Данная контрольная работа составлена в четырех вариантах, проводится при изучении темы "Эволюционное учение". Она включает четыре задания. Первое задание тестовое с выбором одного верного ответа. Остальные три задания требуют полных развернутых ответов и они проверяют знание учащимися основных движущих сил эволюции и других ее механизмов и особенностей.документ с текстом работы
Контрольная работа по теме: «Эволюционное учение»
Вариант 1
I. Выберите правильный ответ:
1. Эволюция растений и животных – это: А) – развитие организма от рождения до смерти;
Б) – развитие организма с момента появления зиготы до рождения;
В)– историческое развитие органического мира от примитивных до высокоорганизованных существ;
Г)– изменение особей в процессе онтогенеза.
2. Учение о происхождении видов разработал: А )– Ж.Б. Ламарк; Б) – К.Линней; В )– Г.Мендель; Г) –
Ч.Дарвин.
3. Наследственная изменчивость признаков организма, борьба за существование и естественный отбор
– это: А) – причины разнообразия сортов растений и пород животных;
Б) – результаты эволюции; В) – экологические факторы; Г) – движущие силы эволюции.
4. Выживание и оставление потомства, преимущественно с полезными в конкретных условиях
наследственными изменениями, называют: А) – естественным отбором; Б) – искусственным отбором;
В) – борьбой за существование; Г) – борьбой с неблагоприятными условиями.
5. Для эволюции органического мира большое значение имеет наследственная изменчивость признаков
организма, так как она: А) – увеличивает разнообразие особей в популяции и повышает интенсивность
отбора; Б) – увеличивает разнообразие особей в популяции и снижает эффективность отбора;
В)– уменьшает разнообразие особей в популяции и ослабляет борьбу за существование;
Г)– увеличивает разнообразие особей в популяции и ослабляет борьбу за существование.
6. Популяцию считают единицей эволюции, так как: А)– это форма существования вида;
Б) – у ее особей возникают мутации, благодаря размножению они накапливаются, происходит борьба
за существование и естественный отбор; В) – ее особи имеют разнообразные приспособления к среде
обитания; Г) – она длительное время существует на определенной территории.
7. Определите черты приспособленности кактуса к жизни в засушливых условиях: А) – высокий рост;
Б)– форма тела; В) – колючки – видоизмененные листья; Г) – поверхностная корневая система.
8. Приспособленность клюва и конечностей большого пестрого дятла к добыванию насекомых изпод
коры деревьев возникла в результате: А) – движущих сил эволюции; Б) – стремления дятла к
совершенствованию; В) – упражнения клюва и ног;
Г) – приспособительного характера ненаследственных изменений.
9. Большое сходство зародыша человека на ранних этапах внутриутробного развития с зародышами
позвоночных животных (наличие жаберных щелей, удлиненного хвостового отдела, волосяного
покрова) является доказательством эволюции человека: А )– палеонтологическим; Б)–
эмбриологическим;
В) – анатомическим; Г) – физиологическим.
10. Способность особей одного вида обитать в сходных условиях называется: А)морфологическим
критерием; Б)экологическим критерием ;В)генетическим критерием; Г)географическим критерием.
II. Дайте характеристику формам борьбы за существование.
III. Почему единицей эволюции считают не особь, а популяцию?
IV. В чем проявляется творческая роль естественного отбора?Контрольная работа по теме: «Эволюционное учение»
Вариант 2
I. Выберите правильный ответ:
1. Длительное историческое развитие органического мира от одноклеточных до высокоорганизованных
растений, животных и человека – это: А) – онтогенез; Б) – эволюция; В) – биологический прогресс;
Г) – биологический регресс.
2. Причины возникновения приспособлений у растений и животных к среде обитания выявил ученый:
А) – Ж.Б. Ламарк; Б) – К.Линней; В) – Ч.Дарвин; Г) – Г.Мендель.
3. Определите, почему у разных видов вьюрков в процессе эволюции наибольшим изменениям
подвергся клюв: А) – это приспособление к питанию разной пищей; Б) – клюв имел значение для
выбора партнера; В) – клюв имел значение для скорости полета в открытой и закрытой местности;
Г) – форма клюва указывает на способность вьюрков ловить насекомых в полете.
4. Эволюция живой природы невозможна без взаимосвязанного действия: А) – пищевых связей в
биогеоценозе; Б) – сезонных изменений в природе; В) – наследственной изменчивости, борьбы за
существование и естественного отбора; Г) – приспособленности организмов к среде обитания.
5. Сложные и разнообразные взаимоотношения особей вида, разных видов с неживой природой,
оказывающие влияние на плодовитость и воспроизводство потомства, называют: А) – естественным
отбором; Б) – борьбой за существование; В) – пищевыми связями; Г) – экологическими факторами.
6. В увеличении морфологического, физиологического и генетического разнообразия особей в
популяции, в повышении эффективности отбора большую роль играет: А )– борьба за существование;
Б) – искусственный отбор; В) – наследственная изменчивость; Г) – модификационная изменчивость.
7. В популяции у особей возникают мутации. Благодаря размножению они передаются по наследству,
мутировавшие особи борются за существование и участвуют в процессе естественного отбора. Поэтому
популяции называют: А )– единицей эволюции; Б) – структурной единицей биогеоценоза; В) –
структурной единицей вида; Г) – единицей систематики.
8. Определите черты приспособленности верблюжьей колючки к жизни в засушливых условиях:
А) – корневая система, уходящая глубоко в почву до грунтовых вод; Б) – хорошо развитая надземная
часть растения; В) – хорошо развитая проводящая ткань в стебле; Г )– наличие у растений большого
числа устьиц.
9. Возникновение в процессе эволюции у ежа колючек как защитного приспособления от поедания
хищниками – результат: А) – стремления ежа к совершенствованию; Б) – длительного упражнения;
В) – появления многочисленных модификационных изменений;
Г) – действия движущих сил эволюции.
10. Ряды видов, последовательно сменяющие друг друга в процессе эволюции, представляют собой:А)
– переходные формы; Б) – эмбриологические доказательства; В) – филогенетические ряды; Г) –
сравнительноанатомические доказательства.
II. Дайте характеристику основных видов естественного отбора.
III. В чем проявляется связь между наследственной изменчивостью и действием естественного отбора в
процессе эволюции?IV. Как могла возникнуть приспособленность у кузнечиков к жизни среди зеленой травянистой
растительности?
Контрольная работа по теме: «Эволюционное учение»
Вариант 3
I. Выберите правильный ответ:
1. Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – это:
А) – экологические факторы; Б) – направление эволюции; В) – результаты эволюции;
Г) – причины многообразия видов.
2. Соответствие строения органов выполняемым функциям, признаков организма среде обитания – это
явление: А) – изменчивости; Б) – наследственности; В) – приспособленности; Г) – борьбы за
существование.
3. Виды лютиков не скрещиваются между собой, так как: А) – имеют разную окраску; Б) – имеют
разный набор хромосом; В) – различаются по форме; Г) – питаются разной пищей.
4. Эффективность действия естественного отбора в природе зависит от: А )– численности популяции;
Б) – разнообразия наследственных изменений в популяции; В) – разнообразия видов в природе;
Г) – искусственного отбора.
5. Естественный отбор – это: А) – преимущественное выживание и оставление потомства особями с
полезными в конкретных условиях обитания наследственными изменениями; Б) – характер
взаимоотношений особей вида; В) – характер взаимоотношений особей разных видов;
Г) – взаимоотношения особей вида с факторами неживой природы.
6. Изменчивость признаков, связанную с изменением генов и хромосом, играющую большую роль в
эволюции, называют: А )– мутационной; Б) – массовой; В )– модификационной; Г) – определенной.
7. Неоднородность особей в популяции, насыщение ее мутациями является результатом:
А )– обмена веществ; Б) – колебания численности популяции; В) – размножения особей; Г) – борьбы за
существование.
8. Определите черты приспособленности морского конька к защите от хищников: А )– сходство формы
тела и окраски с растениями; Б) – небольшие размеры рыбы; В) – небольшая подвижность; Г) –
большая скорость передвижения.
9. Географическая изоляция разных популяций одного вида – основа для: А) – увеличения численности
этих популяций; Б) – колебания численности популяций; В) – обострения борьбы за существование
между ними; Г) – усиления различий между генофондами этих популяций.
10. Способность зайцев спасаться от хищников быстрым бегом, запутыванием следов возникла в
результате: А )– его стремления к совершенствованию; Б) – постоянного упражнения конечностей;
В) – наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора;
Г) – модификационной изменчивости и искусственного отбора..
II. Дайте характеристику основных видов изоляции.III. В чем провляется взаимосвязь движущих сил эволюции?
IV. Как появились у чертополоха по краям зубчиков листа колючки, защищающие его от поедания
животными?
Контрольная работа по теме: «Эволюционное учение»
Вариант 4
I. Выберите правильный ответ:
1. На Земле существует около 0,5 млн видов растений и 2 млн видов животных. Причиной разнообразия
видов является: А) – размножение особей; Б) – эволюция; В) – приспособленность организмов;
Г) – онтогенез.
2. Сбор многочисленных научных фактов, изучение практики выведения сортов растений и пород
животных способствовали созданию Ч.Дарвином: А) – учения о размножении особей; Б )– науки
генетики; В) – учения о движущих силах эволюции; Г) – учения о биосфере.
3. Определите причины возникновения различных видов вьюрков: А) – модификационная
изменчивость;
Б) – только мутационная изменчивость; В) – только борьба за существование;
Г) – наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
4. На определенном этапе образования новых видов между популяциями возникает биологическая
изоляция, которая характеризуется: А )– утратой способности особей разных популяций скрещиваться;
Б) – изменением численности популяций; В) – способностью особей разных популяций скрещиваться;
Г) – возможностью обмена генами между разными популяциями.
5. Модификационная изменчивость не играет большой роли в эволюции органического мира, потому
что:
А) – носит массовый характер; Б) – адекватна действию факторов среды; В) – не передается по
наследству; Г) – носит ненаправленный характер.
6. Определите черты приспособленности злаков к опылению ветром: А )– наличие завязи; Б) – пестрая
окраска цветка; В) – наличие перистого рыльца и длинных тычиночных нитей;
Г) – наличие нектара и запаха.
7. Способность многих животных (например, семейства псовых) различать запахи сформировалась
благодаря: А )– их стремлению к самосовершенствованию; Б )– постоянному упражнению органов
обоняния; В )– модификационной изменчивости и искусственному отбору;
Г) – наследственной изменчивости, борьбе за существование, естественному отбору.
8. Организмы, совмещающие признаки разных систематических групп, например, классов животных
(археоптерикс), представляют собой: А) – филогенетические ряды; Б )– переходные формы;
В) – эмбриологические доказательства; Г) – генетические доказательства.
9. Результатом длительной эволюции органического мира является: А) – приспособленность
организмов к среде обитания; Б) – наследственная изменчивость организмов; В) – модификационная
изменчивость организмов; Г) – географическая и экологическая изоляция популяций.10. Определенный ареал, занимаемый видом в природе, называется: : А)морфологическим критерием;
Б)экологическим критерием ;В)генетическим критерием; Г)географическим критерием.
II. Дайте характеристику основных видов приспособленности живых организмов.
III. Почему единицей эволюции нельзя считать отдельную особь?
IV. Как могла возникнуть приспособленность семян репейника к распространению животными?