Контрольная работа по теме "Эволюционное учение" (11 класс, биология)

  • Контроль знаний
  • doc
  • 25.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная контрольная работа составлена в четырех вариантах, проводится при изучении темы "Эволюционное учение". Она включает четыре задания. Первое задание тестовое с выбором одного верного ответа. Остальные три задания требуют полных развернутых ответов и они проверяют знание учащимися основных движущих сил эволюции и других ее механизмов и особенностей.документ с текстом работы
Иконка файла материала контр.раб.по теме факторы эвол..doc
Контрольная работа по теме: «Эволюционное учение»   Вариант 1 I. Выберите правильный ответ: 1. Эволюция растений и животных – это:   А) – развитие организма от рождения до смерти; Б) – развитие организма с момента появления зиготы до рождения; В)– историческое развитие органического мира от примитивных до высокоорганизованных существ; Г)– изменение особей в процессе онтогенеза. 2. Учение о происхождении видов разработал:  А )– Ж.Б. Ламарк;  Б) – К.Линней;  В )– Г.Мендель;  Г) –  Ч.Дарвин. 3. Наследственная изменчивость признаков организма, борьба за существование и естественный отбор – это:   А) – причины разнообразия сортов растений и пород животных; Б) – результаты эволюции;  В) – экологические факторы;  Г) – движущие силы эволюции. 4. Выживание и оставление потомства, преимущественно с полезными в конкретных условиях  наследственными изменениями, называют: А) – естественным отбором; Б) – искусственным отбором; В) – борьбой за существование; Г) – борьбой с неблагоприятными условиями. 5. Для эволюции органического мира большое значение имеет наследственная изменчивость признаков организма, так как она:  А) – увеличивает разнообразие особей в популяции и повышает интенсивность  отбора;  Б) – увеличивает разнообразие особей в популяции и снижает эффективность отбора; В)– уменьшает разнообразие особей в популяции и ослабляет борьбу за существование; Г)– увеличивает разнообразие особей в популяции и ослабляет борьбу за существование. 6. Популяцию считают единицей эволюции, так как:  А)– это форма существования вида; Б) – у ее особей возникают мутации, благодаря размножению они накапливаются, происходит борьба  за существование и естественный отбор; В) – ее особи имеют разнообразные приспособления к среде  обитания; Г) – она длительное время существует на определенной территории. 7. Определите черты приспособленности кактуса к жизни в засушливых условиях:  А) – высокий рост;   Б)– форма тела;  В) – колючки – видоизмененные листья; Г) – поверхностная корневая система. 8. Приспособленность клюва и конечностей большого пестрого дятла к добыванию насекомых из­под  коры деревьев возникла в результате: А) – движущих сил эволюции; Б) – стремления дятла к  совершенствованию; В) – упражнения клюва и ног; Г) – приспособительного характера ненаследственных изменений. 9. Большое сходство зародыша человека на ранних этапах внутриутробного развития с зародышами  позвоночных животных (наличие жаберных щелей, удлиненного хвостового отдела, волосяного  покрова) является доказательством эволюции человека:   А )– палеонтологическим;  Б)–  эмбриологическим; В) – анатомическим; Г) – физиологическим. 10. Способность особей одного вида обитать в сходных условиях называется: А)­морфологическим  критерием; Б)­экологическим критерием ;В)­генетическим критерием; Г)­географическим критерием. II. Дайте характеристику формам борьбы за существование. III. Почему единицей эволюции считают не особь, а популяцию? IV. В чем проявляется творческая роль естественного отбора?Контрольная работа по теме: «Эволюционное учение»   Вариант 2 I. Выберите правильный ответ: 1. Длительное историческое развитие органического мира от одноклеточных до высокоорганизованных растений, животных и человека – это: А) – онтогенез; Б) – эволюция; В) – биологический прогресс; Г) – биологический регресс. 2. Причины возникновения приспособлений у растений и животных к среде обитания выявил ученый: А) – Ж.Б. Ламарк; Б) – К.Линней; В) – Ч.Дарвин; Г) – Г.Мендель. 3. Определите, почему у разных видов вьюрков в процессе эволюции наибольшим изменениям  подвергся клюв:  А) – это приспособление к питанию разной пищей; Б) – клюв имел значение для  выбора партнера; В) – клюв имел значение для скорости полета в открытой и закрытой местности; Г) – форма клюва указывает на способность вьюрков ловить насекомых в полете. 4. Эволюция живой природы невозможна без взаимосвязанного действия: А) – пищевых связей в  биогеоценозе; Б) – сезонных изменений в природе; В) – наследственной изменчивости, борьбы за  существование и естественного отбора; Г) – приспособленности организмов к среде обитания. 5. Сложные и разнообразные взаимоотношения особей вида, разных видов с неживой природой,  оказывающие влияние на плодовитость и воспроизводство потомства, называют: А) – естественным  отбором; Б) – борьбой за существование; В) – пищевыми связями; Г) – экологическими факторами. 6. В увеличении морфологического, физиологического и генетического разнообразия особей в  популяции, в повышении эффективности отбора большую роль играет: А )– борьба за существование; Б) – искусственный отбор; В) – наследственная изменчивость; Г) – модификационная изменчивость. 7. В популяции у особей возникают мутации. Благодаря размножению они передаются по наследству,  мутировавшие особи борются за существование и участвуют в процессе естественного отбора. Поэтому популяции называют: А )– единицей эволюции; Б) – структурной единицей биогеоценоза; В) –  структурной единицей вида; Г) – единицей систематики. 8. Определите черты приспособленности верблюжьей колючки к жизни в засушливых условиях: А) – корневая система, уходящая глубоко в почву до грунтовых вод; Б) – хорошо развитая надземная  часть растения; В) – хорошо развитая проводящая ткань в стебле; Г )– наличие у растений большого  числа устьиц. 9. Возникновение в процессе эволюции у ежа колючек как защитного приспособления от поедания  хищниками – результат: А) – стремления ежа к совершенствованию; Б) – длительного упражнения; В) – появления многочисленных модификационных изменений; Г) – действия движущих сил эволюции. 10. Ряды видов, последовательно сменяющие друг друга в процессе эволюции, представляют собой:А)  – переходные формы; Б) – эмбриологические доказательства; В) – филогенетические ряды; Г) – сравнительно­анатомические доказательства. II. Дайте характеристику основных видов естественного отбора. III. В чем проявляется связь между наследственной изменчивостью и действием естественного отбора в процессе эволюции?IV. Как могла возникнуть приспособленность у кузнечиков к жизни среди зеленой травянистой  растительности? Контрольная работа по теме: «Эволюционное учение»   Вариант 3 I. Выберите правильный ответ: 1. Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – это:  А) – экологические факторы; Б) – направление эволюции; В) – результаты эволюции; Г) – причины многообразия видов. 2. Соответствие строения органов выполняемым функциям, признаков организма среде обитания – это  явление: А) – изменчивости; Б) – наследственности; В) – приспособленности; Г) – борьбы за  существование. 3. Виды лютиков  не скрещиваются между собой, так как: А) – имеют разную окраску; Б) – имеют  разный набор хромосом; В) – различаются по форме; Г) – питаются разной пищей. 4. Эффективность действия естественного отбора в природе зависит от: А )– численности популяции; Б) – разнообразия наследственных изменений в популяции; В) – разнообразия видов в природе; Г) – искусственного отбора. 5. Естественный отбор – это: А) – преимущественное выживание и оставление потомства особями с  полезными в конкретных условиях обитания наследственными изменениями; Б) – характер  взаимоотношений особей вида; В) – характер взаимоотношений особей разных видов; Г) – взаимоотношения особей вида с факторами неживой природы. 6. Изменчивость признаков, связанную с изменением генов и хромосом, играющую большую роль в  эволюции, называют: А )– мутационной; Б) – массовой; В )– модификационной; Г) – определенной. 7. Неоднородность особей в популяции, насыщение ее мутациями является результатом: А )– обмена веществ; Б) – колебания численности популяции; В) – размножения особей; Г) – борьбы за  существование. 8. Определите черты приспособленности морского конька к защите от хищников: А )– сходство формы  тела и окраски с растениями; Б) – небольшие размеры рыбы; В) – небольшая подвижность; Г) –  большая скорость передвижения. 9. Географическая изоляция разных популяций одного вида – основа для: А) – увеличения численности этих популяций; Б) – колебания численности популяций; В) – обострения борьбы за существование  между ними; Г) – усиления различий между генофондами этих популяций. 10. Способность зайцев спасаться от хищников быстрым бегом, запутыванием следов возникла в  результате: А )– его стремления к совершенствованию; Б) – постоянного упражнения конечностей; В) – наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора; Г) – модификационной изменчивости и искусственного отбора.. II. Дайте характеристику основных видов изоляции.III. В чем провляется взаимосвязь движущих сил эволюции? IV. Как появились у чертополоха по краям зубчиков листа колючки, защищающие его от поедания  животными? Контрольная работа по теме: «Эволюционное учение»   Вариант 4 I. Выберите правильный ответ:  1. На Земле существует около 0,5 млн видов растений и 2 млн видов животных. Причиной разнообразия видов является: А) – размножение особей; Б) – эволюция; В) – приспособленность организмов; Г) – онтогенез. 2. Сбор многочисленных научных фактов, изучение практики выведения сортов растений и пород  животных способствовали созданию Ч.Дарвином: А) – учения о размножении особей; Б )– науки  генетики; В) – учения о движущих силах эволюции; Г) – учения о биосфере. 3. Определите причины возникновения различных видов вьюрков: А) – модификационная  изменчивость; Б) – только мутационная изменчивость; В) – только борьба за существование; Г) – наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. 4. На определенном этапе образования новых видов между популяциями возникает биологическая  изоляция, которая характеризуется: А )– утратой способности особей разных популяций скрещиваться; Б) – изменением численности популяций; В) – способностью особей разных популяций скрещиваться; Г) – возможностью обмена генами между разными популяциями. 5. Модификационная изменчивость не играет большой роли в эволюции органического мира, потому  что: А) – носит массовый характер; Б) – адекватна действию факторов среды; В) – не передается по  наследству; Г) – носит ненаправленный характер. 6. Определите черты приспособленности злаков к опылению ветром: А )– наличие завязи; Б) – пестрая  окраска цветка; В) – наличие перистого рыльца и длинных тычиночных нитей; Г) – наличие нектара и запаха. 7. Способность многих животных (например, семейства псовых) различать запахи сформировалась  благодаря: А )– их стремлению к самосовершенствованию; Б )– постоянному упражнению органов  обоняния; В )– модификационной изменчивости и искусственному отбору; Г) – наследственной изменчивости, борьбе за существование, естественному отбору. 8. Организмы, совмещающие признаки разных систематических групп, например, классов животных  (археоптерикс), представляют собой: А) – филогенетические ряды; Б )– переходные формы; В) – эмбриологические доказательства; Г) – генетические доказательства. 9. Результатом длительной эволюции органического мира является: А) – приспособленность  организмов к среде обитания; Б) – наследственная изменчивость организмов; В) – модификационная  изменчивость организмов; Г) – географическая и экологическая изоляция популяций.10. Определенный ареал, занимаемый видом в природе, называется: : А)­морфологическим критерием;  Б)­экологическим критерием ;В)­генетическим критерием; Г)­географическим критерием. II. Дайте характеристику основных видов приспособленности живых организмов. III. Почему единицей эволюции нельзя считать отдельную особь? IV. Как могла возникнуть приспособленность семян репейника к распространению животными?