, образованное бессуффиксным способом.
Ночь стояла над притихшей землей. Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим.
Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же
напряженной силой, как и на небе.
Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие в 10 классе
(по учебнику В.В.Бабайцевой профильный уровень)
Часть А
2 вариант
А 1. Фонетика – наука, которая изучает … состав языка
А) звуковой Б) словарный В) грамматический.
А 2. Что называют диалектом?
А) Диалект – это выражения из словаря В.И.Даля.
Б) Диалект это стиль речи человека.
В) Диалект — территориальная разновидность русского языка, ограниченная пределами
какойлибо одной местности.
А 3.Лексические нормы регулируют
А) написание слова Б) употребление слова в речи В) произношение
А 4.Отметьте слова, толкование которых дано неправильно
А) Вернисаж — торжественное открытие художественной выставки.
Б) Каталог — подборка наиболее представительных сочинений разных авторов.
В) Рецидив — случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же
рода.
Г) Буклет — издание в виде складывающегося листочка, обычно информативного или
рекламного характера.
А 5.Отметьте слова, в которых ударение поставлено неправильно
а) исчЕрпать Б) газопрОвод В) красивЕе Г) оптОвый
А 6.Выделите из синонимического ряда слова с книжной стилистической окраской
А) безделье б) ленца В) праздность Г) тунеядство.
А 7.В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
А) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с
ВЕЧНОЮ трубкою в зубах сидел у окна.
Б) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и березовыми
лесочками.
В) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.
Г) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.
А 8.Определите значение фразеологизма ПРОПИСАТЬ ИЖИЦУ
А) дать ученику дополнительное задание Б) заставить ученика писать в прописях букву
«ижицу» В) подвергнуть нерадивого ученика телесному наказанию розгами.
А 9. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?
А) впеч..тление, корр..спондент, соб..рутся Б) непрер..каемый, прид..рется, р..ставратор
В) р..портер, выч..таемое, потр..сение Г) просв..щение, р..кордсмен, компл..менты А 10.В каком ряду пропущена одна и та же буква?
А) и..жарить, бе..законие, чре..мерный Б) во..звание, чере..чур, ..бежать
В) ра..сердить, в..лететь, во..производство Г) ра..считать, и..зябнуть, ..гинуть
А 11.Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А) прочитанный Б) дышащий В) расчесывая Г) пробежка.
А 12.Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А) Я рассказал, где прошло мое детство.
Б) Я поехал туда, где прошло мое детство.
В) Я побывал в городе, где прошло мое детство.
Часть Б
Текст
(1)Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа
будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.
(2)Природа это материал для хозяйства всего человека и зеркало пути каждого из нас
к истине. (3)Стоит только хорошо задуматься о своем пути и потом из себя поглядеть на
природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств.
(4)Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды
дождевой: одна задержалась, другая нагнала её, обе слились в одну и вместе упали на землю.
(5)Так просто! (6)А если задуматься о себе, что переживают люди в одиночку, пока не найдут
друг друга и не сольются, и с этими мыслями станешь исследовать капли в их слиянии, и
окажется у них тоже не так просто капли сливаются.
(7)И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека
и что вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека царя.
(8)В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес. (9)Человек мало
того, что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал
всматриваться в свое изображение.
(10)Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.
(11)Понять себя самого в зеркальном изображении, скорее всего, может только
человек.
(12)История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и всё
будущее наше в том, что еще в этом зеркале он увидит.
(М.М. Пришвин)
Б 1.Запишите номер предложения, в котором сформулирована проблема текста.
Б 2.Запишите номер предложения, в котором сформулирована авторская позиция.
Б 3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите
цифру (ы ), обозначающую (ие ) запятую (ые ) между частями
сложноподчинённого предложения .
Вся Россия по русски говорит , (1) а ты что за бестолочь такая ? Ну назови мне
кого нибудь в нашей семье , (2) чтоб русского не знал ? Эх , (3) бедный твой дед ,
(4) который , (5) семь лет прожив в России , (6) по русски говорил лучше самого
начальника почты Ивана !
Б 4. Сколько запятых необходимо поставить в данном предложении:
Ему нравилось гулять по паркам и лесам под дождём или снегом наблюдать за людьми и птицами и природой.
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
Б 5.Выпишите из текста слово (а) с чередующейся гласной в корне.
Леса росли тут уступами по горным склонам. Когда железнодорожное полотно их пересекало,
поезду сначала приходилось брать большой подъем, сменявшийся с середины отлогим
спуском. Поезд, кряхтя, вползал в чащу и еле тащился по ней, точно старый лесник, который
пешком вел за собой толпу пассажиров, осматривавшихся по сторонам и все замечавших.
Б 6.Выпишите из текста слово, образованное бессуффиксным способом.
Леса росли тут уступами по горным склонам. Когда железнодорожное полотно их пересекало,
поезду сначала приходилось брать большой подъем, сменявшийся с середины отлогим
спуском. Поезд, кряхтя, вползал в чащу и еле тащился по ней, точно старый лесник, который
пешком вел за собой толпу пассажиров, осматривавшихся по сторонам и все замечавших.
Спецификация
контрольной работы по русскому языку
за первое полугодие
10 социальногуманитарный класс
№ Темы
Баллы
А1 Умение определять значение термина
А2
Умение определять значение группы слов, которые считаются ограниченными в
употреблении
А3 Лексические нормы
А4.
А5.
Умение определять лексическое значение слова.
Умение соблюдать орфоэпические нормы.
.
Умение определять слова с книжной стилистической окраской
А6.
Значение фразеологических оборотов.
А7. Умение определять паронимы
А8.
А9. Правописание гласных в корне слова
А10. Правописание приставок на з, с
А11.
Умение определять морфемный состав слова
Умение находить авторскую позицию
Умение определять знаки препинания в сложноподчинённом предложении
А12. Умение определять сложноподчинённое предложение
Б 1. Умение находить проблему текста
Б 2.
Б 3.
Б 4.
Умение определять знаки препинания в простом осложнённом предложении
Б 5. Умение находить слова с чередующейся гласной в корне слова
Б 6.
Умение определять способ образования слова.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Ответы:
вариан
т
1
2
А
1
Б
А
А
3
А
А
2
4
В В А
Г
В Б Б
В
А
5
Б
Г
Б
В
А
8
А
9
А
7
А
Б
6
1
Б Г Б В Б В Г 1
А
10
А
11
А
12
Б
5
Б
4
Б
3
Б
2
12 5 В блистали разлив
Б
6
В Б В Б А Г Б 1
Б росли
спуском
12 2,
4
Контрольная работа по русскому языку 10 класс
Контрольная работа по русскому языку 10 класс
Контрольная работа по русскому языку 10 класс
Контрольная работа по русскому языку 10 класс
Контрольная работа по русскому языку 10 класс
Контрольная работа по русскому языку 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.