Обязательный минимум

  • Контроль знаний
  • docx
  • 26.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обязательный минимум по русскому языку 10 класс I полугодие
Иконка файла материала Русский язык_1 пг.-10 кл.docx

Обязательный образовательный минимум знаний

 

Предмет

РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс

10

Полугодие

1

 

Форма сдачи образовательного минимума -   устная, письменная. комбинированная          

                                                                                       (нужное подчеркнуть)

 

Теоретическая часть

 

№ задания на ОГЭ/ЕГЭ

Тема раздела


 

Тема, термин

Содержание, определение

Введение в науку о языке


 

Основные функции языка

коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная, эстетическая.

 

Основные функции русского языка

 

Средство общения, средство межнационального общения, государственный язык, мировой язык

 

Основные единицы разных уровней языка

 

 

Фонетический – звук, морфемный – морфема, лексический – слово, синтаксический – словосочетание, предложение

 

 

Синтаксические синонимические конструкции

Синонимические конструкции – это (синтаксические синонимы) конструкции, совпадающие по своему значению при различии формального построения, Ступеньки лестницы — лестничные ступеньки. Проза Лермонтова — лермонтовская проза.

 

Фразеологизмы

Устойчивые по составу словосочетания, образные выражения, употребляемые в переносном значении

 

Архаизмы

Устаревшие слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, использующиеся в высоком поэтическом стиле и придающие художественной речи торжественность.

 

Историзмы

Устаревшие слова, названия исчезнувших понятий, предметов, явлений.

 

Неологизмы

Новообразованное (или нововведенное в язык) слово или выражение, отражающее появление в жизни людей новых понятий, явлений, предметов.

 

 

Диалектизмы

Слова и выражения, присущие народной речи, употребляемые жителями определенной территории

 

 

Жаргонизмы

Эмоционально и экспрессивно окрашенная речь, ненормативный условный язык какой –либо социальной группы

 

Профессионализмы

Слова и выражения, свойственные речи людей различных профессий, но не ставшие общеупотребительными

 

 

Лексические группы

1) Синонимы (лексические) – слова одной части речи, близкие по значению.

Синонимы (контекстные) – слова, близкие по значению в определенном контексте.

2) Антонимы (лексические) – слова одной части речи, противоположные по значению.

Антонимы (контекстные) – слова, противоположные по значению в данном контексте.

3) Паронимы – однокоренные слова, похожие по звучанию, но разные по значению.

4) Омонимы – слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

5) Многозначные слова – слова, имеющие несколько лексических значений.

Стилистика 

Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования

Сравнение - сопоставление каких-либо признаков или характеристик.

 Метафора – это скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.

 Метонимия – это перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности.

 Синекдоха – это замена частью целого (изображение целого через его часть)

 Эпитет – это художественное, образное определение.

 Гипербола – это художественное преувеличение.

 Литота – это художественное преуменьшение.

 Олицетворение – придание неживому признаков живого.

 Антитеза – это противопоставление.

 Оксюморон – это сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе, сочетание несочетаемого.  Градация – расположение слов, выражений или средств художественной выразительности в определенной последовательности (по возрастающей или убывающей значимости).

 Повтор (лексический) – это повтор слова, выражения, строки с целью привлечения внимания.

 Анафора – это повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.

 Эпифора – это повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, строф, фраз.

 

Стили языка

 

 Разговорный

 Научный

 Научно-популярный

 Публицистический

 Официально-деловой

 Художественный

     Типы речи:

 Повествование

 Описание

 Рассуждение

 

 

 

 

 

Практическая часть

(примерное задание)

№ задания на ОГЭ/ЕГЭ

1. -Определите тему текста.

-Определите основную мысль текста.

-Выделите микротемы.

-Определите тип текста.

-Определите стиль текста.

-Укажите используемые стилистические средства.

-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.

Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.

                                                                                                 (По М.Булгакову)

 

2. Проанализируйте тексты публицистического стиля:

примерами из текстов подтвердите, что они:

а) написаны на общественно значимую, злободневную тему;

б) адресованы массовому читателю;

в) призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с целью воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств;

докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;

найдите языковые средства, создающие общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств и т.п.

         У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

        Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи  мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую  из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, - на малых речках.

                                                                                                  В.Песков. Отечество